Миротворческая роль России в странах ближнего зарубежья
|
Введение 4
Глава 1 Миротворчество в системе международных отношений 8
1.1 Сущность и принципы миротворчества как инструмента
урегулирования конфликтов 8
1.2 Исторические этапы формирования миротворчества как
инструмента международной политики 18
Глава 2 Локальные и региональные конфликты на постсоветском пространстве 29
2.1 Общая характеристика и причины локальных и региональных
конфликтов на постсоветском пространстве 29
2.2 Политическая роль России в постсоветском геополитическом
пространстве 42
Заключение 56
Список используемой литературы и используемых источников 57
Глава 1 Миротворчество в системе международных отношений 8
1.1 Сущность и принципы миротворчества как инструмента
урегулирования конфликтов 8
1.2 Исторические этапы формирования миротворчества как
инструмента международной политики 18
Глава 2 Локальные и региональные конфликты на постсоветском пространстве 29
2.1 Общая характеристика и причины локальных и региональных
конфликтов на постсоветском пространстве 29
2.2 Политическая роль России в постсоветском геополитическом
пространстве 42
Заключение 56
Список используемой литературы и используемых источников 57
Актуальность темы исследования. В мире растет конфликтный потенциал. В последние десятилетия в результате распада СССР возросло число «затяжных» конфликтов, являющихся одной из самых сложных проблем международной безопасности. Усиливается тенденция к размыванию границ между внутренними и международными конфликтами, росту количества внутригосударственных интернационализированных конфликтов. Проявлениями нарастающей напряженности становятся многочисленные локальные кризисы, связанные прежде всего с внутренними процессами в нестабильных государствах, которые выплескиваются за их границы. Отсутствие общих подходов к урегулированию этих кризисов со стороны значимых акторов мировой политики усугубляет хаос, поскольку каждый из них стремится извлечь свои дивиденды. Современный мир характеризуется изменением характера и форм конфликтов, угроз человечеству, и, следовательно, изменением подходов участников и отношений к миротворчеству. Наращивание усилий по совершенствованию правового механизма принятия решений об осуществлении миротворческих операций, разработка правовых основ применения вооруженных сил в операциях по урегулированию конфликтов, принуждению к миру, его поддержания приобретают все большую значимость и актуальность. Россия имеет огромный потенциал (военный, полицейский, гуманитарный), а также достаточно богатый опыт участия в миссиях ООН. В наибольшей степени данный потенциал необходимо использовать в пределах ближнего зарубежья, чтобы максимально обезопасить границы. В силу многих объективных обстоятельств изучение обозначенной темы продолжает сохранять высокий уровень актуальности.
Объект исследования - миротворчество в системе международных отношений.
Предмет исследования - миротворческая роль России в странах ближнего зарубежья.
Хронологические рамки исследования: 1991-2020 гг.
Территориальные рамки исследования охватывают ближнее зарубежье России, в которое традиционно включают страны, входившие ранее в состав СССР.
Историографический обзор. Заявленная тема получила определенное освещение в историографии. Следует подчеркнуть, что в работах российских и зарубежных авторов освещается широкий спектр вопросов, близких к данной предметной области. На наш взгляд, целесообразно их разбить по проблемному принципу. В первую группу войдут те труды, в которых рассматривается миротворчество в системе международных отношений. Их авторами явились Д.В. Голубева [12], А.И. Никитин [28]-[29], Н.И. Пупыкин [30], П.В. Шамаров [39]-[40] и др. Вторую группу составили те, в которых изучаются конфликты на постсоветском пространстве и миротворческая роль России в урегулировании таких конфликтов. Особо стоит отметить работы В.А. Гурова [13]-[14]-[15], который очень обстоятельно их проанализировал. Правда, хронологические рамки у него ограничиваются 2008 г., поэтому не все конфликты он охватил. Также можно отметить труды таких ученых, как: Е.Г. Крылова [23], С.И. Романчук [32], А.В Чаевич [37] и др. Что касается работ зарубежных исследователей, освещающих конфликты на постсоветском пространстве, то имеются лишь отдельные публикации [34]¬[41]-[42]. Они отличаются концептуальными подходами (преимущественно общего характера) к конфликтам, но тем не менее оказались полезными применительно к рассматриваемой теме. Однако анализ существующей литературы показал, что проблему урегулирования региональных постсоветских конфликтов нельзя назвать однозначно исчерпанной.
Цель работы - рассмотреть миротворческую роль России в странах ближнего зарубежья.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать сущность и принципы миротворчества как инструмента урегулирования конфликтов;
- выделить исторические этапы формирования миротворчества как инструмента международной политики;
- дать общую характеристику и назвать причины локальных и региональных конфликтов на постсоветском пространстве;
- показать политическую роль России в постсоветском геополитическом пространстве.
Источниковая база исследования. Исследование построено в основном на опубликованных источниках. Их можно разбить на следующие группы. Первую из них составили нормативно-правовые акты, первостепенное значение среди которых имеет Конституция РФ [1]. В качестве еще одного примера следует назвать международные договоры, например, о создании Организации договора о коллективной безопасности [3]. К данной же группе относятся федеральные законы. Среди них нужно назвать Федеральный закон «Об обороне» [4], регулирующий применение Вооруженных Сил РФ. Меньшей юридической силой обладают подзаконные акты. Указом Президента РФ, в частности, была утверждена Стратегия национальной безопасности РФ [5], представляющая собой систему взглядов на обеспечение в России безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Вторую группу источников составила делопроизводственная документация. Примером будут служить доклады Генерального секретаря ООН [6]-[7] или материалы совещания Комитета СФ по обороне и безопасности [8]. Поскольку хронологические рамки исследования включают современный период, то весьма важным видом источников будет служить периодическая печать (материалы СМИ и информационных агентств; интервью, публичные выступления и заявления официальных лиц, экспертов).
Новизна работы. При изучении темы были систематизированы ключевые проблемы миротворческой роли России в странах ближнего зарубежья. Помимо этого, тема является недостаточно исследованной и нуждается в дальнейшем изучении.
Методология исследования. Определяющими методологическими установками послужили принципы объективности, системности, историзма. В работе использованы общенаучные методы познания, к которым следует отнести формально-логические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция). Кроме того, использовались такие специальные методы, как метод периодизации, историко-генетический метод.
Теоретическая значимость исследования заключается в появлении более полного и объективного представления о миротворческой роли России в странах ближнего зарубежья.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в законотворческой деятельности, создании площадки для последующих теоретических исследований. Материалы могут быть внедрены в учебный и научно-исследовательский процесс.
Выводы (результаты исследования). Миротворчество прочно утвердилось в качестве важного инструмента управления в сфере международной безопасности. Россия продолжает оставаться одним из важных игроков на международной арене по поддержанию мира и безопасности, а также по оказанию гуманитарной помощи населению. При этом приоритет в российском миротворчестве отдается пространству СНГ и прилегающим странам. Принципиальная позиция Российской Федерации состоит в том, что урегулирование любых конфликтов должно осуществляться, прежде всего, политико-дипломатическими методами с опорой на национальный диалог на основе коллективных действий.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и источников.
Объект исследования - миротворчество в системе международных отношений.
Предмет исследования - миротворческая роль России в странах ближнего зарубежья.
Хронологические рамки исследования: 1991-2020 гг.
Территориальные рамки исследования охватывают ближнее зарубежье России, в которое традиционно включают страны, входившие ранее в состав СССР.
Историографический обзор. Заявленная тема получила определенное освещение в историографии. Следует подчеркнуть, что в работах российских и зарубежных авторов освещается широкий спектр вопросов, близких к данной предметной области. На наш взгляд, целесообразно их разбить по проблемному принципу. В первую группу войдут те труды, в которых рассматривается миротворчество в системе международных отношений. Их авторами явились Д.В. Голубева [12], А.И. Никитин [28]-[29], Н.И. Пупыкин [30], П.В. Шамаров [39]-[40] и др. Вторую группу составили те, в которых изучаются конфликты на постсоветском пространстве и миротворческая роль России в урегулировании таких конфликтов. Особо стоит отметить работы В.А. Гурова [13]-[14]-[15], который очень обстоятельно их проанализировал. Правда, хронологические рамки у него ограничиваются 2008 г., поэтому не все конфликты он охватил. Также можно отметить труды таких ученых, как: Е.Г. Крылова [23], С.И. Романчук [32], А.В Чаевич [37] и др. Что касается работ зарубежных исследователей, освещающих конфликты на постсоветском пространстве, то имеются лишь отдельные публикации [34]¬[41]-[42]. Они отличаются концептуальными подходами (преимущественно общего характера) к конфликтам, но тем не менее оказались полезными применительно к рассматриваемой теме. Однако анализ существующей литературы показал, что проблему урегулирования региональных постсоветских конфликтов нельзя назвать однозначно исчерпанной.
Цель работы - рассмотреть миротворческую роль России в странах ближнего зарубежья.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать сущность и принципы миротворчества как инструмента урегулирования конфликтов;
- выделить исторические этапы формирования миротворчества как инструмента международной политики;
- дать общую характеристику и назвать причины локальных и региональных конфликтов на постсоветском пространстве;
- показать политическую роль России в постсоветском геополитическом пространстве.
Источниковая база исследования. Исследование построено в основном на опубликованных источниках. Их можно разбить на следующие группы. Первую из них составили нормативно-правовые акты, первостепенное значение среди которых имеет Конституция РФ [1]. В качестве еще одного примера следует назвать международные договоры, например, о создании Организации договора о коллективной безопасности [3]. К данной же группе относятся федеральные законы. Среди них нужно назвать Федеральный закон «Об обороне» [4], регулирующий применение Вооруженных Сил РФ. Меньшей юридической силой обладают подзаконные акты. Указом Президента РФ, в частности, была утверждена Стратегия национальной безопасности РФ [5], представляющая собой систему взглядов на обеспечение в России безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Вторую группу источников составила делопроизводственная документация. Примером будут служить доклады Генерального секретаря ООН [6]-[7] или материалы совещания Комитета СФ по обороне и безопасности [8]. Поскольку хронологические рамки исследования включают современный период, то весьма важным видом источников будет служить периодическая печать (материалы СМИ и информационных агентств; интервью, публичные выступления и заявления официальных лиц, экспертов).
Новизна работы. При изучении темы были систематизированы ключевые проблемы миротворческой роли России в странах ближнего зарубежья. Помимо этого, тема является недостаточно исследованной и нуждается в дальнейшем изучении.
Методология исследования. Определяющими методологическими установками послужили принципы объективности, системности, историзма. В работе использованы общенаучные методы познания, к которым следует отнести формально-логические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция). Кроме того, использовались такие специальные методы, как метод периодизации, историко-генетический метод.
Теоретическая значимость исследования заключается в появлении более полного и объективного представления о миротворческой роли России в странах ближнего зарубежья.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в законотворческой деятельности, создании площадки для последующих теоретических исследований. Материалы могут быть внедрены в учебный и научно-исследовательский процесс.
Выводы (результаты исследования). Миротворчество прочно утвердилось в качестве важного инструмента управления в сфере международной безопасности. Россия продолжает оставаться одним из важных игроков на международной арене по поддержанию мира и безопасности, а также по оказанию гуманитарной помощи населению. При этом приоритет в российском миротворчестве отдается пространству СНГ и прилегающим странам. Принципиальная позиция Российской Федерации состоит в том, что урегулирование любых конфликтов должно осуществляться, прежде всего, политико-дипломатическими методами с опорой на национальный диалог на основе коллективных действий.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и источников.
Миротворчество как комплекс действий, осуществляемых мировым сообществом для прекращения войн, установления или поддержания мира, эволюционировало от ситуативных реакций на кризисы до признанного института урегулирования международных конфликтов, всё чаще решающего задачи миростроительства. К настоящему времени оно прочно утвердилось в качестве важного инструмента управления в сфере международной безопасности. Миротворческая деятельность остается одним из важнейших инструментов в деле поддержания международного мира и стабильности на планете. Основная задача миротворчества - оказание содействия сторонам конфликтов в достижении политических договоренностей по мирному урегулированию споров, прекращении огня и боевых действий.
Наша страна выступает за выработку четких и реалистичных мандатов операций по поддержанию мира с учетом специфических для каждого конфликта и региона особенностей. В целом Россия продолжает оставаться одним из важных игроков на международной арене по поддержанию мира и безопасности, а также по оказанию гуманитарной помощи населению. Хотя Российская Федерация присутствует в той или иной форме в международных миротворческих и гуманитарных операциях на Ближнем Востоке, в Африке, Юго-Западной Азии и других регионах мира, тем не менее, приоритет в российском миротворчестве отдается пространству СНГ и прилегающим странам. Принципиальная позиция России состоит в том, что урегулирование любых конфликтов должно осуществляться, прежде всего, политико-дипломатическими методами с опорой на национальный диалог на основе коллективных действий. Главный вопрос: насколько эффективно диалоговые механизмы работают над решением фундаментальных разногласий и конфликтных противоречий в процессах интеграции мирового сообщества.
Наша страна выступает за выработку четких и реалистичных мандатов операций по поддержанию мира с учетом специфических для каждого конфликта и региона особенностей. В целом Россия продолжает оставаться одним из важных игроков на международной арене по поддержанию мира и безопасности, а также по оказанию гуманитарной помощи населению. Хотя Российская Федерация присутствует в той или иной форме в международных миротворческих и гуманитарных операциях на Ближнем Востоке, в Африке, Юго-Западной Азии и других регионах мира, тем не менее, приоритет в российском миротворчестве отдается пространству СНГ и прилегающим странам. Принципиальная позиция России состоит в том, что урегулирование любых конфликтов должно осуществляться, прежде всего, политико-дипломатическими методами с опорой на национальный диалог на основе коллективных действий. Главный вопрос: насколько эффективно диалоговые механизмы работают над решением фундаментальных разногласий и конфликтных противоречий в процессах интеграции мирового сообщества.
Подобные работы
- Гражданская война в Таджикистане и роль России в ее урегулировании (1992-1997 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМООТНОШЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД С 1992 ПО 2018гг
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Участие России в миротворческой деятельности ООН на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2016 - ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА В ПЕРИОД ГРУЗИНО-ЮГООСЕТИНСКОГО КОНФЛИКТА: ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ РОССИИ.
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2009 - КОНФЛИКТОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Деятельность ШОС и ОДКБ на пространстве СНГ в начале XXI века
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - «МЕДИАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД»
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - МЕДИАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ВОЗРАСТАЮЩАЯ РОЛЬ ПРОКСИ-ГРУППИРОВОК В КОНФЛИКТАХ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ (2004-2014 ГГ.)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024



