Психолого-педагогические условия развития математических представлений у детей 3-го года жизни
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития математических представлений у детей 3-го года жизни
1.1 Проблема развития математических представлений у детей
3-го года жизни в психолого-педагогических исследованиях ... 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития математических представлений у детей 3-го года жизни 12
Глава 2 Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий развития математических представлений у детей 3-го года жизни
2.1 Выявление уровня развития математических представлений
у детей 3-го года жизни 19
2.2 Содержание и организация психолого-педагогических
условий развития математических представлений у детей 3-го года жизни 30
2.3. Выявление динамики уровня развития математических представлений у детей 3-го года жизни 34
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложение А Характеристика выборки исследования 46
Приложение Б Сводная таблица результатов исследования на констатирующем этапе 48
Приложение В Психолого-педагогические условия развития математических представлений у детей 3-го года жизни 50
Приложение Г Сводная таблица результатов исследования
на контрольном этапе 51
Глава 1 Теоретические основы развития математических представлений у детей 3-го года жизни
1.1 Проблема развития математических представлений у детей
3-го года жизни в психолого-педагогических исследованиях ... 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития математических представлений у детей 3-го года жизни 12
Глава 2 Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий развития математических представлений у детей 3-го года жизни
2.1 Выявление уровня развития математических представлений
у детей 3-го года жизни 19
2.2 Содержание и организация психолого-педагогических
условий развития математических представлений у детей 3-го года жизни 30
2.3. Выявление динамики уровня развития математических представлений у детей 3-го года жизни 34
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложение А Характеристика выборки исследования 46
Приложение Б Сводная таблица результатов исследования на констатирующем этапе 48
Приложение В Психолого-педагогические условия развития математических представлений у детей 3-го года жизни 50
Приложение Г Сводная таблица результатов исследования
на контрольном этапе 51
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования «развитие математических представлений у детей - это основная задача воспитания дошкольников: математическое развитие предполагает развитие» знаний «форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях».
Процесс развития математических представлений у детей 3-го года жизни представляет собой качественные перемены в познавательной деятельности детей, которые происходят под руководством педагога.
Математическое развитие - это главный компонент для построения целостной картины мира детей 3-го года жизни. Дети 3-го года жизни уже могут «активно осваивать счет, пользоваться количеством и осуществлять простые действия группировки с помощью педагога. В 2-4 года «дети могут составлять группы предметов, уменьшать и увеличивать количество предметов в группе; начинается процесс познания формы и величины как свойства, которым обладают объекты».
Дети могут осваивать простые временные и пространственные отношения и преобразовать различные предметы по форме или величине.
Исследователи (А.М. Леушина, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова) подчеркивают значимость математического развития детей, так как благодаря математике у детей активно развиваются сенсорные, словесные, обследовательские и другие компоненты общих способностей.
Исследования (А.М. Леушиной, Н.А. Менчинской, Н.И. Непомнящей, А.А. Столяр, Г.С. Костюк) указывают на возрастные возможности детей 3-го года жизни усваивать простейшие математические представления, однако в исследованиях авторов не выделены психолого-педагогические условия, способствующие развитию математических представлений у детей 3-го года жизни, что делает исследование актуальным.
Анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил нам выявить противоречие между необходимостью развития математических представлений у детей 3-го года жизни и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий реализации данного процесса.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития математических представлений у детей 3-го года жизни».
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности психолого-педагогических условий для развития математических представлений у детей 3-го года жизни?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития математических представлений у детей 3-го года жизни.
Объект исследования: процесс развития математических представлений у детей 3-го года жизни.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития математических представлений у детей 3-го года жизни.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что развитие математических представлений у детей 3-го года жизни возможно, при следующих психолого-педагогических условиях:
- оснастить развивающую предметно-пространственную среду группы материалами, способствующими организации развития математических представлений у детей 3-го года жизни;
- организовывать совместную деятельность педагога и детей в процессе развития математических представлений у детей 3-го года жизни;
- организовать консультационно-просветительскую работу с родителями по вопросам развития математических представлений у детей 3-го года жизни.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать философскую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования.
- выявить уровень развития математических представлений у детей 3-го года жизни.
- разработать и апробировать содержание работы по психолого-педагогических условий развития математических представлений у детей 3-го года жизни.
- выявить динамику уровня развития математических представлений у детей 3-го года жизни.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические основы развития математических представлений у дошкольников (А.М. Леушина, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова);
- психолого-педагогические особенности развития детей 3-го жизни (Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, Г.Н. Лаврова, С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова);
- технологические основы развитии математических представлений у
детей (А.М. Леушина, Н.А. Менчинская, Н.И. Непомнящая, А.А. Столяр, Г.С. Костюк).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности;
- эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента, беседа, наблюдение; методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования. МБУ детский сад 43 «Гнездышко». В исследовании принимали участие 40 детей 3-го года жизни.
Новизна исследования заключается в том, что разработаны психолого-педагогические условия развития математических представлений у детей 3-го года жизни.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы направления и содержание работы по использованию разработанных психолого-педагогических условий развития математических представлений у детей 3-го года жизни.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные психолого-педагогические условия развития математических представлений у детей 3-го года жизни могут использовать в своей работе педагоги дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 наименования) и 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 13 таблиц,3 рисунка. Основной текст работы изложен на 52 страницах.
Процесс развития математических представлений у детей 3-го года жизни представляет собой качественные перемены в познавательной деятельности детей, которые происходят под руководством педагога.
Математическое развитие - это главный компонент для построения целостной картины мира детей 3-го года жизни. Дети 3-го года жизни уже могут «активно осваивать счет, пользоваться количеством и осуществлять простые действия группировки с помощью педагога. В 2-4 года «дети могут составлять группы предметов, уменьшать и увеличивать количество предметов в группе; начинается процесс познания формы и величины как свойства, которым обладают объекты».
Дети могут осваивать простые временные и пространственные отношения и преобразовать различные предметы по форме или величине.
Исследователи (А.М. Леушина, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова) подчеркивают значимость математического развития детей, так как благодаря математике у детей активно развиваются сенсорные, словесные, обследовательские и другие компоненты общих способностей.
Исследования (А.М. Леушиной, Н.А. Менчинской, Н.И. Непомнящей, А.А. Столяр, Г.С. Костюк) указывают на возрастные возможности детей 3-го года жизни усваивать простейшие математические представления, однако в исследованиях авторов не выделены психолого-педагогические условия, способствующие развитию математических представлений у детей 3-го года жизни, что делает исследование актуальным.
Анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил нам выявить противоречие между необходимостью развития математических представлений у детей 3-го года жизни и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий реализации данного процесса.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития математических представлений у детей 3-го года жизни».
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности психолого-педагогических условий для развития математических представлений у детей 3-го года жизни?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития математических представлений у детей 3-го года жизни.
Объект исследования: процесс развития математических представлений у детей 3-го года жизни.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития математических представлений у детей 3-го года жизни.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что развитие математических представлений у детей 3-го года жизни возможно, при следующих психолого-педагогических условиях:
- оснастить развивающую предметно-пространственную среду группы материалами, способствующими организации развития математических представлений у детей 3-го года жизни;
- организовывать совместную деятельность педагога и детей в процессе развития математических представлений у детей 3-го года жизни;
- организовать консультационно-просветительскую работу с родителями по вопросам развития математических представлений у детей 3-го года жизни.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать философскую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования.
- выявить уровень развития математических представлений у детей 3-го года жизни.
- разработать и апробировать содержание работы по психолого-педагогических условий развития математических представлений у детей 3-го года жизни.
- выявить динамику уровня развития математических представлений у детей 3-го года жизни.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические основы развития математических представлений у дошкольников (А.М. Леушина, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова);
- психолого-педагогические особенности развития детей 3-го жизни (Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, Г.Н. Лаврова, С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова);
- технологические основы развитии математических представлений у
детей (А.М. Леушина, Н.А. Менчинская, Н.И. Непомнящая, А.А. Столяр, Г.С. Костюк).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности;
- эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента, беседа, наблюдение; методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования. МБУ детский сад 43 «Гнездышко». В исследовании принимали участие 40 детей 3-го года жизни.
Новизна исследования заключается в том, что разработаны психолого-педагогические условия развития математических представлений у детей 3-го года жизни.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы направления и содержание работы по использованию разработанных психолого-педагогических условий развития математических представлений у детей 3-го года жизни.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные психолого-педагогические условия развития математических представлений у детей 3-го года жизни могут использовать в своей работе педагоги дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 наименования) и 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 13 таблиц,3 рисунка. Основной текст работы изложен на 52 страницах.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
«Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития математических представлений у детей 3-го года жизни» [20] недостаточно изучена. Нами были рассмотрены характеристики «уровней развития математических представлений у детей 3-го года жизни» [7]. Мыслительные способности - это основа развития математических представлений, без мышления невозможно осознать все математические операции. Процесс математического развития - это следствие обучения математическим знаниям. Процесс обучения детей 3-го жизни математическим представлениям многофункционален. Он выполняет образовательную, развивающую, воспитательную функции, обеспечивает формирование всесторонне развитой личности на основе комплексного подхода. Дифференцированный подход учитывает индивидуальные специфические особенности детей 3-го жизни в освоении элементарных математических представлений.
Для реализации поставленной цели исследования была проведена экспериментальная работа, на базе МБУ детский сад 43 «Гнездышко». В исследовании принимали участие 40 детей 3-го года жизни.
Содержанием констатирующего этапа явилось определение «уровня развития математических представлений у детей 3-го года жизни. Данный этап эксперимента осуществлялся благодаря диагностическому комплексу, включающему в себя ряд методик, учитывающих специфику психолого-педагогической диагностики детей 3-го года жизни» [1]
На констатирующем этапе полученные результаты обуславливают необходимость организации психолого-педагогических условий развития математических представлений у детей 3-го года жизни.
В формирующей части экспериментального исследования были реализованы психолого-педагогические условия, которые определили этапы формирования:
- оснастить «развивающую предметно-пространственную среду группы» [4] материалами, способствующими организации развития математических представлений у детей 3-го года жизни;
- организовывать совместную деятельность педагога и детей в «процессе развития математических представлений у детей» [4] 3-го года жизни;
- организовать консультационно-просветительскую работу с родителями по «вопросам развития математических представлений у детей» [4] 3-го года жизни.
Полученные результаты на контрольном этапе показали, что проведенная работа по организации психолого-педагогических условий развития математических представлений у детей 3-го года жизни позволила выявить положительную динамику.
В «целом можно заключить, что цель исследования была достигнута, все поставленные задачи были решены, гипотеза доказана» [18].
«Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития математических представлений у детей 3-го года жизни» [20] недостаточно изучена. Нами были рассмотрены характеристики «уровней развития математических представлений у детей 3-го года жизни» [7]. Мыслительные способности - это основа развития математических представлений, без мышления невозможно осознать все математические операции. Процесс математического развития - это следствие обучения математическим знаниям. Процесс обучения детей 3-го жизни математическим представлениям многофункционален. Он выполняет образовательную, развивающую, воспитательную функции, обеспечивает формирование всесторонне развитой личности на основе комплексного подхода. Дифференцированный подход учитывает индивидуальные специфические особенности детей 3-го жизни в освоении элементарных математических представлений.
Для реализации поставленной цели исследования была проведена экспериментальная работа, на базе МБУ детский сад 43 «Гнездышко». В исследовании принимали участие 40 детей 3-го года жизни.
Содержанием констатирующего этапа явилось определение «уровня развития математических представлений у детей 3-го года жизни. Данный этап эксперимента осуществлялся благодаря диагностическому комплексу, включающему в себя ряд методик, учитывающих специфику психолого-педагогической диагностики детей 3-го года жизни» [1]
На констатирующем этапе полученные результаты обуславливают необходимость организации психолого-педагогических условий развития математических представлений у детей 3-го года жизни.
В формирующей части экспериментального исследования были реализованы психолого-педагогические условия, которые определили этапы формирования:
- оснастить «развивающую предметно-пространственную среду группы» [4] материалами, способствующими организации развития математических представлений у детей 3-го года жизни;
- организовывать совместную деятельность педагога и детей в «процессе развития математических представлений у детей» [4] 3-го года жизни;
- организовать консультационно-просветительскую работу с родителями по «вопросам развития математических представлений у детей» [4] 3-го года жизни.
Полученные результаты на контрольном этапе показали, что проведенная работа по организации психолого-педагогических условий развития математических представлений у детей 3-го года жизни позволила выявить положительную динамику.
В «целом можно заключить, что цель исследования была достигнута, все поставленные задачи были решены, гипотеза доказана» [18].
Подобные работы
- Психолого-педагогические условия формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогические условия развития у детей 7 года жизни предпосылок математических способностей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Организационно-педагогические условия обучения детей дошкольного возраста счету
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ
ГЕЙМИФИКАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Условия математического развития детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Использование сюжетно-дидактических игр для развития количественных представлений у старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Устное народное творчество как средство развития у детей младшего школьного возраста математических представлений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019



