Введение 4
Глава 1. Теоретические основания исследования развития воображения у детей младшего школьного возраста 7
1.1. Исследование особенностей развития воображения младших
школьников в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Условия развития воображения младших школьников средствами
интеграции искусств 18
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса развития воображения у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств 23
2.1. Исследование уровня развития воображения младших школьников 23
2.2. Реализация экспериментальной программы развития воображения
на основе интеграции искусств во внеурочной деятельности младших школьников 28
2.3. Динамика развития воображения младших школьников 32
Выводы по 2 главе 34
Заключение 35
Список используемой литературы 36
Приложение
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью системы школьного образования и общества в целом в обеспечении и всестороннем развитии личности ребенка в рамках образовательного процесса. Рассмотрение и всестороннее изучение воображения представляется важным, поскольку как психический процесс, воображение задействуется на протяжении не только всего учебного процесса, но и всей жизни индивида.
Вопросы, связанные с изучением психологического процесса воображения и использование его в учебной деятельности не являются новыми для педагогики и психологии. Суть и первооснова содержания данного вопроса заложена в понимании природы психического процесса воображения, определения его категории. Так, например, в западной психологии, (Дж. Селли, Э. Мейман, К. Бюлер, Д. Дьюи), в современной когнитивной психологии (Ж.Пиаже, Дж. Гилфорд, Е.П. Торранс, Дж. Флешер, М. Эдварс и др.) воображение не рассматривается как самостоятельный психический процесс, и считается аналогом образного, творческого, дивергентного мышления или «преходящим», то есть временным, вредным, промежуточным психическим процессом, искаженно отражающим реальность.
Часть отечественных психологов разделяет эти взгляды. Например, А.В. Брушлинский считает, что данное понятие излишне, во всяком случае, в современной науке. Но у воображения как психического процесса есть и свои, достаточно видные, сторонники, как в отечественной, так и в зарубежной психологии, начиная с В. Вундта, Т. Рибо, В. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Я. Рубинштейна, продолжая их учениками и единомышленниками А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, и целой плеядой современных ученых Е.Я. Басиным, А.Я. Дудецким, О.М. Дьяченко, Е.И. Игнатьевым, Л.С. Коршуновой, Н.Н. Палагиной, Е.Е. Сапоговой, В. Штерном и многими другими.
Проблематика интеграции того или иного вида искусств в учебный процесс, прямо или косвенно направленной на развитие воображения у младших школьников, также достаточно интенсивно разрабатывается в настоящее время, как правило, в рамках узконаправленных исследований. Так, например, с позиции интеграции знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками, данный вопрос освещался в работах О.Б. Локтевой. В аспекте проблемы творческой самореализации учащихся он освещался в работе К.Н. Коданевой. Также среди исследований в данной области можно отметить работы Г.М. Максимовой, Д.В. Антоненко, С.Л. Лупу, Т.А. Цквитария, О.С. Нечаевой и других. Однако, следует отметить, что несмотря на достаточно широкую степень разработанности данной темы, вопрос о развитии воображения у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств в настоящее время остается малоизученным.
Таким образом, в основе данной работы лежит научная проблема, которая заключается в противоречии между потребностью системы школьного образования в обеспечении процесса полноценного развития личности детей и недостаточной изученностью вопроса о развитии воображения у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств.
Цель исследования: разработать и доказать эффективность программы развития воображения у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: содержание и условия реализации программы развития воображения у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств.
Гипотеза исследования: развитие воображения у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств будет осуществляться эффективно, если:
- разработать программу, ориентированную на механизмы развития воображения учеников;
- реализовать ее содержание на основе проблемных, поисковых, творческих методов обучения и воспитания;
- побуждать детей к осмыслению содержаний искусства на основе интеграции.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы.
2. Выявить уровень развития воображения младших школьников.
3. Разработать и реализовать содержание образовательной программы, направленной на развитие воображения.
4. Доказать эффективность опытно-экспериментального исследования.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, опытно-экспериментальное исследование.
Новизна исследования состоит в том, что разработанная программа нацелена на развитие воображения младших школьников.
Практическая значимость заключается в том, содержание программы позволило повысить качество процесса развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности. Содержание занятий может быть использовано учителем во внеурочной деятельности.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №139» городского округа Самара.
Структура работы: работа включает в себя два параграфа теоретической главы, три параграфа практической главы, выводы по каждой главе, заключение, список используемой литературы, приложение. Объем работы — 47 страниц.
Цель данной работы - разработать и доказать эффективность программы развития воображения у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств. Для достижения данной цели был поставлен и последовательно решен ряд задач.
Описана психологическая характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст характеризуется массой изменений во всех сферах жизни ребенка. Эти изменения обусловлены в первую очередь новой социальной ситуацией развития, связанной с поступлением ребенка в школу. В соответствии с этим меняется и его ведущая деятельность с игровой на учебную, а также направленность развития познавательной активности и процессов социализации.
Определены особенности развития воображения в младшем школьном возрасте.
Изучены теоретические предпосылки развития воображения у младших школьников средствами интеграции искусств. Процесс развития воображения у младших школьников средствами интеграции искусств должен быть основан на особенностях психики младшего школьника, его ведущей деятельности, социальной ситуации развития и включать три компонента: творческий (деятельностный), когнитивный и игровой.
Описана программа развития воображения у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств. Осуществлен качественный и количественный анализ и обсуждение полученных результатов. По окончании проведения программы по развитию воображения у младших школьников средствами интеграции искусств достоверно повысился уровень воображения. Такой вывод подтверждает эффективность разработанной программы, подтверждая, тем самым, и гипотезу данного исследования.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / Г. С. Абрамова.- М.: Академический Проект,2010.-623с.
2. Батоев Г.Б. Развитие творческого воображения учащихся [Текст] / Г.Б. Батоев. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд., 1986. - 144 с.
3. Бекузарова Н.В. Воспитание организованности младших школьников [Текст] / Н.В. Бекузарова. Автореф. дисс.к.п.н., Красноярск, 2003.
4. Ванник М.Э. Индивидуальный подход к развитию творческого воображения младших школьников [Текст] / М.Э. Ванник. Дисс.к.п.н., Ярославль, 2006.
5. Выготский Л.С. Проблемы развития психики [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983.-Т.3.-369 с.
6. Выготский Л.С. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский //Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. - Т.4. - 433 с.
7. Габуева Е.М. Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников [Текст] / Е.М. Габуева. Автореф. дисс.к.пс.н., Таганрог, 2004.
8. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие [Текст] / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова. - М., 2003.
9. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] // Вопросы психологии. - 1992. № 3-4.
10. Запорожченко Л.И. Развитие познавательной активности младшего школьника [Текст] / Л.И. Запорожченко. Автореф. дисс.к.п.н., Тамбов, 2005.
11. Згурская ТВ. Формирование познавательных потребностей младших школьников [Текст] / ТВ. Згурская. Дисс.к.п.н., Новокузнецк, 2006.
12. Камия Э. Воображение, экспрессия, телесный диалог. Старший дошкольный возраст [Текст] / Э. Камия // Дошкольное воспитание. 2004.- №
7. - С. 77-83.
13. Камынина О.Е. Развитие полимодального восприятия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности [Текст] / О.Е. Камынина. Автореф. дисс.к.п.н., СПб, 2009.
14. Коданева К.Н. Творческая самореализация учащихся учреждений дополнительного образования в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств [Текст] / К.Н. Коданева. Автореф.дисс.к.п.н., Чебоксары, 2013.
15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Юрайт, 2011. - 464 с.
16. Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребёнка [Текст] / А.Н. Леонтьев — М., 1990.
17. Локтева О.Б. Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками [Текст] / О.Б. Локтева. Дисс.к.п.н., М., 1999.
18. Мартиенко О.Б. Оптимизация деятельности школьного психолога по коррекции эмоциональных нарушений младших школьников [Текст] / О.Б. Мартиенко. Автореф. дисс.к.пс.н. М., 2005.
19. Мухина В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. М., 2008.
20. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. [Текст] / Р.С. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
21. Новиков П.В. Развитие рефлексии у младших школьников [Текст] / П.В. Новиков. Автореф. дисс.к.пс.н., М., 1998.
22. Обухова Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Россия, 2011, 414 с.
23. Павленко Е.А. Условия организации педагогической поддержки в процессе саморазвития учащихся начальной школы [Текст] / Е.А. Павленко. Автореф. дисс.к.п.н. Тобольск, 2002.
24. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. Пер. с фр. и англ.; М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 528 с.
25. Полещук О.К. Развитие межличностного общения младших школьников средствами изобразительного искусства [Текст] / О.К. Полещук. Дисс..к.п.н., СПб, 2006.
26. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для вузов [Текст] / К.Н. Поливанова.- М.: Академия,2000.-181с.
27. Попрядухина Н.Г. Особенности рефлексивности творческого мышления младших школьников [Текст] / Н.Г. Попрядухина. Автореф. дисс.к.п.н. М., 2002.
28. Психологическая служба школы [Текст] /Под ред. И.В. Дубровиной.
- М., 1995.
29. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия [Текст]. -Минск: Харвест, 2003.-557, с.
30. Психология детства: Учебник [Текст] / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.- 350 с.
31. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников [Текст] / Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина. М.: Владос, 1999.
— 128 с.
32. Собко Н.В. Педагогические условия развития творческого воображения младших школьников [Текст] / Н.В. Собко. Автореф. дисс.к.п.н., М., 2002.
33. Травина С.А. Взаимодействие психолога и учителя в профилактике агрессивного поведения младших школьников [Текст] / С.А. Травина. Автореф. дисс.к.пс.н. М., 2006.
34. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.:МПСИ,2012.- 427с.
35. Цквитария Т.А. Интеграция искусств как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения природы [Текст] / Т.А. Цквитария. Автореф.дисс.к.п.н., Ростов на Дону, 2008.
36. Хорни К. Невроз и развитие личности [Текст] / К. Хорни // Собр. соч. в 3-х т. — М. : Смысл, 1997. — Т 3. — Гл. 5. — С. 359.
37. Шефер Е.А. Развитие творческого воображения у младших школьников в зависимости от условий обучения [Текст] / Е.А. Шефер. Автореф. дисс...к.пс.н., Нижний Новгород, 2010.
38. Юдина В.А. Психологические особенности развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников [Текст] / В.А. Юдина. Автореф. дисс.к.пс.н., Нижний Новгород, 2010.