Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты управления многофункциональными профессиональными образовательными организациями 12
1.1 Основные аспекты управления многофункциональными образовательными организациями 12
1.2 Современное социально-экономическое состояние и проблемы развития системы среднего профессионального образования в России 20
1.3 Факторы, влияющие на развитие системы многофункциональных профессиональных образовательных организаций 28
1.4 Понятийный аппарат и нормативно-правовые основы функционирования и развития многофункциональной профессиональной образовательной организации 32
Глава 2 Опытно-поисковая работа по совершенствованию системы управления комплексным развитием многофункциональной профессиональной образовательной организации 39
2.1. Анализ комплексного развития и системы управления среднего профессионального образования на примере Архангельской области 39
2.2 Определение ключевых направлений деятельности и базовых принципов функционирования многофункциональной профессиональной образовательных организаций 53
2.3 Определение показателей и критериев эффективности деятельности многофункциональных профессиональных образовательных организаций 55
2.4 Обеспечение взаимосвязи системы показателей эффективности многофункциональной профессиональной образовательной организации 64
Глава 3 Реализация принципа многофункциональности профессиональной образовательной организации и его внедрение в систему управления комплексным развитием профессиональной образовательной организации 74
3.1 Порядок внедрения и план мероприятий по внедрению модели многофункциональности в систему развития профессиональной образовательной организации 74
3.2 Результаты апробации модели многофункциональности профессиональной образовательной организации в процессах управления комплексным развитием профессиональной образовательной организации 78
Заключение 89
Список используемой литературы 93
Приложение А Организационно-штатная структура ГБПОУ АО «Архангельский государственный многопрофильный колледж» 99
Актуальность настоящего исследования заключается в значимости качественной подготовки современных квалифицированных кадров в условиях меняющейся социально-экономической обстановки, стремительной модернизации сети профессиональных образовательных организаций и необходимости их опережающей адаптации под актуальные требования рынка. Анализ состояния системы среднего профессионального образования в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации демонстрирует растущий спрос на образовательные услуги, оказываемые профессиональными образовательными организациями.
Стратегией пространственного развития России до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года №207-р, установлена направленность на обеспеченность сбалансированного и устойчивого пространственного развития государства, уменьшение различий субъектов Российской Федерации в качестве и уровне жизни населения. Основополагающую роль в таком развитии выполняет система среднего профессионального образования - как система, обеспечивающая функционирование ключевого уровня образования, в большей степени направленного на подготовку квалифицированных кадров для конкретно определенных региональных территорий и гарантирующего динамичное развитие перспективных центров социально-экономического роста с динамичным увеличением их числа, максимальным и рациональным их распределением на территории всего государства[27]-[28].
Федеральным проектом «Молодые профессионалы» национального проекта «Образования», основной целью усматривается развитие профессионального образования, в том числе посредством внедрения практико-ориентированных и адаптивных, гибких образовательных программ, что, в свою очередь, вызывает необходимость в развитии региональных сетей образовательных организаций профессионального образования, ведущих подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в соответствии с актуальными стандартами, актуальными требованиями и передовыми технологиями, которые в большей степени востребованы для социального и экономического развития каждого из субъектов Российской Федерации.
Объект исследования: управление многофункциональной профессиональной образовательной организацией.
Предмет исследования: модель управления комплексным развитием профессиональной образовательной организации, функционирующей по принципам многофункциональности, а также показатели и критерии эффективности ее внедрения.
Цель исследования: определение и научное обоснование модели и критериев стратегического управления профессиональной образовательной организации через концепцию ее многофункциональности, обеспечивающих высокую эффективность деятельности такой организации и высокий уровень качества оказываемых образовательных услуг.
Гипотеза исследования: модель многофункциональности профессиональной организации окажет положительное влияние на процессы комплексного развития профессиональной образовательной организации, если ее основной целью и результатами применения будет оказание образовательных услуг на качественном уровне, полученного через расширение как образовательных, так и производственных направлений деятельности профессиональной образовательной организации.
Для достижения вышеуказанной цели настоящего исследования необходимо достигнуть решения следующих задач:
1. Рассмотреть сущность многофункциональной профессиональной образовательной организации, ее ключевые особенности и основные факторы, оказывающие влияние на качество образовательного процесса.
2. Проанализировать социальное и экономическое состояние системы среднего профессионального образования в Российской Федерации.
3. Определить факторы, оказывающие влияние на развитие системы многофункциональных профессиональных образовательных организаций.
4. Определить ключевые направления деятельности, базовые принципы функционирования многофункциональных профессиональных образовательных организаций в системе профессионального образования.
5. Определить показатели и критерии эффективности деятельности многофункциональной профессиональной образовательной организации.
6. На основе существующей модели многофункциональности разработать и апробировать модель комплексного развития профессиональной образовательной организации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили ведущие идеи многофункционального развития деятельности образовательных организаций Остапенко Н.А., Гогловой М.Н., Новиковой Т.Г., Покосовской О.В. и др.; методологические основы управления системами педагогического характера Беспалько В.П., Лазарева В.С., Шамовой Т.И., Конаржевского Ю.А. др. Базовыми для настоящего исследования явились также работы в области теоретического и методологического исследования систем образования Беспалько В.П., Краевского В.В.. Слободчикова В.И. и др.; результаты исследований качества образования Кальней В.А., Зайкина М.И.
В исследовании применялись следующие методы, соответствующие целям исследования, необходимости решения теоретических и практических проблем, в том числе: теоретические методы - анализ педагогической, философской, социологической литературы по теме исследования, в том числе отечественные и зарубежные работы, анализ нормативно-правовых актов федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, касающиеся деятельности профессиональных образовательных организаций, периодические издания, научные труды, информация из официальных сайтов органов власти, исследовательских организаций, профессиональных образовательных организаций; эмпирические методы - метод системного анализа и экспертной оценки, наблюдения, диагностики.
Опытно-экспериментальной базой является государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский государственный многопрофильный колледж».
Научная значимость работы заключается в формировании модели управления профессиональной образовательной организацией по принципу ее многофункциональности и выявлении влияния данной модели на развитие профессиональной образовательной организации. В ходе исследования:
• определены ключевые направления деятельности многофункциональной профессиональной образовательной организации;
• предложены подходы к комплексному развитию профессиональных образовательных организаций через внедрение модели её многофункциональности;
• разработана система показателей и критериев эффективности деятельности многофункциональной профессиональной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
• получении обобщенного представления об особенностях применения модели многофункциональности в профессиональной образовательной организации;
• подтверждении эффективности применения модели многофункциональности при управлении комплексным развитием профессиональной образовательной организации;
• возможности применения полученных результатов в процессах администрирования профессиональных образовательных организаций.
Практическая значимость исследования в диссертации состоит в разработке и апробации управленческой модели многофункциональности профессиональной образовательной организации, обеспечивающей её комплексное развитие.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались:
• путем изучения и анализа множества литературных источников, имеющих связь с темой магистерской диссертации, отражающих результаты исследования темы признанными специалистами и организациям, осуществляющими профессиональную деятельность в сфере управления системой среднего профессионального образования;
• путем обобщения современных взглядов и актуальных тенденций развития системы профессионального образования в регионах Российской Федерации, основанных на использовании современных методов исследования, а также на основе детального и достоверного статистического материала;
• путем апробации через обсуждение на конференциях разного уровня, публикацию материалов по теме исследования в научных журналах и изданиях, апробацию полученной модели в реальных процессах деятельности профессиональной образовательной организации.
Личное участие автора в организации и проведении исследования заключается в том, что автором исследования охарактеризована современная система среднего профессионального образования в Российской Федерации, даны определения многофункциональной профессиональной образовательной организации, изучены факторы, влияющие на качество образовательного процесса, проанализировано социально-экономическое состояние системы профессионального образования, определены ключевые направления деятельности и базовые принципы функционирования многофункциональных профессиональных образовательных организаций, установлены показатели и критерии эффективности деятельности таких организаций, проведена апробация и оценка модели многофункциональности.
Экспериментальная апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего хода исследования, результаты исследования представлялись на конференциях и публиковались в научных журналах и изданиях, в том числе:
• научно-практическая конференция педагогических работников «Практическая подготовка: новые условия». Тема «Обеспечение практической подготовки обучающихся в условиях многофункциональности колледжа: производственная практика на базе профессиональной образовательной организации» (ГБПОУ АО «Архангельский государственный многопрофильный колледж», октябрь 2021 года);
• научно-практическая конференции среди обучающихся и работников по специальности 36.02.01 Ветеринария «Теория сильна практикой». Тема «Организация практической подготовки обучающихся по сельскохозяйственным специальностям. Ресурсы профессиональной образовательной организации и профильных работодателей» (ГБПОУ АО «Архангельский государственный многопрофильный колледж», ноябрь 2021 года);
• статья «Современное социально-экономическое состояние и проблемы развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации» (Международный научный журнал «Научный Лидер» №38 (40), ноябрь 2021 года).
На защиту по результатам проведенного исследования выносятся следующие положения:
1. Снижение негативных последствий экономических и социальных вызовов, возникающих перед профессиональными образовательными организациями, возможно через внедрение модели многофункциональности деятельности профессиональной образовательной организации, которая позволяет построить эффективную систему управления комплексным развитием.
2. Применение модели многофункциональности позволит обеспечить синергетический эффект через объединение инфраструктурных, кадровых, образовательных ресурсов и позволит осуществлять образовательную деятельность в соответствии с нуждами экономики и запросов населения.
3. Современная многофункциональная профессиональная образовательная организация должна осуществлять свою деятельность в следующих направлениях: обеспечение аналитического сопровождения в вопросах подготовки кадров для региона, организационное и методическое сопровождение системы профессионального образования; обеспечение разработки и реализации актуальных программ обучения в соответствии с потребностью рынка труда и населения; обеспечение системного подхода в сотрудничестве с профильными организациями реального сектора экономики; организация социально-культурной деятельности для укрепления социальной стабильности в регионе.
4. Качественное и эффективное управление многофункциональной профессиональной образовательной организацией базируется на принципах системного подхода в управлении, баланса между видами деятельности организации, развития современной инфраструктуры, соответствующей запросам производства, концентрации ресурсов организации на приоритетных направлениях развития, тесном взаимодействии с профильными организациями, образовательными организациями и органами власти субъекта Российской Федерации, обеспечения доступности услуг для всех категорий населения, высокого профессионализма работников организации, активного внедрения современных технологий в процессы деятельности.
5. Применение предлагаемой модели многофункциональности и системы оценки эффективности деятельности организации способствует повышению качества образовательных услуг, представленных в многофункциональной профессиональной образовательной организации.
Магистерская диссертация имеет следующую структуру и объем: введение, три главы, заключение, список использованной литературы. Содержит 1 рисунок, 5 таблиц. Объем магистерской диссертации составляет 99 машинописных страниц, включая приложения.
Исследование, представленное в первой главе, демонстрирует, что внешние и внутренние вызовы, стоящие сегодня перед сферой среднего профессионального образования, требуют значительных изменений как структурного, так и управленческого рода в профессиональных образовательных организациях Российской Федерации. Определенные изменения и процессы уже проходят и вызывают потребность в дополнительной поддержке, в том числе методической, кадровой административной и финансовой. Следует выделить тенденцию на укрупнение образовательных организаций, создание многоуровневых образовательных комплексов. Такие действия происходят во множестве регионов России. Создание условий сетевого взаимодействия организаций, направленное на коллективное использование материальных и нематериальных ресурсов, приводит к необходимости изменения управленческих подходов. В системе активно модернизируется и обновляется материальная база и инфраструктура, но достаточность происходящих изменений остается под значимым вопросом.
Авторское определение многофункциональной профессиональной образовательной организации сформировано таким образом: многофункциональная профессиональная образовательная организация - это организация профессионального образования, владеющая современной, развитой и достаточной инфраструктурой и материальной базой, предоставляющая обширный перечень услуг по реализации основных и дополнительных программ обучения, имеющих востребованность среди разных категорий населения и предприятий и соответствующую целям социального и экономического развития субъекта страны, а также ведущая иную, не связанной с образованием, деятельность, направленную на производство товаров, оказание услуг и выполнение работ, в том числе и в процессе практической подготовки студентов, а также консультационной и просветительской работы, которая не противоречит уставным целям профессиональной образовательной организации.
Во второй главе исследования описана концепция создания и развития многофункциональной профессиональной образовательной организации, сформирован понятийный аппарат. В основе положено формирование перечня показателей и критериев, на которые необходимо опираться профессиональным образовательным организациям, желающим внедрить и (или) расширить модель многофункциональности. Установленные ключевые направления деятельности организации соответствуют сформированному перечню критериев и показателей.
Необходимо обратить внимание на то, что около 10% организаций уже сейчас обладают признаками многофункциональности. Важно, что такие организации размещаются как в больших развитиях населенных пунктах, так и на малых, в том числе сельских, территориях, что зачастую приводит их к статусу градообразуемости. Развитие таких многофункциональных профессиональных образовательных организаций позволит повысить привлекательность территории и предотвратить отток населения с них.
В третье главе исследования рассмотрены процессы внедрения и комплексного развития модели многофункциональности на примере Архангельской области и находящегося на его территории ГБПОУ АО «Архангельский государственный многопрофильный колледж». Архангельская область обладает обширной сетью профессиональных образовательных организаций, многие из которых имеют признаки многофункциональности, осуществляя деятельность, как по широкому спектру образовательных услуг, так и по спектру производственных, производя и реализуя продукцию, оказывая услуги и выполняя работы для нужд населения и предприятий региона. Так, Архангельский государственный многопрофильный колледж, реализует более 14 образовательных направлений по множеству отраслей экономики. Активно развивает применение новых технологий и работает над совершенствованием материальной базы. На базе колледжа функционируют учебные производства — ветеринарная клиника, учебный полигон по выращиванию сельскохозяйственной продукции и пр.
Создание многофункциональных профессиональных образовательных организаций в регионах должно базироваться не только на аналитике текущего состояния системы образования и определения передовых образовательных организаций, но и принимать во внимание социально-экономическое состояние субъекта Российской Федерации и его отдельных территорий, а также краткосрочные и долгосрочные перспективы развития их экономики.
В случае невозможности создания многофункционального колледжа с концентрацией ресурсов на одной территории необходимо создавать многофункциональные колледжи распределенной направленности, функционирующие с применением форматов сетевого взаимодействия.
В ходе исследования были выполнены поставленные задачи, в том числе: рассмотрена сущность понятия многофункциональной профессиональной образовательной организации; проанализированы социальное и экономическое состояние системы среднего профессионального образования в стране; определены предпосылки, влияющие на развитие системы многофункциональных профессиональных образовательных организаций; классифицированы ключевые направления деятельности, определить базовые принципы функционирования многофункциональных профессиональных образовательных организаций в системе образования; разработаны показатели и критерии эффективности деятельности многофункциональных профессиональных образовательных организаций; проведен анализ соответствия системы среднего профессионального образования и ее частных элементов разработанным показателям и критериям эффективности; разработан план внедрения модели многофункциональности в систему развития профессиональной образовательной организации
Резюмируя, необходимо отметить, что в настоящее время в регионах могут функционировать образовательные организации, участвующие в тех или иных федеральных и (или) региональных проектах, в том числе: центры прикладных квалификаций, отраслевые ресурсные центры, центры компетенций, центры опережающего профессионального развития, центры коллективного пользования, центры проведения демонстрационного экзамена.
Необходимо отметить, что перечисленные выше организации, подтвердившие на практике экономическую эффективность своего создания, могут выступать в качестве многофункциональных колледжей и быть включенными в действующую программу развития субъекта Российской Федерации.
1. Акопов В. С., Асатрян Р. С., Бреусов А. В., Кокуева Ж. М. Методологические основы менеджмента: Учебное пособие для преподавателей и студентов технических и экономических ВУЗов. - М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 78 с.
2. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования. Методические материалы и ответы на вопросы. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24045853
3. Бабетов А., Калужская М. Коммуникативная среда школы: опыт организации: Сборник методических материалов к образовательной программе повышения квалификации "Управление школой на основе коммуникативных технологий". - Екатеринбург: КОРИФЕЙ, 2003. 154 с.
4. Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности организации. М.: Социум, 2008. 234 с.
5. Болотов, В.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации/Вопросы образования, 2004. - № 3. - С.23-29.
6. Головина О.В. Инновационная синергия как результат модернизации материально-технической базы организаций, реализующих программы СПО. // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2020. - №1(49) . - С.5-7
7. Гребенкина Л. К., Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 160 с.
8. Деев, Е. Е. Развитие начального профессионального образования в России : учебное пособие для вузов / Е. Е. Деев. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 285 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14113-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
9. Информационный бюллетень о результатах мониторинга качества подготовки кадров в Российской Федерации в 2020 году. Министерство просвещения Российской Федерации, Российский Технологический университет, Главный информационно-вычислительный центр - 40 с.
10. Искрин Н.С., Чичканова Т.А., «Образовательный комплекс как актуальная форма объединения ресурсов общего и дополнительного образования», международный научный журнал «Символ науки», № 3/2016, электронный ресурс - https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-kompleks-kak-aktualnaya-forma-obedineniya-resursov-obschego-professionalnogo-i- dopolnitelnogo-obrazovaniya/viewer, (дата обращения 01.11.2021);
11. Козырин А.Н., Трошкина Т.Н. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: комментарий статьи 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" // Реформы и право. 2015. N 3. 231 с.
12. Концепции создания и развития многофункциональных колледжей, (проект) - 2019 г. , URL: https://r1.nubex.ru/, электронный ресурс - (дата обращения 15.11.2021);
13. Кузин, В.И. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления / В.И. Кузин. - М.: Издательство дело АНХ, 2018. - 205с.
14. Кузнецов, В. В. Введение в профессионально-педагогическую специальность : учебник и практикум для вузов / В. В. Кузнецов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 222 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07426-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
15. Лазарев, В.С. О национальной инновационной системе в образовании изадачах научного обеспечения её развития [Текст] / В. С. Лазарев // Педагогика. - 2010. - № 7 - С. 12 - 22.
...