ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСОБИЯМИ И ЛЬГОТАМИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ И СЛЕДОВАТЕЛЕЙ 5
1.1 Государственные пособия, установленные для сотрудников органов дознания и следователей 5
1.2 Порядок выплаты государ.ственных пособий, установленных для сотрудников орг.анов дознания и следо.вателей 11
1.3 Социальные льготы, установленные для сотрудников органов дознания и следствия 13
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕНСИ.ОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУ.ДНИКОВ ОРГАНОВ ДОЗН.АНИЯ И СЛЕДОВАТЕЛЕЙ 17
2.1 Назначение и выплата пенсий сотрудникам органов дознания и следователей и членов их семей 17
2.2 Пенсия по случаю потери кормильца членам семей сотрудников органов дознания и следователей 24
2.3 Особенности пенсий сотрудникам органов дознания и следователям по инвалидности 26
2.4 Особенности пенсий за выслугу лет сотрудникам органов дознания и следствия 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Право граждан на социальное обеспечение в качестве одного из основополагающих и неотъемлемых прав закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Однако, несмотря на всеобщее признание, право на социальное обеспечение нередко становится объектом всевозможных нарушений со стороны органов, призванных его обеспечивать.
Российское законодательство предусматривает различные виды социального обеспечения, предназначенные для защиты граждан от социальных рисков. Для трудоспособного населения особенности социального риска нередко обусловлены спецификой профессиональной деятельности. Социальный риск, которому подвержены лица, реализовавшие свое право на труд, имеет социально-экономический характер и связан с возможностью утраты дохода или уменьшения его размера, а также несения повышенных расходов. Поскольку к числу установленных законом форм реализации права на труд относится военная служба, социально-экономический риск распространяется и на сотрудников органов дознания и следователей. Однако в данном случае его проявление отличается значительной спецификой, обусловленной тем, что военная служба является формой реализации конституционной обязанности по защите Отечества. Военная служба по призыву также выступает одной из форм реализации воинской обязанности, при этом правовое положение сотрудников органов дознания и следователей из числа призывников и контрактников различается.
При этом социальный риск, подлежащий компенсации в системе социального обеспечения сотрудников органов дознания и следователей и членов их семей, можно рассматривать как обусловленную особенностями военной службы вероятность утраты (сокращения, неполучения) трудового дохода сотрудникам органов дознания и следователям (членами его семьи) вследствие повреждения здоровья (смерти) военнослужащего либо изменения или прекращения военно-служебных отношений. Данный риск традиционно рассматривается в качестве основного, тогда как риск несения повышенных социально значимых расходов признается дополнительным.
Объектом дипломной работы является система государственного социального обеспечения.
Предметом дипломной работы выступает совокупность социально-экономических отношений, возникающих в системе социального обеспечения.
Цель дипломной работы состоит в исследовании социального обеспечения сотрудников органов дознания и следователей.
Достижение поставленной цели определило постановку и решение следующих задач:
– рассмотреть правовое регулирование обеспечения пособиями и льготами сотрудников органов дознания и следователей;
– описать правовое регулирование пенсионного обеспечения сотрудников органов дознания и следователей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Социа.льное обеспечение сотру.дников органов дозн.ания и следователей напра.влено на компенсацию ли.цам, проходившим вое.нную службу, и чле.нам их семей социа.льных рисков, обусло.вленных особенностями вое.нно-служебной деятел.ьности. Значительное чи.сло видов социа.льного обеспечения предна.значено для сотрудников орг.анов дознания и следо.вателей, проходящих вое.нную службу по конт.ракту. Это объясняется тем, что пер.иод прохождения ими слу.жбы является длите.льным и нередко прев.ышает срок, треб.уемый для возникновения пр.ава на пенсию за выс.лугу лет (двадцать лет), то.гда как срок вое.нной службы по при.зыву составляет од.ин год.
Социальные гара.нтии, предусмотренные для сотру.дников органов дозн.ания и следователей, прохо.дящих военную слу.жбу по призыву (чле.нов их семей), в слу.чае повреждения здор.овья (смерти) военнос.лужащего, имеют бол.ьшое значение и позв.оляют обеспечить гра.ждан средствами к сущест.вованию. Для достижения эт.ой цели исполь.зуются как нормы пр.ава социального обесп.ечения, так и нормы дру.гих отраслей. Прим.ером тому мо.гут служить стра.ховые выплаты, осущест.вляемые на основании Федера.льного закона от 28 ма.рта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государ.ственном страховании жи.зни и здоровья сотру.дников органов дозн.ания и следователей, гра.ждан, призванных на вое.нные сборы, лиц рядо.вого и начальствующего сос.тава органов внутр.енних дел Российской Феде.рации, Государственной противо.пожарной службы, орг.анов по контролю за обор.отом наркотических сре.дств и психотропных вещ.еств, сотрудников учреж.дений и органов угол.овно-исполнительной сис.темы».
Названным законод.ательным актом предус.мотрено, что страховые су.ммы при наступлении стра.ховых случаев выплач.иваются в следующих разм.ерах:
1) в случае гиб.ели (смерти) военнос.лужащего в период прохо.ждения военной слу.жбы либо до исте.чения одного го.да после уволь.нения с военной слу.жбы вследствие уве.чья (ранения, тра.вмы, контузии) или забол.евания, полученных в пер.иод прохождения вое.нной службы, – 2000000 руб. выгодоприо.бретателям в равных до.лях;
2) в случае установления военнослужащему инвалидности в период прохождения военной службы либо до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы: инвалиду I группы – 1500000 руб.; инвалиду II группы – 1000000 руб.; инвалиду III группы – 500000 руб.;
3) в случае получения сотрудникам органов дознания и следователям в период прохождения военной службы тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) – 200000 руб., легкого увечья (ранения, травмы, контузии) – 50000 руб.
Для возникновения права на пенсию по инвалидности по Закону от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 установлено несколько альтернативных условий.
Условие первое – наступление инвалидности в период прохождения службы.
Условие второе – наступление инвалидности не позднее трех месяцев после увольнения со службы.
Условие третье – инвалидность наступила позднее, чем в течение трех месяцев после увольнения со службы, но причиной инвалидности являлись ранение, контузия, увечье или заболевание, которые были поучены непосредственно в период прохождения службы.
По общему правилу пенсия по случаю потери кормильца назначается при условии, что члены семьи, обратившиеся за назначением пенсии, были иждивенцами умершего. В Законе о государственном пенсионном обеспечении категория «иждивенство» не определена.
Размер пенсий для граждан, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей определяется пропорционально величине социальной пенсии. При исчислении пенсии по инвалидности учитывается также тяжесть повреждения здоровья, которая определяется группой инвалидности, и причина инвалидности.
1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – № 237.
2. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федер. закон РФ от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (в ред. от 28 января 2022 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 51. – Ст. 4831.
3. О страховых пенсиях: Федер. закон РФ от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (в ред. от 26 мая 2021 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 52. – Ст. 6965.
4. О накопительной пенсии: Федер. закон РФ от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ (в ред. от 26 мая 2021 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 52. – Ст. 6989.
5. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей: Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (в ред. от 6 декабря 2021 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1993. – № 9. – Ст. 328.
6. Абиркин В.В. Организационно-экономические аспекты материально-технического обеспечения МВД России в современных условиях / В.В. Абиркин // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – №2. – С. 28-31.
7. Алиуллов Р.Р. О некоторых аспектах организации социально-правовой защиты сотрудников полиции: вопросы теории и правового регулирования / Р.Р. Алиуллов, Г.А. Мустафина // Вестник Казанского юридического института МВД России.– 2020. – №1 (27).– С. 48-52.
8. Антипьева Н.В. Понятие и виды социального обеспечения военнослужащих / Н.В. Антипьева // Российский юридический журнал. – 2019. – № 1. – С. 164-174.
9. Антипьева Н.В. Социальное обеспечение военнослужащих проходивших военную службу по призыву и членов их семей / Н.В. Антипьева // Право в Вооруженных Силах. – 2019. – № 5. – С. 16-23.
10. Антипьева Н.В. Развитие законодательства о социальном обеспечении / Н.В. Антипьева // Право в Вооруженных Силах. – 2020. – № 3. – С. 11-18.
11. Братановская М.С. Правовая организация управления социальным обеспечением / М.С. Братановская // Социальное и пенсионное право. – 2021. – № 5. – С. 45-51.
12. Бутенко Е.И. Некоторые вопросы процедуры установления инвалидности в праве социального обеспечения / Е.И. Бутенко // Социальное и пенсионное право. – 2019. – № 1. – С. 29-35.
13. Бутенко Е.И. Понятие и признаки нуждаемости в праве социального обеспечения России / Е.И. Бутенко // Российский юридический журнал. – 2020. – № 1. – С. 15-22.
14. Быковская Ю.В. Социальное страхование в системе социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел: цели, сущность, особенности, направления совершенствования / Ю.В. Быковская // Russian Journal of Education and Psychology. – 2019. – №2 (22). – С. 55-59.
15. Быковская Ю.В. Роль социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности и необходимость их совершенствования / Ю.В. Быковская // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2019. – №42 (327). – С. 10-29.
16. Быковская Ю.В. Оплата труда сотрудников органов внутренних дел: ее роль в обеспечении экономической безопасности, необходимость и методы совершенствования / Ю.В. Быковская // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2019. – №44 (329).– С. 12-27.
17. Быковская Ю.В. Государственная социальная политика в органах внутренних дел и методология ее формирования и реализации в системе обеспечения экономической безопасности / Ю.В. Быковская // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2019. – №47 (332). – С. 25-39.
18. Варич О.Б. Некоторые вопросы административно-правового обеспечения социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел на основе опыта зарубежных стран / О.Б. Варич // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2020. – №6-7. – С. 132-134.
19. Васильев С.Л. Субсидии как вид социальных выплат в системе социального обеспечения России / С.Л. Васильев // Российская юстиция. – 2020. – № 6. – С. 55-62.
20. Васильева Ю.В. Кодификация законодательства о социальном обеспечении: основы законодательства или кодекс? / Ю.В. Васильева // Правоведение. – 2019. – № 4. – С. 19-24.
21. Гапоненко В.Ф. Риски и угрозы, возникающие при материально-техническом снабжении ОВД в особых условиях / В.Ф. Гапоненко, В.И. Долинко // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2012. – №3. – С. 34-38.
22. Гарибян П.А. Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / П.А. Гарибян // Вестник магистратуры. – 2019. – № 4-3 (91). – С. 106-107.
23. Геворкьян Д.П. Становление законодательства о социальном обеспечении / Д.П. Геворкьян // Социальное и пенсионное право. – 2020. – № 2. – С. 44-49.
24. Долженкова Г.Д. Правовое регулирование основных видов социального обеспечения / Г.Д. Долженкова // Журнал российского права. – 2020. – № 7. – С. 60-68.
25. Долинко В.И. Влияние особых условий на организацию материально-технического обеспечения ОВД МВД России / В.И. Долинко // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2019. – №3 (67). – С. 99-104.
26. Ефремов А.В. О некоторых вопросах, связанных с назначением лицам, проходившим военную службу пенсии за выслугу лет / А.В. Ефремов // Право в Вооруженных Силах. – 2019. – № 8. – С. 60-65.
27. Ефремов А.В. О некоторых правовых вопросах, возникающих при перерасчете военных пенсий гражданам, уволенным с военной службы / А.В. Ефремов // Право в Вооруженных Силах. – 2021. – № 4. – С. 5-8.
28. Ефремов А.В. Правовые вопросы, возникающие при несвоевременном перерасчете военных пенсий в том числе пенсий по случаю потери кормильца / А.В. Ефремов // Право в Вооруженных Силах. – 2020. – № 2. – С. 84-88.
29. Игольникова В.А. Социальное страхование как форма российского социального обеспечения / В.А. Игольникова // Социальное и пенсионное право. – 2021. – № 3. – С. 41-48.
30. Кобец П.Н.Совершенствование государственной социальной политики МВД России – важнейшая из составляющих борьбы с преступностью / П.Н. Кобец, В.И. Билык // Философия права. – 2021. – №2 (97). – С. 107-111.