Конституционно - правовое регулирование конституционной обязанности платить налоги и сборы
|
Аннотация 2
Оглавление 3
Введение 4
Глава 1. Понятие, сущность и правовое регулирование конституционной обязанности платить налоги и сборы 7
1.1 Понятие и сущность конституционной обязанности платить налоги и
сборы 7
1.2 Содержание конституционной обязанности платить налоги и сборы 14
1.3 Законодательство о фискально-экономических обязанностях 22
Глава 2. Субъекты конституционной обязанности платить налоги и сборы... 26
2.1 Статус налогоплательщика с позиций конституционно-правового
регулирования 26
2.2 Статус иных участников исполнения налоговых обязанностей 32
Глава 3. Исполнение конституционной обязанности платить налоги и сборы 37
3.1. Исполнение конституционной обязанности в отношении налогов и сборов 37
3.2 Противодействие злоупотреблениям правом при исполнении конституционной обязанности платить налоги и сборы 42
Заключение 54
Список используемой литературы
Оглавление 3
Введение 4
Глава 1. Понятие, сущность и правовое регулирование конституционной обязанности платить налоги и сборы 7
1.1 Понятие и сущность конституционной обязанности платить налоги и
сборы 7
1.2 Содержание конституционной обязанности платить налоги и сборы 14
1.3 Законодательство о фискально-экономических обязанностях 22
Глава 2. Субъекты конституционной обязанности платить налоги и сборы... 26
2.1 Статус налогоплательщика с позиций конституционно-правового
регулирования 26
2.2 Статус иных участников исполнения налоговых обязанностей 32
Глава 3. Исполнение конституционной обязанности платить налоги и сборы 37
3.1. Исполнение конституционной обязанности в отношении налогов и сборов 37
3.2 Противодействие злоупотреблениям правом при исполнении конституционной обязанности платить налоги и сборы 42
Заключение 54
Список используемой литературы
Исследование конституционной обязанности платить законно установленные налоги, сборы, иные обязательные платежи весьма актуально в силу того обстоятельства, что указанная обязанность входит в число основных государственных обязанностей в силу первостепенного значения для государства. Если рассуждать с философских позиций, то всеобщая обязанность по уплате налогов трансформируется в необходимую для государства и общества потребность, в силу чего можно смело утверждать - налог есть государственное и общественное благо. При его участии достигается социальное равновесие между общественными и личными интересами путем обобщения части богатства индивида. Адам Смит считал, что в налог отражает потребность человека жертвовать во благо всех, а Ш.Л. Монтескье пришел к выводу «больше свободы - выше налоги».
Степень разработанности темы. Анализ доступных источников показал, что до недавнего времени в конституционно-правовой науке недостаточно внимание уделялось исследованию взаимодействия конституционных норм и налоговой системы. В Конституции РФ не так много статей, регламентирующих обязанности в сфере налогообложения, что не позволяет в полной мере реализовываться конституционным принципам в этой области. Тем не менее, наличие публикаций по исследуемым в работе вопросам подтверждает, что проблемы конституционализации обязанности по уплате налогов, сборов и других платежей волнуют умы ученых- конституционалистов. Так, конституционализации фискально-экономических обязанностей в РФ посвящены труды профессора В.И. Крусса, исследованию субъектного состава посвятили свои работы А.А. Колпина, Е. Ефремова. Отдельным аспектам рассматриваемой тематики исследования посвящены труды А. Волкова, Г. Яррулиной.
Немаловажное значение имеет изучение нормативной базы, основанной на Конституции Российской Федерации, Налоговом кодексе РФ. Большое значение уделено исследованию практики Конституционного Суда РФ в сфере тематики исследования. Особое место уделено актам в области регулирования исполнения налоговых обязанностей и ответственности за их неисполнение. Таким образом, степень научной разработанности темы и ее актуальность позволяют определить цель, задачи, объект, предмет исследования.
Цель и задачи исследования. Цель исследования - комплексное изучение и анализ конституционно-правового регулирования конституционной обязанности платить налоги и сборы, а также исследование её субъектного состава и обстоятельств, препятствующих её реализации.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования была предпринята попытка решить следующие задачи:
- провести анализ понятия и сущности конституционной обязанности платить налоги и сборы;
- рассмотреть содержание и составляющие конституционной обязанности платить налоги и сборы;
- проанализировать законодательство, закрепляющее обязанности платить налоги и сборы;
- определить субъектный состав рассматриваемых в работе отношений;
- дать оценку реализации полномочий Конституционного Суда РФ в сфере исполнения и неисполнения конституционной обязанности платить налоги и сборы;
- выявить проблемы в правовом регулировании конституционной обязанности платить налоги и сборы;
- проанализировать обстоятельства, препятствующие исполнению обязанности платить налоги и сборы;
- разработать практические рекомендации по совершенствованию законодательства РФ.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает конституционная обязанность платить налоги и сборы, её содержание и субъектный состав.
Предмет исследования - это нормы национального законодательства РФ, международных договоров, общепризнанные принципы и нормы международного права, регламентирующие исполнение конституционной обязанности платить налоги и сборы.
Методологическая и теоретическая основы исследования. Исследование проводилось с использованием общенаучных приемов и процедур, таких как абстрагирование, анализ и синтез, моделирование, оперирование теоретическими понятиями. Были применены способы и правила толкования нормативных правовых и судебных актов, формально - логические приемы и правила, что в целом позволяет утверждать об использовании традиционного для догматической юриспруденции формально-юридического метода.
Научная новизна работы определяется подходом к исследованию. Это комплексная теоретико-практическая работа, посвященная исследованию конституционно-правового регулирования конституционной обязанности платить налоги и сборы.
Научно-практическая значимость исследования. Как теоретическое исследование дает возможность использования сформулированных в ней положений с целью получения целостного и взаимосвязанного представление о конституционно-правовом регулировании конституционной обязанности платить налоги и сборы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в работе выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы в правоприменительной деятельности и в научных исследованиях, посвященных изучению проблем правового регулирования конституционной обязанности платить налоги и сборы.
Структура работы позволяет раскрыть тему, построена с учетом целей и задач исследования. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список используемых источников.
Степень разработанности темы. Анализ доступных источников показал, что до недавнего времени в конституционно-правовой науке недостаточно внимание уделялось исследованию взаимодействия конституционных норм и налоговой системы. В Конституции РФ не так много статей, регламентирующих обязанности в сфере налогообложения, что не позволяет в полной мере реализовываться конституционным принципам в этой области. Тем не менее, наличие публикаций по исследуемым в работе вопросам подтверждает, что проблемы конституционализации обязанности по уплате налогов, сборов и других платежей волнуют умы ученых- конституционалистов. Так, конституционализации фискально-экономических обязанностей в РФ посвящены труды профессора В.И. Крусса, исследованию субъектного состава посвятили свои работы А.А. Колпина, Е. Ефремова. Отдельным аспектам рассматриваемой тематики исследования посвящены труды А. Волкова, Г. Яррулиной.
Немаловажное значение имеет изучение нормативной базы, основанной на Конституции Российской Федерации, Налоговом кодексе РФ. Большое значение уделено исследованию практики Конституционного Суда РФ в сфере тематики исследования. Особое место уделено актам в области регулирования исполнения налоговых обязанностей и ответственности за их неисполнение. Таким образом, степень научной разработанности темы и ее актуальность позволяют определить цель, задачи, объект, предмет исследования.
Цель и задачи исследования. Цель исследования - комплексное изучение и анализ конституционно-правового регулирования конституционной обязанности платить налоги и сборы, а также исследование её субъектного состава и обстоятельств, препятствующих её реализации.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования была предпринята попытка решить следующие задачи:
- провести анализ понятия и сущности конституционной обязанности платить налоги и сборы;
- рассмотреть содержание и составляющие конституционной обязанности платить налоги и сборы;
- проанализировать законодательство, закрепляющее обязанности платить налоги и сборы;
- определить субъектный состав рассматриваемых в работе отношений;
- дать оценку реализации полномочий Конституционного Суда РФ в сфере исполнения и неисполнения конституционной обязанности платить налоги и сборы;
- выявить проблемы в правовом регулировании конституционной обязанности платить налоги и сборы;
- проанализировать обстоятельства, препятствующие исполнению обязанности платить налоги и сборы;
- разработать практические рекомендации по совершенствованию законодательства РФ.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает конституционная обязанность платить налоги и сборы, её содержание и субъектный состав.
Предмет исследования - это нормы национального законодательства РФ, международных договоров, общепризнанные принципы и нормы международного права, регламентирующие исполнение конституционной обязанности платить налоги и сборы.
Методологическая и теоретическая основы исследования. Исследование проводилось с использованием общенаучных приемов и процедур, таких как абстрагирование, анализ и синтез, моделирование, оперирование теоретическими понятиями. Были применены способы и правила толкования нормативных правовых и судебных актов, формально - логические приемы и правила, что в целом позволяет утверждать об использовании традиционного для догматической юриспруденции формально-юридического метода.
Научная новизна работы определяется подходом к исследованию. Это комплексная теоретико-практическая работа, посвященная исследованию конституционно-правового регулирования конституционной обязанности платить налоги и сборы.
Научно-практическая значимость исследования. Как теоретическое исследование дает возможность использования сформулированных в ней положений с целью получения целостного и взаимосвязанного представление о конституционно-правовом регулировании конституционной обязанности платить налоги и сборы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в работе выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы в правоприменительной деятельности и в научных исследованиях, посвященных изучению проблем правового регулирования конституционной обязанности платить налоги и сборы.
Структура работы позволяет раскрыть тему, построена с учетом целей и задач исследования. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список используемых источников.
Проведенное исследование конституционной обязанности платить налоги и сборы позволило сделать ряд выводов.
Во-первых, на сегодняшний день конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы регулируется налоговым законодательством, но в то же время, обязанность платить налоги и сборы в качестве конституционной обязанности относится к числу основных обязанностей гражданина. То есть, налоговая обязанность представляет собой урегулированное нормами права правоотношение, в рамках которого реализуется конституционная обязанность по уплате налогов и сборов.
Во-вторых, конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы в целом отвечает требованиям, предъявляемым Конституцией и правоприменительной практикой к ограничениям прав, к которым, безусловно, рассматриваемая обязанность относится. В связи с чем, законодателю рекомендуется при принятии решений по установлению и введению нового налога, руководствоваться не столько допустимостью ограничения права, сколько принципами обоснованности и разумности их установления. Конституционная обязанность по уплате установленных налогов и сборов имеет двойственный характер, и включает в себя, как обязанность по уплате налогов, так и обязанность по уплате установленных законом сборов.
В-третьих, система нормативного правового регулирования налоговых отношений в РФ включает в себя Конституцию РФ, федеральные законы, подзаконные акты федеральных органов государственной власти, а также акты Конституционного Суда РФ.
В-четвертых, обязанность платить налоги и сборы элементом конституционно-правового статуса гражданина. Исследование статуса субъекта обязанности платить налоги и сборы с позиций конституционно-правового регулирования позволяет: во-первых, сделать вывод о том, указанный статус не сводится только к статусу налогоплательщика или плательщика сборов, он предполагает определенную свободу и самоопределение лица. Законодатель, посредством дискреции позволяет использовать приемы юридической техники для конкретизации налоговых обязательств отдельных категорий лиц, и применительно к различным налогам. Тем не менее, конституционный статус субъекта налоговой обязанности не может существенно изменяться в зависимости от его свойств, так как конституционные принципы равенства и недопустимости дискриминации имеют первостепенное значение.
В-пятых, налогоплательщик может лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях, причем это можно делать одновременно. Законными представителями организации являются лица, уполномоченные представлять её на основании закона или учредительных документов. Исходя из анализа норм ГК РФ, можно сделать вывод о том, что в качестве законного представителя юридического лица может выступать его исполнительный орган на основании документов, подтверждающих должностное положение. От имени физического лица законными представителями налогоплательщика являются те лица, которые уполномочены на это гражданским законодательством: родители,
усыновители, попечители, опекуны. Кроме законных представителей, налогоплательщики могут иметь и уполномоченных представителей, которые должны быть уполномочены налогоплательщиком на совершение каких-либо действий доверенностью, оформленной в соответствии с гражданским законодательством. Особую роль в исполнении конституционной обязанности платить налоги и сборы выполняют налоговые агенты.
В-шестых, исполнение налоговой обязанности является одним из оснований прекращения конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы. Указанную обязанность можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В узком смысле исполнение налоговой обязанности представляет собой перечисление денег на счет бюджета, открытый в Федеральном казначействе, в широком смысле - включает в себя не только действия по перечислению в бюджет, но и выполнение других, предшествующих уплате налога или сбора, обязанностей.
Проведенное исследование позволило выявить ряд проблемных моментов в регулировании конституционной обязанности платить налоги и сборы.
Так, в Конституции РФ закреплено: «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц», что выступает общим требованием противодействия злоупотреблению правом. Указанное положение неоднократно упоминалось в решениях Конституционного Суда РФ в контексте обязывания законодателя к исключению правовых режимов, в рамках которых создаются условия нарушения одними субъектами фискально-экономических обязанностей принципов равенства и справедливости для других субъектов. Злоупотребление правом формально не является запрещенным деянием, но оно тесно связано с профильными правонарушениями. Обеспечить противодействие злоупотреблению правом не могут ни законодательство, ни судебная практика: все новые и новые составы злоупотребления правом проскальзывают через формальные запреты и указания.
В заключении, отметим, что в целях противодействия злоупотреблению правом, связанным с выполнением конституционной обязанности платить налоги и сборы предполагаем изучение природы такой обязанности и обоснование составов злоупотреблений.
Во-первых, на сегодняшний день конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы регулируется налоговым законодательством, но в то же время, обязанность платить налоги и сборы в качестве конституционной обязанности относится к числу основных обязанностей гражданина. То есть, налоговая обязанность представляет собой урегулированное нормами права правоотношение, в рамках которого реализуется конституционная обязанность по уплате налогов и сборов.
Во-вторых, конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы в целом отвечает требованиям, предъявляемым Конституцией и правоприменительной практикой к ограничениям прав, к которым, безусловно, рассматриваемая обязанность относится. В связи с чем, законодателю рекомендуется при принятии решений по установлению и введению нового налога, руководствоваться не столько допустимостью ограничения права, сколько принципами обоснованности и разумности их установления. Конституционная обязанность по уплате установленных налогов и сборов имеет двойственный характер, и включает в себя, как обязанность по уплате налогов, так и обязанность по уплате установленных законом сборов.
В-третьих, система нормативного правового регулирования налоговых отношений в РФ включает в себя Конституцию РФ, федеральные законы, подзаконные акты федеральных органов государственной власти, а также акты Конституционного Суда РФ.
В-четвертых, обязанность платить налоги и сборы элементом конституционно-правового статуса гражданина. Исследование статуса субъекта обязанности платить налоги и сборы с позиций конституционно-правового регулирования позволяет: во-первых, сделать вывод о том, указанный статус не сводится только к статусу налогоплательщика или плательщика сборов, он предполагает определенную свободу и самоопределение лица. Законодатель, посредством дискреции позволяет использовать приемы юридической техники для конкретизации налоговых обязательств отдельных категорий лиц, и применительно к различным налогам. Тем не менее, конституционный статус субъекта налоговой обязанности не может существенно изменяться в зависимости от его свойств, так как конституционные принципы равенства и недопустимости дискриминации имеют первостепенное значение.
В-пятых, налогоплательщик может лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях, причем это можно делать одновременно. Законными представителями организации являются лица, уполномоченные представлять её на основании закона или учредительных документов. Исходя из анализа норм ГК РФ, можно сделать вывод о том, что в качестве законного представителя юридического лица может выступать его исполнительный орган на основании документов, подтверждающих должностное положение. От имени физического лица законными представителями налогоплательщика являются те лица, которые уполномочены на это гражданским законодательством: родители,
усыновители, попечители, опекуны. Кроме законных представителей, налогоплательщики могут иметь и уполномоченных представителей, которые должны быть уполномочены налогоплательщиком на совершение каких-либо действий доверенностью, оформленной в соответствии с гражданским законодательством. Особую роль в исполнении конституционной обязанности платить налоги и сборы выполняют налоговые агенты.
В-шестых, исполнение налоговой обязанности является одним из оснований прекращения конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы. Указанную обязанность можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В узком смысле исполнение налоговой обязанности представляет собой перечисление денег на счет бюджета, открытый в Федеральном казначействе, в широком смысле - включает в себя не только действия по перечислению в бюджет, но и выполнение других, предшествующих уплате налога или сбора, обязанностей.
Проведенное исследование позволило выявить ряд проблемных моментов в регулировании конституционной обязанности платить налоги и сборы.
Так, в Конституции РФ закреплено: «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц», что выступает общим требованием противодействия злоупотреблению правом. Указанное положение неоднократно упоминалось в решениях Конституционного Суда РФ в контексте обязывания законодателя к исключению правовых режимов, в рамках которых создаются условия нарушения одними субъектами фискально-экономических обязанностей принципов равенства и справедливости для других субъектов. Злоупотребление правом формально не является запрещенным деянием, но оно тесно связано с профильными правонарушениями. Обеспечить противодействие злоупотреблению правом не могут ни законодательство, ни судебная практика: все новые и новые составы злоупотребления правом проскальзывают через формальные запреты и указания.
В заключении, отметим, что в целях противодействия злоупотреблению правом, связанным с выполнением конституционной обязанности платить налоги и сборы предполагаем изучение природы такой обязанности и обоснование составов злоупотреблений.
Подобные работы
- Правовые проблемы установления и взимания местных налогов и сборов (12.00.14)
Диссертации (РГБ), налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Конституционная обязанность по уплате налогов и сборов:
понятие, содержание, проблемы обеспечения выполнения
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА ПО НДФЛ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (12.00.14)
Диссертации (РГБ), налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И
СБОРОВ С ОРГАНИЗАЦИИ И ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА ПО УК РФ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2018 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы разграничения налоговых и неналоговых сборов
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018



