Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изученности профессионального выгорания психологов 8
1.1 Особенности влияния периода пандемии на оказание психологической помощи 8
1.2 Особенности формирования профессионального выгорания психологов 16
1.3 Личностные качества и компетенции психолога как характеристика профессионализма его практической деятельности 26
Глава 2 Практическое исследование профессионального выгорания психологов в период пандемии 41
2.1 Организация эмпирического этапа и методы исследования 41
2.2. Анализ результатов и рекомендации 47
2.3 Профилактика профессионального выгорания 67
Заключение 73
Список используемой литературы 76
Актуальность и научная значимость исследования. Профессиональное выгорание является значимой проблемой для практикующих психологов. Современная эпидемиологическая ситуация, вызванная COVID-19, оказывает прямое влияние на частоту и интенсивность проявлений синдрома, чем существенно обостряет актуальность изучения проблемы.
В период пандемии нагрузка на практикующих психологов различных направлений значительно увеличивается. Растёт количество обращений на телефоны доверия, в фонды социальной помощи и к частнопрактикующим специалистам. Медицинские психологи вынужденно остаются на обсервациях. Педагоги-психологи переходят на новые дистанционные форматы обучения. Таким образом, изучение профессионального выгорания психологов стало особенно актуальным именно в период пандемии.
Родоначальником термина «профессиональное выгорание» является американский психиатр Герберт Фрейденбергер. В погоне за карьерными успехами он работал по 15 часов в день практически без выходных, чем и довёл себя до состояния изнеможения. В процессе самодиагностики, описывая чувство тотальной усталости, эмоциональной опустошенности, бессилия и безграничной ответственности одновременно, Фрейденбергер впервые использовал термин «выгорание».
Проблему профессионального выгорания учёные рассматривают на протяжении последних веков. К настоящему времени в психологической базе накоплены теоретические и эмпирические работы по изучению данного феномена.
А.Б. Леонова обозначала профессиональный стресс и тревогу как основу деперсонализации, то есть одну из специфических разновидностей общего адаптационного синдрома специалистов [29].
В исследовании С.А. Бабанова впервые была рассмотрена проблема адаптации психолога к новым условиям труда. В данной работе было показано, что существует определённая степень тревоги и напряжения, которая истощает ресурсы человека, подавляя его и деперсонализируя [2].
Н.Е. Водопьяновой была выдвинута теория о том, что необходимо разграничивать стресс физиологический от стресса, который давит на человека во время работы или согласно изменяющимся условиями профессиональной деятельности. После теоретических обоснований, были рассмотрены методики по изучению данного вопроса, наиболее подходящими оказались опросы тревожности, профессионального выгорания, деперсонализации и стресса [13].
Е.В. Кузнецова, автор работ по эмоциональному стрессу и тревоге, приходит к выводу о том, что именно данные феномены влияют на профессиональное выгорание в первую очередь. Состояние сопровождается специфическими изменениями в физиологии, психике личности и приводит к деформации деятельности [27].
О.И. Бабич в своей работе «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов диагностика, тренинги, упражнения» выделяет основные звенья, которые увеличивают способность балансировать между стрессом и восстановлением от стресса. Автором были проведены психомоторные исследования функционального состояния организма, после которых она пришла к выводу о том, что, если меняются условия труда, то не необходимо проводить адаптацию сотрудников и обучение [3].
В работах Ю.В. Щербатых отмечены три аспекта коррекции стресса, которые поспособствуют нормализации состояния психики и не позволяют личности деперсонализироваться. Автор приходит к выводу о необходимости работы в таких направлениях: эмоции, внутреннее равновесие, саморегуляция [68].
Синдром профессионального выгорания как предмет психологических исследований находится на рассмотрении таких зарубежных авторов как Д. Этзион, Г. Фреденбергер, В. Шауфели, К. Маслач, С. Джексон, Э. Пайнс, М. Ляйтер, Х. Фишер, К. Чернисс, Дж. Еделвич, Р. Бродский, и другие.
Феномен сгорания изучен и отечественными учёными, такими как Т.В. Форманюк, Т.И. Ронгинская, М.М. Скугаревская, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Н.В. Гришина, В.Е. Орёл, А.А. Рукавишников, Т.В. Большакова, К.С. Милевич, М.В. Борисова, Т.В. Темиров, Н.С. Пряжников, Е.Г. Ожогова, В.И. Майстренко, М.А. Буянкина, М.А. Надежина, Е.А. Трухан.
Актуальность исследования не вызывает сомнения, поскольку кризис, с которым столкнулся мир, достаточно новое явление, оказывающее влияние на процессы профессионального выгорания.
Цель исследования: изучить особенности профессионального выгорания в период пандемии среди психологов.
Объект исследования: профессиональное выгорание.
Предмет исследования: профессиональное выгорание психолога- практика.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что стадии и уровень профессионального выгорания различен в группах психологов с опытом личной терапии и без него. У психологов, имеющих опыт личной терапии степень выраженности синдрома выше.
В ходе исследования планируется выполнение следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты и особенности формирования процесса профессионального выгорания психологов.
2. Рассмотреть личностные качества и компетенции психолога как характеристики его профессионализма в практической деятельности.
3. Провести эмпирическое исследование профессионального выгорания психологов в группах с разным опытом прохождения личной терапии.
4. Организовать и описать методы исследования.
5. Сформулировать анализ результатов и предложить рекомендации согласно цели исследования.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды и исследования следующих авторов:
• профессиональный стресс и поражение эмоциональной сферы психолога (А.Я. Анцупов, С.А. Бабанов, О.В. Нестерова, В.В. Онуфриева);
• профилактика и проблема симптома выгорания (О.И. Бабич, B. В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, А. Неги);
• психологические качества личности и профессиональные компетенции психолога (Е.В. Кузнецова, Е.В. Мезенцева) и другие.
Методы исследования:
• общенаучные (анализ, синтез, дедукция, индукция);
• частнонаучные (формально-логический, сравнительный);
• методы теоретического изучения литературных источников по рассматриваемой проблеме;
• диагностический инструментарий.
В исследовании использовались следующие методики:
1. Методика диагностирования тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина;
2. «Шкала тревоги» Аарона Бека;
3. Методика «диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, C. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой);
4. Методика «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак);
5. Опросник деперсонализации профессиональной системой (ДПС).
Опытно-экспериментальная база исследования: в исследовании приняли участие 20 респондентов в возрасте от 28 до 39 лет.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что профессиональное выгорание рассмотрено во взаимосвязи с личностными качествами, рассмотрен опыт личной терапии, как дополнительный фактор эмоциональной устойчивости, а также сформулированы практические рекомендации для психологов с целью профилактики профессиональных деформаций.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут стать основой для формирования или дополнения методических рекомендаций по профилактике профессионального выгорания у практикующих психологов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается комплексным подходом к изучению теоретической базы исследования, использованием психологических методов, отвечающих целям и задачам исследования, проведением эксперимента, реализацией материалов исследования в процессе профилактики профессионального выгорания психологов.
Личное участие автора состоит в организации и проведении исследования, в постановке цели и задач исследования, осуществлении диагностических материалов, разработке профилактических рекомендаций.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования в ходе практической деятельности с психологами.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Стресс, тревога и эмоциональное выгорание приводят к деперсонализации личности.
2. Опыт личной терапии и формат работы психолога влияют на уровень профессионального выгорания.
3. Профессиональные навыки психолога влияют на качество адаптации к осуществлению деятельности в период пандемии.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), выводов, заключения, списка используемой литературы, включающего 73 источника. Объем основного текста составляет 83 страницы. В тексте представлены 13 таблиц и 11 графических изображений.
Проблема профессионального выгорания или персонализации личности в период пандемии является актуальной. Уровень стресса и тревоги в период пандемии сказался на всех сферах взаимодействия и во всех сферах деятельности.
Нами была проведена работа по изучению профессионального выгорания психологов в период пандемии. Проанализировав литературу по теме нашего исследования, мы пришли к следующим выводам.
Профессиональное выгорание понимается как состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Выгорание включает в себя несколько показателей, которые характеризуют его наличие: высокая тревожность, депрессия, снижение деятельности, нарушение построения взаимоотношений с людьми, деперсонализация.
Психология относятся к сфере профессий, которая в большей степени была подвержена влиянию профессионального выгорания в период пандемии. Данная профессия подразумевает работу с клиентами, переход на опосредованные средства взаимодействия потребовали от психологов получение дополнительных навыков и умений работы. Однако это не позволило полностью погружаться в работу с клиентами. Это связано с тем, что труд специалиста характеризуются высокой эмоциональной нагрузкой, требуется общаться с несколькими клиентами в одно время, повышается ответственность за результаты работы.
В ходе нашего исследования были решены следующие задачи:
- нами были рассмотрены личностные качества и компетенции психолога как характеристики его профессионализма. Данный аспект был необходим, так как мы предположили, что их нарушение приводит к профессиональному выгоранию, что было подтверждено методическими исследованиями;
- нами были рассмотрены особенности формирования профессионального выгорания среди психологов в период пандемии;
- проведено практическое исследование профессионального выгорания психологов в период пандемии, для этого мы подобрали методы исследования и проанализировали их, применили их на практике среди респондентов. Выборку исследования составили 20 психологов, результаты ответов которых мы изучили и на основании их сформировали рекомендации. Использовались следующие методики: методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой), методика «Экспресс- оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак), методика диагностирования тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина, «Шкала тревоги» Бека, опросник деперсонализации профессиональной системой (ДПС).
Нами были отмечены высокие показатели по тревожности, стрессу, эмоциональному и профессиональному выгоранию. Согласно этим данным, были сформулированы рекомендации, где от каждого специалиста требуется находиться не только в непрерывном образовании, но и по возможности обратиться к психологу либо проводить самоконтроль на достаточном уровне. Обеспечение достаточного уровня знаний в новой форме работы в значительной мере снижает риск возникновения профессионального выгорания, а также изучение условий возникновения данного синдрома поможет чётко определить фронт работы, подходы и методы его преодоления.
Результаты методик показывают, что группы респондентов без психологического сопровождения оказалась уязвимой перед возникшими трудностями в виде смены режима работы, формы ведения профессиональной деятельности, что привело к повышению результатов тревожности, деперсонализации и вследствие - профессионального выгорания.
Мы выяснили, что для эффективной профилактики профессионального выгорания требуется дополнительная психологическая помощь или сопровождения. Поэтому проанализировав характеристики параметров, полученных в ходе методических опросов, мы сформировали профилактические рекомендации по предотвращению профессионального выгорания, которые являются доступными не только в практике психологов, но и иных специалистов. Обеспечение достаточного уровня знаний в новой форме работы в значительной мере снижает риск возникновения профессионального выгорания, а также изучение условий возникновения данного синдрома поможет чётко определить фронт работы, подходы и методы его преодоления.
Таким образом, цель нашего исследования: изучение профессионального выгорания психологов в период пандемии достигнута. Гипотеза исследования подтвердилась, задачи исследования выполнены.
1. Анцупов А. Я. Как избавиться от стресса / А. Я. Анцупов. М. : Проспект, 2015. 244 с.
2. Бабанов С. А. Профессиональный стресс или профессиональные поражения эмоциональной сферы / С.А.Бабанов // Медицинское обозрение». 2014. № 4. 266 с.
3. Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения ФГОС. Москва : Учитель, 2019. 122 с.
4. Бодров В.А. Информационный стресс / В. А. Бобров. М. : ПЕР СЭ, 2000. 352 с.
5. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. Москва : «ПЕР СЭ», 2016. 352 с.
6. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб. : Питер, 2010. С. 99-105.
7. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении / В.В. Бойко. М. : ACT, 2012. 356 с.
8. Брайт Д. Стресс. Теории, исследования, мифы / Д. Брайт, Ф. Джонс. СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2013. 352 с.
9. Быкова Е. А. Особенности профессионально важных качеств психолога // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. № 3. С. 112-119.
10. Влах Н. И. Эмоциональное выгорание у представителей «помогающих профессий» / Н. И. Влах // Вестник Южно - Уральского государственного университета. Серия : Психология. 2015. № 1. С. 96-103.
11. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. 3-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2017. 343 с.
12. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. СПб. : Питер. 2009. 336 с.
13. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2000. С. 443-462.
14. Гермогенова Л. Ю. Унарова, С. Н. Исследование профессиональных компетенций психологов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия, 2016. № 3. С. 36-44.
15. Ефремова П. Р. Организационные и личностные факторы выгорания у психологов-консультантов / П. Р. Ефремова // Психологический журнал. 2020. № 2. С. 39-53.
...