ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития 8
1.1 Особенности формирования первоначальных вербальных
коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий формирования
первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития 18
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития 26
2.1 Выявление уровня сформированности первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития 26
2.2 Реализация психолого-педагогических условий по формированию первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития 37
2.3 Динамика сформированности первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития 48
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Приложения 61
Актуальность исследования обусловлена тем, что дошкольное образование как уровень общего образования выдвигает целый ряд требований к развитию ребенка, а особенно к его личностным характеристикам. Главная цель коррекционного образования - это эмоционально, коммуникативно, физически и психически развивать и адаптировать ребенка с задержкой речевого развития, а также как можно лучше социализировать его в современных условиях жизни. Исходя из данного подхода, формирование первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития становиться важной задачей.
Известно, что в единой системе образования первым уровнем образования считается дошкольное образование, в рамках которого происходит активное становление основ личности. Во ФГОС ДОО значение уделяется становлению общения детей, формированию коммуникативной деятельности на протяжении всех этапов дошкольного детства. Проблему формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков изучали: Л.Н. Галагузова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Е.А. Смирнова, Д.Б. Эльконин и другие.
Как показывают исследования Т.А. Власовой, Ю. Дауленске, К.С. Лебединской, У.В. Ульенковой, Л.М. Шипицыной большую часть детей, испытывающих трудности в развитии коммуникативных навыков, составляют дети с задержкой речевого развития. В рамках психолого-педагогических исследований накоплен значительный материал, свидетельствующий о специфических особенностях развития детей с задержкой речевого развития, отличающих их, с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, но с другой стороны подтверждающих, что дети с задержкой речевого развития не имеют значительных дефектов. Детям с задержкой речевого развития свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающим и потребности в общении.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для обеспечения данного процесса.
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
Объект исследования - процесс формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
Гипотеза исследования: формирование первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития будет наиболее эффективным, при следующих психолого-педагогических условиях:
- отобраны и разработаны игры и игровые упражнения, направленные на формирование первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда, активизирующая проявления первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития;
- организована совместная работа с педагогами по формированию первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать комплекс диагностических методик и выявить уровень сформированности первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
3. Экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
Теоретическую основу исследования составляют:
- особенности развития коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития (Л.В. Антакова- Фомина, Т.Ю. Бердышева, В.К. Воробьева, В.П. Глухова, Н.В. Микляева);
- исследования в области формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков (М.М. Алексеева, Л.С. Выготский, О.П. Короткова, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Е. М. Струнина, О.С. Ушакова, Л.П. Федоренко, В.И. Яшина);
- исследования специфики формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития (Н.Г. Волобуева, Г.В. Гончарук, Л.С. Давыдова, И.В. Кашко, И.В. Коробова, С.В. Медведева, Л.А. Труфанова, А.Н. Фролова, В.В. Чернявская).
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение, анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования состоит в определении психолого-педагогических условий формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании психолого-педагогических условий формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития. Описаны уровни сформированности первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования картотеки разработанных игр и игровых упражнений для формирования первоначальных вербальных
коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития в практике работы дошкольных образовательных учреждений воспитателями, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, работающими с детьми с задержкой речевого развития.
База исследования: Тольяттинский СРНЦ «Гармония». В исследовании приняли участие дети четвертого года жизни с задержкой речевого развития в количестве 10 человек.
Структура бакалаврской работы включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы (55 источников), четыре приложения. В тексте работы представлены 11 таблиц и 2 рисунка.
Период дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития является сложной, но необходимой для дальнейшего успешного развития детей.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников - это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желание вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами общения.
Основными психолого-педагогическими условиями, формирующими первоначальные вербальные коммуникативные навыки у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития, являются: организация занятий с включением различных коммуникативных игр и упражнений , обогащение развивающей предметно-пространственной среды, организация совместной работы с родителями и педагогами группы.
Для диагностики уровня первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития были выделены следующие показатели их сформированности:
- умение договариваться с партнером по общению;
- умение общаться в совместных действиях детей;
- умение применять средства коммуникации в общении;
- умение понимать ситуации социального взаимодействия;
- умение инициировать общение.
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтверждают и дополняют данные научных исследований педагогов и психологов в данной области, обусловливают необходимость оказания психолого-педагогической помощи в формировании первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
В целом были получены следующие результаты: большинство детей 70% показали низкий уровень развития первоначальных вербальных коммуникативных навыков, средний уровень выявлен у 2 детей (20%), высокий уровень развития первоначальных вербальных коммуникативных навыков выявлен только у одного ребенка (10%).
Проделанная работа по формированию первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития включала в себя выполнение следующих психолого- педагогических условий:
- отобраны и разработаны игры и игровые упражнения, направленные на формирование первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда, активизирующая проявления первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития ;
- организована совместная работа с педагогами по формированию первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
Следует отметить, что проведенная работа имела положительный результат в исследуемой группе детей, а также помогла в дальнейшей работе специалистов центра помощи.
Проведение контрольного этапа эксперимента показало, что у детей повысилась речевая активность, что отмечали и другие специалисты, работающие с детьми данной группы. Специалисты центра помощи также оценили положительную динамику в общем развитии детей. По результатам контрольного этапа было выявлено, что на контрольном этапе эксперимента у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития количество детей с высоким уровнем развития первоначальных вербальных коммуникативных навыков выросло на 10%, количество детей со средним уровнем выросло на 20%, с низким уровнем - снизилось на 30%.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
1. Антакова-Фомина, Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук [Текст]: Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД / Л.В. Антакова-Фомина. - М.: Просвещение, 2014. - 24 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения [Текст] : книга для педагогов / А.Г. Арушанова, М.: Мозаика - Синтез, 2012. - 286 с.
3. Алексеева, А.М. Теория и методика развития речи: [Текст] / А.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Академия, 2014. - 488 с.
4. Бардышева Т.Ю. Игровые задания для детей 4-5 лет [Текст] / Т.Ю. Бардышева. - СПб. : Речь, 2016. - 36 с.
5. Башаева, Т.В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность [Текст] / Т.В. Башаева. - М. : Наука, 2016. - 176 с.
6. Бизикова, О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах [Текст] / О.А. Бизикова. - Нижневартовск. : Нижневартовского государственного университета, 2014. - 93 с.
7. Бурцева, И.В. Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ОВЗ [Текст] / И.В. Бурцева // Дошкольная педагогика. - 2013. - №2. - С. 63-68.
8. Букина, Л.В. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Электронный ресурс] / Л.В. Букина //Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф (22 января 2016 г) - М.: «Интер-актив плюс», 2016 // Режим доступа: http//www.interactive-plus/ru. (дата обращения: 23.02.2019).
9. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб. : Детство Пресс, 2015.- 144 с.
10. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г.А. Волкова. - М.,
2013. - 272 с.
11. Волков, Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы [Текст] / Б.С. Волков. - М.: Владос, 2016. - 512 с.
12. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М. : МПСУ, 2016. - 83 с.
13. Визель, Т.Г. Речевое развитие ребенка [Текст] / Т.Г. Визель. - М.: ЮВЕНТА, 2012. - 126 с.
14. Вильшанская, А.Д. Работа учителя-дефектолога дошкольниками с ОВЗ [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - №6. - С. 22-32.
15. Виноградова, Е.И. Методы педагогического воздействия во время занятий с дошкольниками [Текст] / Е.А. Виноградова // Проблемы педагогики. - 2016. - № 2. - С. 13.
16. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Национальное образование, 2015. - 368 с.
17. Генденштейн, Л.Э. Домашняя школа Монтессори [Текст] / Л.Э. Генденштейн, Е.Л. Мадышева. - М.: Карапуз, 2017. - 16 с.
18. Гуревич, П.С. Психология личности [Текст] / П.С. Гуревич. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 559 с.
19. Гуськова, А.А. Речевое развитие детей 5-7 лет на основе пересказа [Текст] / А.А. Гуськова - М. : ТЦ Сфера, 2016. - 89 с.
20. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. - М. : АРКТИ,
2014. - 168 с.
21. Деркунская, В.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников [Текст] / В.А. Деркунская, А.А. Ошкина. - М. : Центр педагогического образования, 2013. - 368 с.
22. Ефимова, Н.С. Социальная психология [Текст] / Н.С. Ефимова. - М. : Академический проект, 2012. - 202 с.
23. Жукова, Н.С. Формирование устной речи [Текст] / Н.С. Жукова. - М.: Социально-политический журнал, 2014. - 96 с.
24. Ивченко, Е.П. Игры в коррекционной работе [Текст] / Е.П. Ивченко // Дошкольная педагогика. - 2014. - №1. - С. 46-50.
25. Истратова, О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов [Текст] / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 375 с.
26. Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи: (3-й уровень): I-III периоды. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. -174 с.
27. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст] / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. - Екатеринбург.: У- Фактория, 2016. - 224 с.
28. Калина, Н.Ф. Психология личности [Текст] / Н.Ф. Калина. - М. : Академический проект, 2015. - 214 с.
29. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников [Текст] / Г.А. Каше. - М. : Логос, 2013. - 164 с.
30. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология [Текст] / Т.В. Корнилова. - М. : Академический проект, 2013. - 170 с.
31. Корнилова, Т.В. Методологические основы психологии [Текст] / Т.В. Корнилова. - М. : Академический проект, 2012. - 201 с.
32. Лалаева, Р.И. Психологическая и педагогическая коррекция заикания [Текст] / Р.И. Лалаева. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. - 163 с.
33. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Аркти, 2015. - 221 с.
34. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2013. - 278 с.
35. Лопухина, И.С. Логопедия: 550 упражнений для развития речи [Текст] / И.С. Лопухина. - М.: Педагогика, 2012. - 152 с.
36. Лиманская, О.Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе [Текст] / О.Н. Лиманская - М. : ТЦ Сфера, 2017. - 151 с.
37. Малофеев, Н.Н. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Просвещение, 2013. - 41 с.
38. Менджерицкая, Д.В. Развитие речи дошкольников в детском саду [Текст] / Д.В. Менджерицкая. - М.: Логос, 2012. - 278 с.
39. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР [Текст] / Н.В. Микляева. - М. : ТЦ Сфера, 2017. - 75 с.
40. Моисеенко, Л.Н. Дидактические игры для формирования предпосылок письменной речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Моисеенко // Дошкольное образование. - 2014.- №2. - С.52-55.
41. Немов, Р.С. Общая психология [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 739 с.
42. Немов, Р.С. Общая психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 739 с.
43. Недоспасова, В.А. Учимся рассуждать [Текст] / В.А. Недоспасова. - Тольятти: Центр медиаобразования, 2012. - 63 с.
44. Носс, И.Н. Психодиагностика. [Текст] / И.Н. Носс. - М. : Академический проект, 2013. - 120 с.
45. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] : пособие для педагогов / Н.В. Новотворцева. - Ярославль: Академия развития, 2015. - 236 с.
46. Нищева, Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий [Текст] / Н.В. Нищева. - М. : Детство-Пресс, 2017. - 430 с.
47. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
48. Репина, Е.С. Комплекс дидактических игр для формирования антонимии у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня [Текст] / Е.С. Репина //Научное образовательное пространство: перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф.-Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С.86-89.
49. Серебрякова, Н.В. Схема логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) [Текст] / Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха - СПб. : Детство - пресс, 2011. - 321 с.
50. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] : пособие для педагогов / Е.И. Тихеева. - М.: Академия, 2014. - 216 с.
51. Филичева, Т.Б. Нарушение речи у детей [Текст] : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. - М.: Профессиональное образование, 2013. - 232 с.
52. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. - M: Просвещение, 2014. - 223 с.
53. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] : практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 224 с.
54. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И. А. Зимина. - М. : Академия, 2014. - 256 с.
55. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2015. - 560 с.