ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 9
1.1 Характеристика психолого - педагогических особенностей общения
детей младшего школьного возраста 9
1.2 Педагогические условия формирования культуры общения в коллективе
межличностных отношений в коллективе младших школьников во внеурочной деятельности 19
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 27
2.1 Психолого - педагогическая диагностика культуры общения младших
школьников 27
2.2 Диагностическое исследование культуры общения в экспериментальной
группе по методу Розенцвейга 29
2.3 Разработка экспериментальной программы для формирования культуры
общения в начальной школе 39
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Современная жизнь, изобилующая переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество трудных экономических и психологических ситуаций, требует от человека мобилизации всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, а стать успешным. Исследования, проводимые отечественными и зарубежными психологами и социологами, показывают, что люди чаще озадачены тем, как изменить других людей или ситуацию, но не желают причину своего неблагополучия, неудач, увидеть в себе, в своём отношении к жизни и обществу [10,с.95].
Основа для формирования сильного, социально - активного, успешного во всех отношениях человека, гражданина, должна быть сформирована еще в ребенке [13, с. 134].
Проблемы общения и взаимоотношений ребенка в группе сверстников всегда привлекали внимание отечественных и зарубежных исследователей. Значимость темы особенно возросла в условиях современного отечественного образования, когда стало широко практиковаться работа классов с группой продленного дня. В наше время, на протяжении очень важного, ответственного периода становления личности школа - практически центр жизнедеятельности ребенка [9, с. 98].
Актуальность: проблема культуры общения и межличностных отношений младших школьников не утратила актуальности, так как общение - очень важная сторона жизнедеятельности младшего школьника. В этот период у школьников больше умений, знаний по сравнению с дошкольниками [9, с.143]. Меняется их отношение к происходящему вокруг, к сверстникам, к взрослым. В сегодняшнее время исследователи отмечают ряд негативных тенденций связанных с появлением и чрезвычайно быстрым расширением коммуникативного пространства через электронные, компьютерные средства коммуникаций. У детей ухудшается отношение к основному общению [16, с.83].
Когда ребенок поступает в школу, изменяется социальная ситуация в которой развивается теперь уже школьник. Теперь он - общественный субъект и у него есть разные социально важные обязанности. Выполняя их, ученик оценивается обществом. Поступая в школу в школу у ребенка происходят значительные изменения в механизмах его отношений с социумом, окружающими людьми. Времени, на протяжении и которого ребенок активно общается становится намного больше. Большую часть времени дети теперь начинают проводить в общаясь: c родителями, педагогами, сверстниками [20, с.53].
Необходимость детей быть признанными и потребность в поддержке подчеркивается многими педагогами и психологами.
В младшем школьном возрасте система отношений ребенка с другими перестраивается. Только в условиях коллективной жизни сформировывается индивидуальное поведение [26, с.203].
Механизм отношений между школьниками находится в процессе постоянного изменения. Если в возрасте от трех до шести лет дети строят свои отношения главным образом под родительским контролем, то с шести до двенадцати лет (младший школьный возраст) дети много времени начинают проводить без родительского присмотра. Дружить младшие школьники обычно предпочитают со сверстниками между одного и того же пола. По мере ослабления привязанности к родителям, дети все более начинают испытывать потребность в поддержке со стороны товарищей [19, с.107]. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность.
Группа сверстников становится для ребенка своеобразным «фильтром», через который проходят ценностные установки родителей. Ребенок решает, какие из них не нужны, а каких необходимо придерживаться в дальнейшем [2, с.36].
Особую проблему представляют коммуникативные трудности, возникающие вне семьи в отношениях с учителями и сверстниками - от негативизма, агрессивности и непослушания ребенка до выраженных форм страха и неуверенности, робости. Неадекватные отношения со сверстниками, складывающиеся в младшем школьном возрасте, являются показателем неблагополучия в личностном развитии. При этом общение является показателем особенностей самооценки ребенка, его личностных черт, характера, нравственного облика [29, с.18].
Причины низкой культуры общения детей могут быть связаны с недостаточным развитием социальных мотивов, ориентированности на сверстника, на сферу его потребностей и интересов, а также с низким уровнем развития необходимых коммуникативных навыков и умений. Также у ребенка могут быть недостаточно сформированы виды деятельности, по которым дети устанавливают самостоятельные активные отношения [23, с.5].
Исследуемая тема интересна еще и тем, что именно у младших школьников происходит наиболее активный процесс формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, будет уметь налаживать контакты, зависят его дальнейшие успехи в учебной, трудовой деятельности и в какой-то степени определиться его успешность в жизни. В младшей школы формируется способность брать отвечать за свою речь, правильно ее организовывать. В младшем школьном возрасте закладываться основа самодисциплины, учение организовывать свою личную и групповую деятельность. Ребенок начинает понимать ценность таких понятий как сотрудничество, общение. Именно у младших школьников усваиваются правила и нормы общения, которыми он будет следовать в будущем, независимо от обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения будет определять степень самостоятельности и степень свободы ребенка в обществе и в дальнейшем, в течении его и взрослой жизни [6, с.13].
Поэтому изучение проблем общения и отношений в коллективах младших школьников имеет очень важное значение для своевременного выявления факторов затрудняющих развитие культуры общения школьников.
Объект исследования: воспитание учащихся младшей школы школьников в ходе внеурочной деятельности.
Предмет исследования - педагогические условия формирования культуры общения у учащихся начальной школы во время внеурочной деятельности.
Цель исследования: разработать и экспериментально доказать эффективность программы по развитию культуры общения у членов коллектива младших школьников.
Сопоставив проблемы, цель, объект и предмет исследования мы поставили перед собой такой ряд задач:
-изучить и проанализировать литературу по теме работы;
-осуществить наблюдение за общением и поведением учеников в различных ситуациях, во время занятий, на переменах, на внеурочных мероприятиях;
-исследовать уровень культуры общения в коллективе младших школьников;
-подобрать экспериментальную программу, оптимальную для младшего школьного возраста, способствующую созданию благоприятных условий для формирования культуры общения в начальной школе.
Гипотеза исследования: формирование культуры общения в экспериментальном детском коллективе будет наиболее эффективным если:
-разработать и опробовать занятия по формированию культуры общения у младших школьников, которые позволят педагогу обеспечить развитие всех видов общения во внеурочной деятельности;
-обеспечить вовлечение всех членов коллектива в разнообразную деятельность, позволяющая им развить и усовершенствовать свои навыки общения и повысить культуру общения со сверстниками.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, обобщение и систематизация изученной информации, наблюдение, беседа, тестирование, опытно - экспериментальная работа, обработка экспериментальных данных методами статистики.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение Общеобразовательная школа №34 городского округа Сызрань. Экспериментальная группа учеников формировалась из учащихся 3 «Б» класса. Дети обучающихся вместе с первого класса по традиционной программе. Экспериментальная группа состояла из девятнадцати человек.
Практическая значимость: по результатам работы добиться возможности использование данной работы в качестве методического пособия в практической деятельности педагогов и школьных психологов в начальной школе для развития и формирования общения учащихся, а также создания благоприятных условий для адаптации детей в школьном коллективе.
По итогам проведенных исследований и анализа итогов работы с детьми по разработанной программе формирующего эксперимента, можно утверждать, что работа дала положительные результаты и помогла положительно повлиять на процессы взаимоотношений младших школьников в коллективе. При первоначальном ознакомлении с коллективом, после наблюдений и констатирующего эксперимента по исследованию уровня культуры общения между детьми, можно было сделать вывод, что в классе существовали достаточно серьезные проблемы. В классе был отмечен немалый процент детей с сильно завышенной самооценкой, достаточно агрессивное поведение, равнодушное отношение друг к другу.
Было замечено, что в общении со сверстниками использовали грубые слова, обороты, выражения. Были замечены случаи грубого общения и с взрослыми, чаще всего с родителями и техническими сотрудниками школы. В общении между собой дети очень редко были вежливы. Возникающие в процессе общения конфликты дети нередко предпочитали разрешать даже методами физического воздействия на оппонента. Диагностика экспериментального коллектива по методике Розенцвейга выявила, что у многих учеников серьезные проблемы с уровнем социальной адаптации.
Реализованная в течении учебного года на внеурочных занятиях программа позволила достичь следующих положительных результатов:
-взаимоотношения и культура общения в коллективе в изменились положительную сторону;
-используемая на занятиях игровая деятельность способствовала снятию у детей агрессии, помогла детям в адекватной оценке своих возможностей и способностей к общению;
-пересмотр школьниками некоторых своих нравственных ценностей и изменение их отношения к сверстниками и окружающим;
-в коллективе значительно уменьшилось количество детей с очень низким уровнем социальной адаптации;
-наблюдения показали, что среди детей реже стали возникать конфликтные ситуации;
-при разрешении споров между собой дети практически перестали употреблять бранные и нецензурные выражения, но чаще стали использовать элементарные слова вежливости.
Результаты повторного исследования уровня культуры общения у младших школьников показали положительную динамику количественных и качественных проявлений. Это свидетельствует об достаточной эффективности разработанной программы, эффективности разработанной программы, достаточной обоснованности методических идей обозначенных нами в гипотезе исследования, а также о высоком педагогическом потенциале внеурочной деятельности в процессе формирования культуры общения и развитии межличностных отношений у учащихся начальной школы.
1. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 4-е, доп. и перераб. - М.: Педагогическое общество России, 2014.
2. Пчелинцева И. Толерантность и школьник./И. Пчелинцева - М.:
СИНТЕЗ, 2003
3. Андреева Г.М. Социальная психология /- М.: Просвещение, 2014. - 289 с.
4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой/Н. П. Аникеева. - М.: Март, 2013. - 188 с.
5. Бабанский Ю.Н. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе / Ю.Н. Бабанский. - М.: Просвещение, 2015. - 364 с.
6. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения / П.П.
Блонский. - М.: Академия, 2013. - 481 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные
психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2016. - 258 с.
8. Болотина Л.Р. Методика внеклассной работы в начальных классах / Л.Р. Болотина. - М.: Просвещение, 2013. - 252 с.
9. Бюлер К. Духовное развитие ребенка / К. Бюлер. - М.: Прогресс, 2014. - 266с.
10. Васильев Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов. Автореф. дисс. канд. психол. наук / Г.С. Васильев. - М.: 2015. - 15 с.
11. Воспитание школьников во внеучебное время. Сборник метод.материалов в помощь организатору внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Под ред. Л.К. Балясной. - М.: Просвещение,
2013. - 222 с.
12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии - 2014. - № 6. - С. 62-76.
13. Дружинин В.Н Экспериментальная психология: Учебное пособие / В.Н. Дружинин.- М.: ИНФРА-М, 2015. - 256 с.
14. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М.Г. Ермолаева. - СПб.: Питер, 2016. - 112 с.
15.Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.:
Просвещение, 2015. - 401 с.
16. Каган, М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений / М.С. Каган. - М.: Литер, 2015. - 222 с.
17. Казарцева О.М. Культура речевого общения / О.М. Казарцева. - М.: Флинта, 2013. - 496 с.
18. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Калечиц. - М.: Просвещение, 2013. - 364 с.
19. Карасева Н.И. Игра и ее возможности / Н.И. Карасева. - М.: Знание,
2014. - 241 с.
20. Клюева Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева. - Ярославль, Наука, 2014. - 188 с.
21. Кукушин В.С. Педагогика / В.С. Кукушкин. - М.: МарТ, 2013. - 592 с.
22. Ланина И.Я. Развитие интереса школьника к предмету / И.Я. Ланина. - М.: Просвещение, 2013. - 299 с.
23. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение / А.Н. Леонтьев. - М.:
Просвещение, 2015. - 251 с.
24. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей / М.И. Лисина. - М.: Академия, 2014. - 230 с.
25. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - М.: Академия, 2013. - 296 с.
26. Ракитина М.Г. Математика: Дидактические материалы. 3 класс / М.Г. Ракитина. - М: Айрис-пресс, 2016. - 184 с.
27. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2013. - 257 с.
28. Слободчиков В И. Актуальные проблемы педагогики и психологии развития / В.И. Слободчиков. - М.: Просвещение, 2013. - 333 с.
29. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.:
Академия, 2013. - 360 с.
30. Технология игровой деятельности: Учеб. пособие / Л. А. Байкова Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; Науч. ред. В.А.Фадеев. - Рязань: Изд-во РГПУ, 2015. - 237 с.
31. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов. - Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 20016. - 137 с.
32. Хейзинг Й. Игровая концепция культуры / Й. Хейзинг. - М.: Традиция, 2014. - 234 с.
33. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры / С.А. Шмаков. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 230 с.
34. Шуман С.Г. Педагогика детского общения / С.Г. Шуман. - М.:
Экспресс, 2013. - 160 с.
35. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И.Щукина.- М.: Просвещение, 2016. - 273 с.
36.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Новая школа,
2016. - 222 с.
37. Ясова А.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Роль игры в воспитании детей / А.П. Ясова. - М.: Педагогика, 2013. - 110 с.
38. Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учебное пособие / Под ред. В.П. Шульгиной. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 320 с.
39. Моро М.И. Карточки с математическими заданиями и играми. 3 класс / М.И. Моро. - М.: Просвещение, 2013. - 111с.
40. Мудрик А.В. Характеристика общения у младших школьников / А.В. Мудрик. - Краснодар, 2014. - 234 с.
41. Назаретян А.П. Коммуникативность и коммуникативные способности / А.П. Назаретян. - М.: Наука, 2016. - 236 с.
42. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие / П.И. Пидкасистый. - М.: Просвещение, 2015. - 269 с.
43. Пономарев Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода / Я.А. Пономарев. - М.: Знание, 2013. - 193 с.