Обзор литературы на тему "Подходы к определению понятия образа мира в трудах отечественных и зарубежных психологов"
1.1 Теоретические подходы к анализу образа мира в реальном и виртуальном пространстве
1.1.1 Концептуальные основы исследования образа мира в реальном и виртуальном пространстве
1.1.1.1 Социально-психологический подход
1.1.1.2 Общепсихологический подход
1.1.1.3 Когнитивисткий подход
1.1.2 Образ мира в реальном и виртуальном пространстве: сходства, различия и механизмы формирования
1.1.2.1 Образ «Я»
1.1.2.2 Образ «Другие»
1.1.2.3 Образ мира
А.Н. Леонтьев одним из первых учёных ввёл в психологию представление о понятии «образ мира». Автор сформулировал его в работе «Образ мира» (Леонтьев, 1983, Т. 2) как «описание интегральной системы значений человека». По мнению автора, данное представление строится на опыте человека – выделении важных аспектов его жизни (признаков, предположений, представлений, стандартов и т.д.), определяет восприятие человеком окружающей среды и те знания, которые интериоризируются в его сознании. Эти образы мира у разных людей не могут быть одинаковы, они обладают многомерностью благодаря социокультурному и психологическому различиям, которые раскрываются в языковых, национальных, социальных, географических и религиозных дифференциациях (Леонтьев, 1979).
А.Н. Леонтьев выделил в сознании человека некоторые его составляющие части, среди которых имеются чувственная ткань, значение и личностный смысл. Значение и его особенности скрываются в переходе чувственных образов сознания в соответствии с эмпирическим опытом и культурным фактором человека. Ученый отдавал важную роль деятельности индивида в формировании картины миры, поскольку исполняемая личностью деятельность – это катализатор в динамике изменения образа мира. В общей сложности было выделено несколько основных функций образа мира: самоэволюция образа мира через деятельность человека, предварительная и оперативная генерация гипотез на основе полученного опыта, иерархическая система деятельности, опознание и хранение информации, и регуляционный контроль опыта (Леонтьев, 1979).
Субъективная составляющая процесса восприятия понимается как переход к полноценному аспекту от искаженной реальности наравне с параллельным фиксированием объективных вещей и процессов мира. А. Н. Леонтьев называл субъективную составляющую пятым элементом, который проходит через личные границы сознания человека и обретает определенную значимость в его представлениях, закрепляется как истина, полученная на практике и наблюдениях.
Дальнейшей разработкой феномена образа мира занимались С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко, В.Ф. Петренко, С.Д. Смирнов, Е.Ю. Артемьева, В.В. Петухов, Ф.Ю. Василюк, В.П. Серкин и др.
По мнению С.Л. Рубинштейна образом мира можно назвать жизненный путь и систему личности, в процессе прохождения которой он знакомится с, так называемой, системой бытия. Автор утверждает, что индивид знакомится с особенностями окружающей действительности, проводит анализ и систематизацию значимых для него жизненных событий, в результате чего у него постепенно и формируется некоторый образ мира. С.Л. Рубинштейн пишет, что идентичность человека с миром проявляется в том, что индивид становится целостным субъектом жизни, у которого оформляются определённые взаимоотношения к окружающим людям и миру в целом (Рубинштейн, 2003).
С.Л. Рубинштейн приходит к выводу, что «мир – это взаимодействующие между собой люди и окружающие предметы, некая структура способов действия и взаимодействия, совокупность того, что близко относится к человеку, что он относит к себе, то, что значимо для него и на что направлена его деятельность» (Рубинштейн, 2003, с. 9).
Так, жизнь человека чаще всего реализуется с помощью двух направлений:
- в процессе существования индивида образуются устойчивые связи «причина – следствие» и окружающей действительности;
- формирование для рода человека идеального индивида в конкретном социуме (Рубинштейн, 2003).
В исследованиях С.Л. Рубинштейна чётко проявляются несколько слоёв человеческого существования:
- человек всегда включён в различные социальные связи и взаимодействия;
- у него есть мышление, и он может анализировать происходящие с ним социальные события.
Кроме того, С.Л. Рубинштейн также считает важным рассматривать, насколько отношения человека значимы в той или иной ситуации, поскольку это даёт возможность развиваться сознанию и самосознанию. Автор особенно значимыми считает взаимоотношения индивида с окружающей действительностью и другими людьми (Рубинштейн, 2003, с. 2). Можно с уверенностью сказать, что идеи С.Л. Рубинштейна являются немаловажными для понимания образа мира человека.
В.П. Зинченко также внёс свой вклад в понимание образа мира индивида и его взаимоотношений с окружающей действительностью и другими людьми в социуме (Зинченко, 1991). Учёный описывает два основных слоя в структуре сознания:
- слой бытия, в который включаются чувственные образы и практический опыт индивида;
- интеграция смолов и значений происходящих событий.
По мнению В.Ф. Петренко, образ мира есть некоторая «плюралистическая модель». Данная модель формируется у индивида в ходе социализации, когда усваиваются основные культурные нормы общества, а также в процессе коммуникаций с другими людьми в обществе. По мнению автора, в образ мира человека включаются моральные ценности, нормы и правила поведения, которые им усвоены именно в этом обществе, в котором он существует. Образ мира не является неизменным, и может трансформироваться в ходе существования индивида в обществе (Петренко, 2013, с. 79).
Как отмечает С.Д. Смирнов: «Если под образом мира понимать некоторую совокупность или упорядоченную систему знаний человека о мире, о себе, о других людях и т.д., которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие, то такое представление вполне впишется в традиционную схему анализа познавательных процессов» (Петухов, 1984, с. 142).
По мнению В.В. Петухова, образ мира складывается на основе всего практического опыта существования человека в социуме и является важным «фоном, на котором разворачивается вся психическая деятельность человека» (Петухов, 1984, с.14). В.В. Петухов считает, что существуют, так называемые, «ядерные» или базовые глубинные взаимосвязи человека с окружающей действительностью. Также автор приходит к выводу, что есть некоторые «осознанные» структуры, когда индивид имеет явную цель – познание окружающего мира. Однако у человека сложится полноценная психическая жизнь только в том случае, когда у него будут сформирования специальные представления об окружающем мире (Петухов, 1984, с. 13-21).
.........