Введение 9
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического управления малым бизнесом 11
1.1 Стратегическое управление: история развития и современные подходы. 11
1.2 Выбор стратегии предприятия 19
1.3 Особенности стратегического управления на предприятиях малого
бизнеса 29
1.4 Особенности логистического бизнеса 34
Глава 2. Разработка стратегии предприятия ООО «ГазНадзорПроект» 39
2. 1. Характеристика предприятия ООО «ГазНадзорПроект» 39
2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия 42
2.3. Стратегический анализ предприятия 48
2.3.1. SWOT-анализ 52
2.3.2. Анализ конкурентоспособности 57
2.4. Разработка стратегических альтернатив 59
Глава 3. Корпоративная социальная ответственность на примере ООО «ГазНадзорПроект» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Список публикаций 79
Список используемых источников 80
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в современных условиях выбор стратегии поведения для предприятий грузового автомобильного транспорта является важной задачей, от ее успешного решения во многом зависит дальнейшее существование транспортного предприятия. Попытка адаптироваться к условиям рыночной экономики без выработки адекватной стратегии привела в период реформ к убыточности почти всех предприятий, угрозе ликвидации.
В настоящее время грузовые автотранспортные предприятия находятся в сложной ситуации, основными проблемами их деятельности являются: изношенность автомобилей, отсутствие или нехватка оборотных средств, невозможность привлечения инвестиций. Отказ от методов планирования в период перехода к рынку отрицательно сказался на состоянии предприятий, а стремление к быстрому получению прибыли часто не согласовано с перспективой долгосрочного развития. Произошло разукрупнение предприятий, сократились численность персонала и количество подвижного состава, предприятия имеют неудовлетворительную структуру баланса. Стратегическое управление способно исправить сложившееся на предприятиях положение, но возникает проблема правильного выбора стратегии. Часто изучение подобных вопросов проводится по работам американских авторов, пригодных для условий сформировавшихся рыночных отношений, как правило, это иллюстрации отдельных фактов деятельности хорошо известных западных фирм.
Вместе с тем, теоретические и методические вопросы формирования стратегии грузового автотранспортного предприятия остаются недостаточно разработанными. Для выбора стратегии необходимо оценить потенциал транспортного предприятия.
В рамках данной работы, стратегия управления предприятием малого бизнеса будет рассмотрена на примере предприятия ООО «ГазНадзорПроект», поэтому предметом является стратегическое управление предприятием, а объектом - предприятие ООО «ГазНадзорПроект».
Общество с ограниченной ответственностью «ГазНадзорПроект» зарегистрировано в г. Кемерово, создано в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сферой деятельности компании является добыча и транспортировка инертных материалов.
Данное предприятие является коммерческим, что означает, что в качестве основной цели предпринимательской деятельности компании является извлечение прибыли.
Целью работы является разработка стратегии малого предприятия ООО «Г азНадзорПроект».
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
• рассмотрение теоретических основ стратегического планирования;
• исследовать особенности стратегического планирования на малых предприятиях;
• провести стратегический анализ предприятия ООО «ГазНадзорПроект» и анализ внешней среды;
• составить список стратегических альтернатив и выбрать стратегии развития.
Для достижения цели, поставленной в работе, были решены следующие основные задачи:
• Определена роль и сущность малого бизнеса;
• Проанализированы основные проблемы развития малого бизнеса в России;
• Рассмотрены теоретические основы стратегического планирования;
• Исследованы особенности стратегического планирования на малых предприятиях;
• Был проведен стратегический анализ предприятия;
• Были выявлены возможные стратегические действия. В процессе исследования были выявлены следующие основные проблемы развития малого бизнеса в России:
• Проблемы межрегиональной дифференциации;
• Проблема государственной поддержки малого бизнеса;
•Большая конкуренция;
• Ограниченность распространения информации и доступа к ней;
• Нехватка персонала требуемой квалификации.
Были исследованы особенности стратегического планирования на малых предприятиях. Одной из причин слабой жизнеспособности предприятий малого бизнеса можно назвать недостаточную обоснованность стратегий их развития.
Кроме того, из-за недостатков, присущих малому бизнесу процесс формулирования стратегии в малом бизнесе менее формальный, систематический и регулярный, чем в крупных организациях. Многообразие рыночных ситуаций предполагает разнообразие используемых предприятиями стратегий. В конкурентной борьбе с крупными фирмами малый бизнес использует, прежде всего, свои главные преимущества - гибкость (т.е. способности оперативно перестраивать свою производственную деятельность в зависимости от рыночной ситуации), мобильность, территориальную маневренность. Малым предприятиям легче подстраиваться вод окружающую среду и менять свои действия.
По результатам анализа были сделаны следующие выводы: Для реализации стратегии роста компании и реализации конкурентной стратегии (стратегия фокусировки с дифференциацией в выбранном сегменте - сегменте грузоперевозок) необходимо открытие нового месторождения, эффективное использование рекламы.
В результате проведенного исследования были разработаны следующие рекомендации:
Перевести работу предприятия на «режим 24/7»;
Оптимизировать маршрута;
Расширение парка автомобилей.
По результатам работы можно сделать вывод о том, что все поставленные цели и задачи выполнены.
1. Акмаева Р. И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 57 с.
2. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы и кредит: Вопросы и ответы - М.: ИД "Юриспруденция", 2006. - 184 с.
3. Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. - М.: Экономика, 2001.- 214с.
4. Вебер Ю., Гёльдель Х., Шеффер У. Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии. Проблемы теории и практики управления, 2007 г. - 245 с.
5. Вишнякова М. В. Охота на менеджера в кризисный период. Книга для эффективных собственников и вменяемых менеджеров. - Москва: Управление персоналом, 2009. - 367 с.
6. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации: Учеб. пособие. М.: ЗАО. Бизнес-школа "Интел-синтез", 2008. - 426 с.
7. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. М.: Аспект - Процесс, 2005. - 385 с.
8. Кирчанова Е. А. Формирование стратегии фирмы. - М.: Финансы, 2005. - 328с.
9. Студенова А. Стратегический менеджмент на предприятии. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 345с.
10. Томпсон А. А., Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. Пер с 9-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 412 с.
11. Турусин Ю. Д., Ляпина С.Ю., Шаламова Н.Г. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие. - М: ИНФРА-М, 2008.
12. Управление организацией: Учебник/ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 669с.
13. HR-Portal. [Электронный ресурс]: http://www.hr-
portal.ru/tags/strategicheskoe-planirovanie, свободный
14. Комаров Е. И. Измерение мотивации и стимулирования "человека работающего": учебное пособие. - Москва: РИОР Инфра-М, 2013. — 135 с.
15. Данилова Н. А., Нуриева Р. Н. Социология и психология
управления. Краткий курс. - Москва: Окей-книга, 2012г.
16. 11 способов нематериальной мотивации персонала -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zarplata.ru/a-id- 33642.html.
17. Стратегическое управление - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. stplan. ru/articles/theory/strman. htm /.
18. Блэйк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления / Р.Р., Блэйк, Д.С. Мутон [пер. с англ. И. Ющенко]. - Киев: Вышейшая школа, 2013. - 274 с.
19. Бухалков, М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: Учебное пособие / М.И. Бухалков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 c.
20. Финансы: Учебное пособие/ под ред. А.М. Ковалёвой. - М.: Финансы и статистика, 2009.-384 с.
21. Стратегическое управление - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://expert.ru/dossier/story/125029/#
22. Хасанова Б.Ф., Буренина И.В. Синергия как метод повышения эффективности деятельности компании // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело», 2011, № 6. - http://www.ogbus.ru.
23. Шаповалов М.А. Инвестиционный климат в России: на пути
к созданию международного финансового центра // Вестник
федерального бюджетного учреждения «Г осударственная
81
регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации». — 2013. — № 6. — С. 18—26.
24. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2009. - 448с.
25. Царькова Л.Н., Черкасов М.Н. Необходимость использования инновационных технологий для решения основных проблем современной экономики // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2014. — № 34. — С. 34—39.