Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №116295

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
106
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 8
1.1 Представления о межличностных отношениях в психолого педагогической литературе 8
1.2 Особенности развития межличностных отношениях у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Особенности развития межличностных отношениях у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 17
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий развития межличностных отношений у детей 6 -7 лет с задержкой психического развития 24
2.1 Выявление уровня развития межличностных отношений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 24
2.2 Организация и содержание работы по апробации психолого педагогических условий развития межличностных отношений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 36
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий развития межличностных отношений у детей 6 -7 лет с задержкой психического развития 46
Заключение 54
Список используемой литературы 58
Приложение 63



Аннотация. Введение.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития межличностных отношений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования - процесс развития межличностных отношений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития межличностных отношений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития межличностных отношений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития межличностных отношений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Обосновать психолого-педагогические условия, способствующие развитию межличностных отношений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Межличностные отношения - это эмоциональные и субъективные взаимоотношения между людьми в процессе совместной деятельности. Общение - сложный процесс, в котором люди постоянно взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, воспринимая и понимая чувства и эмоции партнера.
Природу общения, его индивидуальные и возрастные этапы, особенности, механизмы развития и изменения изучали философы и социологи (И.С. Кон, Б.Д. Парыгин), специалисты по социальной психологии (Г.М. Андреева Б.Ф. Поршнев), детской и возрастной психологии (Л.С. Выготский, А.Н Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн).
Основы развития личности закладываются в дошкольном возрасте; условия воспитания ребенка в первые годы жизни во многом определяют успех его дальнейшей самореализации. Общение при этом играет одну из важнейших ролей в полноценном развитии личности дошкольника. В жизни старших дошкольников имеет особое то, как зарождаются и протекают их взаимоотношения со сверстниками. Этот процесс помогает ребёнку влиться в детский коллектив, и успешно социализироваться в дальнейшем. Во время игр и реальной жизни, общаясь, дети отражают жизнь и отношения взрослых, на практике учатся применять усвоенные нормы поведения, оценивают своих друзей и себя. В детских коллективах отношения между дошкольниками отличается ситуативностью и неустойчивостью (наличие частых ссор и примирений друг с другом), но без этого условия невозможен процесс усвоения определенных норм взаимодействия.
Дети с задержкой психического развития из-за своего дефекта и ограниченных речевых навыков, сталкиваются с трудностями в понимании окружающих событий, эмоций людей, смысла их поступков, а также испытывают трудности в обучении правильной коммуникации.
Отсутствие коммуникативных навыков и коммуникативных качеств личности, неумение понимать и правильно разрешать конфликтные ситуации может привести к их коммуникативной несостоятельности и появлению патологических черт личности: отказ от деятельности, замкнутость, агрессивность.
В процессе исследования уровня развития межличностных отношений со сверстниками у ребенка 6-7 лет с ЗПР нами были использованы методики диагностики уровня развития межличностных отношений со сверстниками у детей в норме.
К высокому уровню развития межличностных отношений со сверстниками мы условно отнесли 20% детей 6-7 лет с ЗПР. Дети этой категории проявляют интерес и внимание к сверстнику, называют его по имени, доброжелательны; по собственной инициативе всегда здороваются, благодарят и прощаются со сверстником или взрослым; во время конфликта стараются разрешить его сами или при помощи взрослого, не оскорбляя собеседника. Они правильно распознают и оценивают поступки, хорошо различаю эмоции других людей.
К среднему уровню развития межличностных отношений со сверстниками мы условно отнесли 73% от группы детей. Эти дети часто проявляют интерес и внимание к сверстникам, но не всегда обращаются к ним по имени, не всегда правильно распознают настроение другого ребёнка, иногда забывают здороваться, поблагодарить или попрощаться, во время общения с другими детьми ведут себя уравновешенно, иногда путают и не всегда правильно оценивают поступки других людей.
К низкому уровню развития межличностных отношений со сверстниками условно отнесено 7% детей от группы. Такие дети очень редко обращаются к сверстникам по имени, не считаются с их мнением; при общении с другими дошкольниками часто преобладает избирательное, негативное, а порой и агрессивное поведение. Они плохо разбираются в эмоциях других людей.
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что существует необходимость в создании психолого-педагогических условий для повышения уровня развития межличностных отношений со сверстниками у детей 6-7 лет с ЗПР.
Мы предположили, что повысить уровень развития межличностных отношений у дошкольников 6-7 лет с задержкой психического развития возможно при организации следующих психолого-педагогических условий:
- разработка и реализация с детьми комплекса упражнений по формированию коммуникативных навыков и развитию коммуникативных качеств личности;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалом для развития диалогических навыков общения;
- учёт индивидуальных особенностей проявления задержки психического развития;
- создание в группе внимательного и дружеского отношения между детьми во время их совместной деятельности, благоприятной психологической атмосферы.
Предложенный комплекс упражнений состоит из трех блоков и направлена на достижение раскрепощение ребенка, повышение его уверенности, развитие коммуникативных качеств личности, и на установку контактов. Также мы предлагаем пополнить предметно-развивающую среду развивающим ковриком.
Динамика развития межличностных отношений у дошкольников 6-7 лет с задержкой психического развития была определенна на основании контрольного среза. Количественный анализ показал, что число детей с высоким уровнем развития коммуникативных умений остался без изменений, зато количество детей со средним уровнем увеличилось с 73% до 80%, а низкий уровень не диагностирован ни у одного ребенка.
Качественный анализ данных показал, что дошкольники стали лучше различать эмоциональные состояния, их словарь пополнили слова речевого этикета. Дети стали более отзывчивыми и научились самостоятельно разрешать конфликты между собой без проявления агрессии.
По результатам контрольного среза, можно сделать вывод, что выделенные нами психолого-педагогические условия эффективны и позволяют развивать межличностные отношения у дошкольников 6-7 лет с ЗПР. Реализация данных психолого-педагогических условий способствует повышению у детей эмоционально-ценностного отношения к себе и сверстникам, расширяет их знания об эмоциональных состояниях, а также побуждает детей к совместной деятельности.
Мы достигли поставленной цели: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня развития межличностных отношений у детей 6-7 лет с ЗПР. В дальнейшей работе, мы можем использовать их для получения наивысших результатов.




1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В.В. Абраменкова. – М. : МПСИ, МОДЭК, – 2008. – 416 с.
2. Авдеенко, А.М. Научно-исследовательская работа студентов [Текст] : учеб. пособие / А.М. Авдеенко, А.В. Кудря, Э.А. Соколовская / под ред. А.В. Кудри. – Гриф УМО. – М. : МИ-СиС, 2008. – 77 с.
3. Андреева, Г.М. Психология социального познания [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – Издание второе, перераб. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 288 с.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. М. : Аспект Пресс, 2011. – 384 с.
5. Антонова, Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст] / Т.В. Антонова // Дошкольное воспитание. – М. : Педагогика, 2015. – № 10. – С. 10-16.
6. Аркин, Е.А. Организация взаимовлияния детей в игре [Текст ] / Е.А. Аркин // Дошкольное воспитание. – М. : Педагогика, 2012. – № 6. – С. 45-51.
7. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейропсихологии и патопсихологии. [Текст] / В.М. Астапов – М. : Международная педагогическая академия, 2014. – 256 с.
8. Бгажнокова, И.М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития [Текст] / И. М. Бгажнокова // Дефектология. – 2014. – № 3. – С. 51-54.
9. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. – М. : Просвещение: 2003. – 360 с.
10. Бодалев, А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности [Текст] / А.А. Бодалев. – М. : МПСИ, 2008. – 320 с.
11. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 2008. – 464 с.
12. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н.М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова / под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд., стер. : Гриф УМО. – М. : Академия, 2009. – 320 с.
13. Волкова, А.И. Психология общения [Текст] / А.И. Волкова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 446 с.
14. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, П.С. Мухина. – М. : Просвещение : 1999. – 405 с.
15. Власова, Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей [Текст] / Т.А. Власова, К.С. Лебединская // Дефектология. – 2015. – № 6. – С. 8-17.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ