Рассмотрена деятельности учреждения «Центр занятости населения» города Ногинска Московской области.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИГРАНТОВ 6
1.1. Понятие и основы нормативно-правового регулирования миграции в Российской Федерации 6
1.2. Общая характеристика основных направлений социальной поддержки мигрантов в России 10
1.3. Система государственных учреждений по социальной работе с мигрантами 15
1.4. Срочная социальная помощь беженцам и вынужденным переселенцам 18
2. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ МИГРАНТОВ В РОССИИ 24
2.1 Реализации современных технологий социальной работы с трудящимися-мигрантами на примере деятельности учреждения «Центр занятости населения» города Ногинска Московской области 24
2.2 Особенности пенсионного обеспечение трудовых мигрантов 27
2.3. Медицинская и лекарственная помощь мигрантам 36
2.4. Проблемы и перспективы развития российского законодательства о социальной защите мигрантов 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Актуальность исследования обусловлена тем что, миграция является решающим фактором в развитии общества, поскольку она служит механизмом адаптации людей к постоянно меняющемуся характеру их окружения. Его последствия затрагивают не только отдельные сообщества и области, но и весь демографический состав наций и даже целых континентов.
Миграция обусловлена множеством причин, таких как вооруженные конфликты, насилие и террор (в таких странах, как Сирия, Афганистан, Пакистан, Ирак), экономические трудности и нищета (как в Африке) и политическая дестабилизация (в таких местах, как Украина). Сложность и важность этих явлений привели к значительному количеству исследований в этой области.
За последние несколько лет в России наблюдался заметный рост миграции по указанным причинам. Министерство внутренних дел предоставило статистические данные о том, что в период с 2021 по 2022 год число иностранных граждан и лиц без гражданства в реестре выросло с 12 001 072 до 14 940 455.
В связи с неуклонным ростом миграции в Россию необходимо принять решительные меры по обновлению существующего законодательства. Предпринимаются усилия по приведению российских иммиграционных правил в соответствие с мировыми стандартами, хотя текущее состояние этих правил остается далеким от совершенства.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в сфере правовых основ социального обеспечения мигрантов в России.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с правовыми основами социального обеспечения мигрантов в России, а также судебная практика по защите прав участников анализируемых отношений.
В процессе исследования применяются такие методы:
- историко-правовой метод, формально-логический, системно-структурный, догматический метод.
Целью исследования является определение правовых основ социального обеспечения мигрантов в России, выявить проблемы и предложить пути их решения.
В рамках достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
- Рассмотреть понятие и основы нормативно-правового регулирования миграции в Российской Федерации;
- Дать общую характеристику основных направлений социальной поддержки мигрантов в России;
- Рассмотреть систему государственных учреждений по социальной работе с мигрантами;
- Изучить срочную социальную помощь беженцам и вынужденным переселенцам;
- Рассмотреть реализацию современных технологий социальной работы с трудящимися- мигрантами на примере деятельности учреждения «Центр занятости населения» города Ногинска Московской области;
- Изучить особенности пенсионного обеспечения трудовых мигрантов;
- Изучить медицинскую и лекарственную помощь мигрантам;
- Рассмотреть проблемы и перспективы развития российского законодательства о социальной защите мигрантов.
Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 03.04.2023), и иные нормативно правовые акты.
Теоретическую основу исследования составили научные публикации и комплексные научные исследования таких авторов как:
Основные положения, выносимые на защиту:
-Научная новизна исследования заключается в выявлении наиболее актуальных и острых проблем, связанных с регулированием вопроса правовых основ социального обеспечения мигрантов в России, и последующей разработке решений по их устранению.
-Теоретическая значимость исследования заключается в расширении взглядов на проблематику, которая возникает в результате социального обеспечения мигрантов в России.
Практическая значимость заключается в том, что изученный опыт может быть применён на практике для донесения материала студентам.
Структура исследования включает следующие разделы: введение; две главы с подразделами; заключение и список использованных источников.
Российское правительство рассматривает миграционную политику как неотъемлемый компонент как своей внутренней, так и внешней политики, и ее успешная реализация является одним из его высших приоритетов. Несмотря на то, что в последнее время в миграционном законодательстве были достигнуты значительные успехи, предстоит пройти еще долгий путь, прежде чем можно будет сказать, что создана отдельная отрасль национального законодательства - «Миграционное право». Тем не менее, формирование этой отрасли права идет полным ходом.
Миграционная политика должна быть интегрирована с программами, касающимися социальной защиты, адаптации и интеграции мигрантов. Однако эти проблемы недостаточно решены на научном и организационном уровне.
Изучив различные социальные риски, с которыми сталкиваются мигранты, можно было сделать несколько выводов:
- Во-первых, поскольку трудящиеся-мигранты обычно работают в неформальном секторе, у них обычно более короткий трудовой стаж, что влияет на уровень пособий, которые они будут получать в системе социального страхования.
- Во-вторых, существуют трудности в реализации прав на пенсионное обеспечение из-за долгосрочного осуществления компенсации социальных рисков, таких как старость, потеря кормильца и инвалидность.
- В-третьих, многие мигранты имеют опыт работы более чем в одной стране и поэтому часто не могут получить доступ к необходимым схемам медицинского страхования или позволить себе их и это относится и к пенсионному обеспечению.
- В-четвертых, до сих пор понятие «миграция» еще не закрепилось как в международном праве, так и в российской правовой системе. Многие из существующих интерпретаций рассматривают миграцию как форму перемещения, мобильность населения, а мигрант интерпретируется как лицо, осуществляющее это перемещение.
Для решения вышеупомянутых проблем рекомендуется применять комплексный подход к социальной защите мигрантов:
- Этот подход должен стремиться не только предотвращать социальные риски, но и адекватно компенсировать их возникновение.
- Соглашения о пенсионном страховании между двумя странами позволяют мигрантам сохранять пенсионные права, которые они заработали либо в стране происхождения, либо в стране трудоустройства. Таким образом, чем больше договоров в России заключено с другими странами, то тем выгоднее условия на пенсию у иностранных граждан.
- Существующая миграционная политика нуждается в кардинальном улучшении, чтобы обеспечить выполнение социальных требований. Инструменты миграционного потока, регулируемые государством, имеют решающее значение для успешного выполнения этой задачи, и социальные службы должны сосредоточиться на минимизации негативных последствий миграции.
- Максимальное внимание должно быть уделено процедурам правоприменения, чтобы гарантировать, что все шаги предпринимаются в соответствии с правилами. В России применяются различные тактики для поддержки мигрантов, чья жизнь обычно сложна. Основные цели этой социальной помощи - помочь им приспособиться к новому окружению и сделать так, чтобы они чувствовали себя более комфортно. В данном случае, требуется четкая разработка инструкций, как действовать в каждой практической ситуации.
Таким образом, технология социальной работы с беженцами и мигрантами дает результаты при наличии продуманной и четкой политики, которая позволяет прогнозировать миграционные процессы и конкретные миграционные потоки, региональные миграционные программы, а также содействовать беженцам и мигранту адаптироваться к новому месту жительства.
1. Конвенция N 118 Международной организации труда «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1330 - 1337.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Собрание законодательства Российской Федерации. № 45. 10.07.2020.
3. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета. № 140. 31.07.2002.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 11.04.2023) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. № 11. 2.12.1994.
6. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 14.07.2022) Об основах обязательного социального страхования // Российская газета. № 139. 21.07.1999.
7. Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 14.07.2022) О беженцах // Российская газета. № 126. 03.06.1997.
8. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 18.03.2023) «О страховых пенсиях» // Российская газета. № 296. 31.12.2013.
9. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета. № 140. 31.07.2002.
10. Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 08.12.2020) «О вынужденных переселенцах» // Российская газета. № 247. 28.12.1995.
11. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. № 263. 23.11.2011.
12. Постановление Правительства РФ от 06.03.2013 N 186 (ред. от 25.11.2022) «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 11.03.2013. № 10. ст. 1035.
Судебная практика
13. Определение Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2019 г. № 1084-О // СПС Консультант Плюс.
14. Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 10 марта 2020 г. № АПЛ20-24 / Официальный сайт Судебные и нормативные акты РФ: 1"|«р5://5ийас^ги^5г1:/йосА712ВМ1рТт6/=1594066203855 (дата обращения 28.05.2023).
15. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 сентября 2016 г. № 58-КГ16-14 // СПС Консультант Плюс.
Литература
16. Борисова А. В. Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в Российской Федерации / А. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 448-449. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98178/ (дата обращения: 20.05.2023).
17. Гафиятуллин Э. Э. Феноменология переживания вынужденной миграции у беженцев, временно находящихся на территории России / Э. Э. Гафиятуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 56-57. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83839/ (дата обращения: 20.05.2023).
18. Гацков Э. А. Проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации / Э. А. Гацков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66110/ (дата обращения: 30.05.2023).
Гостев Я.С., Багауов Н.Д., Долгов С.Ф. Социальное обеспечение иностранцев в Российской Федерации // E-Scio. 2019. №3 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-obespechenie-inostrantsev-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 20.05.2023).
19. Григорьев И.В. Правовое регулирование пенсионного обеспечения трудящихся-мигрантов в России // Право и политика. 2020. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-pensionnogo-obespecheniya-trudyaschihsya-migrantov-v-rossii (дата обращения: 30.05.2023).
20. Дашицыренова О.Г. К вопросу о конституционном праве на защиту иностранных граждан на территории Российской Федерации / О.Г. Дашицыренова // Вестник ОГУ. 2018. № 3. URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-konstitutsionn om-prave-na-zaschitu-inostrannyh-grazhdan-na-terri torii-rossiyskoy-federatsii (дата обращения 01.05.2023).
21. Рогожина С.Г., Щербинина Н.С., Лазаренко Т.В. Понятие и правовой статус миграции // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-pravovoy-status-migratsii (дата обращения: 20.05.2023).
22. Рытчер А. И. Адаптация мигрантов в Российской Федерации / А. И. Рытчер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 446-447. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54888/ (дата обращения: 20.05.2023).
23. Фархутдинова А.С. Конституционно-правовое положение вынужденных переселенцев и их статус // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №5-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovoe-polozhenie-vynuzhdennyh-pereselentsev-i-ih-status (дата обращения: 20.05.2023).
24. Шевченко И. З. Перспективы совершенствования правовой регламентации института миграции Российской Федерации / И. З. Шевченко, Е. В. Шепелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 39 (434). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/434/95118/ (дата обращения: 30.05.2023).