Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе интеграции искусств
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основания исследования развития воображения у детей младшего школьного возраста 7
1.1. Исследование особенностей развития воображения младших
школьников в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Условия развития воображения младших школьников средствами
интеграции искусств 18
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса развития воображения у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств 23
2.1. Исследование уровня развития воображения младших школьников 23
2.2. Реализация экспериментальной программы развития воображения
на основе интеграции искусств во внеурочной деятельности младших школьников 28
2.3. Динамика развития воображения младших школьников 32
Выводы по 2 главе 34
Заключение 35
Список используемой литературы 36
Приложение
Глава 1. Теоретические основания исследования развития воображения у детей младшего школьного возраста 7
1.1. Исследование особенностей развития воображения младших
школьников в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Условия развития воображения младших школьников средствами
интеграции искусств 18
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса развития воображения у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств 23
2.1. Исследование уровня развития воображения младших школьников 23
2.2. Реализация экспериментальной программы развития воображения
на основе интеграции искусств во внеурочной деятельности младших школьников 28
2.3. Динамика развития воображения младших школьников 32
Выводы по 2 главе 34
Заключение 35
Список используемой литературы 36
Приложение
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью системы школьного образования и общества в целом в обеспечении и всестороннем развитии личности ребенка в рамках образовательного процесса. Рассмотрение и всестороннее изучение воображения представляется важным, поскольку как психический процесс, воображение задействуется на протяжении не только всего учебного процесса, но и всей жизни индивида.
Вопросы, связанные с изучением психологического процесса воображения и использование его в учебной деятельности не являются новыми для педагогики и психологии. Суть и первооснова содержания данного вопроса заложена в понимании природы психического процесса воображения, определения его категории. Так, например, в западной психологии, (Дж. Селли, Э. Мейман, К. Бюлер, Д. Дьюи), в современной когнитивной психологии (Ж.Пиаже, Дж. Гилфорд, Е.П. Торранс, Дж. Флешер, М. Эдварс и др.) воображение не рассматривается как самостоятельный психический процесс, и считается аналогом образного, творческого, дивергентного мышления или «преходящим», то есть временным, вредным, промежуточным психическим процессом, искаженно отражающим реальность.
Часть отечественных психологов разделяет эти взгляды. Например, А.В. Брушлинский считает, что данное понятие излишне, во всяком случае, в современной науке. Но у воображения как психического процесса есть и свои, достаточно видные, сторонники, как в отечественной, так и в зарубежной психологии, начиная с В. Вундта, Т. Рибо, В. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Я. Рубинштейна, продолжая их учениками и единомышленниками А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, и целой плеядой современных ученых Е.Я. Басиным, А.Я. Дудецким, О.М. Дьяченко, Е.И. Игнатьевым, Л.С. Коршуновой, Н.Н. Палагиной, Е.Е. Сапоговой, В. Штерном и многими другими.
Проблематика интеграции того или иного вида искусств в учебный процесс, прямо или косвенно направленной на развитие воображения у младших школьников, также достаточно интенсивно разрабатывается в настоящее время, как правило, в рамках узконаправленных исследований. Так, например, с позиции интеграции знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками, данный вопрос освещался в работах О.Б. Локтевой. В аспекте проблемы творческой самореализации учащихся он освещался в работе К.Н. Коданевой. Также среди исследований в данной области можно отметить работы Г.М. Максимовой, Д.В. Антоненко, С.Л. Лупу, Т.А. Цквитария, О.С. Нечаевой и других. Однако, следует отметить, что несмотря на достаточно широкую степень разработанности данной темы, вопрос о развитии воображения у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств в настоящее время остается малоизученным.
Таким образом, в основе данной работы лежит научная проблема, которая заключается в противоречии между потребностью системы школьного образования в обеспечении процесса полноценного развития личности детей и недостаточной изученностью вопроса о развитии воображения у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств.
Цель исследования: разработать и доказать эффективность программы развития воображения у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: содержание и условия реализации программы развития воображения у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств.
Гипотеза исследования: развитие воображения у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств будет осуществляться эффективно, если:
- разработать программу, ориентированную на механизмы развития воображения учеников;
- реализовать ее содержание на основе проблемных, поисковых, творческих методов обучения и воспитания;
- побуждать детей к осмыслению содержаний искусства на основе интеграции.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы.
2. Выявить уровень развития воображения младших школьников.
3. Разработать и реализовать содержание образовательной программы, направленной на развитие воображения.
4. Доказать эффективность опытно-экспериментального исследования.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, опытно-экспериментальное исследование.
Новизна исследования состоит в том, что разработанная программа нацелена на развитие воображения младших школьников.
Практическая значимость заключается в том, содержание программы позволило повысить качество процесса развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности. Содержание занятий может быть использовано учителем во внеурочной деятельности.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №139» городского округа Самара.
Структура работы: работа включает в себя два параграфа теоретической главы, три параграфа практической главы, выводы по каждой главе, заключение, список используемой литературы, приложение. Объем работы — 47 страниц.
Вопросы, связанные с изучением психологического процесса воображения и использование его в учебной деятельности не являются новыми для педагогики и психологии. Суть и первооснова содержания данного вопроса заложена в понимании природы психического процесса воображения, определения его категории. Так, например, в западной психологии, (Дж. Селли, Э. Мейман, К. Бюлер, Д. Дьюи), в современной когнитивной психологии (Ж.Пиаже, Дж. Гилфорд, Е.П. Торранс, Дж. Флешер, М. Эдварс и др.) воображение не рассматривается как самостоятельный психический процесс, и считается аналогом образного, творческого, дивергентного мышления или «преходящим», то есть временным, вредным, промежуточным психическим процессом, искаженно отражающим реальность.
Часть отечественных психологов разделяет эти взгляды. Например, А.В. Брушлинский считает, что данное понятие излишне, во всяком случае, в современной науке. Но у воображения как психического процесса есть и свои, достаточно видные, сторонники, как в отечественной, так и в зарубежной психологии, начиная с В. Вундта, Т. Рибо, В. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Я. Рубинштейна, продолжая их учениками и единомышленниками А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, и целой плеядой современных ученых Е.Я. Басиным, А.Я. Дудецким, О.М. Дьяченко, Е.И. Игнатьевым, Л.С. Коршуновой, Н.Н. Палагиной, Е.Е. Сапоговой, В. Штерном и многими другими.
Проблематика интеграции того или иного вида искусств в учебный процесс, прямо или косвенно направленной на развитие воображения у младших школьников, также достаточно интенсивно разрабатывается в настоящее время, как правило, в рамках узконаправленных исследований. Так, например, с позиции интеграции знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками, данный вопрос освещался в работах О.Б. Локтевой. В аспекте проблемы творческой самореализации учащихся он освещался в работе К.Н. Коданевой. Также среди исследований в данной области можно отметить работы Г.М. Максимовой, Д.В. Антоненко, С.Л. Лупу, Т.А. Цквитария, О.С. Нечаевой и других. Однако, следует отметить, что несмотря на достаточно широкую степень разработанности данной темы, вопрос о развитии воображения у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств в настоящее время остается малоизученным.
Таким образом, в основе данной работы лежит научная проблема, которая заключается в противоречии между потребностью системы школьного образования в обеспечении процесса полноценного развития личности детей и недостаточной изученностью вопроса о развитии воображения у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств.
Цель исследования: разработать и доказать эффективность программы развития воображения у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: содержание и условия реализации программы развития воображения у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств.
Гипотеза исследования: развитие воображения у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств будет осуществляться эффективно, если:
- разработать программу, ориентированную на механизмы развития воображения учеников;
- реализовать ее содержание на основе проблемных, поисковых, творческих методов обучения и воспитания;
- побуждать детей к осмыслению содержаний искусства на основе интеграции.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы.
2. Выявить уровень развития воображения младших школьников.
3. Разработать и реализовать содержание образовательной программы, направленной на развитие воображения.
4. Доказать эффективность опытно-экспериментального исследования.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, опытно-экспериментальное исследование.
Новизна исследования состоит в том, что разработанная программа нацелена на развитие воображения младших школьников.
Практическая значимость заключается в том, содержание программы позволило повысить качество процесса развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности. Содержание занятий может быть использовано учителем во внеурочной деятельности.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №139» городского округа Самара.
Структура работы: работа включает в себя два параграфа теоретической главы, три параграфа практической главы, выводы по каждой главе, заключение, список используемой литературы, приложение. Объем работы — 47 страниц.
Цель данной работы - разработать и доказать эффективность программы развития воображения у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств. Для достижения данной цели был поставлен и последовательно решен ряд задач.
Описана психологическая характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст характеризуется массой изменений во всех сферах жизни ребенка. Эти изменения обусловлены в первую очередь новой социальной ситуацией развития, связанной с поступлением ребенка в школу. В соответствии с этим меняется и его ведущая деятельность с игровой на учебную, а также направленность развития познавательной активности и процессов социализации.
Определены особенности развития воображения в младшем школьном возрасте.
Изучены теоретические предпосылки развития воображения у младших школьников средствами интеграции искусств. Процесс развития воображения у младших школьников средствами интеграции искусств должен быть основан на особенностях психики младшего школьника, его ведущей деятельности, социальной ситуации развития и включать три компонента: творческий (деятельностный), когнитивный и игровой.
Описана программа развития воображения у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств. Осуществлен качественный и количественный анализ и обсуждение полученных результатов. По окончании проведения программы по развитию воображения у младших школьников средствами интеграции искусств достоверно повысился уровень воображения. Такой вывод подтверждает эффективность разработанной программы, подтверждая, тем самым, и гипотезу данного исследования.
Описана психологическая характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст характеризуется массой изменений во всех сферах жизни ребенка. Эти изменения обусловлены в первую очередь новой социальной ситуацией развития, связанной с поступлением ребенка в школу. В соответствии с этим меняется и его ведущая деятельность с игровой на учебную, а также направленность развития познавательной активности и процессов социализации.
Определены особенности развития воображения в младшем школьном возрасте.
Изучены теоретические предпосылки развития воображения у младших школьников средствами интеграции искусств. Процесс развития воображения у младших школьников средствами интеграции искусств должен быть основан на особенностях психики младшего школьника, его ведущей деятельности, социальной ситуации развития и включать три компонента: творческий (деятельностный), когнитивный и игровой.
Описана программа развития воображения у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств. Осуществлен качественный и количественный анализ и обсуждение полученных результатов. По окончании проведения программы по развитию воображения у младших школьников средствами интеграции искусств достоверно повысился уровень воображения. Такой вывод подтверждает эффективность разработанной программы, подтверждая, тем самым, и гипотезу данного исследования.
Подобные работы
- Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Развитие памяти у детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческого воображения у детей младшего школьного
возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



