Формирование информационного общества в России (Современные информационные технологии в социальных науках, Технологический Университет (Московская область))
Проведено социологическое исследование
База исследования: жители Московского региона.
Выборка: 104 респондента (возрастного ограничения респондентов нет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
1.1. Информационное общество: понятие и сущность…………………………7
1.2. Основные этапы развития информационного общества…………………12
1.3. Особенности формирования информационного общества в России…….17
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФМОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СРАВНИТЕЛЬНОМ АНАЛИЗЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЯН С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ РЕЛИГИОЗНОСТИ
2.1 Табличное представление данных сравнительного анализа жизненных ценностей россиян с различным уровнем религиозности22
2.2 Графическое представление данных исследования сравнительного анализа жизненных ценностей россиян с различным уровнем религиозности…………31
2.3 Выявление взаимосвязи между переменными
2.3.1 Статистические критерии таблиц сопряженности. Статистическая гипотеза. Критерий хи-квадрат..…36
2.3.2 Понятие корреляции. Коэффициенты корреляции Пирсона и Спирмена…42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...47 БИБЛИОГРАФИЯ...49
ПРИЛОЖЕНИЯ.....52
Актуальность курсовой работы. Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения веществом, затем энергией и, наконец, информацией. В первобытнообщинном, рабовладельческом и феодальном обществах (в основе существования которых лежало ремесло) деятельность общества в целом и каждого человека в отдельности была направлена, в первую очередь, на овладение веществом. На заре цивилизации люди научились изготавливать простые орудия труда и охоты, в античности появились первые механизмы и средства передвижения, в средние же века были изобретены первые сложные орудия труда и механизмы.
Овладение энергией находилось в этот период на начальной ступени, в качестве источников энергии использовались Солнце, вода, огонь, ветер и мускульная сила человека. С самого начала человеческой истории возникла потребность передачи и хранения информации. Для передачи информации сначала использовался язык жестов, а затем человеческая речь. Для хранения информации стали использоваться наскальные рисунки, а в IV тысячелетии до нашей эры появилась письменность и первые носители информации (шумерские глиняные таблички и египетские папирусы). История создания устройств для обработки числовой информации начинается также еще с древности — с абака (счетной доски, являющейся прообразом счетов).
И вот человечество вступает в новый этап развития. Этап, в котором главным народным «богатством» является – информация. Общество становится информационным, то есть, большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации. В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность.
Актуальность работы заключается в том, что Россия, как и многие другие страны, прошла очень долгий путь развития. И за все свое время осуществила несколько фундаментальных переходов. Россия перешла от авторитарного государства к государству демократическому, от командной экономики к рыночной, от федеративного государства к децентрализованному федерализму. И от индустриального общества к информационному обществу.
Для информационного общества, главным производственным продуктом являются знания. Информация, информационные услуги, знания и все отрасли, связанные с их производством (компьютерная, телевизионная, телекоммуникационная), растут быстрыми темпами. Это становится доминирующим в экономическом развитии, а также отличается наличием развитых информационных потребностей и преобладанием информационных процессов
Появился новый мир. Мир компьютеров и интернета, мир сотовых телефонов, мир сетей связи и телевидения, мир высоких технологий, от масштабов и эффективности, использования которых напрямую зависит благополучие народов и государств.
В данной работе рассмотрена история развития информационного общества, его понятие и сущность, основные этапы развития и особенности формирования.
Степень научной разработанности проблемы:
Тема «Формирование информационного общества в России» довольно часто затрагивается учеными для глубокого изучения. И действительно, существует огромное количество трудов, в которых излагаются понятие и сущность информационного общества, его история развития и основные этапы. Например, такие ученые как Еляков Анатолий Дмитриевич, Коротков Андрей Викентьевич, Варакин Леонид Егорович в своих научных трудах попытались изучить понятие и сущность информационного общества, а также рассмотреть его историю развития.
Цель исследования: на основе анализа информационного общества выявить специфику его формирования в России.
Задачи курсовой работы:
1) Проанализировать понятие и сущность информационного общества.
2) Изучить основные этапы развития информационного общества.
3) Охарактеризовать особенности формирования информационного общества в России.
4) Представить результаты исследования жизненных ценностей россиян с различным уровнем религиозности: сравнительной анализ в табличной форме.
5) Представить результаты исследования жизненных ценностей россиян с различным уровнем религиозности: сравнительной анализ в графической форме.
6) Выявить зависимость между переменными с помощью критерия Хи квадрат при изучении жизненных ценностей россиян с различным уровнем религиозности: сравнительной анализ.
Объектом данной курсовой работы является информационное общество.
Предметом данной курсовой работы являются особенности формирования информационного общества в России.
Методы сбора информации. Среди методов сбора информации были использован количественный метод – массовый Интернет-опрос в форме анкетирования на сайте Google.ru;
Метод обработки и анализа данных. Для обработки и анализа данных использовалась компьютерная программа IBM SPSS Statistic 22.
Теоретическая интерпретация основных понятий:
Информационные технологии – комплекс взаимосвязанных, научных, технологических и инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации.
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.
Обработка данных –процесс приведения данных к виду, необходимому для использования.
Зависимость – взаимосвязь двух величин.
SPSS – компьютерное программное обеспечение, созданное международной компанией SPSS Inc., позволяющее при помощи статистических методов превращать данные в полезную информацию.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на пять параграфов, заключения, библиографии и приложений.
В процессе работы была продемонстрирована актуальность применения коэффициентов корреляции в ходе социологического анализа. Было показано применение коэффициентов корреляции в социологии с использованием современных информационных технологий. В ходе исследования удалось продемонстрировать значимость и универсальность коэффициентов корреляции при проведении социологического анализа данных.
Современные телекоммуникационные технологии сглаживают все традиционные механизмы развития общества и его культуры. Новая информационно-компьютерная среда выступает условием формирования нового типа личности. Это значит, техногенная эволюция влияет на межкультурное и межличностное взаимопонимание, вызывает социокультурные изменения в структуре идентичности, приводит к формированию новых образцов, норм поведения, жизненных ориентиров. Выявляются предпосылки, определяющие процесс развития «сетевой жизни» и новых коммуникативных отношений. В качестве существенной особенности современного социокультурного положения общества выступает новая модель среды «человек — компьютер — интерактивность». С появлением компьютерной сети впервые в истории человечества возникает созданное сетевой технологией глобальное пространство.
В целом процесс информатизации обусловливает возникновение нового типа человека — «homo informaticus», причём виртуальная реальность выступает здесь как механизм создания такого типа.
Формирование современной информационной инфраструктуры способствует созданию информационного пространства в России и вхождению страны в мировое информационное сообщество, обеспечивая ее конкурентоспособность в глобальном мире.
В работе представлены несколько видов коэффициентов корреляции, применяемых при анализе результатов социологического исследования: Пирсона и Спирмена.
Результаты социологического исследования «Жизненные ценности россиян с различным уровнем религиозности: сравнительный анализ» были представлены в виде таблиц. Табличное представление данных широко используется в ходе прикладных социологических исследований, так как таблицы позволяют наглядно и структурированно представить социологическую информацию. Наибольшее распространение в социологии получили таблицы сопряженности. Эти таблицы являются средством представления совместного распределения двух признаков, предназначенным для исследования связи между ними. По данным, отраженным в таких таблицах можно делать предварительные выводы о взаимосвязи переменных.
В ходе исследования были представлены результаты социологического исследования «Жизненные ценности россиян с различным уровнем религиозности: сравнительный анализ» в виде графиков. Графические методы представления информации являются наиболее наглядными и удобными для обобщения и сравнения данных. Широкий выбор типов графиков позволяет их использовать для отображения статистических распределений и зависимостей. К основным типам графиков относятся: полигон, кумулята, диаграммы (круговые, столбиковые, полосовые), гистограмма и статистические карты (картограмма и картодиаграмма).
Удалось выявить взаимосвязь между переменными с использованием коэффициентов корреляции при анализе данных социологического исследования «Жизненные ценности россиян с различным уровнем религиозности: сравнительный анализ». Корреляционный анализ наравне с предшествующим ему тестом χ2 Пирсона являются обязательными процедурами в процессе обработки результатов социологических исследований.
1. Амлинский, Л. З. Научные библиотеки информационного общества. Организация и технология / Л.З. Амлинский. - М.: Профессия, 2014. - 200 c.
2. Белл Д Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на западе. М., 1986.
3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999.
4. Белл Д. Культурные противоречия капитализма // Социальная философия: Хрестоматия. Ч. 2. М.,1994.
5. Большой бухгалтерский словарь /Азрилиян А.- Институт новой экономики,1999. - 576 С.
6. Гасумова С.Е. Информационные технологии в социальной сфере: Учебной пособие для бакалавров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и ко», 2017. – С.253
7. Гольдгамер, Г.И. Информационное обеспечение исследований и разработок / Г.И. Гольдгамер. - М.: Советское радио, 2013. - 352 c.
8. Грабельников, А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества / А.А. Грабельников. - М.: РУДН, 2013. - 330 c.
9. Зенина О. В. Информационное общество: цифровое настоящее и цифровое будущее, достижения и противоречия. М.: — 2009. — № 4 – 46-67 с.
10. Кравченко С. А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь: - Учебное пособие / - М. : ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. -С.116
11. Кравченко С. А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь: - Учебное пособие / - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. - 512 С.
12. Отюцкий Г.П. Информатизационное общество как объект философии информатизации. Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений 1У Российского философского конгресса. М.: Современные тетради, 2005.
13. Першина А.П., Марухина О. В. Информационные компьютерные технологии в управлении. – Томск.: Издательство ТПУ », 2005.
14. Рейман Л. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии, 2001, № 3.
15. Химанен, Пекка Информационное общество и государство благосостояния. Финская модель / Пекка Химанен , Мануэль Кастелс. - М.: Логос, 2014. - 224 c.
16. Швецов, А. Н. "Информационное общество". Теория и практика становления в мире и в России / А.Н. Швецов. - М.: Красанд, 2015. - 280 c.
17. Юнь, О. М. Восхождение к информационному обществу / О.М. Юнь. - М.: Экономика, 2013. - 912 c.
Интернет-ресурсы
1. Google Формы. [Электронный ресурс] URL: https://forms.gle/gQkTsmEkc4c1nqti8 (Дата обращения: 01.03.2022 г.)
2. Артамонов Г.Т., Кристальный Б.В., Курносов И.Н., Мелюхин И.С., Смолян Г.Л., Черешкин Д.С. О концептуальной базе построения в России информационного общества. [Электронный ресурс]. – URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/0c001c79100866acc32568c1003b62d6 (дата обращения 01.03.2022)
3. Горбунова Ю. И., горбунова О. Н. Информационная инфраструктура: современная сущность, подотрасли ее составляющие, 2018. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-infrastruktura-sovremennaya-suschnost-podotrasli-ee-sostavlyayuschie (дата обращения 01.03.2022)
4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. // Официальный сайт Президента России. [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 01.03. 2022).
5. Финансовый словарь [Электронный ресурс]. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/23438. (Дата обращения: 22.05.2018)
6. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике, 2013. [Электронный ресурс]. – URL: http://psychology_pedagogy.academic.ru/7315/Интернет-зависимость. (дата обращения: 22.05.2018).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список приложений:
Приложение 1. Бланк анкеты социологического опроса.
Приложение 2. Информационная записка.