Формирование и контроль лексико-грамматического компонента языковой компетенции у студентов неязыковых направлений подготовки
|
Введение 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И
КОНТРОЛЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ 8
1.1. Языковая компетенция как одна из составляющих иноязычной
коммуникативной компетенции 8
1.2. Содержание и структура лексического компонента языковой
компетенции 12
1.3. Содержание и структура грамматического компонента языковой
компетенции 17
1.4. Функции, виды и формы контроля при обучении иностранным языкам 22
Глава 2. ПРОБНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ТГУ ПО ТЕМЕ «FOOD» 31
2.1. Диагностика уровня сформированности лексико-грамматического
компонента языковой компетенции 31
2.2. Структура тренинга, направленного на совершенствование и
развитие лексико-грамматического компонента языковой компетенции 38
2.3. Апробация тренинга и анализ результатов отсроченного контроля 47
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Приложения
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И
КОНТРОЛЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ 8
1.1. Языковая компетенция как одна из составляющих иноязычной
коммуникативной компетенции 8
1.2. Содержание и структура лексического компонента языковой
компетенции 12
1.3. Содержание и структура грамматического компонента языковой
компетенции 17
1.4. Функции, виды и формы контроля при обучении иностранным языкам 22
Глава 2. ПРОБНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ТГУ ПО ТЕМЕ «FOOD» 31
2.1. Диагностика уровня сформированности лексико-грамматического
компонента языковой компетенции 31
2.2. Структура тренинга, направленного на совершенствование и
развитие лексико-грамматического компонента языковой компетенции 38
2.3. Апробация тренинга и анализ результатов отсроченного контроля 47
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Приложения
Оформление лексико-грамматического навыка является наиболее сложным и важным процессом в обучении английскому языку, не только в процессе обучения студентов языковых направлений подготовки, но и неязыковых направлений подготовки. Некоторые профессионалы считают, что в обучении английскому языку важна коммуникативная методика. Главная черта этого метода обуславливается тем, что ученик обучается иностранному языку, разговаривая на нем. Первоначально, этот метод был создан, чтобы создать обстановку иноязычный атмосферы, с помощью которой обучающиеся могут влиться в процесс иноязычного общения. В коммуникативном методе используется функциональная грамматика и делается большой упор на создание речевых клише. Однако не стоит упускать из внимания то, что небогатый словарный запас и недостаточный уровень овладения правилами грамматического строя английского языка, возможно, станут препятствиями в формировании письменных навыков, навыков говорения, аудирования и чтения.
Из этого мы можем сделать вывод, что при обучении английскому языку студентов неязыковых направлений подготовки необходимо уделять достаточно внимания их языковой компетенции, главной частью которой является лексико-грамматический навык-компонент, так как овладение основными чертами лексико-грамматического кодирования и декодирования находится в основной части восприятия и артикуляции звуков при говорении. Также большое внимание в языковой подготовке студентов неязыковых направлений подготовки нужно уделять расширению их навыков и умений качественно использовать и применять лексические единицы и грамматические конструкции, с помощью которых и формируется лексико-грамматический компонент языковой компетенции при иноязычном высказывании и восприятии речевой деятельности на английском языке. Оформление лексико-грамматического компонента служит прекрасным залогом для целостного участия в межкультурной среде. В процессе овладения английским языком все компоненты непосредственно имеют связь между собой: грамматика, лексика, фонетика. Эти компоненты являются базой для развития речевых умений во всех типах речевой деятельности. Мы думаем, что владение лексико-грамматическим компонентом в языке - основной фактор для формирования языковой компетенции.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время выпускники неязыковых направлений подготовки демонстрируют невысокий лексико-грамматический уровень владения английским языком. Следовательно, проблема формирования лексико-грамматического навыка актуальна.
Объектом данного исследования выступает языковая компетенция как основополагающий компонент иноязычной коммуникативной компетенции при обучении английскому языку студентов первого курса неязыковых направлений подготовки.
Предмет нашего исследования - методы формирования и контроля лексико-грамматического компонента языковой компетенции у студентов неязыковых направлений подготовки.
Цель бакалаврской работы заключается в повышении эффективности формирования лексико-грамматического компонента языковой компетенции у студентов неязыковых направлений подготовки.
Задачи работы:
1) уточнить определение понятия «языковая компетенция», выявить значение лексико-грамматической составляющей в структуре языковой компетенции и дать ее определение, выяснить, что такое контроль, его функции и формы;
2) разработать и апробировать тренинг, направленный на совершенствование и дальнейшее формирование лексико-грамматического компонента языковой компетенции в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности для двух экспериментальных групп (ЭГ Elementary и ЭГ Intermediate);
3) разработать и апробировать итоговые двухуровневые лексико-грамматические тесты для завершающего этапа пробного обучения для четырех групп (ЭГ и КГ Intermediate и ЭГ и КГ Elementary);
4) сравнить результаты отсроченного контроля экспериментальных групп (ЭГ Intermediate и ЭГ Elementary) с результатами контрольных групп (КГ Intermediate и КГ Elementary).
Методы исследования: применялись теоретические методы: обзор научных источников; диагностические: педагогическое наблюдение с входным лексико-грамматическим тестированием; эмпирические: метод моделирования, пробное обучение с апробацией тренинга, направленного на дальнейшее формирование лексико-грамматического компонента языковой компетенции, и последующий контроль.
Методологической основой исследования является системно-деятельностный подход, а также труды отечественных и зарубежных ученых: Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, Е.И. Пассова, Е.Н. Солововой, Л.Крокер.
Практическая значимость данной работы состоит в разработке комплекса упражнений, которые могут быть использованы для формирования лексико-грамматического компонента языковой компетенции по теме «Food» на практических занятиях по английскому языку на первом курсе неязыковых направлений подготовки.
Цель и задачи исследования определили структуру бакалаврской работы, которая состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы и приложений. Кроме текстового материала работа содержит таблицы и диаграммы.
Из этого мы можем сделать вывод, что при обучении английскому языку студентов неязыковых направлений подготовки необходимо уделять достаточно внимания их языковой компетенции, главной частью которой является лексико-грамматический навык-компонент, так как овладение основными чертами лексико-грамматического кодирования и декодирования находится в основной части восприятия и артикуляции звуков при говорении. Также большое внимание в языковой подготовке студентов неязыковых направлений подготовки нужно уделять расширению их навыков и умений качественно использовать и применять лексические единицы и грамматические конструкции, с помощью которых и формируется лексико-грамматический компонент языковой компетенции при иноязычном высказывании и восприятии речевой деятельности на английском языке. Оформление лексико-грамматического компонента служит прекрасным залогом для целостного участия в межкультурной среде. В процессе овладения английским языком все компоненты непосредственно имеют связь между собой: грамматика, лексика, фонетика. Эти компоненты являются базой для развития речевых умений во всех типах речевой деятельности. Мы думаем, что владение лексико-грамматическим компонентом в языке - основной фактор для формирования языковой компетенции.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время выпускники неязыковых направлений подготовки демонстрируют невысокий лексико-грамматический уровень владения английским языком. Следовательно, проблема формирования лексико-грамматического навыка актуальна.
Объектом данного исследования выступает языковая компетенция как основополагающий компонент иноязычной коммуникативной компетенции при обучении английскому языку студентов первого курса неязыковых направлений подготовки.
Предмет нашего исследования - методы формирования и контроля лексико-грамматического компонента языковой компетенции у студентов неязыковых направлений подготовки.
Цель бакалаврской работы заключается в повышении эффективности формирования лексико-грамматического компонента языковой компетенции у студентов неязыковых направлений подготовки.
Задачи работы:
1) уточнить определение понятия «языковая компетенция», выявить значение лексико-грамматической составляющей в структуре языковой компетенции и дать ее определение, выяснить, что такое контроль, его функции и формы;
2) разработать и апробировать тренинг, направленный на совершенствование и дальнейшее формирование лексико-грамматического компонента языковой компетенции в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности для двух экспериментальных групп (ЭГ Elementary и ЭГ Intermediate);
3) разработать и апробировать итоговые двухуровневые лексико-грамматические тесты для завершающего этапа пробного обучения для четырех групп (ЭГ и КГ Intermediate и ЭГ и КГ Elementary);
4) сравнить результаты отсроченного контроля экспериментальных групп (ЭГ Intermediate и ЭГ Elementary) с результатами контрольных групп (КГ Intermediate и КГ Elementary).
Методы исследования: применялись теоретические методы: обзор научных источников; диагностические: педагогическое наблюдение с входным лексико-грамматическим тестированием; эмпирические: метод моделирования, пробное обучение с апробацией тренинга, направленного на дальнейшее формирование лексико-грамматического компонента языковой компетенции, и последующий контроль.
Методологической основой исследования является системно-деятельностный подход, а также труды отечественных и зарубежных ученых: Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, Е.И. Пассова, Е.Н. Солововой, Л.Крокер.
Практическая значимость данной работы состоит в разработке комплекса упражнений, которые могут быть использованы для формирования лексико-грамматического компонента языковой компетенции по теме «Food» на практических занятиях по английскому языку на первом курсе неязыковых направлений подготовки.
Цель и задачи исследования определили структуру бакалаврской работы, которая состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы и приложений. Кроме текстового материала работа содержит таблицы и диаграммы.
Настоящая бакалаврская работа является попыткой внести вклад в решение проблемы формирования и контроля лексико-грамматического компонента языковой компетенции у студентов неязыковых направлений подготовки. В процессе выполнения исследования, проведенного в соответствии с поставленными целью и задачами, мы пришли к следующим выводам.
На основе анализа различных определений языковой компетенции доказано, что она представляет собой владение структурой знаний и умений, которые обязательны индивиду для речевой деятельности с языковым материалом. При этом лексико-грамматический навык - это автоматизированная деятельность при выборе лексической единицы и грамматической конструкции, которая соответствует замыслу и нормам в активной речи, а также автоматизированное восприятие и ассоциация со значением в пассивной речи.
Нами были изучены основные формы и функции контроля. За рабочее определение теста принято следующее: комплекс упражнений и заданий, который является измеряющим инструментом в оценивании уровня учебных достижений, обученности, прогресс в учебных условиях.
Таким образом, мы выяснили, что формирование лексико-грамматического компонента языковой компетенции и его последующий контроль в форме теста у студентов первого курса неязыковых направлений важны.
Двухуровневое диагностическое тестирование студентов четырех групп двух институтов ТГУ показало низкий уровень сформированности лексико-грамматического компонента языковой компетенции по теме “Food”.
Мы разработали и апробировали тренинг для двух экспериментальных студенческих групп (ЭГ Elementary и ЭГ Intermediate) с целью совершенствования и дальнейшего формирования лексико-грамматического компонента языковой компетенции по теме «Food».
В нашем тренинге представлены системы лексико-грамматических подготовительных и речевых упражнений. Средние результаты внедрения подготовительных лексических упражнений следующие: 74% студентов начального уровня (Elementary) и 86% студентов среднего уровня (Intermediate) успешно выполнили предложенный блок. Средние результаты внедрения подготовительных грамматических упражнений следующие: 72% у студентов начального уровня (Elementary) и 84% у студентов среднего уровня (Intermediate) выполнили предложенные упражнения из этого блока. Средние показатели речевых упражнений следующие: 28 баллов из 40 у студентов начального уровня (Elementary) и 33 балла у студентов среднего уровня (Intermediate). В целом апробация тренинга прошла успешно.
Нами также были разработаны и апробированы итоговые двухуровневые лексико-грамматические тесты для завершающего этапа пробного обучения для четырех групп (ЭГ и КГ Intermediate и ЭГ и КГ Elementary). Итоговые тесты базировались на основе теста достижений (Achievement Test) для каждого уровня. В тест входят блоки: лексический и грамматический. Количество вопросов в тесте: 25 по грамматическому и 25 по лексическому компонентам. Средний показатель итоговых тестирований по лексическому блоку следующий: ЭГ Intermediate - 82% и КГ Intermediate - 68%. Средний показатель итоговых тестирований по грамматическому блоку следующий: ЭГ Intermediate - 82% и КГ Intermediate - 66%. Средний результат ЭГ Elementary - 74% и КГ Elementary - 62% по лексическому блоку, средний результат ЭГ Elementary - 72% и КГ Elementary - 58% по грамматическому блоку.
Сравнение результатов итоговых тестов показало, что лексико-грамматический компонент языковой компетенции в рамках изучаемой темы у экспериментальных групп (ЭГ Intermediate и ЭГ Elementary) был сформирован лучше, чем у контрольных групп (КГ Intermediate и КГ Elementary), о чем свидетельствуют оценки «отлично»-«хорошо» и «хорошо»-«удовлетворительно», соответственно.
Ориентируясь на эти результаты, можно сказать, что наш тренинг способствовал совершенствованию и дальнейшему развитию лексико-грамматического компонента языковой компетенции и повысил мотивацию студентов к усвоению лексико-грамматического материала.
Таким образом, все задачи исследования решены, и цель исследования достигнута. Перспективой данной работы является создание тренинга из лексико-грамматических упражнений по таким темам, как: «Home», «Appearance», «Style».
На основе анализа различных определений языковой компетенции доказано, что она представляет собой владение структурой знаний и умений, которые обязательны индивиду для речевой деятельности с языковым материалом. При этом лексико-грамматический навык - это автоматизированная деятельность при выборе лексической единицы и грамматической конструкции, которая соответствует замыслу и нормам в активной речи, а также автоматизированное восприятие и ассоциация со значением в пассивной речи.
Нами были изучены основные формы и функции контроля. За рабочее определение теста принято следующее: комплекс упражнений и заданий, который является измеряющим инструментом в оценивании уровня учебных достижений, обученности, прогресс в учебных условиях.
Таким образом, мы выяснили, что формирование лексико-грамматического компонента языковой компетенции и его последующий контроль в форме теста у студентов первого курса неязыковых направлений важны.
Двухуровневое диагностическое тестирование студентов четырех групп двух институтов ТГУ показало низкий уровень сформированности лексико-грамматического компонента языковой компетенции по теме “Food”.
Мы разработали и апробировали тренинг для двух экспериментальных студенческих групп (ЭГ Elementary и ЭГ Intermediate) с целью совершенствования и дальнейшего формирования лексико-грамматического компонента языковой компетенции по теме «Food».
В нашем тренинге представлены системы лексико-грамматических подготовительных и речевых упражнений. Средние результаты внедрения подготовительных лексических упражнений следующие: 74% студентов начального уровня (Elementary) и 86% студентов среднего уровня (Intermediate) успешно выполнили предложенный блок. Средние результаты внедрения подготовительных грамматических упражнений следующие: 72% у студентов начального уровня (Elementary) и 84% у студентов среднего уровня (Intermediate) выполнили предложенные упражнения из этого блока. Средние показатели речевых упражнений следующие: 28 баллов из 40 у студентов начального уровня (Elementary) и 33 балла у студентов среднего уровня (Intermediate). В целом апробация тренинга прошла успешно.
Нами также были разработаны и апробированы итоговые двухуровневые лексико-грамматические тесты для завершающего этапа пробного обучения для четырех групп (ЭГ и КГ Intermediate и ЭГ и КГ Elementary). Итоговые тесты базировались на основе теста достижений (Achievement Test) для каждого уровня. В тест входят блоки: лексический и грамматический. Количество вопросов в тесте: 25 по грамматическому и 25 по лексическому компонентам. Средний показатель итоговых тестирований по лексическому блоку следующий: ЭГ Intermediate - 82% и КГ Intermediate - 68%. Средний показатель итоговых тестирований по грамматическому блоку следующий: ЭГ Intermediate - 82% и КГ Intermediate - 66%. Средний результат ЭГ Elementary - 74% и КГ Elementary - 62% по лексическому блоку, средний результат ЭГ Elementary - 72% и КГ Elementary - 58% по грамматическому блоку.
Сравнение результатов итоговых тестов показало, что лексико-грамматический компонент языковой компетенции в рамках изучаемой темы у экспериментальных групп (ЭГ Intermediate и ЭГ Elementary) был сформирован лучше, чем у контрольных групп (КГ Intermediate и КГ Elementary), о чем свидетельствуют оценки «отлично»-«хорошо» и «хорошо»-«удовлетворительно», соответственно.
Ориентируясь на эти результаты, можно сказать, что наш тренинг способствовал совершенствованию и дальнейшему развитию лексико-грамматического компонента языковой компетенции и повысил мотивацию студентов к усвоению лексико-грамматического материала.
Таким образом, все задачи исследования решены, и цель исследования достигнута. Перспективой данной работы является создание тренинга из лексико-грамматических упражнений по таким темам, как: «Home», «Appearance», «Style».
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА (на материале английского языка)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Развитие профессионально-коммуникативных умений студентов лингводидактических направлений для коммуникации в онлайн-пространстве
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2023 - Формирование коммуникативной компетенции иностранных студентов при обучении письменной речи в жанре аннотации к научной статье: когнитивный подход
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
НА ОСНОВЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (НА
НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020 - ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОММУНИКАЦИИ НА ОСНОВЕ ЛЕКСИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ПОДХОДА НА УРОВНЕ БАКАЛАВРИАТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021



