Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития равновесия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня посредством общеразвивающих упражнений 7
1.1 Развитие равновесия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Общеразвивающие упражнения, их роль в развитии равновесия у детей дошкольного возраста 11
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию равновесия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня посредством общеразвивающих упражнений 16
2.1 Выявление уровня развития равновесия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня 16
2.2 Содержание работы по развитию равновесия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня посредством общеразвивающих упражнений 26
2.3 Изучение динамики развития равновесия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня 37
Заключение 45
Список используемой литературы 46
Приложения 50
Актуальность исследования обусловлена следующими теоретическими положениями:
• о развитии равновесия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня (Е.Я. Бондаревский, Б.А. Нариманов, Н.Б. Кичайкина, А.А. Зайцев, Л.П. Матвеев);
• об особенностях детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня и возможностью учета их при развитии равновесия;
• о роли общеразвивающих упражнений в физическом развитии детей дошкольного возраста и их использования в коррекционном процессе.
Теоретический анализ исследований свидетельствует о том, что недостаточно исследованы потенциальные возможности общеразвивающих упражнений в развитии равновесия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня.
Возникает противоречие между необходимостью развития равновесия у детей 5-6 лет, и недооцениваем роли общеразвивающих упражнений в данном процессе, учете недоразвития речи II уровня.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности общеразвивающих упражнений в процессе развития равновесия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Объект исследования: процесс развития равновесия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Предмет исследования: общеразвивающие упражнения как средство развития равновесия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Гипотеза исследования: процесс развитие равновесия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня посредством общеразвивающих упражнений возможен, если:
• учитывать особенности развития равновесия у детей с общим недоразвитием речи II уровня;
• разработать комплекс упражнений для развития равновесия, основанный на принципах доступности, постепенности;
• использовать наглядные основы при проведении разработанных комплексов общеразвивающих упражнений.
Задачи исследования:
1. Изучить степень разработанности проблемы развития равновесия у детей дошкольного возраста и возможности общеразвивающих упражнений в процессе их использования для детей с общим недоразвитием речи II уровня.
2. Выявить уровень развития равновесия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
3. Экспериментально проверить содержание работы по развитию равновесия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня посредством общеразвивающих упражнений.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы): эмпирические (беседа, диагностические задания) и методы обработки фактических данных: качественный и количественный анализ.
Теоретико-методологической основой нашего исследования послужили научные труды о развитии равновесия (Е.Я. Бондаревский., Б.А. Нариманов, Н.Б. Кичайкина, А.А. Зайцев, Л.П. Матвеев); особенностях физического развития детей с общим недоразвитием речи II уровня (С.Н. Шаховская, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева).
Новизна исследования: выявлена возможность рассмотрения процесса развития равновесия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня посредством общеразвивающих упражнений.
Теоретическая значимость исследования: обоснован процесс развития равновесия посредством общеразвивающие упражнения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы родителями, инструкторами по физической культуре, учителями-логопедами, педагогами дошкольных образовательных организаций с целью решения задач по коррекции равновесия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Экспериментальной базой исследования является ГБОУ СОШ № 10 СПДС «Ягодка» г. о. Жигулевска. В эксперименте принимало участие 12 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (32 - источника), приложение.
Теоретический анализ исследований свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы. Равновесие необходимо в жизни каждого ребенка. Удержание равновесия особо необходимо детям с нарушением речи, так как недоразвитие органов речи сказывается на недостаточном развитии органов равновесия. Ученые считают, что для развития равновесия у детей с общим недоразвитием речи II уровня требуется принцип постепенности и использовании наглядных основ.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что в основном дети находятся на низком уровне развития равновесия у детей с общим недоразвитием речи II уровня. Для обследуемых детей характерно неправильная постановка ног, нетерпеливость, постоянная смена ног, требуется помощь взрослого.
Формирующий эксперимент доказал, что организация и реализация педагогических условий (этиология, механизм и структура при общем недоразвитие речи II уровня; использование оборудования; организация поэтапного формирования равновесия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня) обеспечивает формирование равновесия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Контрольный эксперимент показал динамику в сформированности равновесия, дети более осознанно удерживают равновесия, выполняют задания самостоятельно.
Использование предложенных упражнений для развития способности к равновесию привело к улучшению результатов, что доказало выдвинутую гипотезу.
1. Буцинская, П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду [Текст] / П.П Буцинская , В.И. Васюкова, Г.П. Лескова. - М. : Просвещение, 1990. - С. 2.
2. Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать [Текст] / Е.Н Вавилова. - М. : Просвещение, 1983. - С. 126-138.
3. Васильевой, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М. : Просвещение, 2005. - С. 13-17.
4. Власенко, Н.Э. Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Э Власенко. - СПб. : Детство-Пресс, 2015. - С. 55-71.
5. Верещагина, Н.В Диагностика педагогического процесса в старшей группе дошкольной образовательной организации [Текст] / Н.В Верещагина. - СПб. : Детство-Пресс, 2014. - С. 41- 50.
6. Волкова, Л.С Логопедия [Текст] / Л.С Волкова. - СПб. : Детство- Пресс, 2005. - С. 10-19.
7. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1998. - С. 90-94.
8. Жукова, Н.С. Основы теории и практики [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2011. - 223 с.
9. Карелина, И.О Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования [Текст] / И.О Карелина. - Рыбинск. : филиал ЯГПУ, 2012. - 27-31.
10. Кенеман, А.В. Тория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева - М. : Просвещение, 1985. - С. 1-5.
11. Кириллова, Ю.А. Парциальная программа физического развития в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет [Текст] / Ю.А. Кириллова. - СПб. : Детство-Пресс, 2017. - С. 5-15.
12. Кириллова, Ю.А. Комплексы упражнений и подвижные игры на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет [Текст] / Ю.А Кириллова. - СПб. : Детство-Пресс, 2008. - С. 17-28.
13. Кириллова, Ю.А Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет [Текст] / Ю.А Кириллова. - СПб. : Детство-Пресс, 2005. - С. 47-56.
14. Керносенко, А.Ю. Формирование у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи навыков словообразования средствами информационно-коммуникационных технологий [Текст] / А.Ю. Керносенко. - Тольятти. : Тольяттинский государственный университет 2017. - 95 с.
15. Леви-Гориневская, Е.Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Г. Леви-Гориневская. - М. : Академия 1955. • С. 108-110.
...