Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «УРАВНЕНИЯ»)»

Работа №116457

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

математика и информатика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 9
§1. Психолого-педагогические основы формирования понятий 9
§2. Определения математических понятий, их классификация 11
§3. Методика формирования математических понятий в школьном курсе математике 16
§4. Из опыта работы учителей по формированию математических понятий школьного курса математики 19
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА II. ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ И ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ УРАВНЕНИЙ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 24
§5. Понятие взаимосвязанных задач в курсе алгебры основной школы 24
§6. Формирование понятий линейного и квадратного уравнений с помощью взаимосвязанных задач, обучение их решению 28
§7. Формирование понятий рационального и иррационального уравнений с помощью взаимосвязанных задач, обучение их решению 36
§8. Формирование понятия уравнения с модулем с помощью взаимосвязанных задач, обучение его решению 45
§9. Формирование понятия уравнения с параметром с помощью взаимосвязанных задач, обучение его решению 48
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57


Аннотация. Введение.
Объект исследования: процесс обучения алгебре в основной школе.
Предмет исследования: методика формирования математических понятий с помощью взаимосвязанных задач в курсе алгебры основной школы.
Цель исследования: выявить методические особенности
формирования математических понятий с помощью взаимосвязанных задач в курсе алгебры основной школы.
Задач исследования:
1. Привести различные трактовки понятия и описать его основные характеристики; представить виды определений математических понятий, их классификацию; выделить основные этапы формирования математических понятий.
2. Определить основные подходы к понятию взаимосвязанных задач; разработать циклы взаимосвязанных задач, которые позволят сформировать каждое из указанных понятий.
3. Выявить методические особенности формирования понятий с помощью взаимосвязанных задач: линейного, квадратного, рационального и иррационального уравнений, уравнений с модулем и параметром.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В бакалаврской работе:
1. Приведены психолого-педагогические основы формирования понятия и описаны его основные характеристики. Итак, «Понятие - это форма мышления о целостной совокупности существенных и несущественных свойств объектов реального мира, в частности и математических объектов» [11]. Каждое понятие может быть рассмотрено по его содержанию и объему.
2. Представлены виды определений математических понятий. Основным из представленных видов является вид определения через ближайший род и видовые отличия. Выделены требования к определению правильного (корректного) понятия.
3. Рассмотрены основные этапы по формированию
математического понятия. В качестве основных этапов выделены: 1) этап мотивации введения понятия; 2) этап введения определения понятия; 3) этап усвоения определения понятия; 4) этап закрепления понятия. Каждого этапу формирования понятия сопоставлены соответствующие упражнения, реализующие их.
Рассмотрен опыт работы учителей по данной теме. Сделан вывод, что использование информационно-коммуникационных технологий делает материал для изучения более содержательным, урок более наглядным и динамичным, а процесс учения более привлекательным и современным для учащихся.
Определены основные подходы к понятию взаимосвязанных задач. За основу взят циклический подход, описанный Г.В. Дорофеевым, который утверждает, что: «Цикл взаимосвязанных задач - это совокупность, которая содержит задачи, различные по формулировке и сюжету, но имеющие общее дидактическое назначение, служащие достижению одной цели» [8].
Рассмотрен приём варьирования задач, выдвинутый С.В. Арюткиной, в котором каждый цикл можно представить в виде четырех блоков взаимосвязанных задач: «Вспомогательные задачи, обеспечивающие актуализацию знаний, необходимых для решения математических задач, а также формирование мотивации изучения обобщенных приемов решения их отдельных видов; базисные задачи, предназначенные для выделения состава (образования) обобщенного приема решения каждого вида математических задач; тренировочные задачи, предполагающие применение обобщенного приема к решению частных задач стандартного вида и обеспечивающие его усвоение; развивающие задачи, ориентированные на перенос обобщенного приема, преобразование его состава при решении нестандартных математических задач» [1].
Рассмотрена основная теория уравнений, т.е. описаны такие понятия, как «уравнение», «корень уравнения», «что значит решить уравнение», «равносильные уравнения», «область определения уравнения». Выявлены методические особенности формирования понятий линейного, квадратного, рационального и иррационального уравнений, и уравнений с модулем и параметром, и разработаны циклы взаимосвязанных задач, которые позволят сформировать каждое из указанных понятий в процессе обучения учащихся.
Всё это дает основание считать, что задачи, поставленные в исследовании, полностью решены.




1. Арюткина, С.В. Специфика заданий и задачных конструкций информационного контента образовательного web-квеста по математике [Текст]: монография / С.В. Арюткина, С.В. Напалков. – Арзамас: Арзамасский фил. ННГУ, 2015. - 109 с. : ил.
2. Бекаревич, А.Н. Уравнения в школьном курсе математики [Текст]: методическое пособие / А.Н. Бекаревич. – Минск: Народная асвета, 1968. – 152 с.
3. Виноградова, Л.В. Методика преподавания математики в средней школе [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Виноградова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 252 с.: ил.
4. Воинова, И.В. Использование офисных технологий при формировании математических понятий / И.В. Воинова // Учебный эксперимент в образовании. – 2014. – № 2 (70). – С. 31-39.
5. Демченкова, Н.А. Взаимосвязанные задачи как средство обучения решению уравнений в курсе алгебры основной школы / Н.А. Демченкова, М.Г. Пугачева // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы. Сборник статей XIV Международной научно практической конференции «Артемовские чтения». Пензенский государственный университет; под общей редакцией М.А. Родионова. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2018. – С. 159-165.
6. Денищева, Л.О. Теория и методика обучения математике в школе [Текст]: учебное пособие / Л.О. Денищева, А.Е. Захарова, М.Н. Кочагина и др. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 247 с.: ил.
7. Деркач, М.И. Методические указания и контрольные задания для подготовки к внешнему незвисимому оцениванию по математике / М.И. Деркач, Н.А. Деркач. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2008. – 60 с.
8. Дорофеев, Г.В. О составлении циклов взаимосвязанных задач // Математика в школе. 1983. – №6. С. 34-39.
9. Иванова, Т.А. Теоретические основы обучения математике в средней школе [Текст]: учебное пособие / Т.А. Иванова, Е.Н. Перевощикова, Т.П. Григорьева, Л.И. Кузнецова; Под ред.проф. Т.А. Ивановой. – Н.Новгород: НГПУ, 2003. – 320 с.
10. Лучко, Ю.А. Совершенствование процесса формирования геометрических понятий с использованием информационных технологий / Ю.А. Лучко // Альманах современной науки и образования. – 2008. - № 7. – С. 115-117.
11. Лященко, Е.И. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики [Текст]: учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов / Е.И. Лященко, К.В. Зобкова, Т.Ф. Кириченко и др.; Под ред. Е.И. Лященко. – М.: Просвещение, 1988. -223 с.
12. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 7 класс [Текст]: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов. – 13-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2013. – 336 с. : ил.
13. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 8 класс [Текст]: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов. – 10-е изд., испр. – М. : Мнемозина, 2010. – 384 с. : ил.
14. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 9 класс [Текст]: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов. – 7-е изд., испр. И доп. – М. : Мнемозина, 2008. – 447 с.: ил.
15. Мирошин, В.В. Решение задач с параметром. Теория и практика / В.В. Мирошин. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 286, [2] с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ