Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет экологических представлений
1.1 Теоретическое обоснование формирования экологических
представлений дошкольников как психолого-педагогическая проблема
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий формирования
экологических представлений у дошкольников в ДОУ
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Экспериментальное исследование реализации психолого-педагогических условий по формированию у детей 6-7 лет экологических представлений
2.1 Выявление уровня сформированности экологических
представлений у дошкольников
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования у
детей 6-7 лет экологических представлений
2.3 Выявление эффективности психолого-педагогических условий на
повышение уровня сформированности у детей 6-7 лет экологических представлений
Выводы по второй главе 73
Заключение 75
Список используемой литературы 78
Приложения 85
Актуальность исследования.
Развивающееся современное общество диктует нам подходить к формированию личности ребенка с точки зрения его инициативности, самостоятельности, творческой активности, еще, умения самостоятельно решать поставленные задачи, самостоятельно находить из сложившихся ситуаций выходы, а также ребенка способного чутко откликаться на любые изменения в окружающей среде [7]. Развитие экологических представлений, формирование экологического сознания у дошкольника в данном плане является общественно значимым качеством его личности, оно проявляется и формируется в разных видах его деятельности.
Такие ученые, как Н.Н. Вересов, Л.И. Грехова, Н.С. Дежникова, А.П.Сидельковский, И.Т. Суравегина и другие рассматривали феномен экологической культуры. А также Я.И. Габаев, А.Н. Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Г. Иоганзен, Е.Е.Письменная разработали следующие принципы экологического образования дошкольников. В первую очередь, экологическое воспитание дошкольников, направлено на формирование «правильного» отношения ребенка, то есть положительного и ответственного отношения к окружающей его среде, системе базовых ценностей - взаимодействия с почвой, водой, животными и растениями. Формирование дошкольника «нового» типа с принципиально новым экологическим мышлением, привитие неподдельной любви и бережливого отношения ребенка к окружающей его природе, бережному и рациональному использованию природных богатств, ребенка способного осознать последствия своих потребительских действий по отношению к окружающему миру и умеющего проживать в гармонии с природой - вот главные задачи формирования экологических представлений. образовательными организациями встаёт создания психолого-педагогических условий экологических представлений и механизмов природоохранного сознания подрастающего поколения, что является одним из важнейших моментов в подготовке ребенка к взаимодействию его с природой. В настоящее время педагоги, не придают должную значимость формированию экологических представлений, или же не всегда используют эффективные способы для целенаправленного развития экологических представлений, или не привлекают родителей к совместной деятельности с детьми.
Таким образом, основное противоречие заключается в необходимости формирования экологических представлений у детей и недостаточным использованием актуальных авторских методик с активным привлечением родителей. Данное противоречие определило Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне, которое обусловлено тем, что в настоящее время в области дошкольного образования, осуществляются изменения, связанные с повышением его качества в связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Целевыми ориентирами образовательной работы с дошкольниками становятся следующие важные качества личности: творческая активность, инициативность, самостоятельность, формирующиеся и проявляющиеся в детских видах деятельности. В соответствии с ФГОС ДО для успешного исполнения задач программы дошкольной образовательной организации (ДОО), должно быть реализовано активное вовлечение родителей (или лиц, их заменяющих) в образовательную деятельность ДОО. При решении задачи формирования экологических представлений у детей участие родителей может быть реализовано как совместная поисковая деятельность детей и родителей [7].
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определяется тем, что детство, по мнению ученых, педагогов и психологов, является наиболее активным возрастным периодом, для формирования основ мировоззрения личности ребенка. Отношение ребенка к себе, людям своего ближайшего окружения, к окружающему ребенка миру. И именно в дошкольном периоде возникает необходимость создавать психолого-педагогические условия для формирования естественным путем у детей понимания закономерностей происходящих в природе, что все и всегда в ней взаимосвязано. В нашей стране, исследование формирования экологических представлений в сознании детей, грамотное развитие экологической культуры занимает должное место в современном образовании и воспитании и рассматривает этот аспект со всех сторон, в непрерывности педагогического процесса, рассмотрение в теории и практике, на уровне организации совместной игровой познавательной практической деятельности с дошкольниками.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне определяется тем, что, несмотря на постоянное существенное внимание, уделяемое формированию экологических представлений, все же не рассматриваются формы вовлечения родителей в образовательный процесс.
Анализ современных научных исследований и педагогической практики позволили нам выявить следующие противоречия:
- между важностью и необходимостью сформировать экологические представления детей 6-7 лет и недостаточным вовлечением родителей в этот процесс;
- между декларируемой необходимостью участия родителей в решении задач образовательной работы с детьми и недостаточной разработкой содержания и характера данного процесса в ДОО;
- между образовательными возможностями совместной поисковой деятельности родителей и детей в формировании экологических представлений и недостаточной разработкой ее форм, содержания и соответствующих методических рекомендаций в понимании требований ФГОС ДО.
На основании выявленного нами противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формировании у детей 6-7 лет экологических представлений?
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия формирования экологических представлений у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования экологических представлений у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, как средство формирования экологических представлений у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования состоит из следующих предположений:
- формирование экологических представлений у детей 6-7 лет происходит как освоение ее компонентов (мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный) в процессе игровой, поисковой деятельности, которая может быть реализована как совместная деятельность родителей и детей посредством КВН;
- расширение и углубление экологических представлений, совместная поисковая деятельность детей и родителей организуется педагогом в результате создания психолого-педагогических условий, как компонента образовательного процесса ДОО по реализации образовательной области «Познавательное развитие»;
- активное вовлечение родителей в образовательный процесс по формированию экологических представлений у детей 6-7 лет, предполагает готовность родителей к совместной поисковой деятельности с детьми (мотивационный, когнитивный, практический компоненты), плановый характер данного направления работы педагога с родителями и предусматривает реализацию взаимосвязанных этапов (подготовительный и основной).
Предмет, объект и цель исследования, определили постановку и решение следующих задач:
1. Выявить степень разработанности на современном этапе проблемы формирования экологических представлений у детей 6-7 лет и уточнить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Выявить уровень сформированности экологических представлений у детей 6-7 лет.
3. Апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет экологических представлений.
Основные этапы исследования.
Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2016 г. - апрель 2017г.). Изучение и анализ современной психолого-педагогической и научно-методической литературы с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Составление нами исходных параметров, методов и методологии, понятийного аппарата. Разработка диагностического инструментария по выявлению сформированности экологических представлений у детей 6-7 лет. Проведение констатирующего эксперимента. Анализ результатов констатирующего эксперимента.
Второй этап - опытно-экспериментальный (апрель 2017 г. - март 2018г.). Разработка, апробация и корректировка этапов и содержания работы педагога с детьми, форм вовлечения детей в образовательный процесс, а также подходов к планированию содержания и задачи совместной познавательной, социально-коммуникативной деятельности детей, обеспечивающие формирование экологического опыта детей. Обработка. Проверка и дальнейшая систематизация полученных нами результатов Проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента.
Третий этап - заключительно - обобщающий (апрель - май 2018 г.). Теоретическое осмысление полученных нами результатов опытно-поисковой работы. Осуществление анализа, обобщения и систематизации полученных результатов опытно-экспериментальной работы. Оформление диссертационных материалов, формулировка выводов.
Новизна исследования состоит в следующем: выявлена степень изученности проблемы, определена сущность процесса формирования экологических представлений у детей как субъективного опыта, складывающийся из различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, стереотипов поведения, социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний; выделены и охарактеризованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование экологических представлений у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования: уточнены и охарактеризованы компоненты и показатели экологических представлений у детей 6-7 лет, а также охарактеризованы уровни сформированности экологических представлений у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что практические работники дошкольного образования могут использовать разработанные диагностические методики по выявлению уровня сформированности экологических представлений у детей 6-7 лет, а также разработанные нами формы вовлечения родителей в подготовку и участие в экологических мероприятиях совместно с детьми, формы активности детей в общественных событиях и технологические карты по формированию представлений детей о способах их участия в экологических мероприятиях.
Достоверность и обоснованность основных положений данной работы и выводов нашего исследования обеспечивается нами опорой на концептуальные современные научные положения в педагогике и психологии; обеспечивается комплексностью и адекватностью методов теоретического исследования и опытно-экспериментального исследования, соответствующих изучаемому предмету, соответствующих цели и задачам научного поиска; обеспечивается объективностью способов оценки результатов нашего эксперимента, обеспечивается целенаправленным анализом нашего опыта работы и обобщением полученных результатов опытно-экспериментальной работы.
В исследовании применяются методы, адекватные поставленным задачам и предмету нашего исследования:
- теоретические, а именно анализ психологических исследований, педагогической и методической литературы по исследуемой нами проблеме; моделирование и проектирование полученных результатов и процессов их достижения нами на различных этапах данной диссертационной работы;
- эмпирические, а именно педагогический эксперимент, который включает констатирующий, формирующий и контрольный этапы; опросные методы (анкеты для педагогов и родителей), изучение документации и непосредственно опыта педагогической деятельности.
Экспериментальная база исследования: детский сад № 82 «Богатырь», АНО ДО «Планета детства «Лада», г. Тольятти. Были исследованы 2 группы - экспериментальная и контрольная, каждая по 20 человек.
Положения, выносимые на защиту:
1. Экологические представления определяются как опыт дошкольника, включающий единство различного рода качественных умений и навыков, освоение компонентов, стереотипов поведения и характеризуется мотивационно-ценностным, когнитивным, эмоционально-волевым и деятельностным компонентами в их совокупности и взаимосвязи проявляющихся с учетом дошкольного возраста содержательно.
Экологические представления наиболее эффективно формируются при необходимости поиска решения проблем в игровой поисковой деятельности, что может быть реализовано посредством КВН, как совместная деятельность детей и родителей;
2. Расширение и углубление экологических представлений определяется в создании качественных психолого-педагогических условий путем приобретения опыта совместной поисковой игровой деятельности детей и родителей является формой активности родителей, как непосредственных участников образовательного процесса; является одним из компонентов образовательной деятельности ДОУ. Содержание компонентов психолого-педагогических условий и способы организации совместной деятельности определяются содержанием педагогической работы, опираясь на календарно-тематический план, компонентами активности дошкольников, опираясь на календарно-тематический план, учитывая степень готовности родителей (мотивационной, когнитивной, практической);
3. Совместная деятельность детей и родителей как форма активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ согласно утвержденному Федеральному Государственному Стандарту по формированию экологических представлений является одним из направлений образовательной работы педагога с родителями, и предусматривает систематическую организацию разных форм взаимодействия с родителями и носит плановый характер определяя выполнение следующих стадий:
1) подготовительная стадия - формирование готовности родителей;
2) основная стадия - решение задач по формированию экологических представлений у детей в процессе совместной деятельности детьми с родителями.
Структура и объём диссертации обусловлены логикой научного исследования. Представленная магистерская диссертация состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, из 63 источников, 3 приложения. Текст иллюстрируют 7 таблиц, 3 рисунка.
В заключение были подведены итоги работы и сформулированы основные выводы.
Теоретический анализ современных психолого-педагогических исследований, позволил выявить степень изученности, раскрыть структуру и содержание экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста, уточнить понятие «экологические представления».
«Экологические представления» понимается нами как опыт, включающий единство различного рода умений и навыков, стереотипов поведения, запечатленных ощущений и переживаний, характеризующихся совокупностью взаимосвязанных компонентов (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный).
На этапе констатирующего эксперимента были определены показатели по каждому из компонентов экологических представлений, подобран и апробирован диагностический инструментарий, описаны уровни (высокий, средний, низкий) сформированности экологических представлений у детей 6-7 лет.
С целью выявить особенности построения образовательного процесса по формированию экологических представлений и участия детей 6-7 лет в общественной жизни было проведено анкетирование воспитателей и родителей, и анализ календарно-тематического плана. Анализ результатов анкетирования позволил более точно построить работу в формирующем эксперименте.
Работа в формирующем эксперименте осуществлялась по этапам (подготовительный и основной).
Цель подготовительного этапа конкретизация содержания выделенных психолого-педагогических условий с учетом результатов диагностики детей и результатов изучения педагогической практики. На данном этапе нами была составлена методическая копилка форм активности детей в экологических мероприятиях с учетом форм реализации; методическая копилка форм вовлечения родителей в подготовку и участие в экологических мероприятиях совместно с детьми; технологическая карта на общедидактическом уровне по формированию экологических представлений у детей и соответственно по формированию опыта экологического участия детей в общественной жизни.
Цель основного этапа формирование экологических представлений у детей 6-7 лет экологического опыта участия в общественной жизни в ходе реализации психолого-педагогических условий. На данном этапе было определено содержание образовательной работы, предусматривающее включенность различных субъектов образовательного процесса и предполагающее возможность реализации активности детей.
На контрольном этапе экспериментально доказано, что при соблюдении комплекса выделенных нами психолого-педагогических условий у детей формируется экологические представления и экологический опыт участия в общественной жизни, уровень которого можно оценить сформированностью качественных показателей по следующим компонентам:
- в когнитивном компоненте - экологическими представлениями у детей, значимости различных экологических мероприятий в жизни людей; о разных формах участия в познавательной активности в процессе совместной поисковой деятельности детей и взрослых; о разных формах участия детей и родителей в экологических мероприятиях в общественной жизни; осознанием своего опыта участия в разных экологических мероприятиях в общественной жизни.
- в мотивационно-ценностном компоненте - положительным отношением к своему участию в познавательной активности в процессе совместной поисковой деятельности; осознанием значимости участия самого ребенка; желанием участвовать в совместной поисковой деятельности.
- в деятельностном компоненте - умением определять экологические представления разных формах участия в познавательной активности в процессе совместной поисковой деятельности детей и взрослых; формы собственного участия в экологических мероприятиях в общественной жизни (планировать) и обосновывать их выбор; реализовать различные формы участия в экологических мероприятиях в общественной жизни; рассказывать о своем участии.
Достигнутая положительная динамика сформированности экологических представлений у детей 6-7 лет доказывает эффективность выделенных психолого-педагогических условий.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции
Федерального закона от 29.12.2012 N 273 - Ф3. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://shkola5kimovsk.ucoz.ru/dokument/ofizal/fz_ob_obrazovanii (дата
обращения: 01.09.2016 г.).
2. Закон Российской Федерации "Об охране окружающей среды" от
10.01.2002 N 7-ФЗ. (ред. от 25.06.2012 с изменениями, вступившими в силу 01.01.2013) "ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/zakony/ob-ohrane-sredi. (дата
обращения: 01.09.2016 г.).
3. Федеральные государственные образовательные стандарты
[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://bda-
expert.com/2014/01/federalnyj-gosudarstvennyj -obrazovatelnyj-standart- doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/ (дата обращения: 01.09.2016 г.).
4. Артурская О.А., Еник О.А. КВН как интегрированная форма работы с детьми дошкольного возраста. // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. научн. статей. Вып. 11 / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. - Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. С. 108-111.
5. Ашиков, В.И. Семицветик: Программа и руководство по культурно- экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст] / В.И. Ашиков, С.Г Ашикова. - М, 2012. - 158 с.
6. Ашиков, В.И. Природа, Творчество и Красота [Текст] / В.И. Ашиков, С.Г Ашикова // Дошкольное воспитание - 2011, N 7. С. 2-5; N 11. - С. 51-54.
7. Башаева, М.Ю. Формирование у детей 6-7 лет познавательной активности в процессе совместной поисковой деятельности детей и родителей [Текст] / М.Ю. Башаева // Дошкольник на современном этапе: материалы студенческой научно-практической конференции, 3-15 апреля
2017 г. Выпуск X / Сост. О.В. Дыбина, О.П. Лазарева, Е.А. Сидякина,
B. В. Щетинина. - Тольятти, 2017. - 204 с.
8. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / А. Белкин. - М. : «Академия», 2000.- 192 с.
9. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1991. - 207 с.
10. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / под ред.
C. А. Кузнецова. - СПб. : «Норинт», 2002. - 1536 с.
11. Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе [Текст] / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. - 2013. - №6. - С. 45- 69.
12. Вересов, Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников [Текст] / Н. Вересов // Дошкольное воспитание 2007. -№ 4. - С. 23-28.
13. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу [Текст] /
А.И. Васильева. - Минск, 2013. - 297с.
14. Виноградова, Ф.С. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Ф.С. Виноградова - М. : ИЦ «Вентана - Граф», 2013. - 134 с.
15. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников [Текст] / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика, 2014. - № 3. - С. 23-27.
16. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников [Текст] / Т.В. Волостникова // Дошкольная педагогика, - 2013. - № 6. - С. 16-20.
17. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, А.В. Солнцева. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с.
18. Гогоберидзе, А.Г. Предшкольное образование : некоторые итоги размышлений (концепция образования детей старшего дошкольного возраста) [Текст] / А.Г. Гогоберидзе // Управление в ДОУ.- 2006. - № 1. - С. 10 - 19.
19. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. учеб. пос. для студ. выс. учеб. заведения [Текст] / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 320 с.
20. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников [Текст] / Г.А.Горбунова // Дошкольная педагогика, 2011. - № 6. - С. 10-16.
21. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] / Л. Дубинина // Дошкольное воспитание. - 2005. - №10. - С. 26 - 36.
22. Дыбина, О.В. Интегрированные формы взаимодействия педагога и детей [Текст] / О.В. Дыбина // Вектор науки. - 2014. - №1 (27). - С. 224-231.
23. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст] / Л.И. Егоренков. //Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов - М.: АРКТИ, 2011. - 128с.
24. Еник, О.А. КВН: учебно-методическое пособие [Текст] / О.А. Еник, О.А. Артурская, Р.В. Маслячкина; под ред. О.В.Дыбиной. -Ульяновск: издатель Качалин Александр Васильевич, 2015. -120с.
25. Зацепина, М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2 -7 лет [Текст] / М.Б. Зацепина - 2-е изд., испр. и доп.: Мозаика-Синтез, Москва, 2008. - 86 с.
26. Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике [Текст] / А.В. Кирьякова. - М.: Дом педагогики, 2008. - 578 с.
27. Ковалев, Н.Е. Введение в педагогику [Текст] : учебное пособие / Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин. - Москва. : Просвещение, 1975. - 225 с.
28. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей [Текст] / Л.В.Кузнецова // Дошкольная педагогика, 2009. - № 6. - С. 54-57.
29. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников [Текст] / Г.Н. Казаручик // Ребенок в детском саду, 2013. - № 2. - С. 38-41.
30. Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ [Текст] / Т.В. Константинова // Начальная школа: плюс до и после,
2012. - № 1. - С.46-48.
31. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» [Текст] / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2001. - № 2. - С. 101 - 104.
32. Лаврентьева, Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.: Учеб.-метод. Пособие / Н.Г. Лаврентьева. - Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2008.
33. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Директ - Медиа, 2008. - 916 с.
34. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебник [Текст] / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.
35. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2-х частях [Текст] / Л.П. Молодова. - Минск: Аскар, 2014- 167 с.
37. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов [Текст] / Под ред. В.А. Сластенина, - 3-е изд., исправленное и дополненное. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
36. «Мы», программа экологического образования детей. - СПб:
Детство - Пресс, 2011- 304с.
37. Николаева, А.Г. Образовательное пространство современного дошкольного учреждения как средство развития социальной активности старших дошкольников [Текст] / А.Г. Николаева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2011. - №129. - С. 184-191.
38. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2012. -336с.
39. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания [Текст] / С.Н.Николаева // Дошкольное воспитание, 2014. - № 4. - С.14- 48.
40. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов; под ред. Проф. Л.И. Скворцова. - 27-е изд., испр. - Москва: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2014. - 1360 с.
41. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания [Текст] / Л.Павлова // Дошкольное воспитание, 2011. - № 10. - С. 40- 49.
42. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 540 с.
43. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] /
В.М. Полонский. - М . : Высш. шк. 2004. - 512 с.
44. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос - Пресс, 2004. - 256 с.
45. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата [Текст] / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко // Учебно-методическое пособие - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 125с.
46. Рыжова, Н.А. О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2011. - № 6. - С.18. 53.
47. Рыжова, Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2011. - № 7. - С. 40. 54.
48. Рыжова, Н.А. Экологический паспорт дошкольного учреждения [Текст] / Н.А.Рыжова // Дошкольное воспитание, 2012. - № 3. - С. 30.
49. Сидякина Е.А. Формирование у детей 6-7 лет представлений о живой природе Самарского края посредством моделирования. // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. научн. статей. Вып. 11 / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. - Издатель Качалин Александр Васильевич,
2013. С. 91-93.
50. Степанченко, Ю.В. Новые горизонты экологического образования: биосферно-центрический подход [Текст] / Ю.В. Степанченко // Стандарты и мониторинг в образовании, 2013. - №8. - С. 14.
51. Столяренко, Л.Д. Социальная психология: учеб. пособие для прикладного бакалавриата [Текст] / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 219 с.
52. Тематический филосовский словарь. - М. : МГУ ПС (МИИТ) Н.А. Некрасова, С.И. Некрасов, О.П. Садикова. 2008. - 269 с.
53. Хусаинов, З.А. Основы формирования экологической культуры учащихся [Текст] / З.А. Хусаинов // Инновации в образовании, 2013. -№2. - С.66.
54. Щетинина, В.В. Поисковая лаборатория. Серия «Интегрированная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста» : учебно методическое пособие [Текст] / В.В. Щетинина, Т.И, Бартошевич, Н.П, Рахманова; под. ред. О.В. Дыбиной.
55. Social Development in Preschoolers Caring for Your Baby and Young Child: Birth to Age 5 / Copyright, 2009. - American Academy of Pediatrics Roy Benaroch. - p. 13.
56. Judith H. Dobrzynsky, Fit For Hiring? It's Mind Over Matter / Judith H. Dobrzynsky // New York Times, - p.18.
57. What is teaching? A definition and discussion /Mark K Smith//
London, 2016. The encyclopaedia of informal education.
http: //infed.org/mobi/what-is-teaching
58. Susan Bowers. Pollution, Preservation & Ecology: Helping Young Children Learn About Renewable Resources / Susan Bowers, Ph.D. // Chicago USA. - p. 13
59. Maria Eduarda. Teaching ecology to children of preschool education to instill environmentally-friendly behavior. / Maria Eduarda; Cruz, Catarina; Pitarma, Rui // Portugal. - 2015.