ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития 8
1.1 Особенности формирования первоначальных вербальных
коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий формирования
первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития 18
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития 26
2.1 Выявление уровня сформированности первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития 26
2.2 Реализация психолого-педагогических условий по формированию первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития 37
2.3 Динамика сформированности первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития 48
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Приложения 61
Глава 1. Теоретические основы формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития 8
1.1 Особенности формирования первоначальных вербальных
коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий формирования
первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития 18
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития 26
2.1 Выявление уровня сформированности первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития 26
2.2 Реализация психолого-педагогических условий по формированию первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития 37
2.3 Динамика сформированности первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития 48
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Приложения 61
Актуальность исследования обусловлена тем, что дошкольное образование как уровень общего образования выдвигает целый ряд требований к развитию ребенка, а особенно к его личностным характеристикам. Главная цель коррекционного образования - это эмоционально, коммуникативно, физически и психически развивать и адаптировать ребенка с задержкой речевого развития, а также как можно лучше социализировать его в современных условиях жизни. Исходя из данного подхода, формирование первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития становиться важной задачей.
Известно, что в единой системе образования первым уровнем образования считается дошкольное образование, в рамках которого происходит активное становление основ личности. Во ФГОС ДОО значение уделяется становлению общения детей, формированию коммуникативной деятельности на протяжении всех этапов дошкольного детства. Проблему формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков изучали: Л.Н. Галагузова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Е.А. Смирнова, Д.Б. Эльконин и другие.
Как показывают исследования Т.А. Власовой, Ю. Дауленске, К.С. Лебединской, У.В. Ульенковой, Л.М. Шипицыной большую часть детей, испытывающих трудности в развитии коммуникативных навыков, составляют дети с задержкой речевого развития. В рамках психолого-педагогических исследований накоплен значительный материал, свидетельствующий о специфических особенностях развития детей с задержкой речевого развития, отличающих их, с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, но с другой стороны подтверждающих, что дети с задержкой речевого развития не имеют значительных дефектов. Детям с задержкой речевого развития свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающим и потребности в общении.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для обеспечения данного процесса.
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
Объект исследования - процесс формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
Гипотеза исследования: формирование первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития будет наиболее эффективным, при следующих психолого-педагогических условиях:
- отобраны и разработаны игры и игровые упражнения, направленные на формирование первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда, активизирующая проявления первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития;
- организована совместная работа с педагогами по формированию первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать комплекс диагностических методик и выявить уровень сформированности первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
3. Экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
Теоретическую основу исследования составляют:
- особенности развития коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития (Л.В. Антакова- Фомина, Т.Ю. Бердышева, В.К. Воробьева, В.П. Глухова, Н.В. Микляева);
- исследования в области формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков (М.М. Алексеева, Л.С. Выготский, О.П. Короткова, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Е. М. Струнина, О.С. Ушакова, Л.П. Федоренко, В.И. Яшина);
- исследования специфики формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития (Н.Г. Волобуева, Г.В. Гончарук, Л.С. Давыдова, И.В. Кашко, И.В. Коробова, С.В. Медведева, Л.А. Труфанова, А.Н. Фролова, В.В. Чернявская).
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение, анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования состоит в определении психолого-педагогических условий формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании психолого-педагогических условий формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития. Описаны уровни сформированности первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования картотеки разработанных игр и игровых упражнений для формирования первоначальных вербальных
коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития в практике работы дошкольных образовательных учреждений воспитателями, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, работающими с детьми с задержкой речевого развития.
База исследования: Тольяттинский СРНЦ «Гармония». В исследовании приняли участие дети четвертого года жизни с задержкой речевого развития в количестве 10 человек.
Структура бакалаврской работы включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы (55 источников), четыре приложения. В тексте работы представлены 11 таблиц и 2 рисунка.
Известно, что в единой системе образования первым уровнем образования считается дошкольное образование, в рамках которого происходит активное становление основ личности. Во ФГОС ДОО значение уделяется становлению общения детей, формированию коммуникативной деятельности на протяжении всех этапов дошкольного детства. Проблему формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков изучали: Л.Н. Галагузова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Е.А. Смирнова, Д.Б. Эльконин и другие.
Как показывают исследования Т.А. Власовой, Ю. Дауленске, К.С. Лебединской, У.В. Ульенковой, Л.М. Шипицыной большую часть детей, испытывающих трудности в развитии коммуникативных навыков, составляют дети с задержкой речевого развития. В рамках психолого-педагогических исследований накоплен значительный материал, свидетельствующий о специфических особенностях развития детей с задержкой речевого развития, отличающих их, с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, но с другой стороны подтверждающих, что дети с задержкой речевого развития не имеют значительных дефектов. Детям с задержкой речевого развития свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающим и потребности в общении.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для обеспечения данного процесса.
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
Объект исследования - процесс формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
Гипотеза исследования: формирование первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития будет наиболее эффективным, при следующих психолого-педагогических условиях:
- отобраны и разработаны игры и игровые упражнения, направленные на формирование первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда, активизирующая проявления первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития;
- организована совместная работа с педагогами по формированию первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать комплекс диагностических методик и выявить уровень сформированности первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
3. Экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
Теоретическую основу исследования составляют:
- особенности развития коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития (Л.В. Антакова- Фомина, Т.Ю. Бердышева, В.К. Воробьева, В.П. Глухова, Н.В. Микляева);
- исследования в области формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков (М.М. Алексеева, Л.С. Выготский, О.П. Короткова, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Е. М. Струнина, О.С. Ушакова, Л.П. Федоренко, В.И. Яшина);
- исследования специфики формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития (Н.Г. Волобуева, Г.В. Гончарук, Л.С. Давыдова, И.В. Кашко, И.В. Коробова, С.В. Медведева, Л.А. Труфанова, А.Н. Фролова, В.В. Чернявская).
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение, анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования состоит в определении психолого-педагогических условий формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании психолого-педагогических условий формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития. Описаны уровни сформированности первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования картотеки разработанных игр и игровых упражнений для формирования первоначальных вербальных
коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития в практике работы дошкольных образовательных учреждений воспитателями, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, работающими с детьми с задержкой речевого развития.
База исследования: Тольяттинский СРНЦ «Гармония». В исследовании приняли участие дети четвертого года жизни с задержкой речевого развития в количестве 10 человек.
Структура бакалаврской работы включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы (55 источников), четыре приложения. В тексте работы представлены 11 таблиц и 2 рисунка.
Период дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития является сложной, но необходимой для дальнейшего успешного развития детей.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников - это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желание вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами общения.
Основными психолого-педагогическими условиями, формирующими первоначальные вербальные коммуникативные навыки у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития, являются: организация занятий с включением различных коммуникативных игр и упражнений , обогащение развивающей предметно-пространственной среды, организация совместной работы с родителями и педагогами группы.
Для диагностики уровня первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития были выделены следующие показатели их сформированности:
- умение договариваться с партнером по общению;
- умение общаться в совместных действиях детей;
- умение применять средства коммуникации в общении;
- умение понимать ситуации социального взаимодействия;
- умение инициировать общение.
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтверждают и дополняют данные научных исследований педагогов и психологов в данной области, обусловливают необходимость оказания психолого-педагогической помощи в формировании первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
В целом были получены следующие результаты: большинство детей 70% показали низкий уровень развития первоначальных вербальных коммуникативных навыков, средний уровень выявлен у 2 детей (20%), высокий уровень развития первоначальных вербальных коммуникативных навыков выявлен только у одного ребенка (10%).
Проделанная работа по формированию первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития включала в себя выполнение следующих психолого- педагогических условий:
- отобраны и разработаны игры и игровые упражнения, направленные на формирование первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда, активизирующая проявления первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития ;
- организована совместная работа с педагогами по формированию первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
Следует отметить, что проведенная работа имела положительный результат в исследуемой группе детей, а также помогла в дальнейшей работе специалистов центра помощи.
Проведение контрольного этапа эксперимента показало, что у детей повысилась речевая активность, что отмечали и другие специалисты, работающие с детьми данной группы. Специалисты центра помощи также оценили положительную динамику в общем развитии детей. По результатам контрольного этапа было выявлено, что на контрольном этапе эксперимента у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития количество детей с высоким уровнем развития первоначальных вербальных коммуникативных навыков выросло на 10%, количество детей со средним уровнем выросло на 20%, с низким уровнем - снизилось на 30%.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников - это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желание вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами общения.
Основными психолого-педагогическими условиями, формирующими первоначальные вербальные коммуникативные навыки у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития, являются: организация занятий с включением различных коммуникативных игр и упражнений , обогащение развивающей предметно-пространственной среды, организация совместной работы с родителями и педагогами группы.
Для диагностики уровня первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития были выделены следующие показатели их сформированности:
- умение договариваться с партнером по общению;
- умение общаться в совместных действиях детей;
- умение применять средства коммуникации в общении;
- умение понимать ситуации социального взаимодействия;
- умение инициировать общение.
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтверждают и дополняют данные научных исследований педагогов и психологов в данной области, обусловливают необходимость оказания психолого-педагогической помощи в формировании первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
В целом были получены следующие результаты: большинство детей 70% показали низкий уровень развития первоначальных вербальных коммуникативных навыков, средний уровень выявлен у 2 детей (20%), высокий уровень развития первоначальных вербальных коммуникативных навыков выявлен только у одного ребенка (10%).
Проделанная работа по формированию первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития включала в себя выполнение следующих психолого- педагогических условий:
- отобраны и разработаны игры и игровые упражнения, направленные на формирование первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда, активизирующая проявления первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития ;
- организована совместная работа с педагогами по формированию первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития.
Следует отметить, что проведенная работа имела положительный результат в исследуемой группе детей, а также помогла в дальнейшей работе специалистов центра помощи.
Проведение контрольного этапа эксперимента показало, что у детей повысилась речевая активность, что отмечали и другие специалисты, работающие с детьми данной группы. Специалисты центра помощи также оценили положительную динамику в общем развитии детей. По результатам контрольного этапа было выявлено, что на контрольном этапе эксперимента у детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития количество детей с высоким уровнем развития первоначальных вербальных коммуникативных навыков выросло на 10%, количество детей со средним уровнем выросло на 20%, с низким уровнем - снизилось на 30%.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.



