Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-профессиональная самореализация в информационном обществе (на примере профессии фотографа)

Работа №116810

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы124
Год сдачи2021
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения социально-профессиональной самореализации в информационном обществе 10
1.1 Методологические принципы анализа информационного общества 10
1.2 Теории познания и исследования социально-профессиональной самореализации 21
Глава 2 Эмпирическое изучение социально-профессиональной реализации 29
2.1 Социально-профессиональная самореализация пользователей Интернет 29
2.2 Социально-профессиональная самореализация фотографов в сети Интернет 50
Заключение 67
Список используемой литературы и используемых источников 70
Приложение А Рабочая программа социологического исследования 76
Приложение Б Инструментарий социологического исследования (анкета) 88
Приложение В Таблицы распределения по результатам анкетирования 93
Приложение Г Материалы инфографики 101
Приложение Д Рабочая программа социологического исследование (интервью) 102
Приложение Е Вопросы для проведения интервью 107
Приложение Ж Стенограмма интервью 108

Актуальность темы исследования. Общество начала XXI века находится в состоянии глубокой трансформации. По большей мере именно освоение и развитие информационных технологий сыграло ключевую роль в столь качественном рывке к прогрессивному развитию. Развитие глобального пространства Интернета дало мощнейший толчок для научно-технического прогресса. И последовавшие изменения в социальной системе и различных ее подсистемах были обусловлены именно им. Масс-медиа с каждым годом набирают все большую значимость. Однако особую важность среди прочего имеет именно компьютерная коммуникация в сети. Общество на данном этапе развития переживает самую настоящую коммуникативную революцию.
За последние годы человечество обрело новые возможности общения, которое имеет почти не ограниченную аудиторию и бесперебойный доступ к сети. Появились определенные элементы социального и интернет- пространства, предоставляющие широкие возможности для разного рода коммуникаций: блоги, социальные сети и пр. Теперь каждый человек может попробовать себя в совершенно новом амплуа, в любом творчестве, что придется по душе, реализовав свой внутренний потенциал.
Во все времена для человека проблема самореализации являлась одной из самых насущных, но удовлетворение этой потребности для разных стран и разных времён достаточно сильно отличалось по направленности, формам и содержанию.
В таком богатом на ресурсы и знания обществе уходят в небытие некоторые профессии и появляется все больше занятий, осуществляемых через всемирную паутину или связанную с ней. В современном мире упор делается на креативное мышление. Работодатель заинтересован в человеке творческом, способном своими нестандартными идеями поднять продажи, увеличить поток клиентов и прибыль.
Визуальные образы предопределяют восприятие человеком окружающей действительности, оказывая воздействие на сознание, формируя определенные стереотипы и модели поведения. В эпоху информатизации общества, это приобретает особую актуальность. Именно по этой причине фотография в социологии набирает популярность. Многие социологи зачастую обращаются к визуальным методам, желая проиллюстрировать результаты исследований. Г. Беккер был убежден, что лишь совместная работа фотографов и социологов даст хороший результат - изучение общества в полной мере, с разных его сторон [48].
Степень научной разработанности темы. Исследования, затрагивающие функционирование различных явления социальной жизни в условиях информационного общества, не теряют своей актуальности и находят отражение в трудах многих представителей научной среды.
Становление информационного общества, его развитие, закономерности и пр. представлены в трудах Д. Белла, Э. Тоффлера, М. Кастельса, В. И. Вернадского. Понятие «Информационное общество» раскрыли ученые К. Шеннон, Н. Винер, Д. фон Нейман и А. Тьюринг.
Изучением теории виртуализации занимались А. Крокер, А. Бюль, М. Вейнстейн.
Самореализация всегда была и до сих пор остается важной темой. Многие российские, а также зарубежные исследователи в своих трудах так или иначе затрагивали вопрос самореализации личности. Немало статей в научных журналах посвящены теме самореализации. Это и статьи Т. З. Козловой, Е. А. Подвысоцкой, Ю. М. Пасовец, М. Е. Старшова, К. Г. Герасимовой, Е. А. Рыбалка, Л. Ш. Бурченковой, и учебник Г. И. Козырева [3, 14, 15, 17]. Если рассматривать западную научную литературу, нельзя не отметить болгарского социолога, исследователя проблем молодежи, профессора и доктора наук, П.-Э. Митева. Предложенная Митевым концепция реализации и самореализации молодежи, в разработку которой также внесли вклад болгарские социологи К. Господинов, П. Балканский и А. Райчев была воспринята как теоретическая основа исследований молодежи и многими другими учеными, в том числе и за рубежами Болгарии.
Интернет в современном мире и его место в нем исследовали такие зарубежные и отечественные ученые, как И. Валлерстайн, М. Кастельс, Н. Винер, Э. Гидденс, Ж.-Ф. Лиотар, О. Н. Вершинская, В. М. Глушков, Е. В. Гришай, В. Г. Афанасьев, И. С. Мелюхин и др. [5, 20, 30, 32, 36]
Большим фундаментальным, теоретико-прикладным и эмпирическим значением характеризуются работы ученых по анализу перспектив информационных технологий и интернет-коммуникаций: В. Л. Иноземцева, Е. Л. Вартановой, Э. П. Семенюка, Ю. Б. Зубарева, Б. В. Кристального, И. Н. Курносова, А. А. Курносенко, И. С. Мелюхина, В. Б. Симоненко, Г. Л. Смоляна, М. Ю. Тихоновой, А. Д. Урсула, Ю. А. Шафрина и др.
Самореализация в Интернете появляется в работах таких исследователей, как Н. В. Водянова, Д. Р. Гимадеева и др. Также необходимо выделить диссертационную работу кандидата социологических наук Н. А. Туякбасаровой, раскрывающую данную тему.
Тема профессиональной самореализации в информационном обществе раскрыта в трудах С. Н. Козловской, Л. А. Коростылевой, С. Д. Максименко, B. И. Осёдло, А. А. Бозорова и др. Также значительный научный вклад в развитие деятельностной теории внесли выдающиеся советские ученые C. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. А. Абульханова-Славская и А. В. Брушлинский.
Визуальную социологию в своей книге рассматривает П. Штомпка. Также свой вклад в ее изучение внесли именитые ученые: Г. Беккер, И. Гофман, Р. Барт, У. Эко, М. М. Бахтин, П. Бурдьё, Ж. Деррида и С. Холл [11, 33, 41, 45, 49].
Однако, несмотря на немалое количество работ по похожей тематике, следует отметить, что комплексный теоретико-прикладной социологический анализ данной темы представлен в малом количестве.
Целью бакалаврской работы является изучение характеристик и особенностей социально-профессиональной самореализации в информационном обществе.
Объект бакалаврской работы - социально-профессиональная самореализация личности.
Предмет исследования - особенности и характеристики социально- профессиональной самореализации личности в условиях информационного общества.
Задачи работы:
• проанализировать теоретические аспекты развития информационного общества.
• рассмотреть теории познания и исследования социально-профессиональной самореализации.
• изучить особенности самореализации пользователей сети Интернет.
• проанализировать социально-профессиональную реализацию фотографов г. о. Тольятти.
Теоретико-методологическая база бакалаврской работы представлена рядом подходов, благодаря которым были исследованы и проанализированы особенности информационного общества, творческой и профессиональной самореализации непосредственно в сети Интернет, его социально­структурные характеристики.
При изучении структурных элементов интернет-пространства мы опирались на концептуальные воззрения М. Морриса и С. Огана. Анализ особенностей виртуализации в сети Интернет был произведен с опорой на теорию виртуализации (А. Крокер, А. Бюль, М. Вейнстейн, М. Паэтау, Д. В. Иванов).
Методологические аспекты анализа пользователей Интернета базировались на концептуальных представлениях классика мировой социологии - М. Кастельса (Интернет как сеть социальных сетей).
Теоретико-прикладной анализ социальных изменений, произошедших в обществе и положивших начало росту социальной значимости Интернета и самореализации в нем, осуществлен с опорой на концепцию постиндустриального общества (Д. Белл, М. Маклюэн, Э. Тоффлер, З. Бжезинский).
В изучении профессиональной самореализации личности опорой для нас стал деятельностный подход.
В изучении фотографии в социологии мы использовали следующие подходы:
Интеракционистский подход (Г. Беккер, И. Гофман и др.) - изучение паттернов поведения индивидов и изменений, которым подвергается внутренний мир человека, его способность к идентификации себя с другими.
Семиотический подход (Р. Барт, У. Эко, М. М. Бахтин и др.) - поиск сходства между естественным языком и фотографическим.
Постструктуралистский подход (П. Бурдьё, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, С. Холл и др.) - рассмотрение сознания и социальной структуры в качестве взаимосвязанных факторов как влияющих, так и зависящих от визуальной культуры современного общества [2, 9].
Методы исследования. Анкетный опрос жителей г. о. Тольятти, глубинное интервью тольяттинских фотографов.
Эмпирическая база исследования. Для получения необходимой информации о социально-профессиональной самореализации пользователей сети Интернет проведён анкетный опрос. В ходе исследования была изучена выборочная совокупность (N=200 человек, по 100 человек в возрасте от 18 до 35 лет и от 36 и старше). Тип выборки: квотная, пропорциональная, респонденты распределены по ряду критериев: пол, возраст, уровень образования и материальное положение. Обработка и анализ полученной информации производились при помощи программ Microsoft Excel и IBM SPSS.
Для изучения социально-профессиональной самореализации фотографов в сети Интернет был использован метод глубинного интервью (N=13).
Апробация работы: Букатинская К. А. Социально-профессиональная самореализация пользователей Интернет // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Международный электронный научный журнал. 2021. № 2 (77). С. 32-36.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников. В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основания изучения социально-профессиональной самореализации в информационном обществе. Во второй главе представлены эмпирические данные по результатам проведенных исследований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современное общество претерпевает масштабные изменения, влекущие за собой ряд трансформаций в жизнедеятельности человека. Даже на данном этапе продолжается стремительное развитие информационных технологий и компьютеризация многих сфер человеческой повседневности. Интернет вошел в наши жизни и значительно их упростил, дав практически безграничные возможности. Разного рода покупки, общение, бизнес, работа, учеба, досуг - все оказалось доступно в сети. И это лишь малая часть его преимуществ. Очевиден тот факт, что и самореализация человека отчасти переместилась в глобальную сеть.
В ходе исследования было изучено информационное общество, его предпосылки, зарождение понятия самореализации, роль творчества в жизни человека и многое другое. Важным также было рассмотреть Интернет не только как помощник в процессе самореализации, но и как препятствие к ней. Тем самым, посредством двух методов сбора информации (анкетирование и интервью), было выяснено, что для опрошенных негативными сторонами Интернета является потеря большого количества времени впустую, отвлечение от важных дел, возможность быть затянутым в виртуальный мир и утрата связи с реальным.
В процессе анализа проведенного анкетирования (пилотажное исследование, выборка 200 человек) стало ясно, что сейчас людям наиболее интересны пассивные виды досуга, что говорит о недостаточной осведомленности понятия «самореализация» как такового. Многие склонялись к тому, что самореализация - это развитие способностей и получение новых знаний, что отличается от результатов прошлогоднего исследования. В 2020 году респонденты склонялись к ответу «получение одобрения окружающих» (зачастую через социальные сети), желание привлечь как можно больше внимания. Конечно, здесь и речи не шло о развитии. Однако изменения в результатах анкетирования за год позволяют предположить, что люди стали задумываться над своим досугом, реализацией себя и выбранными видами деятельности.
Выдвинутые в начале работы гипотезы в большинстве своем оказались подтверждены. Это гипотеза о том, что женщин, проводящих в Интернете более двух часов ежедневно, больше, нежели мужчин. Первых 88 %, вторых 74 % от общего массива. Также доказана оказалась следующая гипотеза: «Большинство респондентов женского пола проводят свой досуг с целью узнать что-то новое», так как лидирующим у женщин стал вариант ответа «саморазвитие». Еще одна гипотеза, которая получила подтверждение в ходе исследования - «Подавляющее число респондентов удовлетворены своей самореализацией». Больше половины (69 %) опрошенных утвердительно ответили на поставленный вопрос. И последняя доказанная гипотеза нашего исследования звучала следующим образом: «По большей части женщины обращались когда-либо к услугам фотографа», так как их практически вдвое больше (70 %), нежели мужчин (38 %).
Однако были и опровергнутые гипотезы: «Женщины в большей мере удовлетворены своей самореализацией, нежели мужчины»; «Мотивацией для самореализации у большинства женщин служит стремление к саморазвитию». Мотивацией для респондентов женского пола чаще служат желание заниматься любимым делом и интерес к новому.
Тема нашего исследования подразумевает исследование социально-профессиональной самореализации в сети фотографов г. о. Тольятти. Поэтому на интервью мы пригласили тринадцать респондентов, непосредственно занятых фотографией. Задав им ряд вопросов, мы получили развернутые ответы на их интерпретацию понятия «самореализация», возможность реализации себя в сети, мнение о наиболее актуальных видах деятельности, востребованности данной профессии и т. д. Беседовать и оценивать взгляды на разные аспекты Интернет-самореализации для нас оказалось интересным опытом и огромной помощью в изучении выбранной темы.
Получив множество различных мнений и проведя их анализ, можно сделать следующие выводы:
• Самореализация себя в сети, по мнению опрошенных, возможна и даже необходима;
• Интернет стал неотъемлемой частью жизни общества, открыв новые возможности для творческого саморазвития;
• Творческие виды деятельности на данном этапе развития общества набирают популярность и становятся все более актуальными в современных реалиях;
• Занятия творчеством приносят не только моральное удовлетворение, но и способствуют развитию нестандартного мышления, так необходимого современному человеку;
• Фотография набирает обороты и очень быстро станет одной из наиболее востребованных профессий современности.


1. Бехманн Г. Современное общество. Общество риска, информационное общество, общество знаний : пер. А. Ю. Антоновского [и др.]. М. : Логос, 2015. 248 с.
2. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / пер. с фр. Л. Любарская и Е. Марковская. М. : Добросвет, 2014. 260 с.
3. Бозоров А. А. Закономерности развития профессиональной самореализации личности // Наука и образование сегодня. 2019. № 3 (38). С. 107-109.
4. Васенкин А. В. Теории социального развития в контексте существования информационного общества // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 4 (99). С. 225-229.
5. Виноградов В. С., Гимбицкая А. А. Развитие информационного общества в России // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2015. № 4. С. 16-18.
6. Водянова Н. В. Самореализация личности в пространстве Интернета в контексте коммуникативной антропологии // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Психологические науки. 2009. № 11. С. 57-62.
7. Герасимова К. Г. Особенности социологического подхода к пониманию самореализации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Серия: Социологические науки. 2015. № 3 (12). С. 77-81.
8. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/gosudarstvennaya-programma.pdf (дата обращения: 03.11.2020).
9. Деррида Ж. Письмо и различие / пер. с фр. Д. Кралечкин. М. : Академический проект, 2007. 495 с.
10. Дягилева Н. С., Журавлева Л. А. Методологические основы применения визуального метода в социологических исследованиях // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 4 (258). С. 75-79.
11. Захарова Н. Ю. Фотография как объект социологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. № 1. С. 147-161.
12. Изменение уклада жизни людей. URL: https://sites.google.com/site/ informacionnoeobsestvo13/home/izmenenie-uklada- zizni-ludej (дата обращения: 05.11.2020).
13. Информационное общество. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 06.11.2020).
14. Козловская С. Н. Закономерности развития профессионального самоопределения личности // Акмеология. 2005. № 2. С. 18-23.
15. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере: монография. - М.: Речь, 2005. 222 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ