Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет словообразования посредством наглядного материала 8
1.1 Понятие и формирование словообразования в онтогенезе:
особенности словообразования у детей 5-6 лет 8
1.2 Характеристика наглядного материала как средства формирования
у детей 5-6 лет словообразования 14
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет словообразования посредством наглядного материала 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет словообразования 21
2.2 Содержание, формы и методы работы по формированию у детей 5¬6 лет словообразования посредством наглядного материала 33
2.3 Определение динамики сформированности у детей 5-6 лет
словообразования посредством наглядного материала 42
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложения 56
Актуальность темы и проблемы исследования. Период дошкольного детства - это время, когда дети активно усваивают фонетическую, лексическую и грамматическую стороны речи, уровень развития которых влияет на успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания. Языковая компетенция ребенка в целом и состояние грамматического строя речи в частности зависит от уровня овладения словоизменением и словообразованием. В старшем дошкольном возрасте процесс словотворчества носит интенсивный характер и поэтому для того, чтобы сделать его простым и доступным, в работе необходимо использовать разнообразные методы и приемы, например, наглядный материал.
Основополагающее значение для понимания особенностей формирования словообразования у дошкольников имеют положения, выдвинутые А.Н. Гвоздевым, С.Л. Рубинштейном, А.М. Шахнаровичем, Д.Б. Элькониным и др. Труды Т.Н. Дороновой, А.В. Захаровой, Н.П. Серебренниковой, Ф.А. Сохина, Е.А. Стребелевой, Е.М. Струниной, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой обогащают исследования особенностей формирования словообразовательного процесса у детей. Л.В. Занков, изучая использование наглядных средств в процессе обучения смог определить оптимальное соотношение использования наглядных и словесных средств в процессе развития детской речи. Современные тенденции словообразования с помощью наглядного материала у дошкольников отражены в исследованиях С.И. Бойко, И.А. Галкиной, Е.А. Ефимовой, И.В. Зотовой, Е.В. Рогозиной и др.
Актуальность проблемы, её недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Формирование у детей 5-6 лет словообразования
посредством наглядного материала».
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет словообразования и недостаточным использованием наглядного материала, способствующего успешному осуществлению этого процесса.
На основании выявленного противоречия нами была обозначена проблема исследования: каковы потенциальные возможности применения наглядного материала в формировании у детей 5-6 лет словообразования?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность наглядного материала как средства формирования у детей 5-6 лет словообразования.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет словообразования.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет словообразования посредством наглядного материала.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет словообразования посредством наглядного материала будет эффективным если:
- разработаны серии непрерывной образовательной деятельности для формирования словообразования у детей 5-6 лет;
- включены дидактические игры (настольно-печатные, игры с элементами графического моделирования) в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда наглядным материалом, способствующим формированию словообразования: (театр плоскостных фигур; театр на фланелеграфе; наборы для графического моделирования; театр геометрических фигур; настольно-печатные игры).
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую
литературу по проблеме формирования словообразования у детей дошкольного возраста;
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет словообразования;
3. Определить и экспериментально апробировать содержание, формы и методы работы по формированию у детей 5-6 лет словообразования посредством наглядного материала.
Методы исследования:
- теоретические: обзор и анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросу исследования, интерпретация и обобщение педагогического опыта;
- эмпирические: экспериментальное исследование, включающее в себя 3 этапа (констатирующий, формирующий, контрольный);
- методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретические основы исследования: труды В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, С.Н. Цейтлин, Л.Г. Шадриной, Н.М. Шанского об особенностях формирования словообразовательного процесса у детей, исследования Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, Л.М. Зельмановой, А.А. Леонтьева, А.Л. Леонтьева, Б.Ф. Ломова об использовании наглядного материала в качестве средства развития детской речи.
Новизна исследования состоит в определении и описании наглядного материала как средства формирования у детей 5-6 лет словообразования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в исследовании описаны уровни сформированности словообразования у детей 5-6 лет.
Практическая значимость заключается в возможности применения различных видов наглядного материала воспитателями старшей группы в образовательном процессе на базе дошкольного образовательного учреждения для формирования словообразования у детей 5-6 лет.
Экспериментальная база исследования. СП «Детский сад № 60» ГБОУ СОШ № 3 г. Сызрани. Участниками эксперимента стали 22 воспитанника в возрасте 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (38 источников), 10 приложений. Работу иллюстрируют 13 таблиц и 2 рисунка.
Формирование навыка словообразования является одной из важных педагогических проблем, поскольку от степени его развития зависит состояние грамматического строя в частности и уровень развития речи в целом.
Развитая речь является залогом успешного психического развития ребенка, помогает планировать и регулировать поведение, общаться с окружающими и участвовать в совместной деятельности.
В первой главе нами были раскрыты и проанализированы современные подходы по изучению вопроса формирования словообразования у детей 5-6. Раскрыты основные этапы методической работы, основные методы и приемы формирования способов словообразования. Определено значение наглядного материала в данном процессе. Подробно рассматриваются основные виды наглядного материала: наглядное моделирование, изографическое моделирование, настольно-печатные дидактические игры, а также методические рекомендации к их использованию. Словообразование - это образование новых слов по определенным существующим моделям, поэтому использование наглядно-дидактических игр, делают процесс работы с детьми над словообразованием интересным и увлекательным, тем самым повышая эффективность работы по данному направлению. Введение в действие ФГОС ДО нового поколения требует поиска современных, оптимальных методов работы с детьми дошкольного возраста в области речевого развития вообще и словообразования в частности и формирования соответствующей компетентности педагогов в этом направлении.
Вторая глава содержит описание всех этапов экспериментальной части исследования. В ходе констатирующего этапа была проведена диагностика сформированности словообразования у детей 5-6 лет. Согласно полученным результатам: 9% - низкий, 73% - средний и 18% детей показали высокий уровень.
С целью формирования словообразования на формирующем этапе эксперимента были разработана серия занятий и подобраны соответствующие игры. Они апробированы при реализации следующих методик: образование однокоренных слов, образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образование детенышей животных, правильное употребление падежных форм существительных, образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, согласование числительных с существительными.
Данные, полученные на контрольном этапе эксперимента, показали, что 12% детей имеют высокий уровень, таким образом, показатель вырос на 5%. Средний уровень показали 86% детей, то есть показатель увеличился на 7%. Низкий уровень продемонстрировали 2% детей, таким образом, показатель снизился на 12%.
Полученные нами результаты эксперимента подтверждают наше предположение о том, что формирование словообразования у детей 5-6 лет будет эффективным если: разработаны серии непосредственно-образовательной деятельности для формирования словообразования у детей 5-6 лет; включены дидактические игры (настольно-печатные, игры с элементами графического моделирования) в режимные моменты; обогащена развивающая предметно-пространственная среда наглядным материалом способствующим формированию словообразования: театром плоскостных фигур; театром на фланелеграфе; наборами для графического моделирования и др.
Итоговые результаты эксперимента позволяют сделать вывод о подтверждении выдвинутой нами гипотезы.
Таким образом, материалы данной работы могут быть использованы воспитателями ДОУ для развития словообразования у детей 5-6 с помощью наглядного материала.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] // Российская газета. -
2013. - 25 ноября. // Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2013(дата обращения: 29.12.2018).
2. Абсалямова, А.А. Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста [Текст] / А.А. Абсалямова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 9. - С.46-52.
3. Аладатова, Е.В. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через речевые тренинги [Текст] / Е.В. Аладатова, А.М. Нехорошева, Т.П. Шестакова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. Челябинск, январь 2017 г. - Челябинск: Два комсомольца, 2017. - С.24-29.
4. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
5. Багичева, Н.В. Формирование грамматического строя речи и
грамматических понятий: период дошкольного детства [Текст] /
Н.В. Багичева // Филологический класс. - 2004. - № 11. - С.32-43.
6. Безрукова, О.А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста [Текст] / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. - М.: Каисса, 2008. - 52 с.
7. Бизикова, О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах [Текст]: учеб. пособие. / О.А. Бизикова. - Нижневартовск.: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та,
2014. - 93 с.
8. Бойко, С.И. Метод моделирования в развитии речи детей дошкольного возраста [Текст] / С.И. Бойко // Достижения науки и образования. - 2016. - №4. - С. 55-63.
9. Бойко, С.И. Теоретико-методологическое обоснование
использования средств наглядного моделирования в работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи [Текст] / С.И. Бойко // Проблемы педагогики. - 2017. - №2. - С. 61-66.
10. Валявко, С.М. Изучение смыслового восприятия логико-грамматических конструкций старшими дошкольниками [Текст] / С.М. Валявко, Ю.А. Шулекина // Специальное образование. - 2016. - № 1. - С.38-51.
11. Веснина, О.А. Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте [Текст] / О.А. Веснина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 2.1. - С. 4-6.
12. Галкина, И.А. Метод моделирования как средство развития описательного типа текста у старших дошкольников [Текст] / И.А. Галкина, Е.А. Теплых // Балтийский гуманитарный журнал. -2016. - № 3. - С. 211-213.
13. Гущина, Ю.Р. Применение аппаратного комплекса Пабло Систем в развитии моторных и словообразовательных возможностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Ю.Р. Гущина // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. // Режим доступа: URL: http://www.science-education.ru(дата обращения: 17.12.2018).
14. Дюсенова, З.М. Моделирование как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Дюсенова // Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Оренбург, май 2018 г. - Уфа: Аэтерна, 2018. - С. 170-173.
15. Ефимова, Е.А. Моделирование как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Ефимова, К.А. Андреева // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. XVI Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, апрель 2018 г. - Пенза: Наука и Просвещение, 2018. - С. 151-154.
16. Журавлёва, Ж.И. Особенности проявления словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и задержкой психического развития [Текст] / Ж.И. Журавлёва // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - № 125. - С. 31-40.
17. Журавлёва, Ж.И. Специфика социально-личностного компонента словесного творчества у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Ж.И. Журавлёва // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2. - С. 126-129.
18. Зотова, И.В. Роль и значение моделирования в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.В. Зотова, А.О. Сергиенкова // European research. - 2017. - № 6. - С. 62-65.
19. Ибатова, Г.Б. Состояние словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР (обзор литературных данных) [Текст] / Г.Б. Ибатова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. Пермь, январь 2013 г. - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 102-106.
20. Карнаухова, Я.Б. Возможности изографического моделирования в формировании связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Я.Б. Карнаухова // Специальное образование. - 2013. - № 1. - С.48¬57.
21. Маленьких, Т.В. Развитие навыков словообразования у
дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через подбор однокоренных слов с использованием картинно-графических схем [Электронный ресурс] / Т.В. Маленьких, И.И. Циглевкина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. // Режим доступа: URL:
https://cyberleninka.ru/article(дата обращения: 03.01.2019).
22. Медведева, Е.Ю. Особенности работы по обогащению лексико¬
грамматической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи [Электронный ресурс] / Е.Ю. Медведева // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 3. // Режим доступа: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/(дата обращения: 03.01.2019).
23. Мигунова, Е.В. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебно-метод. пособие / Е.В. Мигунова. - Великий Новгород: НГУ им. Я. Мудрого, 2007. - 151 с.
24. Михайлова, О.А. Новообразования в детской речи как отражение грамматических закономерностей [Текст] / О.А. Михайлова, Ю.Н. Михайлова // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 3. - С. 104-107.
25. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений. / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2011. - 456 с.
26. Немов, Р.С. Психология. [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов - М.: Академия, 2011. - 328 с.
27. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 368 с.
28. Панфиленко, Г.И. Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей [Текст] / Г.И. Панфиленко, Л.В. Кудрина, Н.П. Кислинская // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. Уфа, март 2015 г. - Уфа: Лето, 2015. - С. 74-76.
29. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология. [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 2008. - 318 с.
30. Пилипенко, О.В. Особенности конструирования частей речи современными дошкольниками в процессе речевого творчества [Текст] / О.В. Пилипенко // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 8. - С. 82-86.
31. Рогозина, Е.В. Роль наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников [Текст] / Е.В. Рогозина, О.В. Шкарупова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 1. - С. 55-56.
32. Тенкачёва, Т.Р. Работа по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования [Текст] / Т.Р. Тенкачёва // Вестник Брянского гос. ун-та. - 2014. - № 1. - С. 34-39.
33. Тенкачёва, Т.Р. Онтогенез формирования грамматической стороны речи у дошкольников [Текст] / Т.Р. Тенкачёва // Специальное образование. - 2013. - № 4. - С. 66-71.
34. Тенкачёва, Т.Р. Особенности грамматического строя речи у различных категорий детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.Р. Тенкачёва // Специальное образование. - 2014. - № 1. - С. 68-78.
35. Усольцев, А.П. Наглядность и её функции в обучении [Текст] / А.П. Усольцев, Т.Н. Шамало // Педагогическое образование в России. - 2016.
- № 6. - С. 102-109.
36. Филичева, Т.Б. Особенности словообразовательной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Электронный ресурс] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Ю.Р. Гущина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. // Режим доступа: URL: http //www.scince. education. (дата обращения: 17.12.2018).
37. Цыбенова, Л.Г. Дизайн иллюстрации для обучения детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Г. Цыбенова, Ж.Б. Цыбенов // Культурная жизнь регионов. - 2017. - № 1. - С. 105-108.
38. Шемелова, О.Ю. Развитие речевого творчества старших дошкольников (на материале загадки) [Текст] / О.Ю. Шемелова, И.В. Гурова // Молодой ученый. - 2017. - № 15.2. - С. 204-206.