Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь проявлений профессионального стресса и компонентов личностной готовности к изменениям (на примере сотрудников ООО «Центр Финансового и Налогового консалтинга»)

Работа №116056

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы психологических особенностей профессионального стресса и личностной готовности к изменениям персонала организации
1.1Профессиональный стресс и особенности его проявлений у
сотрудников организаций
1.2Основные теоретические и эмпирические подходы к
изучению личностной готовности к изменениям у сотрудников организации
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи проявления профессионального стресса и личностной готовности к изменениям сотрудников ООО «Центр Финансового и Налогового консалтинга»
2.1Организация и методы исследования
2.2Результаты исследования проявлений профессионального
стресса и личностной готовности к изменениям у сотрудников ООО «Центр Финансового и Налогового консалтинга»
2.3Статистический анализ результатов исследования
взаимосвязи проявлений профессионального стресса и
компонентов личностной готовности к изменениям сотрудников ООО «Центр Финансового и Налогового
консалтинга»
2.4Рекомендации и программа психологического просвещения
сотрудников ООО «Центр Финансового и Налогового консалтинга»
Заключение
Список используемой литературы

Актуальность исследования. В современных психологических
условиях глобализации, неопределённости и изменчивости мира,
нестабильных социально-экономических условий его существования,
проблема профессионального стресса приобретает наибольшую остроту и
актуальность, как в социальном, так и в практическом и научном плане. В
первую очередь, это обусловлено ярко выраженными отрицательными
последствиями пандемии, которые проявляются в массовом возникновении и
формировании негативных социально-психологических проявлений в
отношении психического и психологического здоровья, негативных
установок по отношению к собственной личности, себя как профессионала, и
профессиональной деятельности в целом. Пандемия, неопределённость
дальнейшего будущего, усиление социально-психологического и
профессионального неблагополучия зачастую приводит к обострению
переживаний неудовлетворённости и чувства собственной
несостоятельности, апатии к профессиональной деятельности, негативной
оценке перспективы будущего, потере значимых профессиональных и
жизненных ценностей, снижение профессиональных ресурсов специалиста.
Как следствие, всё это приводит человека к острым состояниям
профессионального стресса, его хроническим формам и развитию
психогенных психосоматических заболеваний, нарушению всех видов
здоровья.
Профессиональный стресс, как явление в науке, в психологической
отрасли, став предметом научно-практического исследования зарубежных
авторов с 60-х гг. прошлого века, приобретает свою актуальность и в наше
нестабильное время. Об этом свидетельствует большое число
публикационных исследований отечественных (Б.Г. Ананьев, В.А. Бодров,
В.В. Бойко и другие) и зарубежных авторов (Г. Селье, К. Маслач, П. Брилл,
Э. Аронсон, С. Джексон, А. Пинс и другие).В отечественной психологии в конце 90-х гг. ХХ века в различных
сферах профессиональной деятельности активно изучался профессиональный
стресс. Изучались особенности трудовой деятельности инженеров,
педагогов, врачей, работников социальной сферы и сферы с высоким риском
профессиональных ошибок. При изучении данной проблемы были выделены
факторы стрессогенного характера, которые способствуют возникновению
профессионального стресса. По мнению таких авторов как Л.И. Щербич,
Н.А. Аминов, Е.С. Старченкова, Н.В. Мальцева, И.И. Серегина деятельность
работников коммерческих организаций стала рассматриваться как
стрессогенная и изучаться с позиции возможности возникновения
профессионального стресса сравнительно недавно.
Это обусловлено повышением требований со стороны общества и
работодателей к профессиональным компетенциям специалистов самой
разной профессиональной направленности, объективным увеличением
стрессовой нагрузки, интенсивностью труда, психоэмоциональными
перегрузками, высокими нагрузками на интеллектуальную сферу, большим
количеством контактов в течение рабочего дня. Многие другие факторы
делают самые разные группы специалистов еще более уязвимыми в
отношении развития профессионального стресса и его последствий.
Модернизации и наукоёмкие технологии, внедряющиеся на
современном этапе в профессиональную деятельность, требуют от
специалистов не только высокой профессиональной компетентности в своей
области знаний, но и готовности быстро и активно реагировать на
изменяющиеся организационные условия профессиональной деятельности,
Что, на наш взгляд, может служить дополнительным психологическим
фактором возникновения деструктивных последствий профессионального
стресса.
В зависимости от выбранного автором подхода, проблема готовности
личности к изменениям в научной литературе рассматривается с разных
позиций. Б.Г. Ананьев, К.К. Платонова, В.А. Крутецкий рассматривалиготовность как условие или способность успешной деятельности в рамках
деятельностного подхода. П.А. Рудик, Н.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович
рассматривали готовность как установку на активные действия,
приспособление личности для успешных действий, обусловленные мотивами
и психическими особенностями в рамках личностного подхода.
А.Л. Журавлев рассматривал готовность как важнейшее условие успешности
осуществляемого нововведения, совокупность личностных психологических,
организационных социально-экономических факторов, групповых
социально-психологических факторов, которые способствуют нововведению
с позиции инновационного подхода.
Таким образом, выше обозначенный анализ актуальности исследуемой
темы позволяет нам определить противоречия, заключающиеся в
следующем. Во-первых, если проблема профессионального стресса
специалистов в психологической научной литературе активно
разрабатывается, то проблема взаимосвязи профессионального стресса и
личностной готовности специалистов к изменениям лишь в недавнее время
стал привлекать внимания современных исследователей, а во-вторых, не
рассматриваются системно личностные факторы профилактики
профессионального стресса, такие как компоненты личностной готовности к
изменениям.
Обозначенное противоречие позволило сформулировать проблему
исследования, заключающуюся в выявлении особенностей проявления и
развития профессионального стресса у работников организации и
определении особенностей его взаимосвязи с компонентами личностной
готовности работников к изменениям. Решение этой проблемы позволит
расширить представление о феномене профессионального стресса, определив
данное исследование актуальным не только в теоретическом, но и в
практическом плане.
Цель исследования: установить и описать особенности взаимосвязи
между личностной готовностью к изменениям и проявлениямипрофессионального стресса у сотрудников ООО «Центр Финансового и
Налогового консалтинга».
Объект исследования: профессиональный стресс; личностная
готовность к изменениям.
Предмет исследования: взаимосвязь готовности личности к
изменениям и проявлений профессионального стресса у сотрудников ООО
«Центр Финансового и Налогового консалтинга».
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует
взаимосвязь между выраженностью профессионального стресса и
личностной готовностью к изменениям, а именно с такими компонентами,
как оптимизм, адаптивность, уверенность, находчивость; чем в большей
степени личность готова к изменениям, тем в меньшей степени она
подвержена формированию профессионального стресса.
Для достижения поставленной цели исследования предусматривается
решение следующих задач:
– провести анализ психологической литературы по проблемам
личностной готовности к изменениям и профессиональному стрессу
в отечественной и зарубежной литературе.
– выбрать и обосновать психодиагностический инструментарий для
исследования данной проблемы.
– эмпирически изучить готовность сотрудников организации к
изменениям, установить у них соответствующие проявления
профессионального стресса.
– установить и охарактеризовать взаимосвязь между
профессиональным стрессом и личностной готовностью к изменениям
у сотрудников ООО «Центр Финансового и Налогового консалтинга».
– сформулировать выводы о проделанной работе и разработать
рекомендации для психопрофилактического мероприятия,
направленного на снижение профессионального стресса для
сотрудников ООО «Центр Финансового и Налогового консалтинга».Для реализации поставленных задач разработана программа
исследования, в рамках которой использовались следующие методы:
– теоретические методы (анализ и обобщение научных источников по
проблеме исследования);
– эмпирические методы (Психодиагностические опросники: методика
«Личностная готовность к переменам» (авторы Родники, Хезер,
Голдом, Хал, в адаптации Н.А. Бажанова и Г.Л. Бардиер); методика
диагностики «Оценка профессионального стресса» Вайсмана; методика
«Оценка нервно-психического напряжения» Т.А. Немчина.
– методы количественной, качественной и математико-статистической
обработки данных (описательная статистика, корреляционный анализ),
интерпретация результатов исследования.
Экспериментальной базой исследования является ООО «Центр
Финансового и Налогового консалтинга». В исследовании приняли участие
сотрудники в количестве 24 человек в возрасте от 25 до 55 лет, 10 женщин и
14 мужчин.
Теоретико-методологической основой исследования стали
теоретические положения и ключевые принципы, сформулированные
ведущими отечественными и зарубежными психологами, а именно:
– деятельностный подход А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и
позволяющий утверждать, что готовность личности к изменениям не
только обеспечивает эффективность выполняемой деятельности, но и
сама оптимально выражается в деятельности, поведении и общении, во
взаимоотношениях с другими;
– принцип детерминизма, предложенный С.Л. Рубинштейном, согласно
которому особенности проявления готовности личности к изменениям
закономерно зависят от порождающих её внешних и внутренних
факторов;
– теоретические и практические исследования проблемы готовности
личности к изменениям (К.А. Абульханова-Славская,С.Л. Рубинштейн, В. Франкл, К. Ясперс, В.Е. Клочко, И.В. Брынза и
др.), также труды отечественных и зарубежных исследователей по
проблеме профессионального стресса (Г. Селье, В.А. Бодров,
К. Маслач, В.Е. Орел, Т.И. Рогинская, В.В. Бойко и др.).
Научная достоверность результатов и обоснованность выводов
исследования обеспечены использованием современной методологии
научного познания; последовательной реализацией исходных теоретических
положений и терминологического аппарата исследования, основанного на
фундаментальных отечественных и зарубежных исследованиях в области
психологии; использованием методов исследования, адекватных его задачам;
репрезентативность выборки; применением методов математической
статистики.
Новизна исследования состоит в том, что проблема
профессионального стресса и личностная готовность сотрудников
организации к изменениям являются изученными недостаточно в
психологии.
Личное участие автора исследования заключалось в разработке
экспериментального плана, выборе методик для проведения теоретической и
экспериментальной части исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
полученные результаты будут способствовать расширению теоретических
знаний по проблеме готовности личности к изменениям, по проблеме
профессионального стресса, могут составлять теоретико-методологическую
основу дальнейших исследований в области данной проблематики.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в
том, что её результаты могут быть использованы в сфере профилактики
профессионального стресса на разных этапах профессионального развития
сотрудников организации.
Результаты исследования могут быть использованы для
совершенствования подготовки психологов и педагогов-психологов,работающих в области психологического консультирования и при разработке
коррекционно-развивающих программ профилактики профессионального
стресса сотрудников организации.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного
исследования были представлены автором на аттестации на кафедре
«Дошкольная педагогика, прикладная психология».
Положения, выносимые на защиту
– существует обратная (отрицательная) взаимосвязь между
выраженностью профессионального стресса и личностной готовностью
к изменениям сотрудников. А именно, обратная взаимосвязь
зафиксирована с такими компонентами, как оптимизм, адаптивность,
уверенность, находчивость: чем в большей степени личность готова к
изменениям, тем в меньшей степени она подвержена формированию
профессионального стресса.
– для сотрудников, как с низкой, так и с умеренной и высокой
степенью выраженности профессионального стресса, характерным
является недостаточная сформированность компонента «толерантность
к двусмысленности», что проявляется в беспокойстве и тревоге к
отсутствию ясных и прямых ответов. Всем сотрудникам присуще
недостаточное самообладание в ситуациях, когда не ясна суть
происходящего или не ясен исход общего дела, когда не определены
цели и ожидания, когда начатое дело остаётся незавершённым.
– предложены рекомендации управленческому составу организации и
составлена программа психологического просвещения «Развитие
стрессоустойчивости и снижение профессионального стресса»,
направленная на повышение стрессоустойчивости, саморегуляции.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из
введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.
Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день проблема психологических особенностей
личности, снижающих вероятность профессионального стресса, продолжает
оставаться актуальной, она изучена недостаточно широко и полноценно на
современном этапе деятельности организаций, что и определило
актуальность темы научно-исследовательской работы.
В ходе анализа научной литературы по проблеме исследования мы
рассмотрели понятия профессиональный стресс и его факторы,
проанализировали подходы к личностной готовности к изменениям как
системном явлении в психологической науке. По итогам проведенного
анализа установлено, что причины возникновения профессионального
стресса целесообразно рассматривать одновременно как с позиции внешних
условий (средовых, организационных), так и с позиции личностных ресурсов
сотрудников (особенности восприятия, личностные и психологические
особенности, профессиональный компетенции).
Личностная готовность к изменениям сотрудников организации
представляет собой системное психологическое явление, различные
варианты сочетания личностных компонентов: страстность, оптимизм,
адаптивность, уверенность, находчивость, толерантность к двусмысленности,
смелость и уверенность. В рамках данного исследования мы установили, что
существует обратная взаимосвязь между проявлениями профессионального
стресса и компонентами оптимизм, адаптивность, уверенность, находчивость
личностной готовности к изменениям у сотрудников ООО «Центр
Финансового и Налогового консалтинга». Для работников как с низкой,
умеренной, так и с высокой степенью выраженности профессионального
стресса и состояний нервно-психического напряжения существует
отрицательная взаимосвязь между обозначенными компонентами готовности
личности к изменениям и проявлениями профессионального стресса.Это как следствие, приводит к невозможности эффективной
профессиональной деятельности, так как в процессе таких попыток
сотрудники не применяют личностные факторы – качества готовности к
переменам, блокируется способность к снижению стрессовой
профессиональной нагрузки, общая напряженность в коллективе
усиливается. Анализ проведенных ранее исследований в обозначенной
области исследования, позволил установить, что к основным
психологическим особенностям личности, снижающим вероятность
профессионального стресса, относят такие личностные свойства, как
страстность, оптимизм, адаптивность, уверенность, находчивость,
толерантность к двусмысленности, смелость и уверенность. Такие
индивидуально-личностные особенности снижают напряженность и
деструктивные проявления в ситуации стресса, и тем самым служат
благоприятной средой для профилактики профессионального стресса у самих
сотрудников в неоднозначных, неопределенных и сложных ситуациях
профессиональной деятельности.
Можем утверждать, основываясь на результаты эмпирического
исследования, что возникновение и выраженность профессионального
стресса и дистрессовых состояний связана отрицательно с такими
компонентами готовности личности сотрудников к изменениям, как
оптимизм, адаптивность, уверенность, находчивость.
Апробация и внедрение составленной на основе эмпирических
результатов программы психологического просвещения, может стать
практическим продолжением исследования и, в конечном итоге будет
способствовать улучшению деятельности организации, снижению
напряжения и улучшению социально-психологического климата в
коллективе.


1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. СПб., 2004.
2. Аверин А. Н. Управление персоналом, кадровая и социальная
политика в организации. Екатеринбур : УГТУ-УПИ, 2016. 151 с.
3. Аксеновская Л. Н. Проблемы современной психологии: теория,
практика, эксперимент, Материалы юбилейной научно-практической
конференции молодых ученых, посвященной 40-летию кафедры психологии
(кафедры психологии). Саратов: ИЦ «Наука», 2012. 180 с.
4. Альбуханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности //
Психология личности // т. 2//Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом "Бахрах",
1999. 240 с.
5. Анохин П. К. Эмоции. Психология эмоций. М.: Педагогика, 1984.
С. 214-276.
6. Артемьева И. Г. Подбор и расстановка кадров как необходимые
составляющие эффективного управления персоналом // European Social
Science Journal. 2016. № 9-2 (25). С. 366-373.
7. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб. :
Речь, 2004. 271 с.
8. Безумова Л. Г., Ярушкин Н. Н. Изменение ценностей в
смысловой сфере личности студентов в процессе их обучения в вузе //
Вестник самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2012. № 1
(3). С. 70-81.
9. Бодров В. А. Профессиональная пригодность и личность
профессионала /в кн.: Практикум по дифференциальной психодиагностике
профессиональной пригодности / Под общ. ред. В.А. Бодрова. М.: ПЕР СЭ.
2003.
10. Божович Л. И. Психологический анализ условий формирования и
строения гармонически развитой личности // Методологические проблемы
формирования и развития личности. М.: Академия, 1981.11. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в
профессиональном общении. СПб.: Питер. 1999. С.99-105.
12. Бохан Т. Г. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурно-
исторического исследования. Томск: Иван Федоров, 2008. 267 с.
13. Бочарова Е. Е. Стратегии копинг-поведения и субъективное
благополучие личности // Адаптация личности в современном мире: межвуз.
сб. науч. тр. Саратов, 2008. Вып 1. С. 22-29.
14. Брынза И. В. Готовность к изменениям как психологический
ресурс личности в достижении благополучия // Science and Education a New
Dimension. Pedagogy and Psychology. 2015. III (31). С.69-73.
15. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по
психодиагностике. СПб.: Питер, 2002. 528 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ