Введение 2
1. Место «Записок из подполья» в творчестве Достоевского и его времени 5
1.1. Социанальный фон 5
1.2. История создания повести и развития мысли Достоевского 5
2. Анализ окружающего мира в «Записках из подполья» 10
2.1. О пейзаже 10
2.2. О других персонажах 15
Заключение 21
Список литературы 22
"Записки из подполья" - записки русского писателя Ф.М. Достоевского. Произведение в основном рассказывает о внутренней мыслительной деятельности главного героя “ подпольного человека”. В книге описывается вымышленный персонаж, который, по мнению автора, не только возможен, но даже неизбежен в в обществе того времени.
Записки ведутся главным героем — "подпольным человеком" — от первого лица. Подпольный человек — отставной государственный служащий, которому около 40 лет. Его сердце полно болезненной неполноценности, у него сложный характер, но он часто анализирует себя. Книга состоит из двух частей: первая часть представляет собой длинный монолог о людях, в котором обсуждаются такие философские вопросы, как свобода воли, человеческая иррациональность и историческая иррациональность. Вторая часть заключается в том, что подпольный человек прослеживает свое прошлое и свое знакомство с проституткой Лизой.
"Записки из подполья" (1864) занимают особое место в творчестве Достоевского. Большинство российских демократических критиков дали отрицательные отзывы об этом произведении, связав рассказчика истории (подпольного человека) с автором .
Известный русский критик, теоретик народничества, Николай Константинович Михайловский в своей статье “Жестокий талант” дал высокую оценку «Запискам»: «Подпольный человек (будем для краткости так называть неизвестное лицо, от имени которого ведутся "Записки из подполья") начинает свои записки некоторыми философскими размышлениями. При этом среди безразличных для нас в настоящую минуту, но не лишенных блеска и оригинальности мыслей он выматывает из себя перед читателем душу, стараясь дорыться до самого ее дна и показать это дно во всей его грязи и гадости. Разоблачение происходит жестокое и именно в том направлении, чтобы предъявить публике "все изгибы сладострастия" злобы».
Оценивая статус "Записок из подполья" в контексте общественной мысли второй половины 19 века, следует отметить, что глубинное своеобразие религиозно-философской проблематики Достоевского и художественной методологии Достоевского еще при его жизни встречало непонимание со стороны критиков, исследователей и читателей. «Преступление и наказание» или «Бесы» нередко оценивались как «тенденциозные произведения, направленные против разночинной молодежи и передовых идей, а в «Братьях Карамазовых» находилось чрезмерное обилие «лампадного масла» и «психиатрической истерики», «эпилептически судорожное» восприятие действительности» .
Критика Достоевским всего "прогресса" (права, социализма, товарно-валютных отношений, технологических "чудес" и т.д.) глупа и неприемлема для многих людей. "Жестокий талант" [Н.K. Михайловский], "Больные люди" [П.Н. Ткачев] — такое определение писателя и его героев часто можно увидеть на страницах журналов и газет. Даже И.С. Тургенев также сравнил Достоевского с маркизом де Садом, любителем "развратного счастья" и "изысканных пыток и боли", как бы прокладывая путь для последующего неуместного признания автора и его персонажей" .
Описание мира, окружающего подпольного человека, является важной частью формирования образа персонажей в литературных произведениях. На самом деле главный герой живет в социальном обществе. Если писатель не описывает окружающий мир, в которой живет персонаж, значит созданный герой недостаточно реален. Описание окружающего мира в литературных произведениях предназначено не только для уточнения времени и места событий, но и для формирования образа персонажа.
Слова и поступки персонажей имеют значение для главного героя и характеризуют современное ему общество. И Достоевский расширил эту социальную природу в своих произведениях.
В своей работе я не анализирую саму личность или характер главного героя — подпольного человека (ему посвящено много статей), но предпринимаю анализ окружающего мира, в котором существует подпольный человек. Исследование того, как окружающий мир влияет на подпольного человека, поможет дать ответ и на вопрос, как город, сослуживцы, знакомые, Лиза, городские пейзажи – среда – создают образ подпольного человека.
Если подвести итоги, то окружающий мир "Записок из подполья" оказывает большое влияние на главного героя. «Записки» воплощают в сложных отношениях взаимозависимости давний конфликт между старыми романтическими идеями и новыми реформами 1860-х гг. Эти отношения развиваются из на основе фундаментального социального атрибута человека — взаимодействия с обществом.
В то же время «Записки из подполья» специфичны для современной Достоевскому эпохи,в конце повести автор больше не использовал “я”, а вместо этого использовал “мы”. В начале «Записок из подполья» Достоевский помещает свой комментарий в сноске, внизу, отдельно от основного текста записок:
“Тем не менее такие лица, как сочинитель таких записок, не только могут, но даже должны существовать в нашем обществе, взяв в соображение те обстоятельства, при которых вообще складывалось наше общество. Я хотел вывести перед лицо публики, повиднее обыкновенного, один из характеров протекшего недавнего времени. Это — один из представителей еще доживающего поколения”
Таким образом, подпольные люди не являются личностями, а относятся к множеству людей в обществе того времени. Этот тип человека не исчез с развитием времени, и он все еще существует даже в наше время.
1. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага: The YMCA PRESS Ltd., 1923. 238 с.
2. Достоевский Ф. М. Записки из подполья // Интернет-библиотека Алексея Комарова. URL: https://ilibrary.ru/text/9/p.2/index.html
3. Записки из подполья // Википедия — свободная энциклопедия. Дата доступа: 25.05.2022 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B8_%D0%B8%D0%B7_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%8F
4. Кондрыкина, Н. В. Роман Ф.М. Достоевского «Записки из подполья» в оценке русской критики // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 1122-1135. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17092/
5. Лесевицкий А.В. Реформы Петра Великого в восприятии Ф.М. Достоевского и идеологов евразийства // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/09/3635
6. Михайловский Н. К. Жестокий талант // Литературно-критические статьи. М., 1957. Html-версия - В. Есаулов, июнь 2007. URL: http://az.lib.ru/m/mihajlowskij_n_k/text_0042.shtml
7. Эпоха (публицистика) // Ѳедоръ Достоевскiй. Антология жизни и творчества. URL: https://fedordostoevsky.ru/works/lifetime/epoch/