Аннотация 2
Введение 3
1 Состояние вопроса 5
2 Влияние условий эксплуатации городских автобусов на основные показатели их работы на линии 10
3 Обзор пневматических шин 13
3.1 Назначение пневматической шины, ее работа и конструкция 13
3.2 Факторы, влияющие на ресурс шины 30
4 Методы и подходы к нормированию ресурса шин автобусов 35
4.1 Основные факторы условий эксплуатации, определяющие маршрутный ресурс шин городских автобусов 41
Заключение 45
Список используемой литературы и используемых источников 46
Автобусные перевозки в городском округе Тольятти остаются основным видом пассажирских перевозок и имеют большое социальное и мобилизационное значение, а перевозчиком, на которого приходится большая часть объема перевозок, является муниципальное предприятие «Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие №3» (далее - МП «ТПАТП №3») и составляет 23% от общего объема пассажирских перевозок.
По результату 2019 года выручка МП «ТПАТП №3» составила 267,0 млн. рублей, что больше чем за аналогичный период 2018 год на 15,0 млн. рублей или на 5,6 %.
Вместе с тем, организация транспортного обслуживания пассажиров в городском округе Тольятти соответствует действующему законодательству, но не отвечает мировым стандартам.
Финансовое положение МП «ТПАТП №3» усугубляется ещё и тем, что на маршрутах города работает коммерческий транспорт, частично дублирующий схемы движения и составляющий конкуренцию МП «ТПАТП №3».
Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 29.01.2014 г. № 233-п/1 в городском округе Тольятти утверждена программа «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства городского округа Тольятти на 2014-2020 гг.» для стабилизации работы наземного городского пассажирского транспорта, на основании которого «основной задачей, стоящих перед МП «ТПАТП №3», является сокращение расходов на эксплуатацию подвижного состава путем изыскания внутренних резервов предприятия и сокращение издержек».
Одним из таких резервов может быть использование индивидуального нормирования показателей производственно-хозяйственной деятельности эксплуатационных филиалов и, в частности, маршрутного ресурса шин.
В связи с вышеизложенным, актуальными являются исследования, связанные с разработкой методики нормирования маршрутного ресурса шин городских автобусов и определении на ее основе маршрутных норм ресурса шин по маркам и моделям подвижного состава.
Цель работы: повышение эффективности технической эксплуатации городских автобусов за счет учета условий эксплуатации при нормировании маршрутного ресурса шин.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть развитие отрасли транспорта на примере пассажирского транспорта Тольятти;
• рассмотреть влияние условий эксплуатации городских автобусов на основные показатели их работы на линии;
• провести обзор конструкций пневматических шин, а также определить факторы, влияющие на ресурс шины;
• изучить методы и подходы к нормированию ресурса шин автобусов.
В целях выполнения поставленной цели работы ВКР была разработана методика определения ресурса шин для автобусов работающих в городских условиях.
В процессе выполнения работы были решены следующие задачи:
• рассмотрено развитие отрасли транспорта на примере пассажирского транспорта Тольятти, определены основные векторы его развития в рамках подпрограммы «Развитие городского пассажирского транспорта в городском округе Тольятти на период 2014-2020 гг.» программы «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства городского округа Тольятти на 2014-2020 гг.», составлена схема эксплуатационных расходов пассажирского автотранспортного предприятия;
• рассмотрено влияние условий эксплуатации городских автобусов на основные показатели их работы на линии;
• проведен обзор конструкций пневматических шин, а также определены факторы, влияющие на ресурс шин городских автобусов в эксплуатации, и проведена их классификация;
• приведены методы и подходы к нормированию ресурса шин автобусов. Для нормирования маршрутного ресурса шин 11/70R-22,5 городских автобусов марки МАЗ-101, 103, 104, ЛиАЗ-5256 составлена регрессионная математическая модель.
Проведенная работа будет способствовать экономии денежных средств автотранспортного предприятия путем формирования рационального и научно-обоснованного использования автомобильных шин, поддержанию в высоком работоспособном техническом состоянии транспортного парка муниципальных предприятий.