ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет экологических представлений
1.1 Теоретическое обоснование формирования экологических
представлений дошкольников как психолого-педагогическая проблема
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий формирования
экологических представлений у дошкольников в ДОУ
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Экспериментальное исследование реализации психолого-педагогических условий по формированию у детей 6-7 лет экологических представлений
2.1 Выявление уровня сформированности экологических
представлений у дошкольников
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования у
детей 6-7 лет экологических представлений
2.3 Выявление эффективности психолого-педагогических условий на
повышение уровня сформированности у детей 6-7 лет экологических представлений
Выводы по второй главе 73
Заключение 75
Список используемой литературы 78
Приложения 85
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет экологических представлений
1.1 Теоретическое обоснование формирования экологических
представлений дошкольников как психолого-педагогическая проблема
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий формирования
экологических представлений у дошкольников в ДОУ
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Экспериментальное исследование реализации психолого-педагогических условий по формированию у детей 6-7 лет экологических представлений
2.1 Выявление уровня сформированности экологических
представлений у дошкольников
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования у
детей 6-7 лет экологических представлений
2.3 Выявление эффективности психолого-педагогических условий на
повышение уровня сформированности у детей 6-7 лет экологических представлений
Выводы по второй главе 73
Заключение 75
Список используемой литературы 78
Приложения 85
Актуальность исследования.
Развивающееся современное общество диктует нам подходить к формированию личности ребенка с точки зрения его инициативности, самостоятельности, творческой активности, еще, умения самостоятельно решать поставленные задачи, самостоятельно находить из сложившихся ситуаций выходы, а также ребенка способного чутко откликаться на любые изменения в окружающей среде [7]. Развитие экологических представлений, формирование экологического сознания у дошкольника в данном плане является общественно значимым качеством его личности, оно проявляется и формируется в разных видах его деятельности.
Такие ученые, как Н.Н. Вересов, Л.И. Грехова, Н.С. Дежникова, А.П.Сидельковский, И.Т. Суравегина и другие рассматривали феномен экологической культуры. А также Я.И. Габаев, А.Н. Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Г. Иоганзен, Е.Е.Письменная разработали следующие принципы экологического образования дошкольников. В первую очередь, экологическое воспитание дошкольников, направлено на формирование «правильного» отношения ребенка, то есть положительного и ответственного отношения к окружающей его среде, системе базовых ценностей - взаимодействия с почвой, водой, животными и растениями. Формирование дошкольника «нового» типа с принципиально новым экологическим мышлением, привитие неподдельной любви и бережливого отношения ребенка к окружающей его природе, бережному и рациональному использованию природных богатств, ребенка способного осознать последствия своих потребительских действий по отношению к окружающему миру и умеющего проживать в гармонии с природой - вот главные задачи формирования экологических представлений. образовательными организациями встаёт создания психолого-педагогических условий экологических представлений и механизмов природоохранного сознания подрастающего поколения, что является одним из важнейших моментов в подготовке ребенка к взаимодействию его с природой. В настоящее время педагоги, не придают должную значимость формированию экологических представлений, или же не всегда используют эффективные способы для целенаправленного развития экологических представлений, или не привлекают родителей к совместной деятельности с детьми.
Таким образом, основное противоречие заключается в необходимости формирования экологических представлений у детей и недостаточным использованием актуальных авторских методик с активным привлечением родителей. Данное противоречие определило Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне, которое обусловлено тем, что в настоящее время в области дошкольного образования, осуществляются изменения, связанные с повышением его качества в связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Целевыми ориентирами образовательной работы с дошкольниками становятся следующие важные качества личности: творческая активность, инициативность, самостоятельность, формирующиеся и проявляющиеся в детских видах деятельности. В соответствии с ФГОС ДО для успешного исполнения задач программы дошкольной образовательной организации (ДОО), должно быть реализовано активное вовлечение родителей (или лиц, их заменяющих) в образовательную деятельность ДОО. При решении задачи формирования экологических представлений у детей участие родителей может быть реализовано как совместная поисковая деятельность детей и родителей [7].
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определяется тем, что детство, по мнению ученых, педагогов и психологов, является наиболее активным возрастным периодом, для формирования основ мировоззрения личности ребенка. Отношение ребенка к себе, людям своего ближайшего окружения, к окружающему ребенка миру. И именно в дошкольном периоде возникает необходимость создавать психолого-педагогические условия для формирования естественным путем у детей понимания закономерностей происходящих в природе, что все и всегда в ней взаимосвязано. В нашей стране, исследование формирования экологических представлений в сознании детей, грамотное развитие экологической культуры занимает должное место в современном образовании и воспитании и рассматривает этот аспект со всех сторон, в непрерывности педагогического процесса, рассмотрение в теории и практике, на уровне организации совместной игровой познавательной практической деятельности с дошкольниками.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне определяется тем, что, несмотря на постоянное существенное внимание, уделяемое формированию экологических представлений, все же не рассматриваются формы вовлечения родителей в образовательный процесс.
Анализ современных научных исследований и педагогической практики позволили нам выявить следующие противоречия:
- между важностью и необходимостью сформировать экологические представления детей 6-7 лет и недостаточным вовлечением родителей в этот процесс;
- между декларируемой необходимостью участия родителей в решении задач образовательной работы с детьми и недостаточной разработкой содержания и характера данного процесса в ДОО;
- между образовательными возможностями совместной поисковой деятельности родителей и детей в формировании экологических представлений и недостаточной разработкой ее форм, содержания и соответствующих методических рекомендаций в понимании требований ФГОС ДО.
На основании выявленного нами противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формировании у детей 6-7 лет экологических представлений?
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия формирования экологических представлений у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования экологических представлений у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, как средство формирования экологических представлений у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования состоит из следующих предположений:
- формирование экологических представлений у детей 6-7 лет происходит как освоение ее компонентов (мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный) в процессе игровой, поисковой деятельности, которая может быть реализована как совместная деятельность родителей и детей посредством КВН;
- расширение и углубление экологических представлений, совместная поисковая деятельность детей и родителей организуется педагогом в результате создания психолого-педагогических условий, как компонента образовательного процесса ДОО по реализации образовательной области «Познавательное развитие»;
- активное вовлечение родителей в образовательный процесс по формированию экологических представлений у детей 6-7 лет, предполагает готовность родителей к совместной поисковой деятельности с детьми (мотивационный, когнитивный, практический компоненты), плановый характер данного направления работы педагога с родителями и предусматривает реализацию взаимосвязанных этапов (подготовительный и основной).
Предмет, объект и цель исследования, определили постановку и решение следующих задач:
1. Выявить степень разработанности на современном этапе проблемы формирования экологических представлений у детей 6-7 лет и уточнить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Выявить уровень сформированности экологических представлений у детей 6-7 лет.
3. Апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет экологических представлений.
Основные этапы исследования.
Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2016 г. - апрель 2017г.). Изучение и анализ современной психолого-педагогической и научно-методической литературы с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Составление нами исходных параметров, методов и методологии, понятийного аппарата. Разработка диагностического инструментария по выявлению сформированности экологических представлений у детей 6-7 лет. Проведение констатирующего эксперимента. Анализ результатов констатирующего эксперимента.
Второй этап - опытно-экспериментальный (апрель 2017 г. - март 2018г.). Разработка, апробация и корректировка этапов и содержания работы педагога с детьми, форм вовлечения детей в образовательный процесс, а также подходов к планированию содержания и задачи совместной познавательной, социально-коммуникативной деятельности детей, обеспечивающие формирование экологического опыта детей. Обработка. Проверка и дальнейшая систематизация полученных нами результатов Проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента.
Третий этап - заключительно - обобщающий (апрель - май 2018 г.). Теоретическое осмысление полученных нами результатов опытно-поисковой работы. Осуществление анализа, обобщения и систематизации полученных результатов опытно-экспериментальной работы. Оформление диссертационных материалов, формулировка выводов.
Новизна исследования состоит в следующем: выявлена степень изученности проблемы, определена сущность процесса формирования экологических представлений у детей как субъективного опыта, складывающийся из различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, стереотипов поведения, социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний; выделены и охарактеризованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование экологических представлений у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования: уточнены и охарактеризованы компоненты и показатели экологических представлений у детей 6-7 лет, а также охарактеризованы уровни сформированности экологических представлений у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что практические работники дошкольного образования могут использовать разработанные диагностические методики по выявлению уровня сформированности экологических представлений у детей 6-7 лет, а также разработанные нами формы вовлечения родителей в подготовку и участие в экологических мероприятиях совместно с детьми, формы активности детей в общественных событиях и технологические карты по формированию представлений детей о способах их участия в экологических мероприятиях.
Достоверность и обоснованность основных положений данной работы и выводов нашего исследования обеспечивается нами опорой на концептуальные современные научные положения в педагогике и психологии; обеспечивается комплексностью и адекватностью методов теоретического исследования и опытно-экспериментального исследования, соответствующих изучаемому предмету, соответствующих цели и задачам научного поиска; обеспечивается объективностью способов оценки результатов нашего эксперимента, обеспечивается целенаправленным анализом нашего опыта работы и обобщением полученных результатов опытно-экспериментальной работы.
В исследовании применяются методы, адекватные поставленным задачам и предмету нашего исследования:
- теоретические, а именно анализ психологических исследований, педагогической и методической литературы по исследуемой нами проблеме; моделирование и проектирование полученных результатов и процессов их достижения нами на различных этапах данной диссертационной работы;
- эмпирические, а именно педагогический эксперимент, который включает констатирующий, формирующий и контрольный этапы; опросные методы (анкеты для педагогов и родителей), изучение документации и непосредственно опыта педагогической деятельности.
Экспериментальная база исследования: детский сад № 82 «Богатырь», АНО ДО «Планета детства «Лада», г. Тольятти. Были исследованы 2 группы - экспериментальная и контрольная, каждая по 20 человек.
Положения, выносимые на защиту:
1. Экологические представления определяются как опыт дошкольника, включающий единство различного рода качественных умений и навыков, освоение компонентов, стереотипов поведения и характеризуется мотивационно-ценностным, когнитивным, эмоционально-волевым и деятельностным компонентами в их совокупности и взаимосвязи проявляющихся с учетом дошкольного возраста содержательно.
Экологические представления наиболее эффективно формируются при необходимости поиска решения проблем в игровой поисковой деятельности, что может быть реализовано посредством КВН, как совместная деятельность детей и родителей;
2. Расширение и углубление экологических представлений определяется в создании качественных психолого-педагогических условий путем приобретения опыта совместной поисковой игровой деятельности детей и родителей является формой активности родителей, как непосредственных участников образовательного процесса; является одним из компонентов образовательной деятельности ДОУ. Содержание компонентов психолого-педагогических условий и способы организации совместной деятельности определяются содержанием педагогической работы, опираясь на календарно-тематический план, компонентами активности дошкольников, опираясь на календарно-тематический план, учитывая степень готовности родителей (мотивационной, когнитивной, практической);
3. Совместная деятельность детей и родителей как форма активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ согласно утвержденному Федеральному Государственному Стандарту по формированию экологических представлений является одним из направлений образовательной работы педагога с родителями, и предусматривает систематическую организацию разных форм взаимодействия с родителями и носит плановый характер определяя выполнение следующих стадий:
1) подготовительная стадия - формирование готовности родителей;
2) основная стадия - решение задач по формированию экологических представлений у детей в процессе совместной деятельности детьми с родителями.
Структура и объём диссертации обусловлены логикой научного исследования. Представленная магистерская диссертация состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, из 63 источников, 3 приложения. Текст иллюстрируют 7 таблиц, 3 рисунка.
Развивающееся современное общество диктует нам подходить к формированию личности ребенка с точки зрения его инициативности, самостоятельности, творческой активности, еще, умения самостоятельно решать поставленные задачи, самостоятельно находить из сложившихся ситуаций выходы, а также ребенка способного чутко откликаться на любые изменения в окружающей среде [7]. Развитие экологических представлений, формирование экологического сознания у дошкольника в данном плане является общественно значимым качеством его личности, оно проявляется и формируется в разных видах его деятельности.
Такие ученые, как Н.Н. Вересов, Л.И. Грехова, Н.С. Дежникова, А.П.Сидельковский, И.Т. Суравегина и другие рассматривали феномен экологической культуры. А также Я.И. Габаев, А.Н. Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Г. Иоганзен, Е.Е.Письменная разработали следующие принципы экологического образования дошкольников. В первую очередь, экологическое воспитание дошкольников, направлено на формирование «правильного» отношения ребенка, то есть положительного и ответственного отношения к окружающей его среде, системе базовых ценностей - взаимодействия с почвой, водой, животными и растениями. Формирование дошкольника «нового» типа с принципиально новым экологическим мышлением, привитие неподдельной любви и бережливого отношения ребенка к окружающей его природе, бережному и рациональному использованию природных богатств, ребенка способного осознать последствия своих потребительских действий по отношению к окружающему миру и умеющего проживать в гармонии с природой - вот главные задачи формирования экологических представлений. образовательными организациями встаёт создания психолого-педагогических условий экологических представлений и механизмов природоохранного сознания подрастающего поколения, что является одним из важнейших моментов в подготовке ребенка к взаимодействию его с природой. В настоящее время педагоги, не придают должную значимость формированию экологических представлений, или же не всегда используют эффективные способы для целенаправленного развития экологических представлений, или не привлекают родителей к совместной деятельности с детьми.
Таким образом, основное противоречие заключается в необходимости формирования экологических представлений у детей и недостаточным использованием актуальных авторских методик с активным привлечением родителей. Данное противоречие определило Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне, которое обусловлено тем, что в настоящее время в области дошкольного образования, осуществляются изменения, связанные с повышением его качества в связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Целевыми ориентирами образовательной работы с дошкольниками становятся следующие важные качества личности: творческая активность, инициативность, самостоятельность, формирующиеся и проявляющиеся в детских видах деятельности. В соответствии с ФГОС ДО для успешного исполнения задач программы дошкольной образовательной организации (ДОО), должно быть реализовано активное вовлечение родителей (или лиц, их заменяющих) в образовательную деятельность ДОО. При решении задачи формирования экологических представлений у детей участие родителей может быть реализовано как совместная поисковая деятельность детей и родителей [7].
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определяется тем, что детство, по мнению ученых, педагогов и психологов, является наиболее активным возрастным периодом, для формирования основ мировоззрения личности ребенка. Отношение ребенка к себе, людям своего ближайшего окружения, к окружающему ребенка миру. И именно в дошкольном периоде возникает необходимость создавать психолого-педагогические условия для формирования естественным путем у детей понимания закономерностей происходящих в природе, что все и всегда в ней взаимосвязано. В нашей стране, исследование формирования экологических представлений в сознании детей, грамотное развитие экологической культуры занимает должное место в современном образовании и воспитании и рассматривает этот аспект со всех сторон, в непрерывности педагогического процесса, рассмотрение в теории и практике, на уровне организации совместной игровой познавательной практической деятельности с дошкольниками.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне определяется тем, что, несмотря на постоянное существенное внимание, уделяемое формированию экологических представлений, все же не рассматриваются формы вовлечения родителей в образовательный процесс.
Анализ современных научных исследований и педагогической практики позволили нам выявить следующие противоречия:
- между важностью и необходимостью сформировать экологические представления детей 6-7 лет и недостаточным вовлечением родителей в этот процесс;
- между декларируемой необходимостью участия родителей в решении задач образовательной работы с детьми и недостаточной разработкой содержания и характера данного процесса в ДОО;
- между образовательными возможностями совместной поисковой деятельности родителей и детей в формировании экологических представлений и недостаточной разработкой ее форм, содержания и соответствующих методических рекомендаций в понимании требований ФГОС ДО.
На основании выявленного нами противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формировании у детей 6-7 лет экологических представлений?
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия формирования экологических представлений у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования экологических представлений у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, как средство формирования экологических представлений у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования состоит из следующих предположений:
- формирование экологических представлений у детей 6-7 лет происходит как освоение ее компонентов (мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный) в процессе игровой, поисковой деятельности, которая может быть реализована как совместная деятельность родителей и детей посредством КВН;
- расширение и углубление экологических представлений, совместная поисковая деятельность детей и родителей организуется педагогом в результате создания психолого-педагогических условий, как компонента образовательного процесса ДОО по реализации образовательной области «Познавательное развитие»;
- активное вовлечение родителей в образовательный процесс по формированию экологических представлений у детей 6-7 лет, предполагает готовность родителей к совместной поисковой деятельности с детьми (мотивационный, когнитивный, практический компоненты), плановый характер данного направления работы педагога с родителями и предусматривает реализацию взаимосвязанных этапов (подготовительный и основной).
Предмет, объект и цель исследования, определили постановку и решение следующих задач:
1. Выявить степень разработанности на современном этапе проблемы формирования экологических представлений у детей 6-7 лет и уточнить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Выявить уровень сформированности экологических представлений у детей 6-7 лет.
3. Апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет экологических представлений.
Основные этапы исследования.
Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2016 г. - апрель 2017г.). Изучение и анализ современной психолого-педагогической и научно-методической литературы с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Составление нами исходных параметров, методов и методологии, понятийного аппарата. Разработка диагностического инструментария по выявлению сформированности экологических представлений у детей 6-7 лет. Проведение констатирующего эксперимента. Анализ результатов констатирующего эксперимента.
Второй этап - опытно-экспериментальный (апрель 2017 г. - март 2018г.). Разработка, апробация и корректировка этапов и содержания работы педагога с детьми, форм вовлечения детей в образовательный процесс, а также подходов к планированию содержания и задачи совместной познавательной, социально-коммуникативной деятельности детей, обеспечивающие формирование экологического опыта детей. Обработка. Проверка и дальнейшая систематизация полученных нами результатов Проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента.
Третий этап - заключительно - обобщающий (апрель - май 2018 г.). Теоретическое осмысление полученных нами результатов опытно-поисковой работы. Осуществление анализа, обобщения и систематизации полученных результатов опытно-экспериментальной работы. Оформление диссертационных материалов, формулировка выводов.
Новизна исследования состоит в следующем: выявлена степень изученности проблемы, определена сущность процесса формирования экологических представлений у детей как субъективного опыта, складывающийся из различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, стереотипов поведения, социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний; выделены и охарактеризованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование экологических представлений у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования: уточнены и охарактеризованы компоненты и показатели экологических представлений у детей 6-7 лет, а также охарактеризованы уровни сформированности экологических представлений у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что практические работники дошкольного образования могут использовать разработанные диагностические методики по выявлению уровня сформированности экологических представлений у детей 6-7 лет, а также разработанные нами формы вовлечения родителей в подготовку и участие в экологических мероприятиях совместно с детьми, формы активности детей в общественных событиях и технологические карты по формированию представлений детей о способах их участия в экологических мероприятиях.
Достоверность и обоснованность основных положений данной работы и выводов нашего исследования обеспечивается нами опорой на концептуальные современные научные положения в педагогике и психологии; обеспечивается комплексностью и адекватностью методов теоретического исследования и опытно-экспериментального исследования, соответствующих изучаемому предмету, соответствующих цели и задачам научного поиска; обеспечивается объективностью способов оценки результатов нашего эксперимента, обеспечивается целенаправленным анализом нашего опыта работы и обобщением полученных результатов опытно-экспериментальной работы.
В исследовании применяются методы, адекватные поставленным задачам и предмету нашего исследования:
- теоретические, а именно анализ психологических исследований, педагогической и методической литературы по исследуемой нами проблеме; моделирование и проектирование полученных результатов и процессов их достижения нами на различных этапах данной диссертационной работы;
- эмпирические, а именно педагогический эксперимент, который включает констатирующий, формирующий и контрольный этапы; опросные методы (анкеты для педагогов и родителей), изучение документации и непосредственно опыта педагогической деятельности.
Экспериментальная база исследования: детский сад № 82 «Богатырь», АНО ДО «Планета детства «Лада», г. Тольятти. Были исследованы 2 группы - экспериментальная и контрольная, каждая по 20 человек.
Положения, выносимые на защиту:
1. Экологические представления определяются как опыт дошкольника, включающий единство различного рода качественных умений и навыков, освоение компонентов, стереотипов поведения и характеризуется мотивационно-ценностным, когнитивным, эмоционально-волевым и деятельностным компонентами в их совокупности и взаимосвязи проявляющихся с учетом дошкольного возраста содержательно.
Экологические представления наиболее эффективно формируются при необходимости поиска решения проблем в игровой поисковой деятельности, что может быть реализовано посредством КВН, как совместная деятельность детей и родителей;
2. Расширение и углубление экологических представлений определяется в создании качественных психолого-педагогических условий путем приобретения опыта совместной поисковой игровой деятельности детей и родителей является формой активности родителей, как непосредственных участников образовательного процесса; является одним из компонентов образовательной деятельности ДОУ. Содержание компонентов психолого-педагогических условий и способы организации совместной деятельности определяются содержанием педагогической работы, опираясь на календарно-тематический план, компонентами активности дошкольников, опираясь на календарно-тематический план, учитывая степень готовности родителей (мотивационной, когнитивной, практической);
3. Совместная деятельность детей и родителей как форма активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ согласно утвержденному Федеральному Государственному Стандарту по формированию экологических представлений является одним из направлений образовательной работы педагога с родителями, и предусматривает систематическую организацию разных форм взаимодействия с родителями и носит плановый характер определяя выполнение следующих стадий:
1) подготовительная стадия - формирование готовности родителей;
2) основная стадия - решение задач по формированию экологических представлений у детей в процессе совместной деятельности детьми с родителями.
Структура и объём диссертации обусловлены логикой научного исследования. Представленная магистерская диссертация состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, из 63 источников, 3 приложения. Текст иллюстрируют 7 таблиц, 3 рисунка.
В заключение были подведены итоги работы и сформулированы основные выводы.
Теоретический анализ современных психолого-педагогических исследований, позволил выявить степень изученности, раскрыть структуру и содержание экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста, уточнить понятие «экологические представления».
«Экологические представления» понимается нами как опыт, включающий единство различного рода умений и навыков, стереотипов поведения, запечатленных ощущений и переживаний, характеризующихся совокупностью взаимосвязанных компонентов (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный).
На этапе констатирующего эксперимента были определены показатели по каждому из компонентов экологических представлений, подобран и апробирован диагностический инструментарий, описаны уровни (высокий, средний, низкий) сформированности экологических представлений у детей 6-7 лет.
С целью выявить особенности построения образовательного процесса по формированию экологических представлений и участия детей 6-7 лет в общественной жизни было проведено анкетирование воспитателей и родителей, и анализ календарно-тематического плана. Анализ результатов анкетирования позволил более точно построить работу в формирующем эксперименте.
Работа в формирующем эксперименте осуществлялась по этапам (подготовительный и основной).
Цель подготовительного этапа конкретизация содержания выделенных психолого-педагогических условий с учетом результатов диагностики детей и результатов изучения педагогической практики. На данном этапе нами была составлена методическая копилка форм активности детей в экологических мероприятиях с учетом форм реализации; методическая копилка форм вовлечения родителей в подготовку и участие в экологических мероприятиях совместно с детьми; технологическая карта на общедидактическом уровне по формированию экологических представлений у детей и соответственно по формированию опыта экологического участия детей в общественной жизни.
Цель основного этапа формирование экологических представлений у детей 6-7 лет экологического опыта участия в общественной жизни в ходе реализации психолого-педагогических условий. На данном этапе было определено содержание образовательной работы, предусматривающее включенность различных субъектов образовательного процесса и предполагающее возможность реализации активности детей.
На контрольном этапе экспериментально доказано, что при соблюдении комплекса выделенных нами психолого-педагогических условий у детей формируется экологические представления и экологический опыт участия в общественной жизни, уровень которого можно оценить сформированностью качественных показателей по следующим компонентам:
- в когнитивном компоненте - экологическими представлениями у детей, значимости различных экологических мероприятий в жизни людей; о разных формах участия в познавательной активности в процессе совместной поисковой деятельности детей и взрослых; о разных формах участия детей и родителей в экологических мероприятиях в общественной жизни; осознанием своего опыта участия в разных экологических мероприятиях в общественной жизни.
- в мотивационно-ценностном компоненте - положительным отношением к своему участию в познавательной активности в процессе совместной поисковой деятельности; осознанием значимости участия самого ребенка; желанием участвовать в совместной поисковой деятельности.
- в деятельностном компоненте - умением определять экологические представления разных формах участия в познавательной активности в процессе совместной поисковой деятельности детей и взрослых; формы собственного участия в экологических мероприятиях в общественной жизни (планировать) и обосновывать их выбор; реализовать различные формы участия в экологических мероприятиях в общественной жизни; рассказывать о своем участии.
Достигнутая положительная динамика сформированности экологических представлений у детей 6-7 лет доказывает эффективность выделенных психолого-педагогических условий.
Теоретический анализ современных психолого-педагогических исследований, позволил выявить степень изученности, раскрыть структуру и содержание экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста, уточнить понятие «экологические представления».
«Экологические представления» понимается нами как опыт, включающий единство различного рода умений и навыков, стереотипов поведения, запечатленных ощущений и переживаний, характеризующихся совокупностью взаимосвязанных компонентов (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный).
На этапе констатирующего эксперимента были определены показатели по каждому из компонентов экологических представлений, подобран и апробирован диагностический инструментарий, описаны уровни (высокий, средний, низкий) сформированности экологических представлений у детей 6-7 лет.
С целью выявить особенности построения образовательного процесса по формированию экологических представлений и участия детей 6-7 лет в общественной жизни было проведено анкетирование воспитателей и родителей, и анализ календарно-тематического плана. Анализ результатов анкетирования позволил более точно построить работу в формирующем эксперименте.
Работа в формирующем эксперименте осуществлялась по этапам (подготовительный и основной).
Цель подготовительного этапа конкретизация содержания выделенных психолого-педагогических условий с учетом результатов диагностики детей и результатов изучения педагогической практики. На данном этапе нами была составлена методическая копилка форм активности детей в экологических мероприятиях с учетом форм реализации; методическая копилка форм вовлечения родителей в подготовку и участие в экологических мероприятиях совместно с детьми; технологическая карта на общедидактическом уровне по формированию экологических представлений у детей и соответственно по формированию опыта экологического участия детей в общественной жизни.
Цель основного этапа формирование экологических представлений у детей 6-7 лет экологического опыта участия в общественной жизни в ходе реализации психолого-педагогических условий. На данном этапе было определено содержание образовательной работы, предусматривающее включенность различных субъектов образовательного процесса и предполагающее возможность реализации активности детей.
На контрольном этапе экспериментально доказано, что при соблюдении комплекса выделенных нами психолого-педагогических условий у детей формируется экологические представления и экологический опыт участия в общественной жизни, уровень которого можно оценить сформированностью качественных показателей по следующим компонентам:
- в когнитивном компоненте - экологическими представлениями у детей, значимости различных экологических мероприятий в жизни людей; о разных формах участия в познавательной активности в процессе совместной поисковой деятельности детей и взрослых; о разных формах участия детей и родителей в экологических мероприятиях в общественной жизни; осознанием своего опыта участия в разных экологических мероприятиях в общественной жизни.
- в мотивационно-ценностном компоненте - положительным отношением к своему участию в познавательной активности в процессе совместной поисковой деятельности; осознанием значимости участия самого ребенка; желанием участвовать в совместной поисковой деятельности.
- в деятельностном компоненте - умением определять экологические представления разных формах участия в познавательной активности в процессе совместной поисковой деятельности детей и взрослых; формы собственного участия в экологических мероприятиях в общественной жизни (планировать) и обосновывать их выбор; реализовать различные формы участия в экологических мероприятиях в общественной жизни; рассказывать о своем участии.
Достигнутая положительная динамика сформированности экологических представлений у детей 6-7 лет доказывает эффективность выделенных психолого-педагогических условий.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БЫТУ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОЙСТВАХ ПОЧВЫ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОГУЛОК
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера посредством виртуальных экскурсий
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К СВОЕЙ РОДОСЛОВНОЙ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019



