Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое регулирование договора перевозки грузов

Работа №116307

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы75
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Общая характеристика договора перевозки груза 9
1.1 Понятие и признаки договора перевозки груза 9
1.2 Источники правового регулирования договора перевозки грузов 13
Глава 2 Элементы и содержание договора перевозки груза 18
2.1 Предмет и стороны договора перевозки 18
2.2 Порядок заключения договора перевозки грузов 24
2.3 Ответственность сторон по договору перевозки грузов 31
Глава 3 Особенности правового регулирования отдельных видов договоров перевозки грузов 41
3.1 Правовые проблемы воздушных перевозок грузов 41
3.2 Особенности организации и проблемы правового регулирования автомобильной перевозки грузов 47
3.3 Проблемы правового регулирования договора перевозки грузов железнодорожным транспортом 54
Заключение 59
Список используемой литературы и используемых источников 65



Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе заключения договора грузоперевозок и реализации договора грузоперевозок.
Предметом исследования служат нормы гражданского законодательства, регулирующие процесс заключения, а также исполнения и привлечения к ответственности при нарушении договора грузоперевозок.
Цель исследования - максимально проанализировать теоретический материал, нормативно-правовые акты, а также правоприменительную практику по вопросу регулирования договора перевозки грузов, выявить основные проблемы регулирования и предложить пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить правовую природу договора перевозки груза;
- определить предмет и другие элементы договора перевозки груза;
- систематизировать научные разработки о понятии, специфических чертах данного договора;
- исследовать порядок заключения договора перевозки груза;
- раскрыть юридическое значение формы его заключения;
- рассмотреть особенности и проблемы ответственности сторон договора, а прежде всего перевозчика, за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договора перевозки груза;
- проанализировать нормы российского законодательства на предмет существующих проблем правового регулирования;
- предложить пути и способы преодоления обнаруженных пробелов и противоречий.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведя исследование, можно прийти к выводу, что договор перевозки грузов имеет большое значение, как для отдельного субъекта, так и для государства в целом. Именно договор перевозки грузов является важнейшим звеном рыночной экономики, так как благодаря ему обеспечиваются все необходимые нужды, начиная от перевозки продовольственных грузов, заканчивая перевозкой грузов в сфере промышленности. Договор перевозки грузов служит своеобразным фундаментом в системе хозяйствования государства. Договор перевозки грузов заключает огромное количество юридических лиц в Российской Федерации, начиная от небольших магазинов, заканчивая крупными корпорациями. Ввиду особой важности данного вида договора, а также его распространенностью, необходимо уделить внимание его правовому регулированию, особенностям, проблемам и путям их решения.
В исследовании были приведены основные характеристики договора перевозки грузов. Предметом договора грузоперевозок являются услуги, согласно которым осуществляется процесс перемещения груза из одного пункта в другой при использовании транспортных средств.
Договоры перевозки грузов делятся по видам транспортных средств, при участии которых и осуществляется перевозка. В работе были рассмотрены договор автомобильной перевозки грузов, договор воздушной перевозки грузов и договор перевозки грузов железнодорожным транспортом. Помимо вышеупомянутых существует также морская перевозка грузов. Все виды договоров перевозки грузов имеют общее начало и общее правовое регулирование, однако также регулируются нормативно-правовыми актами в зависимости от вида используемого транспорта. Например, железнодорожные грузоперевозки также регулируются нормативными актами в сфере железнодорожной деятельности, воздушные грузоперевозки регулируются актами в сфере воздушной деятельности и так далее. У каждого вида перевозок существует ряд своих особенностей, однако они имеют общие цели и начала. Основной целью любого вида договора перевозки груза - осуществление доставки груза грузополучателю в исправном виде и в срок. Соблюдение всех условий договора перевозки грузов обеспечивается накладной, которую прикладывает вместе с грузом грузоотправитель. Также вместе с накладной, в случае такой необходимости, предоставляются сертификаты, удостоверения и другие документы, предусмотренные законодательством. Например, при отправке особо опасного груза, грузоотправитель получает разрешение от органов внутренних дел. За порчу и утрату груза перевозчик несет ответственность перед отправителем, однако, существуют исключения, например обстоятельства непреодолимой силы, которые были рассмотрены в данном исследовании.
Термин договор перевозки груза можно обобщить таким определением: система договоренности между сторонами о том, что тот или иной груз может быть доставлен разными видами транспортных средств за плату, которую несет отправитель груза. Для изучения договора перевозки груза очень важно понять его природу. Существует несколько противоречивых мнений. Одни авторы предполагают, что грузоотправитель и грузополучатель являются одной и той же стороной по договору грузоперевозок. Они ссылаются на гражданское законодательство, в котором сказано, что отправитель груза может требовать убытков от грузоперевозчика, если тот утеряет груз. В свою очередь, другие авторы считают, что получатель груза является отдельной стороной договора грузоперевозок, поскольку он обладает самостоятельными правами и обязанности, которые он несет [72].
Договор грузоперевозок можно подразделить на две части. В первой грузоотправитель и грузоперевозчик определяют правовые отношения между собой, во второй части складываются обязательственные правоотношения, которые возникают у грузоперевозчика и получателя груза. Подтверждает обязательство факт отправления груза грузополучателю [8].
Одной из особенностей ответственности по договору грузоперевозок, которая рассматривалась выше, является ее размер, а точнее его ограниченность. Этот факт можно назвать исключением из принципа полного возмещения понесенного ущерба. В транспортном законодательстве отсутствует единство среди таких определений, как ущерб или убытки. Согласно транспортному законодательству, грузоперевозчик обязуется произвести возмещение реально понесенного ущерба. Соответственно, процесс взыскания с грузоперевозчика ущерба, понесенного упущенной выгодой прямо, не предусматривается транспортным законодательством. Однако, поскольку грузоперевозчик занимается предпринимательством, он обязан полностью отвечать по всем гражданским обязательствам. Восполнение норм, касающихся понесенного ущерба, может привести к более ответственному отношению грузоперевозчиков, а также может защитить стороны договора [49].
Если перевозимый груз подвергается повреждению, необходимо, чтобы было определено виновное лицо, а также все обстоятельства, которые могли бы повлечь сложившуюся ситуацию. Лицо, которое причинило другой стороне убытки, должно нести ответственность и осуществить полное возмещение понесенного ущерба. Сегодняшнее законодательство действительно регулирует подобные ситуации, в частности Гражданский кодекс Российской Федерации, уставы и прочее транспортное законодательство. Однако нет документа, который бы включал в себя положения о форме коммерческого акта, что в свою очередь, влечет проблему с достоверным и надлежащим составлением документов, также возникает проблема с определением вины сторон в судебном порядке. Такой акт должен быть строго выработан на законодательном уровне, должен быть указан его порядок составления, а также должны быть утверждены все необходимые документы, прикладываемые к нему. Такой акт будет полезен для определения ответственности и возмещения всех убытков.
При изучении различных видов договоров грузоперевозки, особое внимание мы уделили договору воздушной перевозки грузов. На эту тему было проведено дополнительное исследование, а также принято участие международной конференции «Актуальные вопросы юридических наук». Особый интерес к данному виду договора обусловлен тем, что именно при помощи воздушной перевозки осуществляется самая стремительная доставка груза, относительно других видов договора. Если на перевозку груза железнодорожным транспортом на некоторые расстояния требуется двое и более суток, то на перевозку воздушным транспортом, при тех же исходных данных, требуется несколько часов. Таким образом, авиация становится наиболее подходящим способом доставки груза, когда речь идет о срочной доставке [44].
Правовое регулирование грузоперевозок различными видами транспорта сегодня четко определяются в теоретических материалах гражданского права. Однако, существует ряд очевидных проблем. Часто транспортное законодательств, состоящее из кодексов и уставов, регулирует одинаковые правоотношения, иными словами, законодательство часто дублирует друг друга. Напротив, в российском законодательстве существуют нормативноправовые акты, нормы которых в некоторых пунктах друг другу противоречат. Следует отметить, что постепенно данная проблема решается. Особенно четко это прослеживается в регулировании железнодорожных перевозок, где до 2020 года существовало огромное количество актов, нормы которых друг друга дублировали. В 2020 году были приняты Правила грузоперевозок железнодорожным транспортом, которые включили в себя 6 нормативных актов. На сегодняшний день требуется создать нормы, которые были бы едины, не дублировали друг друга и не противоречили бы друг другу. В этих актах должны отображаться актуальные проблемы и реальные задачи, существующие на сегодняшний день.
Целью работы был анализ законодательства и теоретической базы на предмет договорных правоотношений в сфере перевозки грузов, а также поиск проблем и возможные пути решения. Данная цель была выполнена в полном объеме. Пути решения были найдены при помощи научных подходов, а также при изучении международного опыта в сфере грузоперевозок. В исследовании был составлен ряд основных выводов, которые обладают научной новизной, а также дан ряд рекомендаций по исправлению правовых пробелов в сфере грузоперевозок. Несмотря на то, что договор перевозки грузов является жизнеобеспечивающим для государства, он обладает рядом противоречий и проблем. Основные проблемы обуславливаются тем, что в законодательстве в сфере перевозки грузов отсутствует четкая систематизированность, а некоторые нормативно-правовые акты противоречат друг другу.
Обязательства по договору грузоперевозок сегодня регулируются в первую очередь Гражданским кодексом Российской Федерации, а также дополнительными нормативно-правовыми актами. Основная проблема правового регулирования договоров грузоперевозок заключается в том, что законодательство в этой сфере является недостаточно развитым и совершенным. Иногда происходят ситуации, при которых стороны не выполняют свои обязательства, как в силу объективных, так и в силу необъективных обстоятельств. Несмотря на то, что ответственность предусмотрена законодательством, она часто не несется сторонами. Иногда стороны обходят закон, или просто нестрого его соблюдают. Это может быть достаточно опасным фактором, который может нарушить связи между поставщиком и потребителем, а значит, и повредить экономике всего государства. Правила грузоперевозок должны строго соблюдаться всеми участниками договорных правоотношений [30].
Важнейшим условием договора грузоперевозок является срок, по которому груз должен быть доставлен грузоотправителем грузополучателю. Гражданский кодекс Российской Федерации не включает в себя конкретную ответственность, которую понесет грузоперевозчик в случае, если он нарушит срок перевозки груза. Такая ответственность указывается только в соответствующих транспортных кодексах. Для того, чтобы сроки грузоперевозок были истолкованы правильно и не содержали в себе противоречий, мы считаем, что необходимо дополнить Гражданский кодекс Российской Федерации, а именно статью 785. Мы предлагаем включить туда обязанность грузоперевозчика доставить груз в пункт получения в строго установленный срок.
В данной работе было проанализировано транспортное законодательство, и был выявлен ряд проблем, которые необходимо решить, а также пробелов, которые требуется восполнить. Так, например, законодательство должно строго регулировать нормы грузоперевозок, а также содержать в себе требования выполнения этих норм. Это обусловлено тем, что зачастую стороны договора грузоперевозок не соблюдают свои обязанности, не считая тех обстоятельств, которые были вызваны непреодолимой силой. Законодательство должно содержать в себе нормы, которые предотвращали бы нарушения, связанные, например, с предоставление транспортного средства, которое является непригодным для перевозки того или иного вида груза. А также за нарушение обязательств по платежам и так далее.
Мы считаем, что необходима выработка единых норм, которые бы регулировали грузоперевозки в целом и упорядочить уже существующие нормативные акты. По нашему мнению, таким важным правоотношениям должно уделяться гораздо большее внимание, нежели уделяется на сегодняшний день [71]. Основной правовой базой отношений в сфере перевозки грузов является гражданское законодательство, тем не менее, Гражданский кодекс РФ содержит мало положений, которые регулировали бы непосредственно договор перевозки груза. При изучении правоприменительной практики, было замечено, что в ней нет единообразного подхода, что также неблагоприятно влияет на правовое регулирование договора перевозки грузов. На основании работы, можно сделать вывод, что успех применения договора перевозки грузов зависит напрямую от совершенствования его правового регулирования.


1. Агешкина Н.А. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом: Учебное пособие / Н.А. Агешкина – Москва: Ай Пи Эр Медиа, 2021 г. – 144 с.; 21 см. – Библиогр.: с. 120-144. – 300 экз.– ISBN-978-5-4497- 0786-4. Текст: непосредственный.
2. Алексеев С.С. Гражданское право: учебник в 2 т. / C.А.Степанов– Москва: Проспект, 2016 г. –928 с.; 22 см. – Библиогр.: с. 918-928. – 1000 экз. – ISBN-978-5-392-20064-1. Текст: непосредственный.
3. Алексеева О.Г., Аминов Е.Р.Бандо М.В. Гражданское право: учебник: в 2 т / О.Г.Алексеева, Е.Р.Аминов,М.В.Бандо – Москва: Статут, 2018 г. –560 с ; 22 см. – Библиогр.: с. 520-560. –10000 экз. – ISBN-978-5-8354-1441-3. Текст: непосредственный.
4. Андреев Ю.Н. Договор в гражданском праве России: сравнительно правовое исследование: монография/ Ю.Н.Андреев – Москва: НОРМА, ИНФРАМ, 2017 г. – 270 с.; 21 см– Библиогр.: с. 200-250.– 200 экз. – ISBN- 978- 5-91768-833-6 . Текст: непосредственный.
5. Ансон В.Р. Договор в гражданском праве Великобритании / В.Р.Ансон; [Перевод с английского О.Н. Садикова] – Москва: Юридическая литература, 1984 г. – 463с.; 22 см – Библиогр.: с. 456-463. –Перевод изд. Anson,s law of contract, Oxford, 1979. – 1000 экз. – ISBN- 9780198829973. – Текст: непосредственный.
6. Антонов С.Н. Дорожное движение: правонарушения и ответственность/ C.Н.Антонов – Москва: Редакция «Российской газеты», 2015 г. , – 175 с. ; 20 см– Библиогр.: с. 170-175.– 100 экз. – ISSN 1605-7449. Текст: непосредственный.
7. Бажина М.А. Договоры перевозки грузов и транспортной экспедиции в России и Германии: сравнительная характеристика / М.А. Бажина –Москва:Проспект, 2016 г. – 105с. ; 22см – Библиогр.: с. 100-105.– 1000 экз. – ISBN-978-5-392-19540-4. Текст : непосредственный.
8. Белов В.Е., Соменков С.А. Гражданское право. Общее положение о договорах: учебное пособие для бакалавров / В.Е. Белов, С.А.Соменков – Москва:Проспект. 2017г. – 96 с. ; 22см – Библиогр.: с. 90-96. –1000 экз. –ISBN 978-5-392-23035-8. Текст : непосредственный.
9. Бочкарева Н.А. Перевозка грузов на особых условиях (автомобильный транспорт): Учебник / Н.А. Бочкарева–Москва: Ай Пи Эр Медиа, 2021 г. – 288с., 22 см. – Библиогр.: с. 280-288.–300 экз. – ISBN-978-5-4497-0789-5. Текст: непосредственный.
10. Бочкарева Н.А. Перевозка грузов на особых условиях (железнодорожный транспорт): Учебник/ Н.А. Бочкарева–Москва: Ай Пи Эр Медиа, 2021г. – 316 с., 22 см. – Библиогр.: с. 306-316. 1000 экз. –ISBN-978-5- 4497-0612-6. Текст: непосредственный.
11. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положения/ М.И. Брагинский, В.В. Витрянский – Москва: Статут, 1998 г. – 681с, 22 см. – Библиогр.: с. 650-681. 1000 экз. –– ISBN 5-89398-010-7. Текст : непосредственный.
12. Варкалло В. Ответственность по гражданскому праву: возмещение вреда - функции, виды, границы/В.Варкалло ; [перевод с польского В.В. Залесский] –Москва: РГБ, 2008 г. 327 с. ;20 см – Библиогр.: с. 300-327. Перевод изд. Odpowiedzialnosc odszkodowancza, Poradniki LEX. – 7000 экз. – ISBN- 978- 1-58852-069-2. Текст: непосредственный.
13. Васьковский,Е.В. Гражданское право: Учебник / Е. В. Васьковский – Москва: Статут, 2016 г. – 380 с., 21 см. – Библиогр.: с. 350-380.––500 экз. – Библиогр.: с. 650-681.––ISBN 5-8354-1262-4. Текст : непосредственный.
14. Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте / Н. Г. Вилкова. – Москва: Статут, 2004 г. – 509 с., 21 см. – Библиогр.: с. 500-509. 2000 экз.ISBN 5-8354-0117-5 . Текст: непосредственный.
15. Галин,Я.Л.Договор международной перевозки грузов / Я.Л. Галин – Москва:Лаборатория Книги,2010г.–76c.,22 см. – Библиогр.: с. 70-76.––300 экз. ISBN 978-5-905785-85-6. Текст : непосредственный.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ