Аннотация 2
Введение 4
1 Общая характеристика права на охрану здоровья и медицинскую помощь 10
1.1 Содержание права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь как неотчуждаемого права человека и гражданина 10
1.2 Правовые основы системы гарантий права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь 21
2 Состояние и перспективы развития системы правовых гарантий на охрану здоровья и медицинскую помощь 31
2.1 Гарантии права на получение медицинской помощи бесплатно 31
2.2 Правовой режим платной медицинской помощи 42
3 Правовое регулирование защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь, и пути её совершенствования 53
3.1 Защита субъективного права на медицинскую помощь 53
3.2 Ответственность лечебных организаций за ненадлежащее оказание медицинских услуг 62
Заключение 70
Список используемой литературы и используемых источников 74
Актуальность темы дипломной работы обусловлена прежде всего наличием большого количества проблем в сфере здравоохранения различного характера, которые требуют своего немедленного решения.
Характеризуя в целом состояние здоровья населения России, а значит и реализацию (обеспечение) права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, необходимо указать, что, по имеющимся последним данным ООН по состоянию на 2015 год, Россия занимает 182 место из 207 стран по уровню смертности (или 13,5 % на 1 000 жителей) [58]. Обозначенная статистика показательна и вряд ли изменилась по состоянию на 2019 год, поскольку, после непродолжительного периода общего прироста населения государства, уже несколько лет наблюдается тенденция по его уменьшению (как в части естественного прироста/убыли, так и в части абсолютных показателей) [52]. В данном случае связь между уровнем смертности и реализацией права на охрану здоровья и медицинскую помощь очевидна, чем лучше данное право реализовано, тем дольше человек живёт.
Кроме того, во многих исследованиях, посвящённых проблематике качества оказания медицинских услуг и проблемам компенсации вреда в данной сфере, отмечается что данный вопрос актуален для многих стран. Так, ненадлежащему оказанию медицинских услуг посвящены многочисленные исследования в США, Канаде, Польше, Германии, Великобритании и других странах. Уровень распространённости ненадлежащего оказания медицинских услуг, имеющих неблагоприятные последствия для здоровья пациентов, колеблется в разных странах от 3% (в Германии) до 20,5% (в РФ) от общего числа случаев оказания медицинских услуг [63].
Применительно к бесплатной медицинской помощи как одной из основных гарантий реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи, отмечается, что её уровень во многом зависит от одного единственного показателя - размера финансирования. Если рассматривать перспективы ближайших лет, то как отмечают аналитики, в 2018 году государство увеличило бюджетные расходы на здравоохранение, что в ценах с учётом инфляции позволило вернуть их на уровень 2013 года, однако запланированные расходы на период 2018 - 2020 годов показывают, что медицинскую отрасль опять ожидает стагнация: медицинские работники получат пониженную зарплату, а граждане - меньший объём бесплатной медицинской помощи [64, с. 23].
Однако, не смотря на наличие обозначенных концептуальных проблем решение которых во многом зависит не от возможностей права и законотворчества, остаётся несовершенным и правовое регулирование, прежде всего, реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом, рациональное и эффективное правовое регулирование способно качественно изменить медицинскую отрасль, прежде всего, в вопросах взаимоотношения между пациентами, потребителями медицинских услуг и медицинскими работниками, государством как гарантом реализации рассматриваемого права, в целом.
Исходя из вышесказанного, возникает необходимость установления рациональных правил, регулирующих защиту прав потребителей в сфере медицинских услуг. Так, в обществе и среди специалистов давно устоялось мнение о том, что привлечь к ответственности сотрудников медицинской сферы за причинение вреда, вследствие некачественного оказания медицинских услуг практически невозможно , о чём также свидетельствует практика разрешения споров соответствующей категории. Данное обстоятельство обуславливает необходимость проведения предметного и углубленного анализа судебной практики по спорам между потребителями медицинских услуг и медицинскими организациями.
Кроме этого, обозначенные проблемы правоприменения говорят о недостаточной эффективности и качестве существующего правового механизма, что, в свою очередь, обуславливает необходимость поиска путей и способов совершенствования соответствующего сегмента законодательства.
Таким образом, актуальность темы исследования заключается в необходимости совершенствования правового регулирования обеспечения и защиты права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, поиска путей и способов разрешения возникающих проблем в данной сфере посредством возможностей права.
Степень научной разработанности темы. Интерес к различным проблемам правового регулирования здравоохранения в отечественной науке велик. Он заключается как в исследовании концептуальных положений регулирования конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, так и договорных взаимоотношений в данной сфере, когда гражданам оказываются платные медицинские услуги.
Вопросам конституционно-правовой регламентации права человека на охрану здоровья и медицинскую помощь были посвящены диссертационные исследования А.Б. Литовка (2005 год) и А.Е. Черных (2012 год). Авторами данных диссертаций рассматривались как общетеоретические проблемы реализации данного права, так и предлагались свои пути улучшения сложившейся ситуации.
В качестве авторов научных публикаций по исследуемой проблематике за последние годы можно выделить таких учёных, как И.Г. Банникова, А.Ю. Галкина, Е.В. Капралова, К.П. Морозова, Е.С. Сергеева, И.Ю. Пащенко, О.Г. Печникова, А.П. Печников, А.А. Уваров, А.Е. Черных, А.Р. Шаяхметова и многих других.
Исследованием проблемных вопросов возмещения вреда вследствие ненадлежащего оказания медицинских услуг, защиты прав потребителей медицинских услуг посвятили свои работы такие учёные, как А.В. Воропаев, Л.В. Высоцкая, Д.Ф. Кириченко, Е.И. Караваева, А.В. Воропаев, Ю.С. Исаев, Н.А. Соколова, О.Б. Чертухина, А.Е. Олесов, Л.В. Канунникова, Ю.В. Максимова и другие.
Отдельно среди перечисленных учёных стоит выделить автора научной диссертации, защищённой в 2010 году Д. Ф. Кириченко («Правовое регулирование защиты прав потребителей медицинских услуг»), в которой предметно рассматривается проблематика данного исследования. Отметим, что, несмотря на принятие в 2012 году нового федерального закона, регулирующего оказание платных медицинских услуг, выводы и предложения, сформулированные учёным, сохраняют актуальность и в настоящее время.
Перечисленные авторы затрагивали такие вопросы как проблемы применения механизма возмещения вреда вследствие ненадлежащего оказания медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования, анализировали новые правила предоставления медицинской помощи и медицинских услуг, осуществляли попытки внесения предложений по совершенствованию взаимодействия пациентов и медицинских работников, а также рассматривали другие вопросы.
Вопросы гражданско-правового регулирования договора об оказании платных медицинских услуг и иных гражданско-правовых аспектов медицинских услуг, не связанных с защитой прав потребителей, были предметом исследования (серия научных публикаций) Ю.О. Столяровой, А.Р. Шаяхметовой. Отдельно стоит отметить диссертационное исследование 2012 года А.Р. Шаяхметовой.
Объект исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи и с реализацией и защитой права на охрану здоровья и оказание медицинской помощи.
Предмет исследования. Предметом исследования являются нормы права, регулирующие соответствующие общественные отношения, а также судебная практика относительно темы исследования, в частности решения и определения судов по разрешаемым ими спорам о праве, позиции высших судов по вопросам разрешения споров, связанных с оказанием медицинских услуг, постановления пленумов, информационные письма, обзоры судебной практики, а также решения Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ) и т.п.
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является исследование вопросов правового регулирования обеспечения и защиты конституционного права человека на охрану здоровья и оказание медицинской помощи, а также поиск путей и способов решения существующих теоретических и практических проблем в данной сфере.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить и проанализировать содержание права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь как неотчуждаемого права человека и гражданина.
2. Проанализировать правовые основы системы гарантий права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.
3. Рассмотреть гарантии права на получение медицинской помощи бесплатно.
4. Охарактеризовать правовой режим платной медицинской помощи.
5. Исследовать вопросы судебной и внесудебной защиты субъективного права на медицинскую помощь.
6. Проанализировать ответственность лечебных организаций за ненадлежащее оказание медицинских услуг.
Методы исследования. В соответствии с поставленными целью и задачами в исследовании применяется совокупность методов научного познания. Так, были применены следующие методы: логико-семантический. При помощи данного метода был изучен понятийный аппарат и углублено его понимание, в частности, таких понятий как «медицинская помощь», «медицинская услуга», «качество медицинской услуги». Логический метод применён для выявления внешних признаков правовых явлений, их сходства и отличия со смежными терминами и понятиями, явлениями; создание логических конструкций на базе законодательных (легальных) определений.
Историко-правовой метод был применён для изучения эволюции законодательства о защите прав потребителей медицинских услуг. При помощи формально-юридического метода исследовано содержание правовых норм, касающихся реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Теоретическая база исследования. Теоретической базой исследования послужили научные работы таких учёных, как А.В. Воропаев, Л.В. Высоцкая, Д.Ф. Кириченко, Е.И. Караваева, Ю.С. Исаев, Н.А. Соколова, О.Б. Чертухина, А.Е. Олесов, Л.В. Канунникова, Ю.В. Максимова, А.Ю. Галкин, О.Г. Печников, А.П. Печников, Ю.О. Столярова, А.Р. Шаяхметова и других.
Нормативная база исследования. К нормативной базе исследования относятся Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (далее - Конституция РФ), Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - ФЗ «О защите потребителей»), Федеральный закон от 21.11.2011 года № 23-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об охране здоровья»), а также другие нормативно-правовые акты.
Структура работы. Структура работы подчинена поставленной цели и задачам и состоит из введения, основной части, заключения, а также списка используемой литературы и источников. Основная часть разделена на три главы, каждая из которых структурирована на параграфы.
В результате проведённого исследования, были сделаны следующие выводы и предложения:
1. Наиболее важной человеческой и общественной ценностью, после жизни человека, является его здоровье. Здоровье служит основой, фундаментом для полноценной реализации большинства других прав и свобод человека, что определяет его исключительную важность. Здоровье как правовая категория в силу закрепления в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ приобретает непосредственную правовую ценность, как одно из основных направлений деятельности государства (обеспечение и поддержание соответствующей ценности).
2. Право на здоровье в Конституции РФ закреплено в виде двух взаимосвязанных элементов: право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь. Право на охрану здоровья предполагает под собой возможность каждого человека получить от государства определённую систему гарантий и мер, направленных на их реализацию, которые позволяют достигнуть определённых целей: профилактировать заболевания, сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье, поддержать продолжительную активную жизнь, получить, при необходимости, медицинскую помощь. Право на медицинскую помощь заключается в возможности человека получить от государства и частных субъектов квалифицированное медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию, которые имеют самостоятельное законченное значение.
3. Главными критериями разграничения медицинской услуги в договорных и внедоговорных отношениях является возмездность первой и, соответственно, безвозмездность второй. Вторым принципиальным критерием является характер возникающих правоотношений: частноправовые в случае договорных отношений и публичные, в случае внедоговорных.
4. Основной гарантией реализации права на получение бесплатной медицинской помощи является ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, которая предоставляет каждому гражданину право на бесплатную медицинскую помощь в государственных медицинских учреждениях. Нормы Конституции являются нормами прямого действия, а значит, могут быть применены без развития их содержания в нормативных правовых актах меньшей юридической силы. Буквальное толкование и понимание указанных конституционных положений предполагает право (возможность) каждого обратиться за медицинской помощью в государственное медицинское учреждение и получить её на бесплатной основе вне зависимости от вида такой помощи. В виду того, что забота о жизни и здоровье граждан является одной из основных задач государства, у последнего возникает обязанность не просто гарантировать «какую-либо» медицинскую помощь, а такие её объёмы и виды, которые, собственно, позволят выполнить приоритетную задачу охраны жизни и здоровья гражданина.
5. В силу предписаний федерального законодательства, объёмы и виды (количественные и качественные показатели) бесплатной медицинской помощи ограничены способом принятия федеральных и региональных программ гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи. Таким образом, создана ситуация, когда медицинская помощь (медицинские услуги) разделены на те, которые может получить гражданин бесплатно и на те, которые он может получить только на платной основе (в том числе и в государственных учреждениях).
Кроме конституционного предписания относительно права на получение бесплатной медицинской помощи, существенную роль в качестве гарантий играют закреплённая в федеральном законодательстве обязанность медицинской организации и медицинского работника оказать соответствующую медицинскую помощь в гарантированных объёмах, под страхом привлечения организации и соответствующего работника к юридической ответственности (от уголовной, до гражданско-правовой, т.е. имущественной).
6. Используя предлагаемую законодателем конструкцию к медицинским услугам и с учётом применения соответствующих терминов, мы получим следующее: по договору возмездного оказания медицинских услуг, исполнитель, а именно медицинская организация, обязуется по заданию заказчика (которым может выступать как собственно пациент, так и другие участники правоотношений, действующие в его интересах) оказать медицинские услуги, а заказчик обязуется оплатить их. Договор возмездного оказания услуг, предусмотренный гл. 39 ГК РФ является консенсуальным, взаимным, возмездным. В отдельных случаях данный договор является публичным (в случае, если исполнитель услуги осуществляет предпринимательскую деятельность). Также можно говорить о «модельности» договора об оказании возмездных услуг применительно к договорам об оказании услуг связи, ветеринарных услуг, аудиторских, медицинских и т.п.
7. Целесообразно внести следующие изменения в действующее законодательство, которые позволят создать необходимые правовые гарантии защиты субъективного права человека на получение надлежащей медицинской помощи:
• внедрить формирование и ведение общедоступного реестра медицинских организаций, имеющих право на осуществление предпринимательской деятельности по оказанию возмездных медицинских услуг, в целях совершенствования права потребителя медицинских услуг на доступ к информации о данной услуге;
• установление правила признания договоров на оказание возмездных медицинских услуг ничтожными, если они были заключены медицинской организацией за пределами своей дееспособности, например, без наличия соответствующей лицензии или иного разрешения. Также, для этих целей, необходимо установление презумпции вины медицинской организации по искам потребителей таких услуг о возмещении причинённого ущерба, упущенной выгоды или морального вреда;
• целесообразно установить исключение в виде неограниченного срока исковой давности по спорам, связанным с некачественным оказанием медицинских услуг, если соответствующие последствия по объективным причинам проявились или были выявлены через продолжительное время.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. 1995. № 67.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
4. Европейская социальная хартия (пересмотренная): принята в г. Страсбурге 03.05.1996 // Бюллетень международных договоров. 2010. № 4. С. 17 - 67.
5. Хартия Европейского Союза об основных правах (2007/С 303/01): принята в г. Страсбурге 12.12.2007 // Консультант Плюс: справочно-правовая система.
6. Устав Всемирной организации здравоохранения: принят Международной конференцией здравоохранения, проходившей в Нью-Йорке с 19 июня по 22 июля 1946 г. [Электронный ресурс]. URL: http: //apps.who. int/gb/bd/PDF /bd47/RU/constitution-ru.pdf?ua=1 (дата обращения: 13.10.2019 года).
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
10. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
11. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 06.02.2020) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
12. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.07.2019) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
13. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 28.01.2020) // СЗ РФ. 2010. № 49. Ст. 6422.
14. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 13.01.2020) // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
15. О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы: постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 911 (ред. от 18.02.2020) // СЗ РФ. 2005. № 2. Ст. 166.
...