Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития у детей старшего дошкольного возраста смыслового восприятия в психолого-педагогических исследованиях 9
1.1 Вопросы восприятия речи детьми старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической и психолингвистической литературе 9
1.2 Особенности развития у детей 6-7 лет смыслового восприятия в психолого-педагогической и методической литературе 18
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 6-7 лет смыслового восприятия в процессе слушания художественных текстов 31
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет смыслового восприятия в процессе слушания художественных текстов 31
2.2 Содержание работы по реализации психолого-педагогических условий развития у детей 6-7 лет смыслового восприятия в процессе слушания художественных текстов 42
2.3 Выявление динамики уровня развития у детей 6-7 лет смыслового восприятия в процессе слушания художественных текстов 54
Заключение 60
Список используемой литературы 64
Приложения 67
Среди многих проблем гуманизации образования и его реформирования особую актуальность приобретает проблема речевой готовности ребёнка к учебной деятельности. Многие исследователи и педагоги отмечают, что в результате развития психических процессов и свойств личности, происходящих под влиянием воспитания и обучения, к концу дошкольного возраста должна сложиться общая и специальная готовность к школе, обеспечивающая безболезненное включение в процесс школьного обучения. При этом дети должны уметь свободно и правильно рассказывать, так как школьное обучение требует от учеников лексически грамотного оформления своих мыслей в различных видах рассказывания, что возможно только на основе развития способности воспринимать и верно понимать речевую информацию.
Восприятие и понимание речи реализуется в процессе её слушания. Дети старшего дошкольного возраста могут овладеть элементарным чтением, однако дошкольный период детства - это тот этап, когда идет активное восприятие вербальной информации, то есть дети - прежде всего слушатели, причем в основном этот процесс осуществляется при непосредственном контакте с окружающим миром.
Проблема смыслового восприятия исследовалась многими отечественными и зарубежными учеными (И.А. Зимняя, А.Н. Соколов, Н.И. Жинкин, В.П. Зинченко, Л.Р. Зиндер, А.С. Штерн, Э. Бейссанс, Г. Фант и др.). Однако следует отметить не пропорционально малое количество исследований, посвященных изучению непосредственного смыслового восприятия у детей дошкольного возраста.
Обозначенная нами проблема является актуальной на современном этапе развития дошкольной педагогики как науки. Это обусловлено, прежде всего, социально-экономическим развитием общества: каналы поступления речевой информации стремительно расширяются, всё большее значение приобретает в жизни человека информационный поток, поступающий через технические средства - телевидение, радио, компьютеры и т. п. В то время как процессы слушания речевой информации имеют стихийное развитие и в дошкольной дидактике не представлены в виде четко разработанных методик, технологий, что непосредственно связано с недостаточным уровнем сформированности речевой готовности детей к учебной деятельности.
Многие педагоги и психологи говорят о том, что интерес детей к слушанию литературных текстов постепенно снижается в силу доминирования иных источников информации, что снижает в целом развитие читательских и познавательных интересов в дальнейшем школьном обучении. В свою очередь, отсутствие читательских интересов приводит к тому, что дети младшего школьного возраста не в полной мере способны понимать тексты литературного и познавательного содержания при их чтении, что свидетельствует о низком уровне развития смыслового восприятия и тормозит динамику развития успеваемости в школе.
Разные исследователи подходили к проблеме восприятия и понимания речи с различных сторон: данная проблема рассматривается и разрабатывается в общефилософском плане (М.М. Бахтин), в конкретно-психологических аспектах (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.М. Дубовис, Т.А. Репина, С.Л. Рубинштейн). Кроме того, данная проблема в силу её большого практического значения привлекает и представителей педагогической науки (М.М. Конина, Е.Ф. Лукина, Н.С. Карпинская).
Наряду с пониманием и достаточно большой проработкой данного вопроса можно выделить следующее противоречие в его решении: проблема восприятия и понимания речи активно исследуется философами, психологами, лингвистами, педагогами, но, несмотря на это, необходимо отметить недостаток разработанных методик и психолого-педагогических условий, способствующих развитию у детей 6-7 лет смыслового восприятия.
Выявленное противоречие обусловило постановку ключевой проблемы исследования - создание каких психолого-педагогических условий способно помочь воспитателям в построении эффективного процесса, направленного на развитие у детей 6-7 лет смыслового восприятия в процессе слушания художественных текстов?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить оптимальные психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет смыслового восприятия в процессе слушания художественных текстов.
Объектом исследования является процесс развития у детей старшего дошкольного возраста смыслового восприятия, а предметом исследования - психолого-педагогические условия, способствующие развитию у детей 6-7 лет смыслового восприятия в процессе слушания художественных текстов.
В основу исследования была положена следующая гипотеза - к психолого-педагогических условий, повышающих эффективность развития у детей 6-7 лет смыслового восприятия в процессе слушания художественных текстов, относятся следующие условия:
• подбор литературных текстов с постепенным усложнением их структуры, объема, смыслового содержания;
• организация совместной деятельности по пересказу с обязательным анализом текста с точки зрения его структуры и смыслового содержания;
• формирование у детей умения ориентироваться в процессе слушания текстов на логические паузы и логические ударения;
• использование специальных приемов, направленных на развитие у детей внимания, памяти, мышления.
В ходе работы нами решались следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы развития смыслового восприятия в дошкольном возрасте.
2. Выявить уровень развития у детей 6-7 лет смыслового восприятия в процессе слушания художественных текстов.
3. Обосновать и апробировать психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие у детей 6-7 лет смыслового восприятия в процессе слушания художественных текстов.
4. Выявить динамику уровня развития у детей 6-7 лет смыслового восприятия в процессе слушания художественных текстов.
Методы исследования:
• изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической литературы по проблеме исследования;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анализ организации и содержания образовательного процесса; наблюдения; беседы;
• количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретической основой исследования являются:
• теоретические положения о значении восприятия речи в развитии ребёнка (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Р.И. Якобсон, А.Н. Леонтьев и др.);
• теоретические положения о развитии смыслового восприятия детей дошкольного возраста (И.А. Зимняя, В.А. Артемов, А.А. Смирнов, Н.И. Жинкин, А.А. Брудный и др.);
• теоретические положения о развитии у детей дошкольного возраста восприятия литературных произведений (О.И. Никифорова, Е.А. Флерина, Н.С. Карпинская, Л.М. Гурович и др.).
Новизна исследования состоит в следующем: определены и обоснованы оптимальные психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет смыслового восприятия в процессе слушания художественных текстов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описаны показатели и дана качественная характеристика уровней развития у детей 6-7 лет смыслового восприятия в процессе слушания художественных текстов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций с целью решения задач по развитию у детей 6-7 лет у детей смыслового восприятия в процессе слушания художественных текстов.
Экспериментальной базой исследования является ГБОУ СОШ с. Выселки СПДС «Чебурашка» Самарской области. В экспериментальной работе принимали участие 20 детей старшей группы.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (26 источников) и 2 приложений. Работа проиллюстрирована 9 таблицами и 3 рисунками.
Уметь свободно и верно высказывать свои мысли должен каждый дошкольник, так как школьное обучение требует от обучающихся умения грамотного оформлять свои мысли в различных видах повествования, что возможно лишь на основе развития способности воспринимать и верно понимать речевую информацию.
Восприятие и понимание речи реализуется в процессе слушания. Дети 4-5 лет уже могут овладеть элементарным чтением, однако в дошкольном возрасте они являются, прежде всего, слушателями, что требует от них достаточно высокого уровня развития психических процессов и эмоционально-волевой сферы.
Проблема развития смыслового восприятия остается актуальной на современном этапе, это подтверждается в работах И.А. Зимней, А.Н. Соколова, Н.И. Жинкина, В.П. Зинченко, Л.Р. Зиндера, А.С. Штерна, Э. Бейссанса, Г. Фанта и др., так как в связи с развитием научно-технического прогресса каналы поступления речевой информации в обществе постепенно расширяются и технологизируются (радио, магнитофон, телевидение, компьютеры и т. п.). Однако, мы отмечаем, что процессы слушания речевой информации, связанные с активным, осмысленным её восприятием, требуют целенаправленной и систематической работы по формированию таких качеств, которые позволяют им протекать эффективно.
Анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы позволил нам выявить, что при восприятии текста дети дошкольного возраста способны улавливать общую тему рассказа, понимать, о чем шла речь в произведении, могут дать название тексту или определить его общее содержание, осмысленно фиксируют узловые моменты в развитии сюжета. При пересказе текстов дети описывают, уточняют, поясняют, а иногда и дополняют услышанное, в их речи достаточно широко представлены эмоциональные оценки, что свидетельствует о понимании образной стороны содержания произведения.
Дети 6-7 лет уже владеют мыслительными операциями отбора, сличения, разных форм обобщения (как индуктивного, так и дедуктивного типа), которые, синтезируясь, дополняя друг друга, и создают оптимальные условия для раскрытия содержания и смысла воспринимаемой информации. Необходимо отметить, что в процессе слушания данные качества не всегда полностью реализуются в старшем дошкольном возрасте.
Экспериментальным путем на констатирующем этапе нашего исследования мы определили, что, передавая содержание рассказа и определяя верно его тематику, дети не всегда могли достаточно полно и объемно раскрывать его в своих пересказах. Воспроизведение текстов у детей носило либо линейный (когда одно событие вызывало по ассоциации другое), либо смысловой характер (когда выделялись только смысловые части текста). При анализе детских рассказов мы констатировали тот факт, что преобладающим в старшем дошкольном возрасте является линейный способ передачи содержания текстов. Дети часто начинали с верного воспроизведения содержания, но в процессе пересказа, вследствие побочных ассоциаций, искажали смысл, и иногда - полностью. Чаще всего в рассказах детей адекватно изложенные сведения перемежались с возникшими по ассоциации, что полностью искажало сюжет, последовательность передачи текста нарушался, а переход от одного смыслового ядра к другому, контекстно связанному, отсутствовал.
С целью устранения данных противоречий при решении проблемы развития у детей 6-7 лет смыслового восприятия необходимо создание ряда психолого-педагогических условий:
• подбор литературных текстов с постепенным усложнением их структуры, объема, смыслового содержания;
• организация совместной деятельности по пересказу с обязательным анализом текста с точки зрения его структуры и смыслового содержания;
• формирование у детей умения ориентироваться в процессе слушания текстов на логические паузы и логические ударения;
• использование специальных приемов, направленных на развитие у детей внимания, памяти, мышления.
Совместная деятельность детей и педагога по пересказу литературных текстов строились с учетом постепенного усложнения и проводились регулярно с обязательным анализом текста с точки зрения его структуры и смыслового содержания. В содержание совместной деятельности мы обязательно включали вопросы поискового характера, в ходе совместной деятельности составляли планы к текстам, использовали наглядные модели структуры текста, специальные приемы, направленные на развитие памяти, мышления, внимания детей 6-7 лет.
Нами были разработаны серии таких упражнений, как «Воспроизведение текста», «Учим текст наизусть», «Пересказ по кругу», «Найди ошибку», «Сокращение рассказа», «Заглавие к тексту», которые позволили нам последовательно соблюдать обозначенные выше психолого-педагогические условия.
При углубленной работе над текстом мы пришли к выводу, что, прежде всего, необходимо формировать у детей умение слушать текст и ориентироваться на такие важные средства выразительности речи, как интонация, логические паузы, логические ударения. Мы знакомили дошкольников с каждым из этих средств, вычленяли их, демонстрировали их выразительные возможности и специфику влияния на смысл литературного текста. Далее работа осуществлялась таким образом, чтобы дети могли пользоваться этими средствами в своей речи для более точной передачи смысла речевого сообщения.
Подводя итоги формирующего этапа экспериментальной работы, мы отметили, что дети научились вслушиваться в чужую и собственную речь, стали способны ориентироваться на звуковые средства выразительности при восприятии смысла речевого сообщения и активно использовать эти средства в своих собственных пересказах.
Важным принципом нашей педагогической работы являлся принцип отбора литературных текстов по разработанным и обозначенным нами критериям, которые предполагают усложнение структуры, объема и смыслового содержания литературных произведений.
Экспериментальная работа показала, что уровень понимания смысла сложных художественных текстов у детей, включенных в экспериментальную работу, значительно повысился. Количество детей, условно отнесенных к высокому уровню развития смыслового восприятия, увеличилось на 70%. Количество детей, условно отнесенных к среднему уровню развития смыслового восприятия, снизилось на 25%. Детей, условно отнесенных к низкому уровню развития смыслового восприятия, по завершению формирующего этапа экспериментальной работы и проведения контрольного среза - нами выявлено не было.
В качественном отношении у детей сформировались умение самостоятельно оценивать смысл и содержание произведений, способность ориентироваться на звуковые средства при восприятии и воспроизведении. Повысился волевой компонент: дети стали более продолжительно воспринимать речевую информацию, при этом длительное время удерживать произвольное внимание.
Необходимо отметить, что качественно изменилась и рефлексия собственных речевых высказываний: дошкольники адекватно оценивали свои пересказы, способны были выделять смысловые и речевые ошибки как в собственных воспроизводимых пересказах, так и в высказываниях других детей.
Всё вышесказанное позволяет нам судить о том, что гипотеза, представленная нами в начале эксперимента, подтверждена, поставленные задачи исследования - решены.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/
2. Апухтин, В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста [Текст] / В.Б. Апухтин. - М., 2017. - 244 с.
3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»). - С. 102-154 (Речь и мышление ребенка).
4. Выготский, Л.С. Учения об эмоциях [Текст] / Л.С. Выготский - М. : Книга по Требованию, 2012. - 160 с.
5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М., 1961. - С. 20.
6. Гурович, Л.М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду [Текст] / Л.М. Гурович // Содержание обучения и воспитания в детском саду. - М., 1978. - С. 1232.
7. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Директ-Медиа, 2008. - 128 с.
8. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения [Текст] / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды в 2-х томах. - Т. 1. - М. : Директ-Медиа, 2008. - С. 64-120.
9. Зимняя, А.А. Смысловое восприятие речевого сообщения [Текст] / А.А. Зимняя. - М., 2006. - С. 84.
10. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка [Текст] / А.Н. Леонтьев // Проблемы развития психики. - М. : МГУ, 1981. - С. 31-41.
11. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М., 1997. - С. 111.
12. Леонтьев, А.Н. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / A. Н. Леонтьев. - М., 1969. - С. 48.
13. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов // В трех книгах. Кн. 1. Общие основы психологии. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. • 688 с.
14. Нишанов, В.К. Типы художественных текстов и их восприятие / B. К. Нишанов // Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 47.
15. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М., 1995. - С. 334-360.
...