Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правотворчество: понятие, виды, процесс (Южно-Уральский государственный университет)

Работа №116732

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

теория государства и права

Объем работы27
Год сдачи2023
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
104
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА СУЩНОСТЬ ПРАВОТВОРЧЕСТВА 5
1.1 Понятие, цели и субъекты правотворчества 5
1.2 Принципы правотворчества 7
2 ГЛАВА ВИДЫ И ПРОЦЕСС ПРАВОТВОРЧЕСТВА 10
2.1 Виды правотворчества 10
2.2 Законотворческий процесс 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24


По своей сути правотворчество является возведением государственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания. На современном этапе развития правотворчество проявляется, прежде всего, как принятие правового акта непосредственно населением страны путем референдума либо как издание актов, содержащих правовые нормы, государственными и иными управомоченными органами.
В настоящее время государственное правотворчество находится во внимании граждан, политических партий, общественных объединений и других социальных групп. Такое внимание обусловлено тем, что в современной России, как и в других цивилизованных государствах, роль нормативных актов постоянно возрастает.
Актуальность работы заключается в особой важности правотворчества практически для каждого государства, оно является его неотъемлемой основой деятельности. Это сложная интеллектуальная деятельность, требующая особого подхода.
Целью данной курсовой работы является исследование правотворчества.
На основе цели были поставлены следующие задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие, цели и субъектов правотворчества;
2) выделить основные принципы правотворчества;
3) определить виды правотворчества;
4) рассмотреть законотворческий процесс в РФ.
Объект исследования: правотворчество в Российской Федерации.
Предметом исследования является деятельность по осуществлению правотворчества.
В ходе работы были использованы такие теоретические методы, как: анализ источников; обобщение, сравнение.
Степень разработанности в научной литературе. Сегодня все больше внимания уделяется изучению законотворчества. Процесс правотворчества изучается такими учеными-юристами, как С.С. Алексеев, Л.И. Антонова, Я.С. Вальденберг, Н.П. Воронов, С.В. Поленина, Ю.А. Тихомиров и другие. Также стоит заметить, что современные разработки, в значительной степени основанные на методологических предпосылках, сложившихся в рамках советской юридической науки, не всегда позволяют решать актуальные и современные практические проблемы. Следует отметить, что многие фундаментальные вопросы еще не получили четкого научного обоснования, они еще не до конца исследованы и требуют дальнейших специальных исследований.
Научная новизна заключается в систематизации материала о правотворчестве в Российской Федерации и рассмотрении некоторых проблем в данной сфере.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенный анализ правотворческой деятельности в Российской Федерации позволил выявить некоторые проблемы законотворчества и предложить пути их решения.
Библиографическая и нормативная база работы состоит из основополагающих нормативно-правовых актов, таких как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, а также из судебной практики.
Структура работы состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, в ходе исследования была достигнута цель работы и поставленные задачи. Были сделаны следующие выводы.
Правотворчество понимается как организационно-правовая форма властной деятельности управомоченных органов и лиц, связанная с разработкой и принятием нормативных правовых актов, восполнением пробелов и официальной систематизацией законодательства для обеспечения нормативного урегулирования общественных отношений.
Правотворчество строится на таких принципах, как: законность, демократизм, научная обоснованность, т.е. научность правотворчества, профессионализм правотворчества, системность, оперативность, связь правотворчества и практики, а также принцип логической последовательности изложения.
Существует множество классификаций правотворчества. Среди основных можно выделить: виды правотворчества
1) По юридической силе принимаемых актов различают: законотворчество, подзаконное нормотворчество.
2) По способу передачи правотворческих функций выделяют: делегированное законотворчество; делегированное правотворчество; санкционированное правотворчество.
3) По количеству субъектов правотворчества: моносубъектное правотворчество (президент, министр) и полисубъектное правотворчество (правительство, парламент).
4) По наличию лоббирования: лоббируемое правотворчество и нелоббируемое правотворчество.
Под законотворчеством в Российской Федерации понимают порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа, которая включает в себя следующие основные стадии: законодательная инициатива, стадия обсуждения законопроекта, принятие закона, стадия обнародования законов.
Следует заметить, что в настоящее время существуют проблемы в сфере законотворчества: неоправданная федеральная законотворческая активность, проблема понятийной определенности законодательства, модельная сбалансированность запретительных и разрешительных норм в законодательстве, а также законов и подзаконных нормативных актов.
Были предложены следующие пути решения проблем: необходимо конституционно установить круг вопросов общеправового характера, который должен регулироваться исключительно на законодательном уровне, уточнить систему государственных органов, обладающих правом законодательствовать; необходимо изменить существующую практику законотворчества на стадии подготовки проекта закона.
В заключение можно сделать вывод о том, что систематизация данного материала помогла выявить ряд проблем в процессе правотворчества, из чего следует вывод о том, что правотворчество необходимо постоянно совершенствовать в связи с происходящими изменениями в различных аспектах жизни современного общества.



1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 9. Ст. 851.
2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 02.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. № 24. Ст. 2253; 2013. № 27. Ст. 3477.
3. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) "О референдуме Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации №22, ст. 1
4. Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.1994 N 5-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. № 24.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-Ф3 (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 11.
7. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 03.12.2015 года

РАЗДЕЛ 2 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

8. Андриченко, Л. В. Концепции развития российского законодательства / Л.В. Андриченко, О.А. Акопян, В.И. Васильев. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 128 с.
9. Анишина, В. И. Правотворчество в деятельности Верховного Суда Российской Федерации: форма и проблемы реализации // Российский судья. 2018. № 11.
10. Арзамасов Ю. Г. Нормотворческая деятельность МВД России в механизме реализации прав человека и гражданина. М., 2018.
11. Бастрыкин А. И. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие для студентов. 3-е издание, переработан и дополнен - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 471 с.
12. Бошно, С.В. Система права и система законодательства / Право и современные государства. 2019. № 5. С. 15-35.
13. Венгеров, А. Б. Теория государства и права/А. Б. Венгеров. -М.: Омега-Л, 2017. -608 с.
14. Вискулова, В. В. Правотворчество избирательных комиссий как гарантия избирательных прав граждан // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 12.
15. Вишневский, А. В. Общая теория государства и права/А. В. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский; под общ. ред. А. В. Вишневского. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2019. -656 с.
16. Глебова, Н.А. Влияние правоприменительной практики на нормотворческий процесс: на примере деятельности уголовно-исполнительной системы России: Дис. канд. юрид. наук. -Рязань, 2019
17. Долотова, Д.В. Техника и технология правовых актов (на примере правовых актов, издаваемых в уголовно-исполнительной системе): Дис. канд. юрид. наук. -Владимир, 2018
18. Загидуллин Р. И. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.: дис. кандидата юридических наук: 12.00.02/[Место защиты: г. Казань (Приволжский) федер. ун-т.] - 2011. - 27с.
19. Исаков, И.Н. Конкретизация положений законопроекта в процессе законотворчества субъектов РФ//Социология и право. -2018. -№ 2 (24). -С. 52-
20. Золотухина Т. А. Правотворческая политика современной России [Текст]:[монография] / Т. А. Золотухина. - Ростов-на-Дону.: Наука-Спектр, 2011. - 366 с.
21. Кулапов В. Л. Теория государства и права: учебник / В. Л. Кулапов, А. В. Малько. - М.: Норма, 2009. - 384 с.
22. Лапина, М. А. Правотворческая функция исполнительной власти: предложения по совершенствованию // Российская юстиция. 2019. № 1.
23. Лукьянова Е. А. Как готовить закон. // Народный депутат. 2011. № 12. - 17 с.
24. Мазуренко А. П. Правотворческая политика как фактор модернизации правотворчества в России: автореферат дис.: доктора юридических наук: 12.00.01 / Мазуренко Андрей Петрович; [Место защиты: Сарат. гос. юрид. акад.]. - Саратов, 2011. - 50 с.
25. Малько, А.В. Стимулы и ограничения в праве: автореф. дис. на соискание уч. степ. д-ра юрид. наук. -Саратов, 2020. -40с.
26. Малько, А.В.,Мазуренко А.П. Стратегия и тактика как элементы правотворческой политики//Юридическая техника. -2019. -№ 9. -С. 436-443.
27. Марченко, М. Н. Судебное правотворчество и судейское право. М., 2018.
28. Марченко, М. Н. Источники права: Учебное пособие / М.Н. Марченко. — 2-e изд., перераб. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 672 с
29. Осипов, М.Ю. Понятие и соотношение правового регулирования и правотворчества: монография / М.Ю. Осипов. — М.: РИОР, 2017. — 219 с
30. Придворов, Н. А. Правообразование и правообразующие факторы в праве: Монография / Н.А. Придворов, В.В. Трофимов. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 400 с
31. Рассказов, Л. П. Теория государства и права. Углубленный курс: Учебник/Рассказов Л. П. — М.: РИОР, ИЦ РИОР, 2019. — 560 с.
32. Синюков С. В. Механизм правотворчества: автореферат дис.: кандидата юридических наук: 12.00.01 / Синюков Сергей Владимирович; [Место защиты: Сарат. гос. юрид. акад.]. - Саратов, 2013. - 26 с.
33. Тихомиров А. Ю. Правотворчество // Общая теория государства и права: Академический курс: В 3 томах. Т. 2 (Право). - 2010. - 496 с.
34. Умаров, И. Г. Государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов Министерством юстиции Российской Федерации//В курсе правового дела. -2019. -№ 2.
35. Хабибулин, А. Г. Теория государства и права: Учебник/Под ред. ХабибулинаА. Г., Лазарева В. В., 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 512 с.
36. Чамаров, В.Б. Правовая судьба ведомственного правотворчества / Административное право и процесс. 2019. № 1. С. 55-62.
37. Юртаева Е. А. Закон о нормативно-правовых актах и практика Российского правотворчества // Журнал Российского права. - 2006. - №5. С. 12-22.
38. Югов А. А. К вопросу о современном понимании законопроектного процесса в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2006. - №3. С. 60-62.

РАЗДЕЛ 3 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЫСШИХ СУДЕБНЫХ ИНСТАНЦИЙ И МАТЕРИАЛЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

39. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 N 11-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом" //Российская газета от 01.05.1996

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ