ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1. Сущность административно-правового обеспечения противопожарной безопасности…8
1.1 Понятие противопожарной безопасности как объекта административно-правового обеспечения…………………………………………………………..…8
1.2 Субъекты обеспечения противопожарного режима, их полномочия…...…..13
1.3 Нормативная основа противопожарной безопасности……………………....19
2. Административно-правовые средства обеспечивающие защиту от пожаров…24
2.1 Контрольно-надзорная деятельность в сфере обеспечения противопожарной безопасности..24
2.2 Административная ответственность за несоблюдение правил и требований в области борьбы с пожарами…43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…57
Социальная ценность права проявляется в его способности эффективно регулировать общественные отношения, быть инструментом защиты и охраны прав человека, обеспечения его безопасного существования в обществе. Государство уделяет особое внимание обеспечению национальной безопасности, как личности, так и общества в целом в различных сферах жизнедеятельности.
Говоря о национальной безопасности, следует понимать такое состояние защищенности и личности, и общества, и государства когда обеспечены возможности реализации прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.
В статье 43 Указа Президента РФ от 02 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» обозначены основные угрозы государственной и общественной безопасности, в качестве одной из которых указано возникновение пожаров.
Таким образом, обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Несмотря на профилактическую работу, которую проводят органы государственного пожарного надзора МЧС России, пожароопасная обстановка остается сложной. Это вызвано множеством социальных и технических факторов: низким уровнем жизни населения; повсеместным технологическим износом зданий, строений и сооружений, износом оборудования и прочей техники; недостаточным финансированием противопожарной защиты предприятий и организаций; широким использованием легковоспламеняющихся и горючих веществ и материалов на производстве и в быту. Так же мало внимания уделяется правовым проблемам, возникающим в процессе осуществления деятельности по обеспечению пожарной безопасности состояния объектов различного назначения, это касается бюджетных и муниципальных объектов образования. Мало исследованными остаются особенности административно-правового регулирования общественных отношений, которые складываются в области обеспечения пожарной безопасности. Отсутствуют общие правовые исследования проблем, возникающие в деятельности Российской Федерации и обществе по созданию и поддержанию эффективного государственно-правового механизма, который способен сохранить необходимый уровень пожарной безопасности в границах нашего государства.
Такое положение дел заставляет постоянно искать новые, более совершенные способы предотвращения и предупреждения пожаров, снижения количественных и качественных показателей ущерба, нанесенного при пожаре, снижения смертности среди населения, в том числе и проведения исследований в области правового регулирования общественных отношений, которые складываются в данной области.
Цель настоящей работы состоит в анализе административно-правового обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, анализ административного законодательства, регулирующего общественные отношения, складывающиеся в данной области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие противопожарной безопасности как объекта административно-правового обеспечения.
2. Охарактеризовать субъекты обеспечения противопожарного режима, их полномочия.
3. Исследовать контрольно-надзорную деятельность в сфере обеспечения противопожарной безопасности.
Объектом исследования выступает совокупность отношений, возникающих и развивающихся в процессе административно-правового регулирования организации и осуществления контрольной (надзорной) деятельности органами государственного пожарного надзора МЧС России.
Предмет исследования - составляют федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, административно-правовые нормы, доктринальные источники и научные исследования, раскрывающие сущность, содержание и значимость организации и осуществления контрольной (надзорной) деятельности органами государственного пожарного надзора МЧС России.
Нормативно-правовое закрепление проблемы исследования достаточно подробно изучено Кондрашовым Б.П., Кардашовой И.Б., Федотовой Е.Г., Степановым А.В., Ильичевым И.Е., Богмацерой Э.В., современный подход к обеспечению общественной безопасности – Абазовым И.С., Калабузаровым Т.Г.
Научная новизна работы определяется тем, что в ней рассматривается ряд вопросов, не являвшихся ранее предметом специального научного исследования, а также теоретическими выводами, предложениями и рекомендациями автора.
Методологическую основу настоящего исследования составили общенаучные и частно-научные методы познания, такие как: логический, конкретно-исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, логико-семантический, социологический и др.
Структура работы обусловлена целью, задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, состоящие из пяти параграфов; заключение, список использованной литературы.
Комплексное исследование теоретических основ, особенностей административно-правового регулирования организации государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, проведенные в данной работе, позволило автору:
- рассмотреть состояние и эффективность функционирования контрольно-надзорной деятельности в сфере государственного управления путем анализа действующего законодательства;
- разработать систему, основанную на теоретическом и практическом исследовании мероприятий, направленных на совершенствование административных процедур в области пожарной безопасности.
- провести теоретическое исследование разработанной системы административных процедур, осуществляемых надзорными органами.
Подводя итог, можно сделать ряд основополагающих выводов.
Организационно-правовое обеспечение пожарной безопасности призвано решать такие задачи, как установление административно-правовых требований пожарной безопасности, регламентирующих пожаробезопасное владение, пользование и распоряжение имуществом; защиту людей, флоры и фауны от опасных факторов пожара; предупреждение, выявление, пресечение и нейтрализация административных нарушений установленных требований пожарной безопасности; административно-правовая организация тушения пожаров и нейтрализация их последствий.
Представляется, что органы государственного пожарного надзора являются неотъемлемой частью системы органов государственной власти и служат необходимой предпосылкой эффективного государственного управления в сфере обеспечения пожарной безопасности. С переходом России к рыночной экономике, с развитием демократии работа органов власти не упрощается, а усложняется.
В результате чего, появляется большое количество нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также регламентирующих вопросы организации и осуществления контрольно-надзорной деятельности. Возникают случаи, когда несколько актов могут регламентировать одни и те же вопросы, при этом, различаются своими положениями. Как следствие, данный факт способствует появлению законодательных коллизий и правовых пробелов, а также неверному применению норм права должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), в том числе в области пожарной безопасности.
В связи с этим, автором предлагаются основные направления совершенствования системы административных процедур в области пожарной безопасности.
Предоставление права должностным лицам органов ГПН, уполномоченным на принятие решения о пересмотре категорий риска, присвоенных объектам защиты и (или) территориям (земельным участкам), осуществлять изменение их категории риска на основании информации о пожарах, произошедших на объекте защиты, которая получается надзорными органами МЧС России, в результате исполнения возложенных полномочий по рассмотрению сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, а также иной информации и документов, находящихся в распоряжении органов ГПН, полученную в официальном порядке.
Предоставлении полномочий по самостоятельному пересмотру решений о присвоении категорий риска, позволит своевременно реагировать на состояние пожарной безопасности на подведомственном объекте защиты.
Восстановление института закрепления объектов защиты, подлежащих осуществлению федеральному государственному пожарному надзору за должностными лицами надзорных органов МЧС России.
Персональное закрепление объектов защиты за конкретными должностными лицами надзорных органов МЧС России позволит равномерно распределить нагрузку за инспекторским составом органов ГПН и как следствие повысить качество проверок, проводимых в отношении объектов защиты.
Территориальный способ закрепления объектов защиты позволит исключить случаи выхода объектов защиты из-под официального учета.
Предусмотреть процедуру отмены распоряжения о проведении проверки, в случаях, когда по этой же проверке выносится новое распоряжение в связи с болезнью (иного непредвиденного отсутствия) должностного лица органа ГПН, являющегося единственным указанным в распоряжении о проведении проверки лицом, уполномоченным на проведение проверки.
Регламентация указанной процедуры способствует соблюдению прав подконтрольных субъектов, которые изначально уведомлены о сроках проведения проверки, ее целях, задачах и предмете, а также о лицах, проводящих проверки и в случае вынесения нового распоряжения о проведении проверки могут быть введены в заблуждение наличием нескольких распоряжений по одной проверке.
Предусмотреть в качестве оснований продления срока проведения проверки наступление форс-мажорных ситуаций, а также иные действия правообладателя проверяемого объекта защиты, препятствующие достижению целей и задач проводимой проверки.
Указанные основания позволят должностным лицам надзорных органов МЧС в полном объеме оценить вопросы соблюдения на проверяемом объекте защиты требований пожарной безопасности. Исключить из ст. 6.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» и пункта 73 Административного регламента положения, ограничивающие уведомление проверяемого лица о проверке в связи с отсутствием аналогичной нормы в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Уведомление лица о проводимой проверке относится к одним из инструментов, позволяющим обеспечить соблюдение прав и законных интересов проверяемых лиц.
Регламентировать предельные сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, содержащихся в предписаниях по устранению выявленных нарушений, и устанавливаемые должностными лицами органов ГПН.
Предлагается для нарушений требований пожарной безопасности, которые не требуют вложение финансовых средств (издание организационных приказов, оформление инструкций и иных документов) устанавливать 3-х месячный срок их устранения, для остальных нарушений – 1 год.
При указанной регламентации исключаются случаи административного давления на подконтрольных субъектов со стороны должностных лиц надзорных органов, в том числе в корыстных целях.
Предусмотреть ограничение, направленное на запрет выдачи предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности, лицам, осуществляющим деятельность на проверяемом объекте защиты и не включенным в распоряжение о проведении проверки, что способствует соблюдению прав и интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые своевременно будут уведомлены о предстоящей проверке, ознакомлены с целями, задачами и предметом проверки.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом внесенных поправок) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 10.04.2023)
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2022, с изм. от 16.10.2022) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
3. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // СЗ РФ. –1994. – № 35. – Ст. 3649.
4. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» // СЗ РФ. – 2008. – № 30 (ч. 1). – Ст. 3579.
5. О техническом регулировании [Электронный ресурс]. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/12129354/ (дата обращения: 10.05.2023).
6. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/12172032/ (дата обращения: 10.05.2023).
7. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.
8. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5007.
9. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 26 (Часть I). Ст. 3851.
10. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.03.2023) // СЗ РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.
11. Указ Президента РФ от 01.01.2018 № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2018. № 2. Ст. 411.
12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 06 марта 1997 г. «Порядок во власти – порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // Российская газета. 1997.№ 47.
13. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 17 февраля 1998 г. «Общими силами – к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // Российская газета. 1998. № 36.
14. Приказ МЧС России от 16.03.2020 № 171 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.04.2020 № 58127) [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 17.05.2023).
15. Приказ МЧС России от 28.11.2011 №710 (ред. от 26.11.2018) «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности» // Российская газета. 2002. № 11
16. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/12172032/ (дата обращения: 10.05.2023).
17. Агапов А.Б. Административное право: учебник для бакалавров/А. Б. Агапов. – 9-е изд., перераб, и доп. – М.: Издательство Юрайт. 2020. С. 877.
18. Антипов Е.Г. Новый подход к трактовке понятия «пожар». Пожаротушение: проблемы, технологии, инновации: сборник тезисов докладов 5–й международной научно-практической конференции. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2021. С. 104-108.
19. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.: Норма, 2020. С. 270.
20. Андреева Л.А. Рейдерство (уголовный и административно-правовой аспекты) // Казанская наука: сборник статей. 2011. № 6. С. 29.
21. Беляев В.П. Надзор как правовая форма государственной деятельности: Общетеоретические проблемы: дис. … канд. юрид. наук. – Белгород, 2020. С. 11- 150.
22. Васличев С.Ф. Правовое регулирование контроля и надзора за охраной труда и соблюдением трудового законодательства: дис. ... канд. юрид. наук. – Москва, 2020. С. 20-59;
23. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008 г. С. 422-423./ http://base.garant.ru/
24. Коряковцев Ю.Н. Обеспечение пожарной безопасности: административно-правовое регулирование: дис.... канд. юрид. наук. Специальность 12.00.02. С-Пб., 2020. С. 46-47.
25. Макаркин С. В. Государственный пожарный надзор : учеб. пособие. : Изд-во Урал. ун-та ; Екатеринбург: 2019. С.56.
26.ьМаслов А.Е. Административно-правовое регулирование и организация лицензионной деятельности в сфере пожарной безопасности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С.11.
27. Минина А.А. Контрольно-надзорная деятельность на пороге масштабной реформы // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 2(53). Новосибирск: СибАК, 2016.
28. Осляков В. Г. История становления и развития государственного контроля в России // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2020. № 3. С.11.
29. Россинский Б.В. Административная ответственность. М.: АСТ, 2014. С. 11.
Россинский Б.В. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 19-23. Постатейный научно-практический комментарий. М.: Библиотечка Российской газеты, 2014. Вып. XI - XII. С.102.
30. Сергеев Г.М., Шершнев Л.И. Безопасность региональная //Безопасность. Информационный сборник Фонда национальной и Международной безопасности. 2021. № 1-2. С. 112.
31. Фомин A.A. «Юридическая безопасность и правовая защищенность: соотношение и взаимосвязь» // «Журнал российского права», 2019, № U.C. 10.
32. Уметбаева Ю. И. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации // Молодой ученый. 2020. № 16 (120). С. 267-269.
33. Цечоев Х.И. Понятие и виды административного наказания [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lib.herzen.spb.ru/text/tsechoyev_12_86_363_368.pdf.
34. О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 N 14 (ред. от 18.10.2012) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. №8.
35. Решение Московского областного суда № 12-1526/2017 от 3 октября 2017 г. по делу № 12-1526/2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/E8JSiYi02hY9.
36. Решение Борского городского суда Нижегородской области № 12-481/2017 от 31 октября 2017 г. по делу № 12-481/2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/Al0WIMkyS7mY.
37. Решение Гвардейского районного суда Калининградской области № 12-87/2017 от 28 сентября 2017 г. по делу № 12-87/2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/5cnElwCAUHbI.
38. Решение Дзержинского районного суда г.Перми № 12-527/2017 от 28 сентября 2017 г. по делу № 12-527/2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/o7bB9B8UrnQ9.
39. Решение Зубцовского районного суда Тверской области № 12- 22/2017 от 28 июля 2017 г. по делу № 12-22/2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/NXEaFKbJPYrv.
40. Решение Кушвинского городского суда Свердловской области № 12-95/2017 от 3 октября 2017 г. по делу № 12-95/2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/6MRXyUbjMX6l.
41. Решение Нейского районного суда Костромской области №12- 19/2017 от 28 июня 2017 г. по делу №12-19/2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/6GwPbHYBTDY5.
42. Решение Похвистневского районного суда Самарской области № 12-34/2017 от 26 июня 2017 г. по делу № 12-34/2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/u4jWWwAA5OoH. 73
43. Решение Приокского районного суда г.Н.Новгорода № 12- 318/2017 от 15 ноября 2017 г. по делу № 12-318/2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/Yv0EGPycbqU5.
44. Решение Приокского районного суда г.Н.Новгорода № 12- 444/2015 от 11 декабря 2015 г. по делу № 12-444/2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/PJ9sZuvoW1VY.