Введение 10
1. Теоретические аспекты социального обслуживания семей с детьми,
нуждающихся в социальной поддержке и помощи 14
1.1 Семьи, нуждающиеся в социальной защите: понятия и основные
проблемы 14
1.2 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты семей с детьми 24
1.3 Предоставление социального обслуживания семьям с детьми на территории
Российской Федерации 28
2. Анализ работы с семьями, нуждающимися в социальной поддержке и
помощи на примере ОГКУ ЦСПН Томского района 38
2.1 Социальная деятельность ОГКУ ЦСПН Томского района 38
2.2 Правовые основы работы ОГКУ ЦСПН Томского района 44
2.3 Эффективность реализации социальных функций ОГКУ ЦСПН Томского
района 50
3. Мероприятия по внедрению новых форм защиты семей с детьми и
обоснование их эффективности 59
3.1 Выявление мероприятий по внедрению новых форм защиты семей с детьми
в ОГКУ ЦСПН Томского района 59
3.2 Обоснование эффективности предложенных мероприятий 68
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Приложение А Блок-схема
Приложение Б Расчет субсидии Приложение В Анкета
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальных ролей, необходимых для безболезненной адаптации ребёнка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Улучшение положения детей, семей с детьми является приоритетным направлением в государственной социальной политике России последних лет. Основные задачи семейной политики сосредоточены на повышении благосостояния семьи, ее значимости для воспитания детей, социальной поддержки семей с детьми. Вместе с тем положение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, неизменно остается предметом особой озабоченности, как органов власти Российской Федерации, так и широкой общественности. Этим обусловлена актуальность выпускной квалификационной работы.
Озабоченность этой проблемой можно проследить в интенсивных дискуссиях о будущем детей - с одной стороны, и активностью в модернизации нормативноправовой базы защиты детства и модернизации инфраструктуры социальных услуг семьям с детьми - с другой стороны.
Научные разработки проблем семьи на разных этапах ее жизнедеятельности представлены в исследованиях многих ученых.
Мусина Вера Петровна, кандидат психологических наук, доцент СПбГИПСР проводила исследования в областях психологии социальной работы, системной семейной психотерапии.
Александр Анатольевич Беженцев, кандидат юридических наук, доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт- Петербургского университета МВД России. Проводил исследования проблемы административно-правового регулирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Крисань Т.В, исследовала формировании представлений брачно-семейных отношений у детей и подростков старшего возраста. Автор тренинга для старших подростков по формированию информационного поля о благополучной семье и раскрытию сути готовности к брачно-семейным отношениям.
Проблема исследования: недостаточная эффективность работы социальных служб, снижение финансирования служб проводит к тому, что решаются проблемы не каждой семьи, в некоторых случая происходит нехватка квалификации персонала и современных методик.
Сегодня, в условиях экономической и бытовой неустроенности, психологических стрессов и растерянности состояние семьи можно охарактеризовать как кризисное. Современной семье присущ ряд тенденций: снижение уровня брачности, нуклеаризация семей, рост числа разводов, неполных семей и малообеспеченных семей, одиноких людей, снижение рождаемости до депопуляции, упрощение функций и структуры семьи, обесценивание смысла семейной жизни, её ориентации на воспитание детей. Семья, нуждающаяся в социальной защите - это семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую семья не может преодолеть самостоятельно [39, с. 14].
В настоящее время всё яснее становится необходимость ранней, длительной и систематической помощи семье извне. Социальные службы обладают возможностями, которые позволяют им выступать посредником между семьёй и обществом в оказании необходимой помощи. Работа служб, возлагающих на себя в этом случае более широкие и специфические функции, чем обычная квалифицированная и в основном разовая или периодическая помощь, оказываемая родителям и детям, расширяет масштабы, возможности и содержание социального обслуживания семей.
Объект исследования - ОГКУ ЦСПН Томского района.
Предмет исследования - формы защиты семей с детьми, нуждающихся в социальной помощь.
Цель работы - изучить технологии социальной защиты и осуществить поиск новых форм защиты семей с детьми, обосновать их эффективности (на примере ОГКУ ЦСПН Томского района).
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты социального обслуживания семей с детьми, нуждающихся в социальной поддержке и помощи;
- провести анализ работы с семьями, нуждающимися в социальной поддержке и помощи на примере ОГКУ ЦСПН Томского района;
- разработать мероприятия по внедрению новых форм защиты семей с детьми и обосновать их эффективность.
Характер задач исследования определил отбор используемых в работе методов. Были использованы следующие методы: изучение и анализ научной литературы; описание, сравнение, обобщение, систематизация; опрос (анкетирование).
Научная новизна: В работе осуществлен поиск новых форм защиты семей с детьми и обоснование их эффективности. Кроме того, предложена позитивная психолого-педагогическая коррекция, как базовый принцип работы с семьей, нуждающейся в социальной защите, при оказании помощи ее членам путем актуализации потенциальных ресурсов родителей.
Практическая значимость: Предложенные материалы могут представлять интерес для социальных педагогов, специалистов по социальной работе, педагогов-психологов, работающих с семьями, нуждающимися в социальной защите.
Гипотеза исследования: эффективность новых форм защиты способствуют своевременно оказывать помощь в решении проблем семей с детьми, нуждающихся в социальной защите.
В последние годы меры государственной поддержки семей с детьми стали более системными: реализован ряд приоритетных национальных проектов, вводятся новые виды материальной помощи, ежегодно с учетом инфляции индексируются размеры пособий и единовременных выплат семьям с детьми, материнский (семейный) капитал, развивается инфраструктура социальных услуг. Дополнительно к мерам государственной поддержки, оказываемым на федеральном уровне, субъектами Российской Федерации разрабатываются и реализуются собственные программы по поддержке детства, включающие региональные меры поддержки семей с детьми, различные виды помощи многодетным семьям, улучшение жилищных условий молодых семей и др.
Анализ теоретических источников, научной информации и имеющегося опыта работы с семьями позволяет сделать вывод о том, что семья «группы риска», нуждающаяся в поддержке, представляет собой сложное социальное образование. В процессе работы с семьей у специалиста по социальной работе, психолога и социального педагога возникает необходимость выявить и понять истинные мотивы, побуждающие родителей реализовывать тот или иной тип поведения по отношению к собственным детям, а также основное содержание родительской позиции. Основываясь на данных знаниях и объективных сведениях об особенностях семьи можно выстроить и реализовать комплекс эффективных мероприятий, позволяющих повысить уровень социальной устойчивости семьи.
Обеспечение реализации прав граждан на получение государственной социальной поддержки, социальной помощи, социального обслуживания, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, иных форм социальной поддержки населения, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области на территории Томского района реализует ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Томского района».
За последние пять лет, опыт работы ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Томского района» показал, что самыми востребованными остаются социально-бытовые услуги, услуги срочной социальной помощи, реже социально-правовые услуги, меньше всего оказываются социальнотрудовые и социально-педагогические услуги.
Основной закон, регламентирующий деятельность ОГКУ ЦСПН Томского района - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Количество обращений в ОГКУ ЦСПН Томского района в 2014 году осталось практически на прежнем уровне по сравнению с 2013. Однако в 2015 году количество обращений возросло на 3,6%. Также количество удовлетворенных обращений в 2015 году больше всего - 95%.
Проведенное исследование показало, что чаще всего томичи обращаются за материально помощью в ОГКУ ЦСПН Томского района - 54%. 21% за пособием по беременности и родам, 11% обратились за денежными компенсациями по детским путевкам.
Среди опрошенных 81% достигли цели получения услуг, 6% заявили, что цель достигнута частично.
Большинство респондентов говорят о необходимости повысить качество предлагаемых услуг - 33%.
Основными технологиями социальной защиты семей с детьми в ОГКУ ЦСПН Томского района являются: профилактика семейного неблагополучия с выявлением семей на ранней стадии кризисной ситуации, путем выявления таких семей и постановке их на учет и комплексная материальная поддержка семей с детьми в соответствии с действующими программами и законодательством Томской области.
Однако этих мер не достаточно. Основные проблемы ОГКУ ЦСПН Томского района - это недостаточная эффективность работы и снижение финансирования. Учреждению необходимо обращать на современные технологии социальной поддержки и внедрять удачные практики с подобных учреждений других регионов. Один из источников подобных практик - журнал «Беспризорник».
С целью совершенствования мероприятия по социальной защите семей с детьми, предложена новая форма защиты - создание реабилитационной среды для семей с детьми - «Семейный клуб». Данный клуб должен позволить сформировать навыки позитивного социального взаимодействия, конструктивного разрешения конфликтов, организации досуга семьи.
Услуга предполагает проведение регулярных групповых встреч семей с участием специалистов в условиях специально организованной реабилитационной среды общения.
В ходе этих встреч проводятся тематические занятия, тренинги и консультации для семей, мероприятия по организации семейного досуга, по обмену позитивным родительским опытом.
Программа мероприятий клуба адаптируется в соответствии с потребностями и реабилитационными задачами в работе с каждой семьей и строится поэтапно. В начале предоставления услуги проводится исследование особенностей семей и составляется план работы с семьей в рамках клуба, который периодически пересматривается и изменяется в соответствии с происходящими в семье изменениями. Специалисты регулярно анализируют динамику изменений у получателей услуги.
Кроме этого, рекомендованы и дополнительные мероприятия:
- разработка нового более современного сайта с подробно выложенной информацией и онлайн консультациями;
- организация и выпуск своей газеты, где были бы разъяснены права и льготы различных категорий семей;
- проведение концертов для семей «Семейные ценности», пропаганда семейного благополучия;
- проведение семинаров, круглых столов по проблемам семей с детьми, по проблемам семей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- выпуск и размещение социальной рекламы, направленной на укрепление института семьи (плакаты, баннеры и другое).
Предварительный расчет эффективности предложенных мероприятий показал положительный результат. В результате мероприятий на 90% возрастет доли семей, в которых наблюдается улучшение детско-родительских отношений и эмоционального микроклимата в семье, на 70% произойдет расширение позитивных социальных связей и улучшение коммуникативных навыков в семьях, которые демонстрируют навыки конструктивного общения с ребенком и навыки разрешения конфликтов.
Кроме того, по прогнозам, возрастет количество проводимых мероприятий в ОГКУ ЦСПН Томского района.
В качестве дополнительных эффектов можно назвать следующее:
1. Клуб позволит распространить лучший опыт семейного воспитания и начнет работать на постоянной основе, обогащая досуг семей с детьми.
2. Повысится педагогическая компетентность семей с детьми, в том числе в плане разрешения конфликтов.
3. Произойдет развитие навыков организации досуга семьи, способствующего развитию детей в соответствии с их возрастными потребностями.
Вместе с тем, эффективность реализации данных мероприятий во многом определяет возможность достижения целей и задач социальной политики государства в целом.
1. Конституция РФ Правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_28399/ (дата доступа 06.04.2016)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1 от 30.11.1994 № 51, часть 2 от 26.01.1996 №14-ФЗ, часть 3 от 26.11.2001 № 146-ФЗ, часть 4 от 18.12.2006 № 230-ФЗ).
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (действующая редакция от 20.04.2015).
5. Трудовой кодекс РФ [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/12125268/ (дата доступа 06.04.2016)
6. Федеральный закон РФ от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 06.04.2016) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023 (дата доступа
18.02.2016)
7. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)
8. Федеральный закон от 2 апреля 2014г. № 62-ФЗ «О внесении изменений в статьи 25 и 251 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015).
10. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
11. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
12. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
13. Федеральный закон от 05.12.2006 № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей».
14. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
15. Федеральный закон от 29.06.2009 № 130-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по вопросам установления трудовой пенсии по случаю потери кормильца детям, потерявшим обоих родителей, и восстановлении пенсии».
16. Федеральный закон от 17.07.2009 № 169-ФЗ «О внесении изменений в Федеральнй закон «Об актах гражданского состояния».
17. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
18. Федеральный закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
19. Закон Томской области от 8 октября 2014 года № 127-ОЗ «Об организации социального обслуживания граждан в Томской области» (постановление Законодательной Думы от 25.09.2014 № 2240).
20. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
21. Абанкина И.В. Дискуссионные вопросы экономики в проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Народное образование. - 2011. - №8. - С. 94-98
22. Беженцев А. Культурно-досуговая деятельность несовершеннолетних в летний период как фактор формирования правопослушной личности подростков // Беспризорник. - 2013. - №1 - С. 59-63
23. Бердышев И.С. Проблемы здорового развития ребенка и детская психотравма. Материалы Интернет-семинара для специалистов в области социальной работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних / И.С. Бердышев М.Б Казакова., А.Г Малышев., Г.В Соловьева. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургское бюджетное учреждение социальной помощи семье и детям «Региональный центр «Семья», 2012. - 96 с.
24. Гордиевская Д. Площадка профилактики... // Беспризорник. - 2012. - №5 - С. 54-61
25. Дерябина В.В. Современные технологии комплексной работы с несовершеннолетними и их семьями, оказавшимся в социально-опасной ситуации./ В.В. Дерябина, А.Н. Михайлов, А.В. Кобелева, К.В. Романовская - М., Центр коррекционных технологий, 2010. - 149 с.
26. Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблемы.
- М.: 2010. - 91 с.
27. Жеребин В.М. Индикаторы качества жизни населения // Научноинформационный журнал «Вопросы статистики». - 2012. - №3. - 88 с.
28. Зайцев Д. В. Сиротство в России: причины, отношение в обществе, социальная профилактика (по результатам обзора исследований и анализа мнений) / Д. В. Зайцев // Отечественный журнал социальной работы. - 2013. - № 1. - С. 106-117.
29. Крисань Т.В. Технологии работы психолога с семьями, находящимися в социально опасном положении.// Работник социальной службы. - 2012. - № 10.
- С. 59-62.
30. Методическое пособие по практическому использованию модели механизма «субъектной» социализации в целом и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении/ Под ред. академика РАН М.К. Горшкова. - М.: Институт социологии РАН, 2015. - 215 с.
31. Мусина В.П. Социальное сопровождение детей из неблагополучных семей на примере подросткового центра//Ученые записки, СПбГИПСР Выпуск 2. Том 22, 2014. - С. 87-90.
32. Наилова, М.Л. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми [Текст] / М.Л. Наилова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 232 с.
33. Обеспечение социально-правовых и психолого-педагогических условий социализации детей: состояние, проблемы, современные подходы: Материалы научно-практической конференции 6-7 декабря 2011 г. - 2 ч. - Салехард. - 92 с.
34. Осипова И. И. Система предотвращения социального сиротства: дис. д-ра социологических наук: код специальности ВАК: 22.00.04 / И. И. Осипова. - Нижний Новгород, 2009. - 329 с.
35. Ослон В.Н. Организационная модель психосоциального сопровождения замещающей семьи// Психологическая наука и образование, 2015. - №2. - С. 1
13.
36. Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР: материалы Всерос. научно-практич. конф. с междунар. участием, Владивосток,
11- 13 ноября 2015 г.) / [отв. ред. И.Г. Кузина]. - Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2015. - 368 с.
37. Родионова В. Профориентационная работа // Беспризорник. - 2013. - №4 - С. 6-11
38. Система социального психолого-педагогического сопровождения семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации (Из опыта работы ЧОЦСЗ «Семья»)/ Методическое пособие. - Челябинск, 2015. - 136 с.
39. Социальные технологии по работе с семьей: традиции и инновации. - Кострома: ГКУ ОСРЦН «Добрый дом», 2012. - 47с.
40. Участковая социальная служба как эффективная технология предупреждения сложной жизненной ситуации. - Астрахань, 2013. - 78 с.
41. Филиппова Н. Алгоритм предупреждения социального сиротства // Беспризорник. - 2013. - №4 - С. 61-66
42. Филиппова Н. Приемная семья как способ решения проблемы социальной исключенности детей // Беспризорник. - 2013. - №6 - С. 36-37.
43. Шеметова Т. Социальный патронат семьи: помощь родителям и детям //
Беспризорник. - 2013. - №2 - С. 43-45.
44. Эффективные технологии профилактики социального сиротства и сохранения ребенка в кровной семье: Сборник материалов по итогам конкурса «Защитник детства» // Профессиональная библиотека работника социальной службы. - 2015. - № 2. - 256 с.
45. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2015-2017 годы Департамента по вопросам семьи и детей Томской области [Электронный ресурс] // URL: http://storage.esp.tomsk.gov.ru/files/71796/ Drond_2015-2017.pdf (дата доступа 06.04.2016).
46. Основные направления деятельности Департамента по вопросам семьи и детей Томской области. [Электронный ресурс] // URL: http://xn-- d 1 acamtqo4g.xn--80aac8ahcndygbk4k9a.xn--p 1 ai/Osnovnie-napravleniya- deyatelynosti (дата обращения 06.04.2016)
47. Официальный сайт Департамента по вопросу семьи и детей по Томской области. [Электронный ресурс] // URL: http://family.tomsk.gov.ru/ (дата доступа
20.05.2016)
48. Официальный сайт ОКГУ «Центр социальной поддержки населения Томского района». [Электронный ресурс] // URL: http://tom.social.tomsk.gov.ru/ (дата доступа 20.05.2016)
49. Пособие приемным родителям в 2016 году: единовременное и ежемесячное, как получить. [Электронный ресурс] // URL: http://subsidii.net/рождение- ребенка/кет/740-пособие-приемным-родителям.Ыт1 (дата доступа 20.05.2016).
50. Сколько в России детей сирот статистика на 2015 год [Электронный ресурс] // URL: http://skolko-v-rossii-detey-sirot-statistika-na-2015-god.opentown.org/ (дата доступа 20.05.2016).
51. Социальная поддержка семей с детьми в Томской области [Электронный ресурс] // URL: http://sibmama.ru/posobiya_tomsk.htm (дата доступа 20.05.2016).
52. Социальное положение и уровень жизни населения России - 2014 г. // Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_44/Main.htm (дата доступа 10.05.2016).
53. Федеральное агентство по делам молодёжи [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.fadm.gov.ru/regionmain/ (дата обращения
20.05.2016) .
54. Фонд поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс] // URL: http://fond-detyam.ru/ (дата доступа 20.05.2016).