Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа с мотивационной сферой клиента средствами психологического консультирования

Работа №116156

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2021
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: работники ООО «Табрис».
Выборка: 15 человек возрастом от 25 до 50 лет.

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРОЙ КЛИЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 9
1.1. Теоретический анализ психологической литературы по проблемам мотивации 9 1.2. Основные проблемы мотивационной сферы 26
1.3. Особенности психологического консультирования по проблемам мотивационной сферы 34
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРОЙ КЛИЕНТОВ.41
2.1. Программа исследования: цель, гипотезы, задачи, методы исследования 41
2.2. Разработка программы деятельности-психолога консультанта по вопросу работы с мотивационной сферой клиентов средствами психологического консультирования 47 Глава 3. АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 53
3.1. Анализ результатов исследования до реализации программы психологического консультирования 53
3.2. Анализ результатов исследования после реализации программы психологического консультирования 60
3.3. Рекомендации прикладного характера66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71


С начала XXI века в Российской Федерации значительно возрос интерес авторов-исследователей и практикующих специалистов к проблемам мотивационный сферы. Это обусловлено общественным запросом на изучение содержательных и динамических аспектов мотивации для последующего прикладного применения полученных знаний во многих сферах повседневной жизни. Людей разных профессий интересует вопрос повышения собственной мотивации для достижения карьерных успехов, роста себя и как специалистов, и как личностей; управленцев и руководителей волнует то, как повысить мотивацию сотрудников для более эффективной рабочей деятельности; педагогов заботит вопрос формирования мотивации школьников и студентов к учебной, творческой и познавательной деятельности; психиатров-наркологов, психотерапевтов, клинических психологов, волонтёров-консультантов и работников социальных служб беспокоит проблема формирования мотивации потребителей психоактивных веществ к отказу от приёма ПАВ и возвращению к здоровой жизни; сотрудников пенитенциарной системы интересует, как помочь развить мотивацию к изменению образа жизни у осуждённых; предприниматели и маркетологи хотят знать, каковы мотивы потребителей в сфере услуг – и таких запросов ещё сотни.
С каждым годом всё популярнее книги, курсы, чек-листы, мануалы, вебинары и другие инфопродукты, направленные на освещение различных аспектов мотивационной сферы. И на данный момент нет предпосылок, чтобы рассматривать вариант резкого исчезновения общественного интереса к вопросу мотивации как реалистичный в ближайшей временной перспективе.
Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена имеющейся социальной потребностью в изучении мотивационной сферы и обширным общественным запросом на психологическое консультирование по вопросам мотивации.
Цель исследования: выявление и изучение общих признаков отсутствия мотивации и сниженной мотивации у клиентов в однородной группе для выбора и разработки способов и методик консультирования, благоприятствующих формированию стабильной мотивации на достижение успеха в личностно и профессионально значимых для клиента сферах.
Объект исследования: психологическое консультирование как средство работы с мотивационной сферой клиента.
Предмет исследования: влияние психологического консультирования на мотивационную сферу клиентов.
Гипотезы исследования:
1. Мы предполагаем, что клиенты, имеющие сниженный уровень мотивации, сталкиваются с проблемами в достижении успехов в профессиональной сфере и других аспектах социального взаимодействия, требующих приложения долгосрочных усилий, а также имеют несформированное понимание своего адекватного уровня притязаний.
2. Мы предполагаем, что средствами психологического консультирования можно влиять на мотивационную сферу клиента, благоприятствуя формированию стабильной мотивации на достижение успеха в личностно и профессионально значимых для клиента сферах.
3. Мы предполагаем, что можем использовать такие способы, как мотивационное интервью, тренинг и игра в рамках психологического консультирования для работы с клиентами со сниженным уровнем мотивации, чтобы создать условия, благоприятствующие возникновению, дальнейшему росту и развитию стабильной мотивации на достижение успеха в личностно и профессионально значимых для клиента сферах, а также формированию адекватного уровня притязаний у клиента.
Задачи исследования:
1. Изучить научную психологическую литературу зарубежных и отечественных авторов, исследовавших мотивационную сферу.
2. Произвести анализ и синтез информации, полученной из специальных литературных источников.
3. Подобрать методики исследования, наиболее актуальные для работы с однородной группой испытуемых.
4. Провести исследование в группе испытуемых (констатирующий эксперимент).
5. Проанализировать результаты исследования, выявив общие признаки отсутствия мотивации и сниженной мотивации у клиентов в однородной группе.
6. Разработать и апробировать программу психологического консультирования по работе с мотивационной сферой клиентов.
7. Разработать рекомендации прикладного характера для психологического консультирования клиентов по проблемам мотивационной сферы.
Основу программы нашего исследования составили:
1. Теоретическое и методологическое изучение ведущих принципов, подходов, положений и концепций в психологии, связанных с мотивационной сферой: поведенческая теория мотивации и теория высшей нервной деятельности; классификация человеческих потребностей по А. Маслоу; мотивационные концепции второй половины XX века; теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А.Н. Леонтьева; механизмы развития мотивов по А. Н. Леонтьеву; соотношение понятия мотива с переживанием потребности С.Л. Рубинштейна; представления о мотивационной сфере, сформулированные Л.С. Выготским; динамическая модель мотивации Аткинсона-Бёрча; исследования основ мотивационного процесса с точки зрения когнитивного подхода у авторов А. Бандура, В. Врум, Д. Келли; классификация механизмов динамики мотивационной сферы личности, разработанная В.Д. Шадриковым; модель А.К. Болотовой, описывающая динамику мотивационной сферы личности в рамках временного масштаба побуждения; формы работы с мотивационной сферой стратегической полимодальной психотерапии А.Л. Каткову и В.В. Титовой; модель консультирования по вопросам оценки развития карьеры (С-D AC); модель Крайтса.
2. Методика «Якоря карьеры» Шейна Шейна (методика представляет собой опросник, направленный на диагностику ценностной составляющей профессиональной деятельности, разработана Э. Шейном, на русский язык перевод и адаптация осуществлены В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер).
3. Методика «Изучение мотивационного профиля личности» Ш. Ричи и П. Мартина (по мнению авторов теории, мотивацию следует понимать как удовлетворение потребностей человека в процессе работы, а чтобы узнать, о каких потребностях идет речь, необходимо выявить факторы, которые побуждают к труду конкретного сотрудника, составив его мотивационный профиль личности).
4. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (по мнению автора, система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни»).
5. Тест мотивации достижения (модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД) предложена М.Ш. Магомед-Эминовым, предназначенная для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи, при этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует).
Методы исследования:
- теоретический анализ исследований по проблемам мотивационной сферы;
- синтез собранной информации;
- метод формализации;
- исторический метод;
- логический метод;
- сравнительный метод;
- наблюдение;
- индивидуальные и групповые беседы;
- метод анкетного опроса;
- психодиагностическое тестирование;
- качественный анализ и математически-статистическая обработка результатов исследования с помощью коэффициента корреляции Спирмена.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ценностью в данной парадигме выступает иерархия убеждений. Ценностные ориентации же рассматриваются как стремление, направленность на достижение цели и средства, посредством которых эти цели достигаются. Ценностные ориентации мы рассматриваем как продукт индивидуального сознания, лежащий в основе процесса направленности на достижение цели. Ценностные ориентации субъекта деятельности соотносятся с системой ценностей, доминирующей в обществе или в референтной группе. На основе этого соотношения складываются конкретные типы поведения. Процесс социализации (образование, личный опыт), интериоризация ценностей общества формируют мотивационно-ценностую ориентацию субъекта. С другой стороны, доминирующие ценности выступают критериями оценки, на которую опирается индивид в процессе выбора как цели деятельности, так и средств ее достижения. Функцией ценностных ориентаций является регуляция поведения субъекта, осуществляемая через сравнение индивидуальных ориентиров с актуально существующими ценностями общества, через выбор мотивов и форм деятельности. Соотнесение индивидуальных ценностных ориентаций с ценностями общества вынуждает первые подвергать оценке. [12]
Таким образом, мотивация человека на достижение целей детерминируется его потребностями и ценностями. Помимо этого, важную роль в формировании мотивации играют:
- уровень самооценки (сниженная, адекватная, завышенная);
- уровень притязаний (низкий, адекватный, высокий);
- индивидуальные психофизиологические особенности;
- внешний или внутренний локус контроля;
- наличие или отсутствие ресурсов (физическое и психическое здоровье, время, информационный ресурс, социальный ресурс, и т.д).
Проведенное исследование внутренней и профессиональной мотивации сотрудников ООО «Табрис» позволило нам выявить реальный уровень притязаний. Проанализировав полученные результаты профессиональных и личных ценностных ориентиров респондентов, после внедрения групповой программы по овладению навыками развития внутренней мотивации, мы пришли к заключению, что в группе значительно изменились показатели шкал.
Что позволило нам подтвердить выдвинутую гипотезу:
1.клиенты, имеющие сниженный уровень мотивации, сталкиваются с проблемами в достижении успехов в профессиональной сфере и других аспектах социального взаимодействия, требующих приложения долгосрочных усилий, а также имеют несформированное понимание своего адекватного уровня притязаний.
2.что средствами психологического консультирования можно влиять на мотивационную сферу клиента, благоприятствуя формированию стабильной мотивации на достижение успеха в личностно и профессионально значимых для клиента сферах.
3. необходимо использовать такие способы, как мотивационное интервью, тренинг и игра в рамках психологического консультирования для работы с клиентами со сниженным уровнем мотивации, чтобы создать условия, благоприятствующие возникновению, дальнейшему росту и развитию стабильной мотивации на достижение успеха в личностно и профессионально значимых для клиента сферах, а также формированию адекватного уровня притязаний у клиента.



1. Авдиянц М. К., Винер И.Ю., Иванов Ф. Е. Психологические особенности возрастных кризисов / М. К. Авдиянц, И. Ю. Винер, Ф. Е. Иванов // В сборнике: Психологические и психоаналитические исследования. Ежегодник 2017. - С. 422–438.
2. Андрющенко, А.В. Посттравматическое стрессовое расстройство при ситуациях утраты объекта экстраординарной значимости [Текст] / А.В. Андрющенко // Психиатрия и психофармакотерапия. - 2000.- № 4. - С. 104–109.
3. Армашова А.Б. Уровни этической зоркости психолога-консультанта и их детерминация / А.Б. Армашова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2018. - № 5. - С. 62–66.
4. Астахова С.А., Антоненко И.В. Концепции возрастных кризисов в отечественной психологии / С. А. Астахова, И. В. Антоненко // В сборнике: Психология в современном мире / сборник статей Международной научно-практической конференции. Под ред. О. В. Кащеева, И. В. Антоненко, И. Н. Карицкого. - 2017. - С. 14-17.
5. Багаева О.Н. Вестник пермского университета. 2016. № 1. Серия: Философия. Психология. Социология. С. 43–51.
6. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. «Когнитивная терапия депрессии» - СПб.: Питер, 2003 -304с.
7. Бенко Е.В. Субъективное благополучие человека, переживающего нормативный кризис развития личности: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01. - Челябинск, 2017. - 23 с.
8. Бойко О.В., Новикова Н.В. Исследование индивидуально-психологических особенностей переживания личности в ситуации военного конфликта // Научная сокровищница образования Донетчины. 2019. № 1. С. 89–92.
9. Бохан Т.Г. Культурно-исторический подход к проблеме стрессоустойчивости и ее формированию в онтогенезе // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: Материалы Сибирского психологического форума. Томск, 2004. С. 519-526.
10. Бакирова Г. Х. Психология развития и мотивации персонала; Юнити-Дана - Москва, 2013. - 440 c.
6. Барышникова Елена Оценка персонала методом ассессмент-центра; Манн, Иванов и Фербер - Москва, 2013. - 256 c.
11. Батаршев А. В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи; Академия - Москва, 2014. - 192 c.
12. Башмаков В. И., Тихонова Е. В. Управление социальным развитием персонала; Академия - Москва, 2012. - 240 c.
13. Брасс А. А. Мотивация. Ласковый кнут и жесткий пряник; Издательство Гревцова - Москва, 2012. - 120 c.
14. Варенов А. В., Исаев С. Ю. Мотивация персонала. Игра или работа; Речь - Москва, 2012. - 160 c
15. Верещагина Л. А., Карелина И. М. Психология потребностей и мотивация персонала; Гуманитарный центр - Москва, 2012. - 156 c.
16. Ветлужских Елена Мотивация и оплата труда; Альпина Паблишер - Москва, 2013. - 273 c.
17. Ветлужских Елена Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика; Альпина Паблишер - Москва, 2013. - 152 c.
18. Волосский А. Мотивация и стимуляция труда; Техносфера - Москва, 2012. - 496 c.
19. Гаудж Питер Исследование мотивации персонала; Баланс Бизнес Букс – Мо
20. Голованчикова И.А. Приемы психотерапии //Методическое пособие для студентов. М- 2016. – 221 с.
21. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. — СПб.: Издательство «Речь», 2004 — 256 с.
22. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности: моногр. / О.П. Елисеев. - М.: Питер, 2016. - 512 c.
23. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - М.: СПб: Питер; Издание 2-е, испр. и перераб., 2015. - 512 c.
24. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности. Гриф УМО МО РФ: моногр. / О.П. Елисеев. - М.: Питер, 2016. - 518 c.
25. Клюева, Н. В. Консультационная психология : метод. указания / Н. В. Клюева. — Ярославль : ЯрГУ, 2017. - 60 с.
26. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия : учеб. пособие / Р. Кочюнас. - М. : Академический проект, 2016. - 463 с.
27. Ковалев, Александр Психология личности / Александр Ковалев. - М.: Просвещение, 2019.
28. Колесникова, Г. И. Психологическое консультирование : учеб. пособие / Г. И. Колесникова. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 240 с.
29. Коновалова (Длужневская), Л. А. Перцептивные механизмы затрудненного взаимодействия в психологическом консультировании : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Л. А. Коновалова (Длужневская). - Ярославль : ЯГПУ, 2016. - 174 с.
30. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия: Рук. для врачей. - 4-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выш.шк., 2009.
31. Карпов А. А. Взаимосвязи обучаемости и метакогнитивных качеств личности // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2, № 3. С. 228-235.
32. Карпов А. А., Карпов А. В. Взаимосвязь психометрического интеллекта с организацией метакогнитивных процессов и качеств личности // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 2. С. 69-78.
33. Колесникова Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции - Ростов/н/Д.: Феникс, 2005.
34. Леонтьев Д.А. Личностное измерение человеческого развития // Вопросы психологии. 2013. № 3. С. 67–80
35. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности; Проспект - Москва, 2012. - 534 c
36. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 672 с
37. Минияров В.М., Гуров А.В. Выраженность психологических механизмов защиты в различных психических состояниях // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2017. № 7. С. 20–26.
38. Обучение персонала; Равновесие - Москва, 2012. - 184 c.
39. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. Минск: Соврем. Шк., 2007 – 496с.
40. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Самара: БАХРАХ-М, 2017. 640 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ