Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития творческого мышления в старшем дошкольном возрасте 8
1.1 Особенности развития мышления детей дошкольного возраста 8
1.2 Особенности развития творческого мышления детей дошкольного возраста 14
1.3 Особенности развития и формирования игрового взаимодействия дошкольников со сверстниками 21
Глава 2 Эмпирическое исследование творческого мышления детей старшего дошкольного возраста 29
2.1 Организация и методы исследования творческого мышления 29
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 32
2.3 Формирующий этап исследования 40
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Актуальность. Согласно переменам в мировом пространстве, стали меняться и требования к качеству личности. Многие социальные аспекты показывают, что люди должны обладать творческим и креативным подходом к решению поставленных задач. Это обусловлено ростом количества творческих профессий. Конкретно в дошкольном возрасте развиваются познавательные аспекты развития личности. Дети учатся видеть что-то необычное в простом объекте или явлении, часто то, что не видят взрослые. Творческие способности проявляются в детском возрасте в дошкольном образовании и оказывают влияние на учебу ребенка в школе. В следствие этого важно развивать творческие способности именно в дошкольном возрасте.
Отечественные и зарубежные авторы исследований, занимавшиеся вопросом развития творческого мышления в качестве инструмента, который необходим для развития личности человека, говорят о том, что творческое мышления является ключом к пониманию человека. Оно определяет потенциал человека, его способности в области различных видов искусств, и других сфер деятельности, которые непосредственно связанны с творчеством, а также наличие потенциала в остальных областях жизни.
В наше время в мире растет конкуренция, уже в дошкольных образовательных учреждениях дети участвуют в различных конкурсах. В различных областях нашей жизни ценится творческих и неординарный подход к решению задачи.
Мышление изучали многие отечественные исследователи. Среди них можно выделить таких выдающихся деятелей как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн [12]. Мышление и познавательная деятельность неотрывно следуют друг за другом. Это имел в виду в собственных работах А. Брушлинский и А.Н. Леонтьев. Они считали, что организация работы мыслительной деятельности происходит в ходе всей жизни. Данные авторы говорят о том, что внутренняя психическая жизнь людей постоянно связывается с внешней предметной работой.
Говоря словами П.Я. Гальперина, «есть определенная генетическая связь внешних практических действий и внутренних мыслительных операций». В результате происходит процесс интериоризации. В данном случае внешние практические действия с реальными предметами включаются в ход мыслительных действий, и происходит в несколько этапов, а также можно говорить о том, что он базируется на предыдущих действиях.
Изучение творческого мышления - довольно сложная проблема, которая предполагает решение главных методологических задач развития творчества, а также основу начального развития творческого мышления, зависимость в развитии социального аспекта и биологического, объективной реальности и субъективного восприятия мира и тому подобное. Сложность проблемы развития творческого мышления включает в себя внутреннюю сущность явлений и недоступность непосредственного исследования. Таким образом, вопреки многовековой истории исследований, творческое мышление до сих пор недостаточно изучено.
Поиск направлений развития творческого мышления в процессе воспитания и образования основывается на разных направлениях и в процессе улучшения учебного материала, то есть в формате наглядно- образной и словесно-вербальной. Вопрос о психологических условиях успешности применения наглядности в дошкольном образовании решается в зависимости от образовательных целей. Важное место в дошкольном воспитании играет начальная стадия обучения. Педагогическая и психологическая литература отмечает, что познавательная деятельности складывается под влиянием образовательных факторов приобретает творческую направленность. Поэтому в обучении старших дошкольников используются приемы наглядности, поскольку в этом возрасте происходит переход от наглядно-образной к словесно-логической деятельности.
Степень разработанности темы исследования.
Изучением развития творческого мышления занимались такие отечественные авторы как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин, Е.Е. Туник, В.В. Гагай и другие. Иностранные авторы, специализирующиеся на этом вопросе были Дж. Гилфорд, Э.П. Торрена, К. Тэйлор, Г. Грубер и другие.
Целью исследования: изучить особенности игрового взаимодействия в качестве условия для развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования творческое мышление детей.
Предметом исследования являются практические методы формирования творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы исследования мы предполагаем, что при целенаправленной организации игрового взаимодействия старших дошкольников увеличивается степень развития творческого мышления.
Для реализации гипотезы были поставлены следующие задачи:
• изучить теоретические положения по проблемы исследования;
• охарактеризовать предпосылки организации творческого мышления старших дошкольников;
• диагностировать начальный уровень творческого мышления старших дошкольников;
• составить и опробовать программу по развитию творческого мышления при помощи игрового взаимодействия детей и взрослых.
Методологическая и теоретическая основы исследования.
В основе исследования были положены научные работы таких великих психологов и педагогов, как: Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Т.В. Кудрявцева, Д.В. Куцакова, А.Н. Леонтьева, З.В. Лиштвана, А.Н. Лука, Е.И. Наумова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и других.
Методы исследования: к теоретическим методам относятся: анализ психологических и педагогических источников литературы.
К эмпирическим методам относятся:
• диагностика творческого мышления,
• проведение формирующего эксперимента
• количественный анализ диагностики,
• качественный анализ результатов творческого мышления.
Методики: Тест креативности Торренса; Тест креативности «Вильямса»; Тест Вертега «Круги».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что было определено понятие «творческое мышление», изучены особенности формирования творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Полученная информация может способствовать проведению диагностических и прогностических целей.
Практическая значимость исследования состоит в использовании предложенные рекомендаций специалистам ДОО и родителями для формирования творческого мышления у старших дошкольников.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы в количестве 48источников. Также в работе присутствует 12 таблиц и 12 рисунков.
Согласно проведенному исследованию, формирование мышления детей старшего дошкольного возраста, становление их творческого мышления изучалось на базе ДОО №29 г. Урай.
Для определения уровня сформированности творческого мышления было определены уровни творческого мышления: беглость, которая включала число уникальных решений, гибкость, включаемая число сменяемых идей, оригинальность, определяющая уникальность идеи. Аналогично было выбрано несколько категорий, таких как разработанность, абстрактность названия, сопротивление замыканию. Эти подкатегории были в методиках, в которых рисунок отражал развитие творческого мышления.
Научные деятели определяют важность формирования творческого мышления у дошкольников, поскольку именно этот возраст является сензитивным и здесь происходит формирование важнейших мозговых процессов.
В особенностях формирования творческого мышления в психологической литературе, были определены показатели «творческого мышления» и социально-психологические условия формирования творческого мышления старших дошкольников.
При проведении научного исследования изучались особенности развития игровой деятельности старших дошкольников как основной вид деятельности. Также происходило изучение особенностей развития игрового взаимодействия.
Вследствие этого были сделаны выводы о том, что игровое взаимодействие положительно влияет на развитие дошкольников. В ходе игры дети усваивают умения и навыки, учатся на опыте у партнеров по игре.
Выбранные условия для становления творческого мышления определяют начальную степень формирования данного феномена.
Итоги проведенной работы помогли организовать работу по формированию творческого мышления для старших дошкольников.
Проведенная работа по развитию, в ходе которой формировалось творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста, происходило при общении со взрослыми и одногруппниками. В итоге после проведения повторного тестирования, были отмечены положительные результаты в экспериментальной группе.
Положительные результаты формирующего эксперимента у старших дошкольников позволяют определить, что формирование игровой деятельности повышает степень развития творческого мышления.
Сюжетный замысел, композиция и украшение своей работы большинство детей выполняют самостоятельно.
Старшие дошкольники начали более эмоционально реагировать на невероятную красоты природы, красивую одежду, убранство помещений, а также стали проявлять заинтересованность к искусству в картинах. Заметно возросла их творческая инициативность и художественная самостоятельность. Дети стали тщательнее планировать свою работу. Дошкольники самостоятельно начали придумывать образы, подыскивать возможности для их воплощения, продумывали этапы выполнения своей деятельности в достижение целей.
Сотрудничество со сверстниками способствовало развитию индивидуальности каждого ребёнка, у детей проявился собственный творческий почерк, техника исполнения задуманного и радость от непосредственной творческой деятельности.
В результате проведенного анализа можно сказать, что была доказана эффективность игрового взаимодействия в ходе формирования творческого мышления старших дошкольников.
1. Амнуэль П. Р. Удивительный мир фантазии. Новосибирск: Амнуэль, 2018. 251с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. М. : Педагогика, 2018. 343с.
3. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. Казань. 2018. 261с.
4. Антюхина А. В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М. : Имма-пресс, 2019. 98с.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М. : Прогресс, 2017. 383с.
6. Бабаева Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. М. : Наука, 2018 384 с.
7. Барташникова И. Я. Учись играя: Тренировка интеллекта. Игра и тесты для детей 5-7 лет. Харьков: Европа, 2017. 415с.
8. Березина В. Г. Детство творческой личности. СПб. : Издательство Буковского, 2017. 65 с.
9. Бакаева О. Н. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2020. № 4. С. 34-38.
10. Богоявленская Д. Б. Психология творчества и одаренности. М. : Психология. 2019. 503 с.
11. Богат В. Развивать творческое мышление // Дошкольное воспитание. 2016. №1. С.21-23.
12. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М. : Изд-во Моск.ун-та, 2016. 412 с.
13. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание. 1996. №11. С. 41-45.
14. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М. : Просвещение. 2017. 257с.
15. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : СОЮЗ, 2017. 198 с.
...