Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование и контроль лексико-грамматического компонента языковой компетенции у студентов неязыковых направлений подготовки

Работа №116827

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И
КОНТРОЛЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ 8
1.1. Языковая компетенция как одна из составляющих иноязычной
коммуникативной компетенции 8
1.2. Содержание и структура лексического компонента языковой
компетенции 12
1.3. Содержание и структура грамматического компонента языковой
компетенции 17
1.4. Функции, виды и формы контроля при обучении иностранным языкам 22
Глава 2. ПРОБНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ТГУ ПО ТЕМЕ «FOOD» 31
2.1. Диагностика уровня сформированности лексико-грамматического
компонента языковой компетенции 31
2.2. Структура тренинга, направленного на совершенствование и
развитие лексико-грамматического компонента языковой компетенции 38
2.3. Апробация тренинга и анализ результатов отсроченного контроля 47
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Приложения


Оформление лексико-грамматического навыка является наиболее сложным и важным процессом в обучении английскому языку, не только в процессе обучения студентов языковых направлений подготовки, но и неязыковых направлений подготовки. Некоторые профессионалы считают, что в обучении английскому языку важна коммуникативная методика. Главная черта этого метода обуславливается тем, что ученик обучается иностранному языку, разговаривая на нем. Первоначально, этот метод был создан, чтобы создать обстановку иноязычный атмосферы, с помощью которой обучающиеся могут влиться в процесс иноязычного общения. В коммуникативном методе используется функциональная грамматика и делается большой упор на создание речевых клише. Однако не стоит упускать из внимания то, что небогатый словарный запас и недостаточный уровень овладения правилами грамматического строя английского языка, возможно, станут препятствиями в формировании письменных навыков, навыков говорения, аудирования и чтения.
Из этого мы можем сделать вывод, что при обучении английскому языку студентов неязыковых направлений подготовки необходимо уделять достаточно внимания их языковой компетенции, главной частью которой является лексико-грамматический навык-компонент, так как овладение основными чертами лексико-грамматического кодирования и декодирования находится в основной части восприятия и артикуляции звуков при говорении. Также большое внимание в языковой подготовке студентов неязыковых направлений подготовки нужно уделять расширению их навыков и умений качественно использовать и применять лексические единицы и грамматические конструкции, с помощью которых и формируется лексико-грамматический компонент языковой компетенции при иноязычном высказывании и восприятии речевой деятельности на английском языке. Оформление лексико-грамматического компонента служит прекрасным залогом для целостного участия в межкультурной среде. В процессе овладения английским языком все компоненты непосредственно имеют связь между собой: грамматика, лексика, фонетика. Эти компоненты являются базой для развития речевых умений во всех типах речевой деятельности. Мы думаем, что владение лексико-грамматическим компонентом в языке - основной фактор для формирования языковой компетенции.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время выпускники неязыковых направлений подготовки демонстрируют невысокий лексико-грамматический уровень владения английским языком. Следовательно, проблема формирования лексико-грамматического навыка актуальна.
Объектом данного исследования выступает языковая компетенция как основополагающий компонент иноязычной коммуникативной компетенции при обучении английскому языку студентов первого курса неязыковых направлений подготовки.
Предмет нашего исследования - методы формирования и контроля лексико-грамматического компонента языковой компетенции у студентов неязыковых направлений подготовки.
Цель бакалаврской работы заключается в повышении эффективности формирования лексико-грамматического компонента языковой компетенции у студентов неязыковых направлений подготовки.
Задачи работы:
1) уточнить определение понятия «языковая компетенция», выявить значение лексико-грамматической составляющей в структуре языковой компетенции и дать ее определение, выяснить, что такое контроль, его функции и формы;
2) разработать и апробировать тренинг, направленный на совершенствование и дальнейшее формирование лексико-грамматического компонента языковой компетенции в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности для двух экспериментальных групп (ЭГ Elementary и ЭГ Intermediate);
3) разработать и апробировать итоговые двухуровневые лексико-грамматические тесты для завершающего этапа пробного обучения для четырех групп (ЭГ и КГ Intermediate и ЭГ и КГ Elementary);
4) сравнить результаты отсроченного контроля экспериментальных групп (ЭГ Intermediate и ЭГ Elementary) с результатами контрольных групп (КГ Intermediate и КГ Elementary).
Методы исследования: применялись теоретические методы: обзор научных источников; диагностические: педагогическое наблюдение с входным лексико-грамматическим тестированием; эмпирические: метод моделирования, пробное обучение с апробацией тренинга, направленного на дальнейшее формирование лексико-грамматического компонента языковой компетенции, и последующий контроль.
Методологической основой исследования является системно-деятельностный подход, а также труды отечественных и зарубежных ученых: Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, Е.И. Пассова, Е.Н. Солововой, Л.Крокер.
Практическая значимость данной работы состоит в разработке комплекса упражнений, которые могут быть использованы для формирования лексико-грамматического компонента языковой компетенции по теме «Food» на практических занятиях по английскому языку на первом курсе неязыковых направлений подготовки.
Цель и задачи исследования определили структуру бакалаврской работы, которая состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы и приложений. Кроме текстового материала работа содержит таблицы и диаграммы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Настоящая бакалаврская работа является попыткой внести вклад в решение проблемы формирования и контроля лексико-грамматического компонента языковой компетенции у студентов неязыковых направлений подготовки. В процессе выполнения исследования, проведенного в соответствии с поставленными целью и задачами, мы пришли к следующим выводам.
На основе анализа различных определений языковой компетенции доказано, что она представляет собой владение структурой знаний и умений, которые обязательны индивиду для речевой деятельности с языковым материалом. При этом лексико-грамматический навык - это автоматизированная деятельность при выборе лексической единицы и грамматической конструкции, которая соответствует замыслу и нормам в активной речи, а также автоматизированное восприятие и ассоциация со значением в пассивной речи.
Нами были изучены основные формы и функции контроля. За рабочее определение теста принято следующее: комплекс упражнений и заданий, который является измеряющим инструментом в оценивании уровня учебных достижений, обученности, прогресс в учебных условиях.
Таким образом, мы выяснили, что формирование лексико-грамматического компонента языковой компетенции и его последующий контроль в форме теста у студентов первого курса неязыковых направлений важны.
Двухуровневое диагностическое тестирование студентов четырех групп двух институтов ТГУ показало низкий уровень сформированности лексико-грамматического компонента языковой компетенции по теме “Food”.
Мы разработали и апробировали тренинг для двух экспериментальных студенческих групп (ЭГ Elementary и ЭГ Intermediate) с целью совершенствования и дальнейшего формирования лексико-грамматического компонента языковой компетенции по теме «Food».
В нашем тренинге представлены системы лексико-грамматических подготовительных и речевых упражнений. Средние результаты внедрения подготовительных лексических упражнений следующие: 74% студентов начального уровня (Elementary) и 86% студентов среднего уровня (Intermediate) успешно выполнили предложенный блок. Средние результаты внедрения подготовительных грамматических упражнений следующие: 72% у студентов начального уровня (Elementary) и 84% у студентов среднего уровня (Intermediate) выполнили предложенные упражнения из этого блока. Средние показатели речевых упражнений следующие: 28 баллов из 40 у студентов начального уровня (Elementary) и 33 балла у студентов среднего уровня (Intermediate). В целом апробация тренинга прошла успешно.
Нами также были разработаны и апробированы итоговые двухуровневые лексико-грамматические тесты для завершающего этапа пробного обучения для четырех групп (ЭГ и КГ Intermediate и ЭГ и КГ Elementary). Итоговые тесты базировались на основе теста достижений (Achievement Test) для каждого уровня. В тест входят блоки: лексический и грамматический. Количество вопросов в тесте: 25 по грамматическому и 25 по лексическому компонентам. Средний показатель итоговых тестирований по лексическому блоку следующий: ЭГ Intermediate - 82% и КГ Intermediate - 68%. Средний показатель итоговых тестирований по грамматическому блоку следующий: ЭГ Intermediate - 82% и КГ Intermediate - 66%. Средний результат ЭГ Elementary - 74% и КГ Elementary - 62% по лексическому блоку, средний результат ЭГ Elementary - 72% и КГ Elementary - 58% по грамматическому блоку.
Сравнение результатов итоговых тестов показало, что лексико-грамматический компонент языковой компетенции в рамках изучаемой темы у экспериментальных групп (ЭГ Intermediate и ЭГ Elementary) был сформирован лучше, чем у контрольных групп (КГ Intermediate и КГ Elementary), о чем свидетельствуют оценки «отлично»-«хорошо» и «хорошо»-«удовлетворительно», соответственно.
Ориентируясь на эти результаты, можно сказать, что наш тренинг способствовал совершенствованию и дальнейшему развитию лексико-грамматического компонента языковой компетенции и повысил мотивацию студентов к усвоению лексико-грамматического материала.
Таким образом, все задачи исследования решены, и цель исследования достигнута. Перспективой данной работы является создание тренинга из лексико-грамматических упражнений по таким темам, как: «Home», «Appearance», «Style».



1. Абакумова, И.В. Смыслодидактика: тестовые задания: Учебно¬
методическое пособие [Текст] / И.В. Абакумова, И.А. Рудакова. - М.: Изд-во «КРЕДО», 2012. - 78 с.
2. Аванесов, В.С. Тесты: история и теория: сборник [Текст] / В.С. Аванесов // Управление школой. - 1999. - №14.
3. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий: энциклопедический словарь [Текст] / Э.Г. Азимов, А. Н. Щукин - М.: Икар, 2009. - 488 с.
4. Бим, И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку: учебное пособие [Текст] / И.Л.Бим. — М. : Вентана-Граф, 1997. - 40 с.
5. Бим, И.Л. Цели и содержание обучения иностранным языкам. Общий подход к рассмотрению: учебное пособие [Текст] / И.Л. Бим. - Обнинск: Титул, 2010. - С. 39-49.
6. Вятютнев, М.Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков [Текст] / М.Н. Вятютнев // Иностранные языки в школе. - № 6. - 1975. - С. 55-65.
7. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: «Академия», 2006. - 336 с.
8. Жинкин, Н.И. Механизмы речи: учебное издание [Текст] / Н.И. Жинкин. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 370 с.
9. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие [Текст] / В. И. Звонников, М.Б. Челышкова.- М.: Академия, 2009. - 224 с.
10. Казиев, В. М. Введение в практическое тестирование: учебное пособие [Текст] / В.М. Казиев. - М.: Национальный открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. - 97 с.
11. Колшанский, Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения [Текст] / Г.В. Колшанский // Иностранный язык в школе. - №1. - 1985. - С. 11-14.
12. Мамай, С.П. Методика составления тестовых заданий: учебное пособие [Текст] / С.П. Мамай. - Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед.ун-та, 2001. - 58 с.
13. Мендель, А.В. Разработка заданий в тестовой форме и их использование в учебном процессе: учебно-методическое пособие [Текст] / А. В. Мендель. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. - 56 с.
14. Милованова, Т.М. Контроль как мотивация деятельности студентов в
обучении иностранному языку [Текст] / Т.М. Милованова, В.А. Сырецкая // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2011. // URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kontrol-kak-motivatsiya-deyatelnosti- studentov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения:
21.06.2018).
15. Михайлова, Н.С. Разработка тестовых материалов: учебно¬
методический комплекс [Текст] / Н.С. Михайлова, М.Г. Минин, Е.А. Муратова, Б.В. Илюхин. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. - 282 с.
16. Мусаелян, И.Ф. Комплекс упражнений, направленных на формирование языковой компетенции [Электронный ресурс] / И.Ф Мусаелян // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2014. - №2. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/kompleks-uprazhneniy-napravlennyh-na-formirovanie-yazykovoy-kompetentsii(Дата обращения: 30.12.2017).
17. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие [Текст] / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. - М.: Высш. шк., 2004. - 522 с.
18. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике. Страсбург, 2001 [Текст] / Перевод по общ. ред. проф. К.М. Ирисхановой. - М.: МГЛУ, 2005. - 248 с.
19.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: учебный словарь [Текст] / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 с.
20. Павловская, И. Ю. Основы методологии обучения иностранным языкам: Тестология: учебно-методическое пособие [Текст] / И.Ю. Павловская, Н.И. Башмакова. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. - 194 с.
21. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному
говорению: учебное пособие [Текст] / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
22. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка: учебник [Текст] / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010.- 640 с.
23. Пелеванюк, Е.Н. Контроль на уроках английского языка как способ дифференцированного обучения: статья из продолжающегося издания [Текст] / Е.Н. Пелеванюк // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - Вып. 3. - С. 44-48.
24. Пермяков, О.Е. Основы технологии комплексной экспертизы качества педагогических тестов: Монография [Текст] / О.Е. Пермяков, О.А. Максимова. - Томск: Изд-во ТОИПКРО, 2008. - 100 с.
25. Потёмина, Т.А. Тестовый контроль в процессе обучения немецкому языку статья из продолжающегося издания [Текст] / Т. А. Потёмина, П.Н. Костенюк // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2008. - Вып. 2. - С. 47-50.
26. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе обучения в ср. школе: учебное пособие [Текст] / Г.В. Рогова. - М.: Просвещение, 2000. - 185 с.
27. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебно-методическое пособие [Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Альянс, 2016. - 282 с.
28. Семеновская, С.А. Основы тестологии: учебное пособие [Текст] / - C. А. Семеновская. - Саратов, 2015. - 57 с.
29. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: курс лекций [Текст] / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2002.- 239 с.
30. Солонцова, Л.П. Современная методика обучения иностранным языкам: учебное пособие [Текст] / Л.П. Солонцова. - Павлодар: ПЕНИ, 2009. - 248 с.
31. Татарницева, С.Н. Методика преподавания иностранных языков: учебно-методическое пособие [Текст] / С. Н. Татарницева. - Тольятти: ТГУ, 2008. - 246 с.
32. Хомский, Н. Язык и мышление: Монография [Текст] / Н. Хомский. - М.: изд-во МГУ, 1972. - 122 с.
33. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие [Текст] / С.Ф. Шатилов. - М.: Просвещение, 1986.- 223 с.
34. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие [Текст] / А.Н. Щукин. - М.: Филоматис: «Омега-Л», 2010. - 480 с.
35. Crocker, L. Introduction to classical and Modern Test Theory [Текст] / Linda Crocker, Algina James. - New-York: Harcourt Brace Jovanovich, 1986. - 554 с.
Источники иллюстрируемой литературы
36. Cunningham, S. New cutting Edge [Текст] / Cunningham S., Moor P. - Pearson Longman Education, 2012. - 175 с.
37. Kay, S. New Inside Out [Текст] / S. Kay, etc. - Macmillan, 2009. - 165 с.
38. McCarthy, M. English Vocabulary in Use [Текст] / M. McCarthy, etc. - Cambridge University Press, 2009. - 144 с.
39. Murphy, К. English Grammar in Use [Текст] / R. Murphy. - Cambridge University Press, 2015. - 202 с.
40. Oxenden, C. New English File [Текст] / С. Oxenden, etc. - Oxford, 2007. - 187 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ