ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет словообразования посредством наглядного материала 8
1.1 Понятие и формирование словообразования в онтогенезе:
особенности словообразования у детей 5-6 лет 8
1.2 Характеристика наглядного материала как средства формирования
у детей 5-6 лет словообразования 14
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет словообразования посредством наглядного материала 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет словообразования 21
2.2 Содержание, формы и методы работы по формированию у детей 5¬6 лет словообразования посредством наглядного материала 33
2.3 Определение динамики сформированности у детей 5-6 лет
словообразования посредством наглядного материала 42
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложения 56
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет словообразования посредством наглядного материала 8
1.1 Понятие и формирование словообразования в онтогенезе:
особенности словообразования у детей 5-6 лет 8
1.2 Характеристика наглядного материала как средства формирования
у детей 5-6 лет словообразования 14
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет словообразования посредством наглядного материала 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет словообразования 21
2.2 Содержание, формы и методы работы по формированию у детей 5¬6 лет словообразования посредством наглядного материала 33
2.3 Определение динамики сформированности у детей 5-6 лет
словообразования посредством наглядного материала 42
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложения 56
Актуальность темы и проблемы исследования. Период дошкольного детства - это время, когда дети активно усваивают фонетическую, лексическую и грамматическую стороны речи, уровень развития которых влияет на успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания. Языковая компетенция ребенка в целом и состояние грамматического строя речи в частности зависит от уровня овладения словоизменением и словообразованием. В старшем дошкольном возрасте процесс словотворчества носит интенсивный характер и поэтому для того, чтобы сделать его простым и доступным, в работе необходимо использовать разнообразные методы и приемы, например, наглядный материал.
Основополагающее значение для понимания особенностей формирования словообразования у дошкольников имеют положения, выдвинутые А.Н. Гвоздевым, С.Л. Рубинштейном, А.М. Шахнаровичем, Д.Б. Элькониным и др. Труды Т.Н. Дороновой, А.В. Захаровой, Н.П. Серебренниковой, Ф.А. Сохина, Е.А. Стребелевой, Е.М. Струниной, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой обогащают исследования особенностей формирования словообразовательного процесса у детей. Л.В. Занков, изучая использование наглядных средств в процессе обучения смог определить оптимальное соотношение использования наглядных и словесных средств в процессе развития детской речи. Современные тенденции словообразования с помощью наглядного материала у дошкольников отражены в исследованиях С.И. Бойко, И.А. Галкиной, Е.А. Ефимовой, И.В. Зотовой, Е.В. Рогозиной и др.
Актуальность проблемы, её недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Формирование у детей 5-6 лет словообразования
посредством наглядного материала».
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет словообразования и недостаточным использованием наглядного материала, способствующего успешному осуществлению этого процесса.
На основании выявленного противоречия нами была обозначена проблема исследования: каковы потенциальные возможности применения наглядного материала в формировании у детей 5-6 лет словообразования?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность наглядного материала как средства формирования у детей 5-6 лет словообразования.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет словообразования.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет словообразования посредством наглядного материала.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет словообразования посредством наглядного материала будет эффективным если:
- разработаны серии непрерывной образовательной деятельности для формирования словообразования у детей 5-6 лет;
- включены дидактические игры (настольно-печатные, игры с элементами графического моделирования) в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда наглядным материалом, способствующим формированию словообразования: (театр плоскостных фигур; театр на фланелеграфе; наборы для графического моделирования; театр геометрических фигур; настольно-печатные игры).
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую
литературу по проблеме формирования словообразования у детей дошкольного возраста;
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет словообразования;
3. Определить и экспериментально апробировать содержание, формы и методы работы по формированию у детей 5-6 лет словообразования посредством наглядного материала.
Методы исследования:
- теоретические: обзор и анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросу исследования, интерпретация и обобщение педагогического опыта;
- эмпирические: экспериментальное исследование, включающее в себя 3 этапа (констатирующий, формирующий, контрольный);
- методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретические основы исследования: труды В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, С.Н. Цейтлин, Л.Г. Шадриной, Н.М. Шанского об особенностях формирования словообразовательного процесса у детей, исследования Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, Л.М. Зельмановой, А.А. Леонтьева, А.Л. Леонтьева, Б.Ф. Ломова об использовании наглядного материала в качестве средства развития детской речи.
Новизна исследования состоит в определении и описании наглядного материала как средства формирования у детей 5-6 лет словообразования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в исследовании описаны уровни сформированности словообразования у детей 5-6 лет.
Практическая значимость заключается в возможности применения различных видов наглядного материала воспитателями старшей группы в образовательном процессе на базе дошкольного образовательного учреждения для формирования словообразования у детей 5-6 лет.
Экспериментальная база исследования. СП «Детский сад № 60» ГБОУ СОШ № 3 г. Сызрани. Участниками эксперимента стали 22 воспитанника в возрасте 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (38 источников), 10 приложений. Работу иллюстрируют 13 таблиц и 2 рисунка.
Основополагающее значение для понимания особенностей формирования словообразования у дошкольников имеют положения, выдвинутые А.Н. Гвоздевым, С.Л. Рубинштейном, А.М. Шахнаровичем, Д.Б. Элькониным и др. Труды Т.Н. Дороновой, А.В. Захаровой, Н.П. Серебренниковой, Ф.А. Сохина, Е.А. Стребелевой, Е.М. Струниной, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой обогащают исследования особенностей формирования словообразовательного процесса у детей. Л.В. Занков, изучая использование наглядных средств в процессе обучения смог определить оптимальное соотношение использования наглядных и словесных средств в процессе развития детской речи. Современные тенденции словообразования с помощью наглядного материала у дошкольников отражены в исследованиях С.И. Бойко, И.А. Галкиной, Е.А. Ефимовой, И.В. Зотовой, Е.В. Рогозиной и др.
Актуальность проблемы, её недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Формирование у детей 5-6 лет словообразования
посредством наглядного материала».
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет словообразования и недостаточным использованием наглядного материала, способствующего успешному осуществлению этого процесса.
На основании выявленного противоречия нами была обозначена проблема исследования: каковы потенциальные возможности применения наглядного материала в формировании у детей 5-6 лет словообразования?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность наглядного материала как средства формирования у детей 5-6 лет словообразования.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет словообразования.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет словообразования посредством наглядного материала.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет словообразования посредством наглядного материала будет эффективным если:
- разработаны серии непрерывной образовательной деятельности для формирования словообразования у детей 5-6 лет;
- включены дидактические игры (настольно-печатные, игры с элементами графического моделирования) в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда наглядным материалом, способствующим формированию словообразования: (театр плоскостных фигур; театр на фланелеграфе; наборы для графического моделирования; театр геометрических фигур; настольно-печатные игры).
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую
литературу по проблеме формирования словообразования у детей дошкольного возраста;
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет словообразования;
3. Определить и экспериментально апробировать содержание, формы и методы работы по формированию у детей 5-6 лет словообразования посредством наглядного материала.
Методы исследования:
- теоретические: обзор и анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросу исследования, интерпретация и обобщение педагогического опыта;
- эмпирические: экспериментальное исследование, включающее в себя 3 этапа (констатирующий, формирующий, контрольный);
- методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретические основы исследования: труды В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, С.Н. Цейтлин, Л.Г. Шадриной, Н.М. Шанского об особенностях формирования словообразовательного процесса у детей, исследования Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, Л.М. Зельмановой, А.А. Леонтьева, А.Л. Леонтьева, Б.Ф. Ломова об использовании наглядного материала в качестве средства развития детской речи.
Новизна исследования состоит в определении и описании наглядного материала как средства формирования у детей 5-6 лет словообразования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в исследовании описаны уровни сформированности словообразования у детей 5-6 лет.
Практическая значимость заключается в возможности применения различных видов наглядного материала воспитателями старшей группы в образовательном процессе на базе дошкольного образовательного учреждения для формирования словообразования у детей 5-6 лет.
Экспериментальная база исследования. СП «Детский сад № 60» ГБОУ СОШ № 3 г. Сызрани. Участниками эксперимента стали 22 воспитанника в возрасте 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (38 источников), 10 приложений. Работу иллюстрируют 13 таблиц и 2 рисунка.
Формирование навыка словообразования является одной из важных педагогических проблем, поскольку от степени его развития зависит состояние грамматического строя в частности и уровень развития речи в целом.
Развитая речь является залогом успешного психического развития ребенка, помогает планировать и регулировать поведение, общаться с окружающими и участвовать в совместной деятельности.
В первой главе нами были раскрыты и проанализированы современные подходы по изучению вопроса формирования словообразования у детей 5-6. Раскрыты основные этапы методической работы, основные методы и приемы формирования способов словообразования. Определено значение наглядного материала в данном процессе. Подробно рассматриваются основные виды наглядного материала: наглядное моделирование, изографическое моделирование, настольно-печатные дидактические игры, а также методические рекомендации к их использованию. Словообразование - это образование новых слов по определенным существующим моделям, поэтому использование наглядно-дидактических игр, делают процесс работы с детьми над словообразованием интересным и увлекательным, тем самым повышая эффективность работы по данному направлению. Введение в действие ФГОС ДО нового поколения требует поиска современных, оптимальных методов работы с детьми дошкольного возраста в области речевого развития вообще и словообразования в частности и формирования соответствующей компетентности педагогов в этом направлении.
Вторая глава содержит описание всех этапов экспериментальной части исследования. В ходе констатирующего этапа была проведена диагностика сформированности словообразования у детей 5-6 лет. Согласно полученным результатам: 9% - низкий, 73% - средний и 18% детей показали высокий уровень.
С целью формирования словообразования на формирующем этапе эксперимента были разработана серия занятий и подобраны соответствующие игры. Они апробированы при реализации следующих методик: образование однокоренных слов, образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образование детенышей животных, правильное употребление падежных форм существительных, образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, согласование числительных с существительными.
Данные, полученные на контрольном этапе эксперимента, показали, что 12% детей имеют высокий уровень, таким образом, показатель вырос на 5%. Средний уровень показали 86% детей, то есть показатель увеличился на 7%. Низкий уровень продемонстрировали 2% детей, таким образом, показатель снизился на 12%.
Полученные нами результаты эксперимента подтверждают наше предположение о том, что формирование словообразования у детей 5-6 лет будет эффективным если: разработаны серии непосредственно-образовательной деятельности для формирования словообразования у детей 5-6 лет; включены дидактические игры (настольно-печатные, игры с элементами графического моделирования) в режимные моменты; обогащена развивающая предметно-пространственная среда наглядным материалом способствующим формированию словообразования: театром плоскостных фигур; театром на фланелеграфе; наборами для графического моделирования и др.
Итоговые результаты эксперимента позволяют сделать вывод о подтверждении выдвинутой нами гипотезы.
Таким образом, материалы данной работы могут быть использованы воспитателями ДОУ для развития словообразования у детей 5-6 с помощью наглядного материала.
Развитая речь является залогом успешного психического развития ребенка, помогает планировать и регулировать поведение, общаться с окружающими и участвовать в совместной деятельности.
В первой главе нами были раскрыты и проанализированы современные подходы по изучению вопроса формирования словообразования у детей 5-6. Раскрыты основные этапы методической работы, основные методы и приемы формирования способов словообразования. Определено значение наглядного материала в данном процессе. Подробно рассматриваются основные виды наглядного материала: наглядное моделирование, изографическое моделирование, настольно-печатные дидактические игры, а также методические рекомендации к их использованию. Словообразование - это образование новых слов по определенным существующим моделям, поэтому использование наглядно-дидактических игр, делают процесс работы с детьми над словообразованием интересным и увлекательным, тем самым повышая эффективность работы по данному направлению. Введение в действие ФГОС ДО нового поколения требует поиска современных, оптимальных методов работы с детьми дошкольного возраста в области речевого развития вообще и словообразования в частности и формирования соответствующей компетентности педагогов в этом направлении.
Вторая глава содержит описание всех этапов экспериментальной части исследования. В ходе констатирующего этапа была проведена диагностика сформированности словообразования у детей 5-6 лет. Согласно полученным результатам: 9% - низкий, 73% - средний и 18% детей показали высокий уровень.
С целью формирования словообразования на формирующем этапе эксперимента были разработана серия занятий и подобраны соответствующие игры. Они апробированы при реализации следующих методик: образование однокоренных слов, образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образование детенышей животных, правильное употребление падежных форм существительных, образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, согласование числительных с существительными.
Данные, полученные на контрольном этапе эксперимента, показали, что 12% детей имеют высокий уровень, таким образом, показатель вырос на 5%. Средний уровень показали 86% детей, то есть показатель увеличился на 7%. Низкий уровень продемонстрировали 2% детей, таким образом, показатель снизился на 12%.
Полученные нами результаты эксперимента подтверждают наше предположение о том, что формирование словообразования у детей 5-6 лет будет эффективным если: разработаны серии непосредственно-образовательной деятельности для формирования словообразования у детей 5-6 лет; включены дидактические игры (настольно-печатные, игры с элементами графического моделирования) в режимные моменты; обогащена развивающая предметно-пространственная среда наглядным материалом способствующим формированию словообразования: театром плоскостных фигур; театром на фланелеграфе; наборами для графического моделирования и др.
Итоговые результаты эксперимента позволяют сделать вывод о подтверждении выдвинутой нами гипотезы.
Таким образом, материалы данной работы могут быть использованы воспитателями ДОУ для развития словообразования у детей 5-6 с помощью наглядного материала.
Подобные работы
- Формирование навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством наглядного моделирования
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2017 - Развитие у детей 6-7 лет вербального воображения посредством игры «Dungeons & Dragons»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2022 - Использование пиктограмм в логопедической работе по формированию глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Использование пиктограмм в логопедической работе по формированию
глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - Формирование словаря ребенка старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017



