Правовое регулирование административной деятельности МЧС России (Санкт-Петербургский Университет ГПС МЧС России)
|
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1. Сущность административно-правового обеспечения противопожарной безопасности…8
1.1 Понятие противопожарной безопасности как объекта административно-правового обеспечения…………………………………………………………..…8
1.2 Субъекты обеспечения противопожарного режима, их полномочия…...…..13
1.3 Нормативная основа противопожарной безопасности……………………....19
2. Административно-правовые средства обеспечивающие защиту от пожаров…24
2.1 Контрольно-надзорная деятельность в сфере обеспечения противопожарной безопасности..24
2.2 Административная ответственность за несоблюдение правил и требований в области борьбы с пожарами…43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…57
1. Сущность административно-правового обеспечения противопожарной безопасности…8
1.1 Понятие противопожарной безопасности как объекта административно-правового обеспечения…………………………………………………………..…8
1.2 Субъекты обеспечения противопожарного режима, их полномочия…...…..13
1.3 Нормативная основа противопожарной безопасности……………………....19
2. Административно-правовые средства обеспечивающие защиту от пожаров…24
2.1 Контрольно-надзорная деятельность в сфере обеспечения противопожарной безопасности..24
2.2 Административная ответственность за несоблюдение правил и требований в области борьбы с пожарами…43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…57
Социальная ценность права проявляется в его способности эффективно регулировать общественные отношения, быть инструментом защиты и охраны прав человека, обеспечения его безопасного существования в обществе. Государство уделяет особое внимание обеспечению национальной безопасности, как личности, так и общества в целом в различных сферах жизнедеятельности.
Говоря о национальной безопасности, следует понимать такое состояние защищенности и личности, и общества, и государства когда обеспечены возможности реализации прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.
В статье 43 Указа Президента РФ от 02 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» обозначены основные угрозы государственной и общественной безопасности, в качестве одной из которых указано возникновение пожаров.
Таким образом, обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Несмотря на профилактическую работу, которую проводят органы государственного пожарного надзора МЧС России, пожароопасная обстановка остается сложной. Это вызвано множеством социальных и технических факторов: низким уровнем жизни населения; повсеместным технологическим износом зданий, строений и сооружений, износом оборудования и прочей техники; недостаточным финансированием противопожарной защиты предприятий и организаций; широким использованием легковоспламеняющихся и горючих веществ и материалов на производстве и в быту. Так же мало внимания уделяется правовым проблемам, возникающим в процессе осуществления деятельности по обеспечению пожарной безопасности состояния объектов различного назначения, это касается бюджетных и муниципальных объектов образования. Мало исследованными остаются особенности административно-правового регулирования общественных отношений, которые складываются в области обеспечения пожарной безопасности. Отсутствуют общие правовые исследования проблем, возникающие в деятельности Российской Федерации и обществе по созданию и поддержанию эффективного государственно-правового механизма, который способен сохранить необходимый уровень пожарной безопасности в границах нашего государства.
Такое положение дел заставляет постоянно искать новые, более совершенные способы предотвращения и предупреждения пожаров, снижения количественных и качественных показателей ущерба, нанесенного при пожаре, снижения смертности среди населения, в том числе и проведения исследований в области правового регулирования общественных отношений, которые складываются в данной области.
Цель настоящей работы состоит в анализе административно-правового обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, анализ административного законодательства, регулирующего общественные отношения, складывающиеся в данной области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие противопожарной безопасности как объекта административно-правового обеспечения.
2. Охарактеризовать субъекты обеспечения противопожарного режима, их полномочия.
3. Исследовать контрольно-надзорную деятельность в сфере обеспечения противопожарной безопасности.
Объектом исследования выступает совокупность отношений, возникающих и развивающихся в процессе административно-правового регулирования организации и осуществления контрольной (надзорной) деятельности органами государственного пожарного надзора МЧС России.
Предмет исследования - составляют федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, административно-правовые нормы, доктринальные источники и научные исследования, раскрывающие сущность, содержание и значимость организации и осуществления контрольной (надзорной) деятельности органами государственного пожарного надзора МЧС России.
Нормативно-правовое закрепление проблемы исследования достаточно подробно изучено Кондрашовым Б.П., Кардашовой И.Б., Федотовой Е.Г., Степановым А.В., Ильичевым И.Е., Богмацерой Э.В., современный подход к обеспечению общественной безопасности – Абазовым И.С., Калабузаровым Т.Г.
Научная новизна работы определяется тем, что в ней рассматривается ряд вопросов, не являвшихся ранее предметом специального научного исследования, а также теоретическими выводами, предложениями и рекомендациями автора.
Методологическую основу настоящего исследования составили общенаучные и частно-научные методы познания, такие как: логический, конкретно-исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, логико-семантический, социологический и др.
Структура работы обусловлена целью, задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, состоящие из пяти параграфов; заключение, список использованной литературы.
Говоря о национальной безопасности, следует понимать такое состояние защищенности и личности, и общества, и государства когда обеспечены возможности реализации прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.
В статье 43 Указа Президента РФ от 02 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» обозначены основные угрозы государственной и общественной безопасности, в качестве одной из которых указано возникновение пожаров.
Таким образом, обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Несмотря на профилактическую работу, которую проводят органы государственного пожарного надзора МЧС России, пожароопасная обстановка остается сложной. Это вызвано множеством социальных и технических факторов: низким уровнем жизни населения; повсеместным технологическим износом зданий, строений и сооружений, износом оборудования и прочей техники; недостаточным финансированием противопожарной защиты предприятий и организаций; широким использованием легковоспламеняющихся и горючих веществ и материалов на производстве и в быту. Так же мало внимания уделяется правовым проблемам, возникающим в процессе осуществления деятельности по обеспечению пожарной безопасности состояния объектов различного назначения, это касается бюджетных и муниципальных объектов образования. Мало исследованными остаются особенности административно-правового регулирования общественных отношений, которые складываются в области обеспечения пожарной безопасности. Отсутствуют общие правовые исследования проблем, возникающие в деятельности Российской Федерации и обществе по созданию и поддержанию эффективного государственно-правового механизма, который способен сохранить необходимый уровень пожарной безопасности в границах нашего государства.
Такое положение дел заставляет постоянно искать новые, более совершенные способы предотвращения и предупреждения пожаров, снижения количественных и качественных показателей ущерба, нанесенного при пожаре, снижения смертности среди населения, в том числе и проведения исследований в области правового регулирования общественных отношений, которые складываются в данной области.
Цель настоящей работы состоит в анализе административно-правового обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, анализ административного законодательства, регулирующего общественные отношения, складывающиеся в данной области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие противопожарной безопасности как объекта административно-правового обеспечения.
2. Охарактеризовать субъекты обеспечения противопожарного режима, их полномочия.
3. Исследовать контрольно-надзорную деятельность в сфере обеспечения противопожарной безопасности.
Объектом исследования выступает совокупность отношений, возникающих и развивающихся в процессе административно-правового регулирования организации и осуществления контрольной (надзорной) деятельности органами государственного пожарного надзора МЧС России.
Предмет исследования - составляют федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, административно-правовые нормы, доктринальные источники и научные исследования, раскрывающие сущность, содержание и значимость организации и осуществления контрольной (надзорной) деятельности органами государственного пожарного надзора МЧС России.
Нормативно-правовое закрепление проблемы исследования достаточно подробно изучено Кондрашовым Б.П., Кардашовой И.Б., Федотовой Е.Г., Степановым А.В., Ильичевым И.Е., Богмацерой Э.В., современный подход к обеспечению общественной безопасности – Абазовым И.С., Калабузаровым Т.Г.
Научная новизна работы определяется тем, что в ней рассматривается ряд вопросов, не являвшихся ранее предметом специального научного исследования, а также теоретическими выводами, предложениями и рекомендациями автора.
Методологическую основу настоящего исследования составили общенаучные и частно-научные методы познания, такие как: логический, конкретно-исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, логико-семантический, социологический и др.
Структура работы обусловлена целью, задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, состоящие из пяти параграфов; заключение, список использованной литературы.
Комплексное исследование теоретических основ, особенностей административно-правового регулирования организации государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, проведенные в данной работе, позволило автору:
- рассмотреть состояние и эффективность функционирования контрольно-надзорной деятельности в сфере государственного управления путем анализа действующего законодательства;
- разработать систему, основанную на теоретическом и практическом исследовании мероприятий, направленных на совершенствование административных процедур в области пожарной безопасности.
- провести теоретическое исследование разработанной системы административных процедур, осуществляемых надзорными органами.
Подводя итог, можно сделать ряд основополагающих выводов.
Организационно-правовое обеспечение пожарной безопасности призвано решать такие задачи, как установление административно-правовых требований пожарной безопасности, регламентирующих пожаробезопасное владение, пользование и распоряжение имуществом; защиту людей, флоры и фауны от опасных факторов пожара; предупреждение, выявление, пресечение и нейтрализация административных нарушений установленных требований пожарной безопасности; административно-правовая организация тушения пожаров и нейтрализация их последствий.
Представляется, что органы государственного пожарного надзора являются неотъемлемой частью системы органов государственной власти и служат необходимой предпосылкой эффективного государственного управления в сфере обеспечения пожарной безопасности. С переходом России к рыночной экономике, с развитием демократии работа органов власти не упрощается, а усложняется.
В результате чего, появляется большое количество нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также регламентирующих вопросы организации и осуществления контрольно-надзорной деятельности. Возникают случаи, когда несколько актов могут регламентировать одни и те же вопросы, при этом, различаются своими положениями. Как следствие, данный факт способствует появлению законодательных коллизий и правовых пробелов, а также неверному применению норм права должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), в том числе в области пожарной безопасности.
В связи с этим, автором предлагаются основные направления совершенствования системы административных процедур в области пожарной безопасности.
Предоставление права должностным лицам органов ГПН, уполномоченным на принятие решения о пересмотре категорий риска, присвоенных объектам защиты и (или) территориям (земельным участкам), осуществлять изменение их категории риска на основании информации о пожарах, произошедших на объекте защиты, которая получается надзорными органами МЧС России, в результате исполнения возложенных полномочий по рассмотрению сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, а также иной информации и документов, находящихся в распоряжении органов ГПН, полученную в официальном порядке.
Предоставлении полномочий по самостоятельному пересмотру решений о присвоении категорий риска, позволит своевременно реагировать на состояние пожарной безопасности на подведомственном объекте защиты.
Восстановление института закрепления объектов защиты, подлежащих осуществлению федеральному государственному пожарному надзору за должностными лицами надзорных органов МЧС России.
Персональное закрепление объектов защиты за конкретными должностными лицами надзорных органов МЧС России позволит равномерно распределить нагрузку за инспекторским составом органов ГПН и как следствие повысить качество проверок, проводимых в отношении объектов защиты.
Территориальный способ закрепления объектов защиты позволит исключить случаи выхода объектов защиты из-под официального учета.
Предусмотреть процедуру отмены распоряжения о проведении проверки, в случаях, когда по этой же проверке выносится новое распоряжение в связи с болезнью (иного непредвиденного отсутствия) должностного лица органа ГПН, являющегося единственным указанным в распоряжении о проведении проверки лицом, уполномоченным на проведение проверки.
Регламентация указанной процедуры способствует соблюдению прав подконтрольных субъектов, которые изначально уведомлены о сроках проведения проверки, ее целях, задачах и предмете, а также о лицах, проводящих проверки и в случае вынесения нового распоряжения о проведении проверки могут быть введены в заблуждение наличием нескольких распоряжений по одной проверке.
Предусмотреть в качестве оснований продления срока проведения проверки наступление форс-мажорных ситуаций, а также иные действия правообладателя проверяемого объекта защиты, препятствующие достижению целей и задач проводимой проверки.
Указанные основания позволят должностным лицам надзорных органов МЧС в полном объеме оценить вопросы соблюдения на проверяемом объекте защиты требований пожарной безопасности. Исключить из ст. 6.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» и пункта 73 Административного регламента положения, ограничивающие уведомление проверяемого лица о проверке в связи с отсутствием аналогичной нормы в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Уведомление лица о проводимой проверке относится к одним из инструментов, позволяющим обеспечить соблюдение прав и законных интересов проверяемых лиц.
Регламентировать предельные сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, содержащихся в предписаниях по устранению выявленных нарушений, и устанавливаемые должностными лицами органов ГПН.
Предлагается для нарушений требований пожарной безопасности, которые не требуют вложение финансовых средств (издание организационных приказов, оформление инструкций и иных документов) устанавливать 3-х месячный срок их устранения, для остальных нарушений – 1 год.
При указанной регламентации исключаются случаи административного давления на подконтрольных субъектов со стороны должностных лиц надзорных органов, в том числе в корыстных целях.
Предусмотреть ограничение, направленное на запрет выдачи предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности, лицам, осуществляющим деятельность на проверяемом объекте защиты и не включенным в распоряжение о проведении проверки, что способствует соблюдению прав и интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые своевременно будут уведомлены о предстоящей проверке, ознакомлены с целями, задачами и предметом проверки.
- рассмотреть состояние и эффективность функционирования контрольно-надзорной деятельности в сфере государственного управления путем анализа действующего законодательства;
- разработать систему, основанную на теоретическом и практическом исследовании мероприятий, направленных на совершенствование административных процедур в области пожарной безопасности.
- провести теоретическое исследование разработанной системы административных процедур, осуществляемых надзорными органами.
Подводя итог, можно сделать ряд основополагающих выводов.
Организационно-правовое обеспечение пожарной безопасности призвано решать такие задачи, как установление административно-правовых требований пожарной безопасности, регламентирующих пожаробезопасное владение, пользование и распоряжение имуществом; защиту людей, флоры и фауны от опасных факторов пожара; предупреждение, выявление, пресечение и нейтрализация административных нарушений установленных требований пожарной безопасности; административно-правовая организация тушения пожаров и нейтрализация их последствий.
Представляется, что органы государственного пожарного надзора являются неотъемлемой частью системы органов государственной власти и служат необходимой предпосылкой эффективного государственного управления в сфере обеспечения пожарной безопасности. С переходом России к рыночной экономике, с развитием демократии работа органов власти не упрощается, а усложняется.
В результате чего, появляется большое количество нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также регламентирующих вопросы организации и осуществления контрольно-надзорной деятельности. Возникают случаи, когда несколько актов могут регламентировать одни и те же вопросы, при этом, различаются своими положениями. Как следствие, данный факт способствует появлению законодательных коллизий и правовых пробелов, а также неверному применению норм права должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), в том числе в области пожарной безопасности.
В связи с этим, автором предлагаются основные направления совершенствования системы административных процедур в области пожарной безопасности.
Предоставление права должностным лицам органов ГПН, уполномоченным на принятие решения о пересмотре категорий риска, присвоенных объектам защиты и (или) территориям (земельным участкам), осуществлять изменение их категории риска на основании информации о пожарах, произошедших на объекте защиты, которая получается надзорными органами МЧС России, в результате исполнения возложенных полномочий по рассмотрению сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, а также иной информации и документов, находящихся в распоряжении органов ГПН, полученную в официальном порядке.
Предоставлении полномочий по самостоятельному пересмотру решений о присвоении категорий риска, позволит своевременно реагировать на состояние пожарной безопасности на подведомственном объекте защиты.
Восстановление института закрепления объектов защиты, подлежащих осуществлению федеральному государственному пожарному надзору за должностными лицами надзорных органов МЧС России.
Персональное закрепление объектов защиты за конкретными должностными лицами надзорных органов МЧС России позволит равномерно распределить нагрузку за инспекторским составом органов ГПН и как следствие повысить качество проверок, проводимых в отношении объектов защиты.
Территориальный способ закрепления объектов защиты позволит исключить случаи выхода объектов защиты из-под официального учета.
Предусмотреть процедуру отмены распоряжения о проведении проверки, в случаях, когда по этой же проверке выносится новое распоряжение в связи с болезнью (иного непредвиденного отсутствия) должностного лица органа ГПН, являющегося единственным указанным в распоряжении о проведении проверки лицом, уполномоченным на проведение проверки.
Регламентация указанной процедуры способствует соблюдению прав подконтрольных субъектов, которые изначально уведомлены о сроках проведения проверки, ее целях, задачах и предмете, а также о лицах, проводящих проверки и в случае вынесения нового распоряжения о проведении проверки могут быть введены в заблуждение наличием нескольких распоряжений по одной проверке.
Предусмотреть в качестве оснований продления срока проведения проверки наступление форс-мажорных ситуаций, а также иные действия правообладателя проверяемого объекта защиты, препятствующие достижению целей и задач проводимой проверки.
Указанные основания позволят должностным лицам надзорных органов МЧС в полном объеме оценить вопросы соблюдения на проверяемом объекте защиты требований пожарной безопасности. Исключить из ст. 6.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» и пункта 73 Административного регламента положения, ограничивающие уведомление проверяемого лица о проверке в связи с отсутствием аналогичной нормы в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Уведомление лица о проводимой проверке относится к одним из инструментов, позволяющим обеспечить соблюдение прав и законных интересов проверяемых лиц.
Регламентировать предельные сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, содержащихся в предписаниях по устранению выявленных нарушений, и устанавливаемые должностными лицами органов ГПН.
Предлагается для нарушений требований пожарной безопасности, которые не требуют вложение финансовых средств (издание организационных приказов, оформление инструкций и иных документов) устанавливать 3-х месячный срок их устранения, для остальных нарушений – 1 год.
При указанной регламентации исключаются случаи административного давления на подконтрольных субъектов со стороны должностных лиц надзорных органов, в том числе в корыстных целях.
Предусмотреть ограничение, направленное на запрет выдачи предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности, лицам, осуществляющим деятельность на проверяемом объекте защиты и не включенным в распоряжение о проведении проверки, что способствует соблюдению прав и интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые своевременно будут уведомлены о предстоящей проверке, ознакомлены с целями, задачами и предметом проверки.
Подобные работы
- Понятие и признаки преступления (Санкт-Петербургский Университет ГПС МЧС России)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Особенности административно-правового обеспечения
деятельности органов местного самоуправления по исполнению
полномочий в области пожарной безопасности
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И ФАКТОРЫ РИСКА СОМАТИЧЕСКОЙ
ДЕЗАДАПТАЦИИ У СОТРУДНИКОВ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2017 - Анализ проблем несоответствия зданий дошкольных образовательных учреждений современным требованиям пожарной безопасности и пути их решения (на примере МБДОУ № 102 г. Оренбурга)
Магистерская диссертация, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2019 - КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И ФАКТОРЫ РИСКА СОМАТИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У СОТРУДНИКОВ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Статистический анализ и прогноз обстановки с пожарами и их последствиями на территории Октябрьского р-н г. Красноярска
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Анализ и разработка методики расследования пожаров на примере поджога и связанных с преступными нарушениями правил пожарной безопасности
Магистерская диссертация, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2018 - Управление системой обеспечения пожарной безопасности на объекте защиты филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция»
Магистерская диссертация, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019



