Введение 3
I. Теоретические основы развития творческих способностей учащихся 5
1.1. Понятие творческих способностей в отечественной и зарубежной научной литературе 5
1.2. Основные условия развития художественно-творческих способностей учащихся 9
1.3. Развитие личности ребенка в процессе изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей 11
II. Развитие творческих способностей учащихся в процессе работы над аппликацией 15
2.1. Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы 15
2.2. Развитие творческих способностей у детей посредством занятий аппликацией из природных материалов 16
2.3. Разработка программы развития творческих способностей учащихся посредством занятий аппликацией из природного материала 19
Заключение 20
Список литературы 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 24
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей. Она способствует формированию и развитию многих качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей.
В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дети способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.
Проблема исследования заключается в том, что художественно-творческое развитие личности младшего школьника средствами декоративно-прикладного искусства, в том числе и аппликацией, не решена полностью до настоящего времени и требует дальнейших теоретических и практических разработок.
Объект – процесс развития творческих способностей обучающихся посредством занятий аппликацией.
Предмет – аппликация из природных материалов как средство развития творческие способностей обучающихся.
Цель: разработать программу обучения, направленную на развитие творческих способностей, с использованием природного материала.
Задачи:
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
• изучить историю возникновения и развития аппликации;
• проанализировать особенности методики обучения детей аппликации;
• выявить особенности развития творческих способностей обучающихся в образовательной деятельности по аппликации из природного материала.
Методы исследования: сравнительно-исторический метод, анализ статистической литературы, моделирование.
В процессе проделанной работы над исследованием по теме: «Развитие творческих способностей обучающихся при выполнении аппликаций из природных материалов», была определена сущность понятий «творчество», «способности», «творческие способности», рассмотренные с точки зрения разных отечественных и зарубежных авторов.
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек – он становится творческой личностью.
Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается. Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигур и наклеивание их, изготовление аппликаций из природного материала и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Аппликация является наиболее простым и доступным способом создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, орнаментов и т.д.
Целью курсовой работы является разработка программы обучения, направленной на развитие творческих способностей, с использованием природного материала.
Программа была разработана на основе программы «Мозаика» А.К. Асламиной – педагога дополнительного образования, муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества «Эльдорадо» с. Туринская Слобода. По сравнению с этой программой, мы углубили нашу и разнообразили тематику работ. Название программы «Фантазии из природного материала» точно отражает суть содержания занятий: материал для аппликаций берется в природе, а также природа подсказывает темы занятий и сюжеты для изготовления изделий. Особенность этой программы заключается в том, что содержание разделов и тем включает многообразие видов используемого природного материала, что позволяет создавать максимально разнообразные изделия и предоставляет простор для детской фантазии и творчества. Программа имеет вводный уровень и направлена на развитие заинтересованности детей в работе с природными материалами, а также в продолжительности занятий данным видом деятельности на более высоком уровне.
Подведя итоги курсовой работы, можно сделать вывод, что на сегодняшний день остается необходимым исследовать проблему развития творческих способностей детей с использованием природного материала.
1. Базик И.Я. Книга для воспитателя. – 2-е издание дораб – М.: Просвещение, 1991. – 175 с.
2. Белякова О.В. Поделки из природных материалов. - М.: АСТ- Москва, 2010. – 316 с.
3. Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента. - М.: Просвещение, 1992. – 168 с.
4. Гусакова Г.А. Аппликация, 3-е изд., доп. и дораб. - М.: Просвещение, 1997. – 128 с.
5. Мешакина Л. Мозаика из яичной скорлупы. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2011. – 80 с.
6. Оригинальные картины из зерен / сост. Гаравская Д.М. Кеймина В.А Кошки и собаки, Контэнт, 2009. – 64 с.
7. Перевертень Г.И. Аппликации из цедры и шелухи лука. Поделки своими руками. – Донецк: Издательство АСТ, Сталкер, 2004 – 14 с.
8. Перевертень Г.И. Чудеса из пуха растений. Поделки своими руками. - Донецк: ООО Издательство АСТ, Сталкер, 2004 – 14 с.
9. Уникальные картины из зерен, Цветы и букеты / под ред. Е. Зуевской, Контэнт, 2011. – 48 с.