Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза

Работа №116511

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза 8
1.1 Психолого-педагогические исследования вопросов формирования
коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза 8
1.2 Содержательная характеристика коммуникативной культуры
студентов технических специальностей вуза 17
1.3 Модель формирования коммуникативной культуры студентов
технических специальностей вуза 22
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование по формированию коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза.. .35
2.1 Изучение уровня сформированности коммуникативной культуры
студентов технических специальностей вуза 35
2.2 Реализация экспериментального содержания формирования
коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза 45
2.3 Оценка эффективности сформированности коммуникативной
культуры студентов технических специальностей вуза 55
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Приложение


Современная система образования направлена на коммуникабельность человека, повышение квалификации и профессиональной мобильности человека, а так же на культурно - творческую деятельность студентов.
В настоящее время педагогика и психология, рассматривая современные исследования, разрабатывает подходы оптимального решения задач формирования коммуникативной культуры у студентов технических специальностей вуза. На производстве нужны специалисты, способные решать не только производственные задачи, но и способные проявлять инициативу, предприимчивость, решать разной сложности коммуникативные задачи. Поэтому во главу угла системы высшего образования ставятся задачи повышения коммуникативной культуры будущих специалистов.
В данной ситуации Федеральный государственный стандарт высшего образования нацеливает процесс подготовки специалистов высокой степени развития коммуникативной культуры. Этими качествами должны обладать студенты, которые выпускаются из вуза.
Основы коммуникативной культуры личности изучались М.М. Бахтиной, О.В. Гусевской, Л.Н. Коганом и В.В. Мироновой, авторами исследования раскрывают закономерности функционирования компонентов коммуникативной культуры в общей структуре личности, писали систему отношений коммуникативной культуры и общения человека.
Теорию психологической личности изучали авторы: А.Г Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и многие другие, они определяют общество к определенной исторической эпохи, культуре, науки, традиции и многое другое.
Коммуникативная культура, как культуру как сложный структурированную характеристику культуры речи изучали В.В. Соколова, Л.А. Шкатова, авторы исследования выделяли такие компоненты как операционно технический, перспективный, стратегический и социолингвистический. Про культуру педагогического общения и компетенцию педагога рассматривали такие авторы, как: А.М. Баскова, А.В. Мудрика, Л.А. Петровская, В.Д. Ширшова и др. Раскрывают способности педагога не только выслушивать, но и принимать во внимание разносторонние взгляды студентов.
Практика показывает недостаточность сформированности у студентов основ коммуникативной культуры. При анализе психолого-педагогической литературы выясняется недостаточность изученности данной проблемы и условий реализации эффективного развития коммуникативной культуры. Наблюдается у будущих специалистов пониженная сформированность способности дискутировать, выражать собственную позицию, умение аргументировать точку зрения, свои взгляды, убеждения, отсутствует способность к анализу ситуации и отбору необходимых фактов для аргументации своих взглядов.
Из выше сказанного можно определить проблему исследования не сформированность коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза.
Исходя из этого и обуславливается выбор данной темы исследования магистерской диссертации: «Формирование коммуникативной культуры студентов технической специальности вуза».
Целью исследования является теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность условий формирования коммуникативно культуры студентов в вузах технической направленности.
Объектом исследования стал процесс образования технического вуза.
Предметом исследования выступает модель формирования коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза и педагогические условия её реализации.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование коммуникативной культуры студентов технического вуза будет приходить эффективно, при соблюдении следующих условий:
-создание модели формирования коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза;
- разработать содержание модуля структуры дисциплины «Культура речи и делового общения» ориентированный на развитие культуры эмоций и организаторских навыков;
-применение интерактивных методов направленных на развитие качеств культуры речи студентов;
- вовлечение студентов во вне учебную деятельность с целью опыта культурного общения.
Для реализации цели исследования и проверки гипотезы потребовалось решить следующие задачи исследования
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза
3. Разработать модель и содержание модуля дисциплины «Культура речи и делового общения»
4. Доказать эффективность разработанной модели и содержание контроля по формированию коммуникативной культуры студентов.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы теоретического и эмпирического исследования: анализ философской, психолого-педагогической литературы, анкетирование, включенное наблюдение; практическая опытно-экспериментальная работа; качественный и количественный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость расширены имеющиеся представления о понятии «коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза»; выявлены и экспериментально обусловлены педагогические условия коммуникативной культуры при изучении дисциплины «Культура речи и делового общения».
Научная новизна заключается в том, что обоснованы теоретические положения об особенностях формирования коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза; разработаны и научно обоснована модель «формирования коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза», содержание модуля включают в себя направление на развитие эмоции и креативной составляющей структуры коммуникативной культуры и культуры речевых действий человек студентов.
Практическая значимость обусловлена тем, что разработанное содержание модуля повысила качественное обучение, материалы исследования могут быть применены в разработке курса «Культура речи и делового общения», которое повлияло на формирование коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза.
Результаты исследования могут быть использованы в преподавании дисциплины «Культура речи и делового общения», а также при организации курсов повышения квалификации вуза.
На защиту выносятся следующие положения
1. Модель формирования коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза, включает компоненты целевой, содержательный, технологически-мотивационный и результативный компоненты.
2. Педагогические условия формированию коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза: учет мотивационной учебной деятельности студентов при выборе студента, обще культурного уровня развития организаторских условий на основе интерактивных методов, ориентированность учебной и вне учебной деятельности студентов на обогащение опыта культурного общения.
3. Содержание модуля дисциплины «Культура речи и делового общения» включает содержания, формы и методы образовательной работы в техническом вузе, как целостная система, способствующая формированию коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза.
Можем сделать вывод, что формирование коммуникативной культуры студентов технических специальностей в современных условиях имеет существенное значение и является основной частью профессиональной подготовки будущего инженера.
Структура магистерской диссертации. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нами были рассмотрены и подвергнуты анализу теоретические положения, касающиеся проблемы формирования коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза. Мы рассматривали в первом пункте какие ученые исследовали формирование коммуникативных навыков, выяснили что такое коммуникация и коммуникативная культура.
Таким образом, культура общения, или коммуникативная культура - сложное понятие, являющееся составной частью общей или профессиональной культуры личности. Коммуникативная культура в целом, развивается, формируется под влиянием многих факторов, одним из которых является образование.
Какие особенности при формировании коммуникативной культуры у студентов рассматривались. Так же были уточнены подходы и методы формирования коммуникативной культуры у студентов технической специальности вуза.
Мы применяли 3 подхода
- культурологический в нем рассматривается связь человека с культурой как с системой ценностей;
- аксиологический рассматривает формирование общечеловеческих и национальных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитие в человеке;
- компетентностый заключается в оценивании профессиональной подготовки студентов, как методе моделирования результатов образования, их норм качества.
Нами рассмотрена возможность формирования коммуникативной культуры с помощью дисциплины Культура речи и делового общения. На которой раскрывали такие качества личности, организаторских способностей и общения.
Так же нами была разработана модель формирования коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза.
Были применены методики, опросники и анкетирование студентов инженерных специальностей вуза. Было проведено три этапа экспериментальной части:
- констатирующий заключается в изучении уровня сформированности коммуникативной культуры у студентов технических специальностей вуза;
- формирующий рассматривает реализацию и применение методов, и модель формирования коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза;
- контрольный этап заключается в сравнительном анализе показателей уровня сформированности коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза.
На каждом этапе данного исследования применялись методики и модель по формированию коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза.
В результате проведенного нами эксперимента можно сделать вывод, что у студентов повысился уровень формирования коммуникативной культуры при изучении предмета «Культура речи и делового общения».
Так же рассматривается, как влияет культура речи на формирование коммуникативной культуры, на их личностные качества, на организаторские способности, на их речевое общение, при различных ситуациях. Были приведены примеры того какие мероприятия были организованы Весенний бал ТГУ, Поющий универ, Татьянин День, 14 февраля. Многие мероприятия мы реализуем с помощью студентов ТГУ, если бы не студенты половина мероприятий не проходило бы в университете. Одно из качеств формирования коммуникативных культуры и считается самым важным это организаторские навыки и личностные качества. Многие факторы влияют на формирование коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза.
Проведенный теоретический анализ литературы и результаты экспериментальной работы подтвердили верность поставленной гипотезы исследования и позволили сделать следующие выводы.
Проблема формирования коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза, не так широко рассматривается в научной литературе.
Анализ литературы уточнил понятие коммуникативная культура - это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя. Она есть средство создания внутреннего мира личности, богатства ее содержания, средство решения возникающих проблем.
При проведении констатирующего и контрольного эксперимента применялись несколько методик для определения уровня сформированности коммуникативных качеств личности студентов. Применяли тесты В.Ф. Ряховского для оценки уровня общительности, коммуникативности уровня коммуникабельности человека, опросник Л.П. калининского и Диагностика уровня коммуникативной культуры.
Итог по результатам эксперимента можно подвести такой, что формирование коммуникативной культуры студентов технических специальностей вуза зависит от многих качеств культуры личности, общения, организационных навыков. Все эти качества раскрываются на предмете Культура речи и делового общения, где у студентов формируют навыки коммуникативной культуры.



1. Стрельчук Е.Н. «Коммуникативная культура» и «культура речевого общения»: синонимичные понятия?/ Е.Н. Стрельчук// Филология и лингвистика. - 011. - №2. - С.276 - 78.
2. Феномен "коммуникативная культура" и его истоки URL: http://nsportal.ru/vuz/filosofskie-nauki/library/fenomen-kommunikativnaya-kultura-i-ego-istoki
3. Зарубежные подходы к обучению английскому языку URL: http://hist-edu.ru/hist/book5_13/belenkova.pdf
4. Шевцова Е.В. Взаимосвязь профессиональной и коммуникативной культуры личности будущего специалиста // Сб. науч. трудов СевКазГТУ.
5. Festinger, L., A Theory of Social Comparison Processes. Human Relations, 1954, pp 114-140.
6. http://azps.ru/tests/tests_communicativ.html (тест Ряховского)
7. http: //www.edu.ru/documents/view/64237/
8. http: //www.refsru.com/referat-19100-45. html
9. https: //ru.wikipedia. org/wiki/Дискуссия
10. https: //studfiles. net/preview/1633360/page: 4/
11. https://studfiles.net/preview/1741418/page:30/ (Опросник Л.П.
Калинонского)
12. https://studfiles.net/preview/2523854/page:8/
13. Loughran, Ж., & IngvarssoiUbu. Л. (1993). Взгляды учителей науки на профессиональное развитие. Научные исследования в научном образовании, 23, 174-182.
14. McCrosky J. C. The communicative perspective // Daly J. A., McCrosky
J. C. (eds.) Avoiding communication: Shyness, reticence, and communication apprehension. L.: Sage Publications, 1984
15. Mead G. H. Selected Writings / Ed. by Reck A. J. Indianapolis, 1964.
16. Merton R. K. Social Theory and Social Structure. Enlarged edition. N.Y.: The Free Press; L.: Collier Macmillan Limited, 1968. PP. 139-155.
17. Perkin G. The Third Revolution: Professional Society in International Perspective. L., 1996.
18. Арнольдов А.И. Культура: человек и картина мира. (АН СССР, Институт философии. Отв.ред. Арнольдов А.И.) - М.: Наука. 1987. - 347с.
19. Аухадеева Л.А. Формирование коммуникативной культуры
будущего учителя. Автореферат диссертации доктора педагогических наук. Казань, 008.
20. Божович Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 008.
- № 5. - С. 108-116.
21. Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия,2009. - 436с.
22. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978. - 16с..
23. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике.
- Екатеринбург ГОУ ВПО УГТУ- УПИ 006г.
24. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике.
- Екатеринбург ГОУ ВПО УГТУ- УПИ 006г.
25. Горбунова Н.Ф. Проектирование и технология реализации
комплексной системы формирования речевой коммуникативной культуры студентов технического вуза: Автореф. дис. . канд. пед. наук: - Воронеж,2002. -25 с. (Страница 16)
26. Грехнев В.С. Культура педагогического общения: кн. Для учителя. - М.:Просвещение, 1990. - 143с
27. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учебое пособие. - Юнити -Дана, 012г, 446с.
28. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. - 399с.
29. Крайник, В. Л. Метод Формирование культуры учебной
деятельности будущего педагога / БГПУ. - Барнаул, 008. [1]
30. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие. - М.: Ось-89,2005г.
31. Культура речи как лингвистическая дисциплина / Е.Н.Ширяев // Русский язык и современность: Проблемы и перспективы развития русистики. - 1991. - С.27.
32. Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Р-н/Д: Феникс,1995г.
33. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании /Школьные технологии 004, №5.
34. Межуев В.М. Проблемы философии культуры. - М.: Наука, 1984. - 56с.
35. Мудрик А.В. Коммуникативная культура учителя // Мир
психологии. - 1996. - № 3. С. 42-45.
36.О.В.Гусевская Формирование коммуникативной культуры личности как основа общекультурной компетентности// «Ценности и смысл».
- 009. №1. - С. 136
37. Онлайн библиотека
URL: http: //www.universalinternetlibrary.ru/book/29556/ogl. shtml
38. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).
— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
39. Пенькова О.В. Формирование умений делового общения у
студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка (общепедагогический аспект): Дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 001.
40. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. - М.: Просвещение, 1995. - 186с.
41. Сидоренко Г.А. Формирование деловых коммуникативных умений в процессе подготовки студентов технических вузов: Автореф. дис. . канд. пед. наук: Тольятти, 001. - 7 с.
42. Сластенин В. А., Общая педагогика / В. А. Сластенин, Т. И. Исаев, Е. Н. Шиянов: в ч. - М.: ВЛАДОС, 003.
43. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 002. - 576 с.
44. Соковнин В.М. О природе человеческого общения. - Фрунзе: Мектеп, 1973. - 154с
45. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. Москва 1992. - 193с
46. Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль. 012.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ