Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством развивающих игр и упражнений 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития внимания у детей 5-6
лет с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.2 Характеристика развивающих игр и упражнений по развитию
внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 14
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством развивающих игр и упражнений 19
2.1 Выявление уровня развития внимания у детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня 19
2.2 Содержание работы по развитию внимания у детей 5-6 лет с
общим недоразвитием речи III уровня посредством развивающих игр и упражнений 30
2.3 Динамика развития внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 39
Заключение 45
Список используемой литературы 46
Приложения 48
Внимание представляет собой важный компонент деятельности людей, который требует организованности и точности. По мнению Р.Е. Левиной, «характеристика внимания является одним из важных показателей, используемых в общей оценки уровня развития личности. Одновременно на каждого человека оказывает воздействие множество раздражителей, но человек реагирует только на выбранные и значимые для него, тем самым внимание позволяет организовать всю психическую деятельность человека. Именно поэтому для полноценного развития детей необходимо изучать особенности внимания» [9, с. 14].
Проблемой обучения и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи занимались такие отечественные ученые, как Т.Д. Барменкова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.И. Жаренкова, Р.Е. Левина, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Ю.Ф. Гаркуша отмечала следующее: «У детей с общим недоразвитием речи наблюдалось недостаточное развитие устойчивости и объема внимания, а также прослеживались ограниченные возможности распределения внимания, несформированность навыка активной длительной концентрации, для таких, детей характерна быстрая и легкая отвлекаемость» [9, с. 33].
Внимание характеризуется точным выполнением связанных с ним направленных действий. Образы, которые получает индивид при внимательном восприятии, могут отличаться ясностью и отчетливостью. При развитом внимании мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее, а движения выполняются аккуратнее и четче. Самым эффективным методом развития внимания в период дошкольного возраста является игра. Игра представляет собой ведущий вид деятельности, который интересует всех детей намного больше, чем скучное занятие при выполнении упражнения или задания. Игра не только привлекает интерес детей, но и становиться тем самым направленным действием к развитию внимания, что очень важно для детей дошкольников. Актуальность работы состоит в том, что проблема развития внимания затрагивает все возрастные периоды психического развития ребенка, и, несмотря на то, что теоретических исследований довольно много, в практике дошкольных учреждений они используются недостаточно. Развивающие игры и упражнения являются действенным средством совершенствования такого значимого для будущей учебной деятельности процесса, как внимание.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием развивающих игр и упражнений в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность развития внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством развивающих игр и упражнений?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством развивающих игр и упражнений».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством развивающих игр и упражнений.
Объект исследования: процесс развития внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: развивающие игры и упражнения как средство развития внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: развитие внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством развивающих игр и упражнений будет эффективно, если:
- отобраны развивающие игры и упражнения с учетом свойств развития внимания (объём, переключение, продуктивность, распределение и устойчивость, концентрация);
- включены в совместную деятельность взрослого и детей
развивающие игры и упражнения с учетом свойств развития внимания;
- обогащен познавательный центр дидактическим материалом для развивающих игр и упражнений.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством развивающих игр и упражнений.
2. Выявить уровень развития внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать, апробировать содержание работы по развитию внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством развивающих игр и упражнений и определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; диагностические методики; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
- положение о внимании как ориентировочно-исследовательской деятельности (П.Я Гальперин, К.К. Платонов и др.);
- положение о развитии внимания в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.);
- положение о системности речевых нарушений, взаимосвязи речи с другими высшими психическими функциями (P.E. Левина).
- исследования о взаимосвязи развитости мелкой моторики рук с развитием мышления и речи детей (М.И. Звонарёва, Т.П. Хризман).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования развивающих игр и упражнений для развития внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования: обоснована возможность развития внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством развивающих игр и упражнений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что отобранные и апробированные развивающие игры и упражнения по развитию внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 45 «Яблонька» городского округа Тольятти. В исследовании принимали участие 12 детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (22 источника), 7 приложений. Работа содержит 2 рисунка, 11 таблиц.
В результате проведенного исследования мы рассмотрели основные понятия внимания, определили сущность понятия произвольного внимания. Рассмотрели свойства и виды внимания, охарактеризовали особенности развития произвольного внимания у детей 5-6 лет с диагнозом ОНР III уровня
На констатирующем этапе мы выявили уровень внимания у детей 5-6 лет с ОНР III уровня. Как показало исследование, у 17% детей преобладает средний уровень развития внимания, 66% детей показали низкий уровень развития внимания и 17% детей очень низкий уровень развития внимания.
На формирующем эксперименте мы отобрали развивающие игры и упражнения с учетом свойств развития внимания (объём, переключение, продуктивность, распределение и устойчивость, концентрация); включили в совместную деятельность взрослого и детей развивающие игры и упражнения с учетом свойств развития внимания; обогатили познавательный центр дидактическим материалом для развивающих игр и упражнений.
На контрольном этапе эксперимента мы выявили динамику развития внимания у детей 5-6 лет с ОНР III уровня, о чем свидетельствует полученные данные. Как показывает исследование, высокий уровень развития внимания преобладает у 17% детей. Средний уровень развития внимания имеется у 66% детей. Низкий уровень развития внимания показали 17% детей.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно гипотезой, можно констатировать, что задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута, наша гипотеза подтверждена.
1. Бабушкина, Р.Л. Логопедическая ритмика: [Текст] / Под ред. Г.А. Волковой. - СПб. : КАРО, 2005. - 76 с.
2. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.Н. Блинова. - М. : ЭНАС, 2012. - 136 с.
3. Власова, Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения общего недоразвития речи [Текст] / Т.А. Власова, К.С. Лебединская. - М. : Дефектология, 2013. - 18 с.
4. Гриншпун, Б.М. О классификации речевых расстройств. Расстройства речи у детей и подростков [Текст] / Б.М. Гриншпун, С.С. Ляпидевский. - М. : Просвещение, 2014. - 186 с.
5. Дмитриева, Н.Ю. Общая психология: учебное пособие [Текст] / Н.Ю. Дмитриева. - М. :Эксмо-Пресс, 2008. - 158 с.
6. Дубровина, И.В. Психология [Текст] / И.В. Дубровина. - М. : Академия, 1999. - 464.
7. Калягин, В.А. Логопсихология [Текст] / В.А. Калягин. - М. : «Академия», 2006. - 320 с.
8. Кобзарева, Л.Г. Коррекционная работа со школьниками с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.Г. Кобзарева. - Воронеж: Учитель, 2001. - 80 с.
9. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. - М. : Просвещение, 2009. -159 с.
10. Логопедические занятия со школьниками [Текст] / Е.В. Меттус. - СПб. : КАРО, 2006. - 112 с.
11. Логопедия: Учебник для студентов [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой. - М. : Владос, 2007.
12. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2007. - 631 с.
13. Немов, Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн. Т.3 [Текст] / Р.С. Немов. - М. : Просвещение: «Владос», 1995. - С. 207.
14. Общая психология: Учеб. [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1996. - 479 с.
15. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / Под ред. Т.В. Волосовец. - М. : Академия, 2002. - 200 с.
16. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. - М. : Академия, 1998. - 160 с.
17. Психологические тесты [Текст] / Под ред. А.А. Карелина. - М. : «Владос», 2005. - 229 с.
18. Психология внимания [Текст] / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. - М. : АСТ, 2008. - 704 с.
19. Рибо, Т. Хрестоматия по вниманию [Текст] / Т. Рибо. - М. : Академия, 2005. - 208 с.
20. Самохвалов, В.П. Психиатрия: [Текст] / В.П. Самохвалов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 324 с.
21. Чередниченко, И.П. Психология управления [Текст] / И.П. Чередниченко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 608 с.
22. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г.Р. Шашкина. - М. : Академия, 2003. - 240 с.