ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ 8
1.1. Проблема социализации в работах зарубежных и отечественных психологов 8
1.2 Роль социальной ситуации развития в дошкольном возрасте как
условие организации совместной деятельности 14
1.3 Формирование новых социальных норм и жизненных навыков в
совместной деятельности детей дошкольного возраста 17
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОВЛАДЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ НОРМАМИ И ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
2.1. Организация и методы исследования социальных норм и социальной
активности детей дошкольного возраста 23
2.2. Процедура и условия экспериментального исследования 26
2.3 Результаты исследования 30
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
Дошкольный возраст является важнейшим этапом вхождения ребенка в социальный мир общества. В совокупности с психическим развитием, развивается и личность ребенка, проходит становление его «социальное Я». Дошкольный этап развития - это этап начальной социализации ребенка. Именно в детстве происходит приобщение его к миру культуры, к общечеловеческим ценностям. Здесь устанавливаются первые отношения с миром во всей его полноте - отношения с человеком и обществом, отношения со множественным миром предметов, отношение с миром природы и с собственным Я, со своим внутренним миром. Этот процесс сложен и многогранен, он требует новых норм поведения и новых жизненных навыков, которых у него еще не существовало.
Социализация личности всегда была связана с проблемой развития и воспитания детей, которые успешно решали дошкольные образовательные учреждения. Новое значение эта проблема приобрела с введением новых ориентиров стандартизации в систему дошкольного образования, с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ДО), [45]. Главной идеей новых стандартов является сохранение и внедрение принципа развития и сегодня не только психологи, но и все специалисты дошкольных учреждений ставят во главу угла такие цели, как развитие личности ребенка, его новообразований в каждом возрастном периоде, способствуют его социальному взрослению и полноценной позитивной социализации в целом [39].
В отечественной и зарубежной психологии социализация всегда привлекала научное внимание. Проблема присвоения личностью человеческой культуры, опознание и усвоение социальных норм, формирование необходимых жизненных навыков в ходе взаимодействия человека со средой, с другими людьми и обществом в целом изучалась Л.С. Выготским, Ж. Пиаже, Э. Эриксоном, Л.И. Божович и многими другими [46].
Годы научного исследования проблемы социализации позволили систематизировать и ее составляющие, и условия, и факторы, и механизмы. На современном этапе в отечественной психологии такие ученые, как И.С. Кон, А.В. Мудрик, Г.В. Андреева и др. выделяют такие параметры социализации, как ее механизмы и институты, при взаимодействии и взаимовлиянии которых и осуществляется социализация человека.
На сегодняшний день показана особая значимость для социализации факторов среды, которые и обуславливают ранний период первичной социализации ребенка, обеспечивая, с одной стороны, адаптационные процессы, с другой, формируя все базовые компоненты социализации, на которые и наслаивается будущее полноценное социально-психологическое развитие личности. Эту позицию детализирует Г.М. Андреева, которая считает, что социальным институтам, включающим ребенка в среду, необходимо создать условия, в которых станет возможным присвоение им культурных ценностей, установок и пр., что позволит приобретенное актуализировать в собственной деятельности, поведении и взаимодействии с людьми [4].
А.В. Мудрик, изучая проблему социализации, также говорит о значимости для социальных институтов создания условий, в которых бы ребенок не только входил в действительность, но и постигал и осваивал ее во всех ее компонентах и со всеми ее составляющими [32].
Эти научные взгляды полностью соотносятся с практикой жизни, в которой ребенок уже в старшем дошкольном возрасте является активным участником групповой жизни, как узкосемейном кругу, так и в более широких сферах. Они восприимчивы к другому, готовы взаимодействовать, сострадать, включаться с помощью и поддержкой другому. Взрослея в этом взаимодействии, ребенок все больше постигает закономерности, связи и элементы социальной жизни, проникает в их суть, ориентируется в пространственно-временных отношениях и понимает причинно-следственные связи событий и многое другое.
Социализация как процесс и результат усвоения и последующего активного применения ребенком нового социального опыта, неразрывно связан с общением и совместной деятельностью.
Цель исследования: Изучить особенности совместной деятельности детей дошкольного возраста, которые создают условия для овладения новыми нормами поведения и жизненными навыками и являются показателями социализации.
Объект исследования: Социализация детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: Совместная деятельность детей дошкольного возраста как условие формирования новых социальных норм и жизненных навыков как показателей их социализации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специально организованная совместная деятельность, которая направлена на овладение детьми старшего дошкольного возраста новыми социальными нормами взаимоотношений и новыми жизненными навыками является условием их социализации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме социализации детей
дошкольного возраста;
2. Выявить уровень владения социальными нормами в совместной
деятельности;
3. Разработать программу совместной деятельности, направленную на овладение социальными нормами и жизненными навыками;
4. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
- теоретические (анализ литературы по проблеме исследования);
- эмпирические методы (наблюдение и эксперимент);
- диагностические методы;
- методы математической статистики (описательная статистика,
статистика вывода).
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная программа по формированию новых социальных норм и жизненных навыков в совместной деятельности может быть использована на семинарах воспитателей для повышения их квалификации в свете требований ФГОС ДО, а также для родителей. Результаты исследования могут использовать в своей работе психологи и воспитатели ДОУ, а также все заинтересованные этой проблемой специалисты смежных профессий.
Базой нашего исследования было дошкольное образовательное учреждение ДОУ № 182 АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти.
Исследованием проблемы социализации личности занимались многие ученые с XIX века, причем, как зарубежные, так и отечественные. В науке представлено множество концепций: адаптивная концепция социализации (Дж. Дьюи, Т. Парсонс); ролевая концепция социализации (Э. Дюркгейма, Дж.Г. Мид); критическая концепция социализации (К. Роджерс, А. Маслоу); когнитивная концепция социализации (Ж. Пиаже, Л. Колберг); концепция социального научения (А. Бандура, У. Бронфенбреннер); психоаналитическая концепция социализации (З. Фрейд, Э. Эриксон); психодинамическая концепция социализации (К, Левин, Ф. Хайдер), отечественные концепции социализации И.С. Кона, Г.М. Андреевой, А.В. Петровского, В.С. Мухиной.
Несмотря на такое многообразие анализ показывает, что все они, так или иначе, тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации. Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека, второй исходит из того, что человек активно участвует в процессе социализации.
Деятельностный подход нашел свое отражение не только в трудах отечественных, но и западных ученых. Большую роль в методологическом обосновании деятельностного подхода сыграли работы С.Л. Рубинштейна, где он сформулировал основополагающий теоретический принцип: единство сознания и деятельности. Параллельно, А.Н. Леонтьев и другие члены Харьковской школы теоретически и экспериментально разрабатывали проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Основной принцип деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна нашел свое отражение в исследованиях многих ученых.
Многие ученые отмечают, что совместная деятельность выполняет важную роль в социально-личностном развитии ребенка. В такой деятельности происходит формирование личности. Содержание совместной деятельности, приуроченной к тому или иному возрастному периоду, выработано культурно-исторически.
Дошкольное детство - это период активного усвоения ребенком социального опыта, овладения свойственными этому возрасту культурными практиками: игрой, речью, продуктивными видами деятельности. В совместных формах последних возникают и совершенствуются психологические новообразования, происходит развитие отношений ребенка с миром. Таким образом, именно через совместную деятельность с взрослыми и сверстниками происходит приобщение ребенка к социуму и как следствие его социализация, от успешности которой зависит дальнейшее развитие и становление ребенка как члена общества.
Основной целью нашего исследования была разработка и апробация специальной программы, направленной на овладение детьми старшего дошкольного возраста социальными нормами и повышение их социальной активности. Программа реализует эти задачи в совместной деятельности дошкольников. Мы предполагали, что программа явится условием социализации детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сада общеобразовательного вида №182 г. Тольятти. В нем принимали участие воспитанники ДОУ в возрасте от 5 до 7 лет общей численностью 32 человека. Из них были сформированы две равные по численности группа, на одной из которых проводилась программа. Так же в исследовании принимали участие педагоги - воспитатели детей-испытуемых - 4 человека.
С помощью методов математической статистики нами было выявлено, что показатели активности, сформированности положительных и отрицательных социальных форм поведения, принятия и осознания социальных нравственных норм до начала эксперимента у обеих групп являются сходными. А после проведения программы было отмечено, что показатели в экспериментальной группе в основном повысились, и появились различия по сравнению с контрольной. Кроме показателя отрицательных социальных форм поведения, они остались сходными.
Проверка эффективности подтвердила, что разработанная программа совместной деятельности детей дошкольного возраста способствует повышению активности, формированию социально положительных форм поведения, принятию и осознанию социальных норм, и не способствует формированию негативных социальных форм поведения. Это свидетельствует об эффективности программы совместной деятельности детей дошкольного возраста.
Следовательно, наша гипотеза подтверждается и специально организованная программа по развитию совместной деятельности, которая направлена на овладение детьми социальными нормами (а именно нравственными), на повышение социальной активности, является условием социализации детей старшего дошкольного возраста.
1. Абульханова-Славская, К. А. Социальное мышление личности:
проблемы и стратегии исследования [Текст] / К.А. Абульханова-
Славская // Социальная психология в трудах отечественных
психологов. - СПб.: Питер, 2000. - 378 с.
2. Агеев, В. В. Деятельность как социальный феномен [Текст] / В.В. Агеев. - Алма-аты: Сфера, 2004. - 289 с.
3. Андреева, Г. М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 304 с.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 363 с.
5. Андреева, С. Мониторинг социализации воспитанников [Текст] / С. Андреева и др. - М.: Учитель, 2012. - 112 с.
6. Белинская, Е. П. Тихомандрицкая, О. А. Социальная психология личности [Текст] / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 300 с.
7. Бим-Бад, Б. М., Петровский, А. В. Образование в контексте социализации [Текст] / Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский. - М.: Педагогика. - 1996. - № 1.
8. Бодалев, Н. В. Психология о личности [Текст] / Н.В. Бодалев. - М.: Просвещение, 1998. - 182 с.
9. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.
10. Венгер, А. Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности [Текст] /А.Л. Венгер // Вопросы психологии. - 2001. - №3. - С. 17 - 26.
11. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики: Развитие личности и мировоззрения ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Книга по требованию, 2012. - 369 с.
12. Высокое, И. Математические методы в психологии [Текст] / И. Высокое. - М.: Юрайт, 2016. - 388 с.
13. Гиддингс, Ф. Основания социологии / Ф. Гиддингс. - 1898 год, 14 стр. -http://sbiblio .com/biblio/archive/giddings_osnovanij a/
14. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст] / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
15. Голубева, Н. В. Подход к проблеме социализации и индивидуализации в бихевиоризме [Текст] / Н.В. Голубева // Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии. Коллективная монография / Под. ред. Т.Д. Марцинковской. - М.; Обнинск: ИГ- СОЦИН, 2010. - 284 с. - С. 60-68.
16. Гусельцева, М. С. Анализ подходов к проблеме социализации и индивидуализации в гуманистической и экзистенциальной парадигмах [Текст] / М.С. Гусельцева // Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии. Коллективная монография / Под. ред. Т.Д. Марцинковской. - М.; Обнинск: ИГ- СОЦИН, 2010. - 284 с. - С. 96-128.
17. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение [Текст] / Э. Дюркгейм, Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. - М.: Канон, 1995. - 352 с.
18. Ждан, А. Н. История психологии: от античности к современности [Текст] /А.Н. Ждан. - М.: Пед. общество России, 2002. - 512 с.
19. Заречная, А. А. Особенности совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нормальным и задержанным психофизическим развитием [Текст] / А.А. Заречная // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 5. - С. 25 - 32.
20. Иванова, Н. В. Детская субкультура как средство формирования ценностно-смысловой сферы ребенка-дошкольника [Текст] / Н.В. Иванова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 4. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 48-52.
21. Козлова, О. Н. Введение в теорию воспитания [Текст] / О.Н. Козлова. - М.: Интерпракс, 1994. - 208 с.
22. Кон, И. С. Личность как субъект общественных отношений [Текст] / И.С. Кон. - М.: Знание, 1966. - 48 с.
23. Кон, И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая
перспектива [Текст] / И.С. Кон. - М.: Академия, 2003. - 335 с.
24. Кон, И. С. Социологическая психология. Избранные психологические труды [Текст] / И.С. Кон. - М.-Воронеж: МОДЭК, 1999. - 560 с.
25. Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии. Коллективная монография [Текст] / Под. ред. Т.Д. Марцинковской. - М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. - 284 с.
26. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
27. Кривов, Ю. И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике [Текст] / Ю.И. Кривов // Педагогика. - 2003. - №5. - С. 11 - 22.
28. Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 464 с.
29. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
30. Леонтьев, А. Н. К теории развития психики ребенка. Избр. психол. произв.: В 2-х т. Т. 1 [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 392 с.
31. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] /А. Н. Леонтьев.: В 2-х т. Т. 1 / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 392 с.
32. Мудрик, А. В. Социализация человека [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2006. - 304 с.
33. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
34. Мухина, В. С. Возрастная психология: Феноменология детства [Текст] / В.С. Мухина.- 7-е изд. перераб. и доп. - М.: Академия, 2015. - 656 с.
35. Мухина, В. С., Хвостов А. А. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия [Текст] / В.С. Мухина, А.А. Хвостов.- 7-е изд. перераб. и доп. - М.: Академия, 2008. - 624 с.
36. Основы социально-психологической теории [Текст] / Под редакцией А.А. Бодалева. - М.: Наука, 1995. - 286 с.
37. Петровский, А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / А.В. Петровский // Социальная психология. Хрестоматия [Текст] / сост. Е. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 476 с.
38. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология [Текст] / Ж. Пиаже. - М.: Изд-во: МПА, 1994. - 680 с.
39. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" / Российская газета - Федеральный выпуск №6241 (265), 2013.
40. Радина, Н.К. Психологические аспекты социализации личности: к вопросу о моделях классификации видов социализации[Текст] /Н.К. Радина//Психологическая наука и образование. - 2005. - №1.
41. Ростовцева, М. В., Машанов, А. А., Хохрина, З. В. Социально¬
философские проблемы социализации личности в условиях информатизации современного общества // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6-5. - С. 1282-1286; URL: https://fundamental- research.ru/ru/article/view?id=31731
42. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.
Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.
43. Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. Психология человека. Основы
психологической антропологии: введение в психологию
субъективности [Текст] / В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа- Пресс, 1995. - 383 с.
44. Социальная психология в трудах отечественных психологов [Текст] / Сост. и общ. ред. А.П. Свенцицкая. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
45. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования /
Москва, 2013. - http://xn--80abucjiibhv9a.xn-
p 1 ai/news/3447/file/2280/13.06.14- D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1- %D0%94%D0%9E.pdf
46. Щеглов, И. А. Социализация личности как теоретическая проблема // Теория и практика общественного развития [Текст] / И.А. Щеглов. - 2014. - №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/nZsotsializatsiya-lichnosti-kak-teoreticheskaya-problema.
47. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие [Текст] / А.М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
48. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
49. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избр. психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, - Воронеж: МОДЭК, 1997. - 414 с.