Использование специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Правовые основы использования специальных знаний при расследовании нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 7
1.1 Понятие и содержание специальных автотехнических знаний, используемых при расследовании нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 7
1.2 Судебная автотехническая экспертиза (САТЭ), как вид инженерно-транспортных научных исследований 12
Глава 2 Назначение судебной автотехнической экспертизы (САТЭ) и использование специальных знаний при расследовании преступных нарушений ПДД 17
2.1 Компетенция следователя и судебного эксперта-автотехника в стадии назначения автотехнического исследования 17
2.2 Использование специальных знаний при решении вопросов соответствия действий участников дорожно-транспортного происшествия техническим требованиям Правил дорожного движения 30
Заключение 40
Список используемой литературы и используемых источников 42
Введение 4
Глава 1 Правовые основы использования специальных знаний при расследовании нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 7
1.1 Понятие и содержание специальных автотехнических знаний, используемых при расследовании нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 7
1.2 Судебная автотехническая экспертиза (САТЭ), как вид инженерно-транспортных научных исследований 12
Глава 2 Назначение судебной автотехнической экспертизы (САТЭ) и использование специальных знаний при расследовании преступных нарушений ПДД 17
2.1 Компетенция следователя и судебного эксперта-автотехника в стадии назначения автотехнического исследования 17
2.2 Использование специальных знаний при решении вопросов соответствия действий участников дорожно-транспортного происшествия техническим требованиям Правил дорожного движения 30
Заключение 40
Список используемой литературы и используемых источников 42
Актуальность темы исследования. Установление объективной истины в уголовном судопроизводстве, не представляется возможным без назначения и проведение судебных автотехнических экспертиз, которые являются одной из наиболее распространенных и действенных форм использования специальных знаний при расследовании преступных нарушений ПДД РФ. Выводы судебных автотехнических исследований позволяют следствию получить данные, необходимые для установления признаков состава уголовного деяния, выявления и разоблачения субъектов преступления, причастных к его совершению, правильной квалификации их действий и формулировки обвинительного заключения, формулировки и проверки версий, проведения первоначальных следственных действий, а также определение размера вреда и ущерба причиненного в результате этого.
Применение специальных знаний следователем, с участием специалиста, обладающего такими знаниями и посредством экспертиз, типичных для расследовании преступных нарушений ПДД, имеет большое значение не только для правильной подготовки материалов дела, но и для эффективного проведения круга других следственных (розыскных) действий, от чего во многом зависят как установления объективной истины по делу, так и успех расследования вообще.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы применения специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств рассматривались в трудах М.В. Беляева, М.В. Богданова, В.Р. Гайнельзяновой, В.А. Городокина, А.Н. Дудниченко, В.А. Иларионова, И.В. Киселевич, Ю.Г. Корухова, Н.М Кристи, А.Д. Кулагина, А.Ю. Маренкова, О.В.Пантелеевой, С.М. Ремизова, Г.И. Сафонова, К.А. Севастьянова, Е.А. Семенова, Б.М. Тишина, Д.О. Туманова, А.Г. Федорченко, Э.Г. Хачатряна, Н.А. Ягольницкого и других ученых. Так или иначе, множество исследований, посвященных вопросам назначения, производства и оценки результатов судебной- автотехнической экспертизы на досудебном следствии, не решают их всесторонне, разработка концептуальных основ этого института не завершена. Отдельные вопросы остаются дискуссионными до настоящего времени. С развитием практики назрела необходимость в поиске новых подходов к их разрешению.
Объектом исследования являются уголовно-процессуальные отношения, связанные с использованием специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения
Предметом исследования являются связанные с указанным объектом исследования нормы законодательства, регулирующие использование специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения.
Цель и задачи исследования. Основной целью работы является разработка теоретических положений и научно-обоснованных рекомендаций, по использованию специальных знаний при расследовании ДТП, призванных обеспечить высокое качество производства по делам данной категории.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие основные задачи:
• определение на основе понятия предмета и сущности судебной автотехнической экспертизы при расследовании нарушений правил дорожного движения ее возможности на современном этапе;
• определение основных задач и методов при расследовании дел данной категории;
• внесение рекомендаций по усовершенствованию правового регулирования производства автотехнической экспертизы при расследовании преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
• изучение взаимодействия следователя, эксперта и специалиста, как необходимое условие при расследовании преступных нарушений ПДД и эксплуатации транспортных средств;
• анализ и научная интерпретация типичных ошибок при расследовании преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, влекущих нарушение прав и законных интересов участников уголовного процесса.
Методология и методика исследования. В процессе написания бакалаврской работы применялись диалектический метод, метод сравнительно-правового исследования и системного анализа, статистический и социологический методы, юридико-догматический метод, методы синтеза и анализа.
Теоретическую основу исследования составили монографическая и учебная литература в области общей теории права, теории уголовного процесса и доказательственного права, теории судебной экспертизы и криминалистики; статьи в ведущих периодических изданиях; а также диссертационные исследования, тематика которых не выходит за рамки настоящего объекта исследования.
Нормативную базу исследования составили действующее уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты, регулирующие судебно-экспертную деятельность.
Научная новизна исследования заключается в том, что теоретические выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего научного исследования проблем, связанных назначением и оценкой результатов экспертных исследований при расследовании преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Структуру работы определили цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
Применение специальных знаний следователем, с участием специалиста, обладающего такими знаниями и посредством экспертиз, типичных для расследовании преступных нарушений ПДД, имеет большое значение не только для правильной подготовки материалов дела, но и для эффективного проведения круга других следственных (розыскных) действий, от чего во многом зависят как установления объективной истины по делу, так и успех расследования вообще.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы применения специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств рассматривались в трудах М.В. Беляева, М.В. Богданова, В.Р. Гайнельзяновой, В.А. Городокина, А.Н. Дудниченко, В.А. Иларионова, И.В. Киселевич, Ю.Г. Корухова, Н.М Кристи, А.Д. Кулагина, А.Ю. Маренкова, О.В.Пантелеевой, С.М. Ремизова, Г.И. Сафонова, К.А. Севастьянова, Е.А. Семенова, Б.М. Тишина, Д.О. Туманова, А.Г. Федорченко, Э.Г. Хачатряна, Н.А. Ягольницкого и других ученых. Так или иначе, множество исследований, посвященных вопросам назначения, производства и оценки результатов судебной- автотехнической экспертизы на досудебном следствии, не решают их всесторонне, разработка концептуальных основ этого института не завершена. Отдельные вопросы остаются дискуссионными до настоящего времени. С развитием практики назрела необходимость в поиске новых подходов к их разрешению.
Объектом исследования являются уголовно-процессуальные отношения, связанные с использованием специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения
Предметом исследования являются связанные с указанным объектом исследования нормы законодательства, регулирующие использование специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения.
Цель и задачи исследования. Основной целью работы является разработка теоретических положений и научно-обоснованных рекомендаций, по использованию специальных знаний при расследовании ДТП, призванных обеспечить высокое качество производства по делам данной категории.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие основные задачи:
• определение на основе понятия предмета и сущности судебной автотехнической экспертизы при расследовании нарушений правил дорожного движения ее возможности на современном этапе;
• определение основных задач и методов при расследовании дел данной категории;
• внесение рекомендаций по усовершенствованию правового регулирования производства автотехнической экспертизы при расследовании преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
• изучение взаимодействия следователя, эксперта и специалиста, как необходимое условие при расследовании преступных нарушений ПДД и эксплуатации транспортных средств;
• анализ и научная интерпретация типичных ошибок при расследовании преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, влекущих нарушение прав и законных интересов участников уголовного процесса.
Методология и методика исследования. В процессе написания бакалаврской работы применялись диалектический метод, метод сравнительно-правового исследования и системного анализа, статистический и социологический методы, юридико-догматический метод, методы синтеза и анализа.
Теоретическую основу исследования составили монографическая и учебная литература в области общей теории права, теории уголовного процесса и доказательственного права, теории судебной экспертизы и криминалистики; статьи в ведущих периодических изданиях; а также диссертационные исследования, тематика которых не выходит за рамки настоящего объекта исследования.
Нормативную базу исследования составили действующее уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты, регулирующие судебно-экспертную деятельность.
Научная новизна исследования заключается в том, что теоретические выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего научного исследования проблем, связанных назначением и оценкой результатов экспертных исследований при расследовании преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Структуру работы определили цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы о проделанной работе и сформулировать предложения и практические рекомендации.
1. Установлено, что к объектам судебных автотехнических экспертиз относят, кроме средств автомобильного транспорта, также и мототранспорт, велосипеды и т.д., что вполне оправдано, учитывая необходимость исследования обстоятельств дорожно-транспортных происшествий, которыми, как известно, являются любые события, происходящие во время движения транспортных средств.
2. Подчеркнуто, что судебная инженерно-автотехническая экспертиза должна рассматриваться как подвид судебной инженерно-транспортной экспертизы, которая, в свою очередь, является видом в составе рода инженерно-технических экспертиз. Объектами этой экспертизы являются средства автомобильного транспорта, их отдельные детали, обстановка и механизм дорожно-транспортных происшествий.
3. Акцентировано, что совершенствование классификации судебных экспертиз в зависимости от отрасли специальных знаний и объектов исследования, понимание сущности и определение задач, а также возможностей инженерно-транспортных экспертиз в решении вопросов, возникающих в процессе расследования преступлений, являются перспективными направлениями дальнейших научных исследований.
4. Обосновано, что для правильного анализа и проведения судебных автотехнических экспертиз требуется наличие специальных знаний и навыков для верного определения исследуемых факторов.
5. Установлено, что причинами не предоставления объекта исследования является видоизменение ТС после ДТП до его осмотра экспертом, что лишает возможности исследовать повреждения транспортного средства, полученные в результате ДТП, либо отсутствие транспортного средства как такового (автомобиль продан или находится за пределами государства).
6. Акцентировано, что механизм наезда на пешехода в общем виде достаточно разнообразен, сложен и требует глубокого анализа. Применение единого подхода по проведению следственных экспериментов с определением механизма наезда в целом обеспечит качественное, полное и своевременное выполнение назначенных автотехнических экспертиз, а также уменьшит сроки их выполнения.
7. Сделан вывод о том, что опасность в юридическом смысле этого слова, зачастую возникает раньше, чем создавший аварийную обстановку нарушитель попадет в поле зрения водителя. И если нарушение или опасные по своим последствиям действия сопровождаются какими-либо предупредительными признаками, водитель не должен упустить ни одного сигнала. Он обязан своевременно принятыми мерами предотвратить иди хотя бы смягчить последствия такой опасной неосмотрительности.
На основании обобщения изложенного, считаем необходимым обратить внимание на то, что Правила дорожного движения обязывают к конкретным мерам предотвращения ДТП - снижению скорости или остановке. Другие меры (подача звукового сигнала, маневр объезда) являются лишь вспомогательными, не исключающими торможения. А такой прием, как увеличение скорости с намерением "проскочить" (если в результате этого произошло столкновение транспортных средств иди наезд на человека), следует рассматривать как проявление "лихачества", усугубляющее вину водителя.
1. Установлено, что к объектам судебных автотехнических экспертиз относят, кроме средств автомобильного транспорта, также и мототранспорт, велосипеды и т.д., что вполне оправдано, учитывая необходимость исследования обстоятельств дорожно-транспортных происшествий, которыми, как известно, являются любые события, происходящие во время движения транспортных средств.
2. Подчеркнуто, что судебная инженерно-автотехническая экспертиза должна рассматриваться как подвид судебной инженерно-транспортной экспертизы, которая, в свою очередь, является видом в составе рода инженерно-технических экспертиз. Объектами этой экспертизы являются средства автомобильного транспорта, их отдельные детали, обстановка и механизм дорожно-транспортных происшествий.
3. Акцентировано, что совершенствование классификации судебных экспертиз в зависимости от отрасли специальных знаний и объектов исследования, понимание сущности и определение задач, а также возможностей инженерно-транспортных экспертиз в решении вопросов, возникающих в процессе расследования преступлений, являются перспективными направлениями дальнейших научных исследований.
4. Обосновано, что для правильного анализа и проведения судебных автотехнических экспертиз требуется наличие специальных знаний и навыков для верного определения исследуемых факторов.
5. Установлено, что причинами не предоставления объекта исследования является видоизменение ТС после ДТП до его осмотра экспертом, что лишает возможности исследовать повреждения транспортного средства, полученные в результате ДТП, либо отсутствие транспортного средства как такового (автомобиль продан или находится за пределами государства).
6. Акцентировано, что механизм наезда на пешехода в общем виде достаточно разнообразен, сложен и требует глубокого анализа. Применение единого подхода по проведению следственных экспериментов с определением механизма наезда в целом обеспечит качественное, полное и своевременное выполнение назначенных автотехнических экспертиз, а также уменьшит сроки их выполнения.
7. Сделан вывод о том, что опасность в юридическом смысле этого слова, зачастую возникает раньше, чем создавший аварийную обстановку нарушитель попадет в поле зрения водителя. И если нарушение или опасные по своим последствиям действия сопровождаются какими-либо предупредительными признаками, водитель не должен упустить ни одного сигнала. Он обязан своевременно принятыми мерами предотвратить иди хотя бы смягчить последствия такой опасной неосмотрительности.
На основании обобщения изложенного, считаем необходимым обратить внимание на то, что Правила дорожного движения обязывают к конкретным мерам предотвращения ДТП - снижению скорости или остановке. Другие меры (подача звукового сигнала, маневр объезда) являются лишь вспомогательными, не исключающими торможения. А такой прием, как увеличение скорости с намерением "проскочить" (если в результате этого произошло столкновение транспортных средств иди наезд на человека), следует рассматривать как проявление "лихачества", усугубляющее вину водителя.
Подобные работы
- РАССЛЕДОВАНИЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Дипломные работы, ВКР, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Методика расследования дорожно-транспортных преступлений
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Производство судебной автотехнической экспертизы
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Механизм дорожно-транспортного преступления и его установление на предварительном следствии
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Использование судебных-автотехнических экспертиз при расследовании нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Проблемы использования специальных познаний в уголовном
судопроизводстве
Магистерская диссертация, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021





