Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством строительно-конструктивных игр 8
1.1 Особенности развития внимания у детей 5-6 лет
с задержкой психического развития 8
1.2 Строительно-конструктивные игры как средство развития внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 16
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством строительно-конструктивных игр 23
2.1 Выявление уровня развития внимания у детей 5-6 лет
с задержкой психического развития 23
2.2 Организация и содержание работы по развитию внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития
посредством строительно-конструктивных игр 35
2.3 Выявление динамики уровня развития внимания у детей
5-6 лет с задержкой психического развития 50
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение А Список детей, участвующих в исследовании 62
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 63
Приложение В Комплекс строительно-конструктивных игр 64
Приложение Г Результаты исследования на контрольном этапе 65
Актуальность темы исследования определяется тем, что проблема развития внимания и его коррекция у детей с задержкой психического развития считается до сих пор одной из самых сложных и трудновыполнимых на современном этапе развития науки. Учеными отмечается, что внимание влияет на повышение эффективности протекания всех основных психических процессов, таких как восприятие, память и мышление.
Внимание - это свойство человеческой психики, помогающее сосредоточиться на одной деятельности или предмете, одновременно с отвлечением от окружающего.
В настоящее время отмечается, что у детей с задержкой психического развития прослеживаются нарушения внимания, которые выражаются в низком уровне развития всех его свойств: концентрации, устойчивости, распределения, переключения и объема. У таких детей в целом снижен интерес к новым заданиям, что мешает сосредоточиться на их выполнении, им сложно переключиться на что-то новое и на это уходит много времени, что способствует низкой продуктивности и результативности их деятельности.
Существует множество исследований, которые посвящены изучению внимания. Во многих работах (Л.А. Венгер, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Н. Ланге, А.В. Петровский, М.С. Певзнер, С.Г. Шевченко) указывается, что внимание играет большую роль в развитии детей с задержкой психического развития.
Внимание, как и все психические процессы развивается у детей в ведущей деятельности - игре. Одним из видов игр, способствующих развитию всех свойств внимания у детей с задержкой психического развития, считаются строительно-конструктивные игры. Строительно-конструктивные игры - это один из видов творческих игр, в которых нужно построить, добавить или собрать что-то из доступных частей или деталей. Эти игры изучены в отечественной дошкольной педагогике учеными: А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова. Однако строительно- конструированные игры с точки зрения целенаправленного развития внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития исследовались недостаточно и не существует описанной методики по работе в этой области.
Теоретический анализ вышеописанной проблемы исследования позволил выявить противоречие между необходимостью развития внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием строительно-конструктивных игр в данном процессе.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности строительно-конструктивных игр в развитии внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Тема исследования: «Развитие внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством строительно-конструктивных игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством строительно-конструктивных игр.
Объект исследования: процесс развития внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: развитие внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития конструктивных игр.
Гипотеза исследования: развитие внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством строительно-конструктивных игр будет возможно, если:
- разработано содержание строительно-конструктивных игр в соответствии с показателями развития внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- организована совместная деятельность педагога и детей, направленная на развитие свойств внимания посредством строительно-конструктивных игр;
- оснащена развивающая предметно-пространственная среда группы различными видами конструктора и строительными материалами для самостоятельной игровой деятельности детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством строительно-конструктивных игр.
2. Выявить уровень развития внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Определить и апробировать содержание работы по развитию внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством строительно-конструктивных игр.
4. Выявить динамику развития внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- исследования в области коррекционно-педагогической работы с детьми с 5-6 лет с задержкой психического развития (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Е.А. Стребелева, С.Г. Шевченко);
- исследования в области развития внимания у детей 5-6 лет (Л.Н. Блинова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Н.В. Дубровинская, Г.И. Жаренкова, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Л.Ф. Чупров);
- исследования в области изучения строительно-конструктивных игр
(А.Н. Давидчук, Л.В. Куцакова, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, О.Г. Романенко, Л.А. Парамонова).
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы, интерпретация, обобщение опыта);
- эмпирические (психолого-педагогический эксперимент:
констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, представление материалов исследования в виде таблиц).
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 53 «Чайка» города Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Новизна исследования состоит в том, что определены возможности строительно-конструктивных игр в развитии внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе охарактеризованы уровни развития внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс коррекционно-развивающих строительно-конструктивных игр, направленных на развитие внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития может быть использован учителями- дефектологами и педагогами дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (40 источников), 4 приложения. Работа содержит 2 рисунка и 11 таблиц. Основной текст работы изложен на 61 странице.
В работе были проанализированы различные подходы к изучению проблемы развития внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством строительно-конструктивных игр.
На констатирующем этапе эксперимента выявлены общие и индивидуальные особенности процесса развития внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. В дошкольном возрасте формируются основные характеристики внимания: распределение, концентрация, переключение, продуктивность, устойчивость и объем. Тем самым, было выявлено, что период дошкольного возраста является наиболее благоприятным для процесса коррекции внимания детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
В результате проведенного исследования мы рассмотрели понятие и этапы развития внимания, свойства и виды внимания, понятие и классификацию задержки психического развития, охарактеризовали особенности развития внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Также разобрали понятие и содержание строительно-конструктивных игр и их влияние на развитие внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
На констатирующем этапе провели исследование по выявлению уровня развития внимания у 10 детей 5-6 лет с задержкой психического развития. В результате было выявлено то, что у 60 % детей низкий уровень внимания, у 30 % детей был выявлен средний уровень внимания, а высокий уровень только у 10 % детей.
Анализ результатов констатирующего этапа показал, что большинство детей 5-6 лет с задержкой психического развития имеют трудности в развитии внимания и нуждаются в специальной коррекционно-развивающей помощи.
На формирующем этапе была проведена работа по развитию внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством строительно-конструктивных игр:
- разработано содержание строительно-конструктивных игр в соответствии с показателями развития внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- организована совместная деятельность педагога и детей, направленная на развитие свойств внимания посредством строительно-конструктивных игр;
- оснащена развивающая предметно-пространственная среда группы различными видами конструктора и строительными материалами для самостоятельной игровой деятельности детей.
На контрольном этапе было проведено исследование по выявлению динамики уровня развития внимания у 10 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Анализ результатов исследования уровня внимания на контрольном этапе показал: количество детей с низким уровнем 40 % детей, что на 20 % ниже, чем на констатирующем этапе эксперимента. Количество детей со средним уровнем 50 %, что на 20 % выше, чем на констатирующем этапе эксперимента. Количество детей с высоким уровнем не изменилось.
Таким образом, проведенная работа по развитию внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством строительно-конструктивных игр оказалась результативной и положительно повлияла на уровень развития всех свойств внимания. Полученные результаты исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу исследования.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. : Юрайт, 2014. 816 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2012. 243 с.
3. Баксакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. М. : НПО «МОДЭК», 2015. 164 с.
4. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М. : Уч. пособие, 2003. 136 с.
5. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. [Электронный ресурс] URL: http:ZZpedlib.ru/Books/6Z0192/(дата обращения: 04.02.2021).
6. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. М. Наука, 2006. 114 с.
7. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : Союз, 2014. 224 с.
8. Выготский Л. С. Изучение проблемы развития внимания. М. : Просвещение, 2001. 210 с.
9. Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания. М. : Педагогика, 2004. 209 c.
10. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М. : АСТ, 2013. 800 с.
11. Горбач М. С. Психологические основы воспитания внимания. М. : Просвещение, 2000. 233 с.
12. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного
творчества. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-
sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2020/01/12/davidchuk-a-n-razvitie-u- doshkolnikov (дата обращения: 04.02.2021).
13. Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания. М. : ЧеРо, 2013. 259 с.
14. Дормашев Ю. Б. Психология внимания. М. : 2013. 215 с.
15. Дубровинская Н. В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе. 2014. №5. С. 54-65.
16. Крутецкий В. А. Психология. М. : Знание, 2003. 370 с.
17. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М. : Академия, 2015. 291 с.
18. Леонтьев А. Н. Общая психология. М. : [б.и.], 2000. 167 с.
19. Лурия А. Р. Внимание и память. М. : [б.и.], 2015. 137с.
20. Лиштван З. В. Конструирование. [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/doc40135370_458129697?hash=7bb2df6a1989ea9c03&dl=5b4363 9e1582fb274e (дата обращения: 04.02.2021).
21. Маркова Л. С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР. М. : [б.и.], 2012. 252 с.
22. Немов Р. С. Психология. М. : ВЛАДОС, 2005. 687 с.
23. Нечаева В. Г., Корзакова Е. И. Строительные игры в детском саду. [Электронный ресурс]. URL: https://perviydoc.ru/v25520(дата обращения: 04.02.2021).
24. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. 128 с.
25. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М. : [б.и.], 2003. 342 с.
26. Осипова А. А. Диагностика и коррекция внимания : Программа для детей 5-9 лет. М : ТЦ Сфера, 2016. 104 с.
27. Павлов И. П. Физиология. М. : Юрайт, 2010. 394 с.
28. Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология. М. : МПСИН, 2015. 234 с.
29. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования
в детском саду. [Электронный ресурс] URL:
https://bookree.org/reader?file=597917&pg=1(дата обращения: 04.02.2021).
30. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология. М. : Знание, 2003. 658 с.
31. Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. М. : Просвещение, 2002. 542 с.
32. Сеченов И. М. Физиология нервной системы. М. : Юрайт, 2010. 330 с.
33. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. М. : Знание, 2002. 256 с.
34. Черемошкина Л. В. Развитие внимания детей. М. : Наука, 2011. 224 с.
35. Шамарина Е. В. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. 2017. № 4. С. 26-33.
36. Шапарь В. Б. Практическая психология. Тесты, методики, диагностики. М. : [б.и.], 2002. 249 с.
37. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М. : Гардарики, 2016. 125 с.
38. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. М. : Школьная Пресса, 2005. 112 с.
39. Урунтаева Г. А. Психология дошкольника. М. : Наука, 2010. 312 с.
40. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника. М. : Академия, 2012. 368 с.