Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовой статус главы местного самоуправления

Работа №115939

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы99
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение3
Глава 1 Становление и развитие института глав муниципального образования (местного самоуправления) в России и в зарубежных странах 11
1.1 Основные подходы к пониманию юридической природы статуса главы муниципальных образований11
1.2 Особенности правового статуса главы муниципального образования в зарубежных странах23
1.3 Историко-правовой анализа возникновения и развития института глав муниципальных образований в России 35
Глава 2 Правовое регулирование статуса главы муниципального образования (местного самоуправления) в Российской Федерации49
2.1 Система нормативных правовых актов, регулирующих статус главы муниципального образования 49
2.2 Понятие и структурные элементы правового статуса главы муниципального образования в Российской Федерации 57
Глава 3 Проблемы и перспективы развития института главы муниципального образования (на примере Самарской области) 63
3.1 Основные права и обязанности глав муниципальных образований на современном этапе 63
3.2 Особенности ответственности главы муниципального образования 71
Заключение 84
Список используемой литературы и используемых источников 89


Объектом исследования в настоящей работе является комплекс взаимосвязанных и однородных общественный отношений, которые возникают в процессе реализации своих полномочий главами муниципальных образований в Российской Федерации на современном этапе.
Предметом настоящего исследования являются научные статьи и книги, в которых рассматриваются проблемные вопросы реализации правовых норм, регламентирующих деятельность глав муниципальных образований в Российской Федерации, а также практика функционирования института глав ОМС на современном этапе.
Целью магистерской диссертации является комплексное и всестороннее изучение нормативно-правовой регламентации деятельности глав муниципальных образований, выявление основных проблемных вопросов с последующей разработкой мер по их совершенствованию.
Для успешной реализации поставленной цели мы сформулировали следующий перечень исследовательских задач:
- изучить основные подходы к пониманию юридической природы статуса главы муниципальных образований;
- охарактеризовать особенности правового статуса главы муниципального образования в зарубежных странах;
- провести историко-правовой анализа возникновения и развития института глав муниципальных образований в России;
- представить систему нормативных правовых актов, регулирующих статус главы муниципального образования;
- охарактеризовать понятие и структурные элементы правового статуса главы муниципального образования в Российской Федерации;
- проанализировать основные права и обязанности глав муниципальных образований на современном этапе;
- показать особенности ответственности главы муниципального образования.
- изучить основные проблемные вопросы, связанные с правовым статусом глав муниципальных образований на примере Самарского региона;
- на основании проведенного научного исследования сформулировать окончательные выводы и предложить меры по совершенствованию отечественной нормативно-правовой базы в области регламентации деятельности глав муниципального образования в Российской Федерации.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведённого исследования в магистерской диссертации мы сделали следующие выводы:
1. Главы муниципальных образований занимают особое положение в модели органов муниципальной власти. Такое положение прежде всего гарантируется национальным законодательством и поддержкой со стороны населения. Общеизвестно, что общество всегда стремится персонифицировать местную и муниципальную власть.
2. Система ОМС зависит от ряда субъективных и объективных
условий, таких как: исторические, культурные, национальные особенности страны; географическое положение; принципов организации
административного, территориального устройства; формы устройства государственного (унитарное государство либо федерация) и т. д. Однако более всего структура и порядок деятельности органов местного самоуправления привязаны к последним двум факторам, в зависимости от которых и выделяют различные модели местного самоуправления.
3. Каждая из представленных моделей организации ОМС является уникальной и специфичной, так как обладает своими особенностями, сильными и слабыми чертами. Они отличаются степенью автономии местных органов, уровнем участия населения в процессе их формирования, характером наделения полномочиями глав ОМС.
4. Как показывает мировой опыт, практически во всех современных демократических странах местное самоуправление обладает относительной (как по объективным, так по субъективным причинам) независимостью и самостоятельностью и неизменно (в той или иной степени) сочетается с управлением на местах государственными чиновниками.
5. Вариативность назначение или избрания главы ОМС в зарубежных странах оказывает значительное влияние на характер и объем полномочий главы и его на административно-правовой статус.
6. Правовой механизм назначения или избрания главы муниципального образования в зарубежных странах достаточно гибок и разнообразен, что позволяет максимально адаптировать данные юридические модели к конкретным особенностям регионов страны и их муниципальным образованиям.
7. Изучение историко-правовой литературы, позволяет разграничить следующие этапы становления и развития национального муниципального права: дореформенный период (до 1864 года); послереформенный период (с 1864 по 1870 гг.); революционный период (с 1905 по 1907 гг.); постреволюционный период; постсоветский период (1990-ые гг.). Исторический путь становления органов местного самоуправления в Российском государстве весьма специфичен за счет радикальных смен общественных формаций на протяжения всей отечественной истории, начиная с периода формирования Древнерусского государства и вплоть до становления современного демократического.
8. На сегодняшний день выделяют три основных способа назначения глав муниципальных образований:
- проведение демократических выборов, путем реализации прямого избирательного права, которое гарантируется высшим национальным законодательным актом.
- проведением выборов и назначением представительным органом лица на замещение данной должности;
- проведением выборов кандидатов, представленных конкурсной комиссией соответствующего субъекта.
9. Выбор способа назначения предопределяется Конституцией РФ,
которая определила структура органов местного значения.
Избрание народом главы муниципального образования, таким образом, подтверждает легитимность его полномочий, а также дает возможность ему чувствовать себя на равных с представительными органами публичной власти. Региональное законодательство определяет: наименование должности главы соответствующего муниципального образования; основной срок предоставляемых полномочий; период вступления в данную должность и порядок передачи основных атрибутов муниципальной власти.
10. Анализ положений национального законодательства показывает,
что главе муниципального образования присущ весьма широкий перечень полномочий. Условно их можно разделить на следующие группы: законотворческие; представительские; контрольно-надзорные;
управленческие и т. д. Общим для всех глав муниципальных образований на территории Российской Федерации является наделение их представительскими и законотворческими полномочиями.
11. Структурные элементы правового статуса главы муниципального
образования определены широким кругом нормативных актов, к ним относятся: Конституция Российской Федерации; федеральное
законодательство; иные нормативные акты федерального уровня; региональные и муниципальные правовые акты, принятые на их основе.
12. Акты, регулирующие правовое положение главы ОМС, включающее в себя полномочия, организационную структуру и иные элементы, играют важную роль в качественном решении вопросов местного значения конкретного муниципального образования, в управлении местным хозяйством и муниципальным образованием в целом.
13. Компоненты правового статуса главы муниципального
образования можно дифференцировать на: статические, функциональные и правовые. Статические компоненты правового статуса главы муниципального образования определяют его положение как субъекта правовых отношений. Функциональные компоненты регулируют систему правовых актов, принимаемых главой муниципального образования, определяют предметы ведения и разграничение полномочий главы муниципального образования и иных ОМС. Правовые компоненты устанавливают ответственность главы муниципального образования, вопросы контроля за его деятельностью.
14. Права и обязанности глав муниципальных образований можно разделить на два основных вида: общие и специальные.
В рамках общих положений главы муниципалитета в юридической литературе предлагается понимать обязанности, которыми в соответствии с принципами равенства характеризуется каждый руководитель
Совокупность полномочий, которыми наделён глава муниципалитета, были закреплены законодателем в ч.4 статьи 36 № 131-ФЗ. Согласно данной статье, таким образом, в полномочия входят:
- представление данный муниципалитет как с органами местного самоуправления, так и с органами государственной власти, а также, что является немаловажным пунктом - действует от имени муниципального образования без доверенности;
- подпись, обнародование и публикация в порядке, который был установлен и закреплён в уставе муниципального образования, были приняты органами представительного муниципалитета;
- издания таких нормативно-правовых актов, которые определены данными полномочиями, а также требования внеочередного созыва органов муниципалитета;
- обеспечение полномочий для решения задач, касающихся местного управления;
15. Особые полномочия главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, можно рассматривать как право приостанавливающего вето в отношении нормативно - правовых актов, издаваемых представительством. Это право по части 13 ст. 35 Федерального закона№ 131-ФЗ может принадлежать только руководителю муниципалитета в качестве административного распорядителя. Глава формирования сообщества, возглавляющий представительный орган, не имеет такого права.
16. Глава муниципального образования может нести уголовную, административную, гражданско-правовую и материальную ответственность за свои действия.
17. Требуют устранения следующие недостатки механизма ответственности главы муниципального образования:
В настоящее время не предусмотрена ответственность за регулярное издание незаконных нормативных актов, которые впоследствии своевременно были отменены.
Полагаем, что если глава муниципального образования не исполнил обязательства перед избирателями и возложенные на него полномочия, удалении главы муниципалитета должно осуществляться по инициативе главы субъекта через решение представительного органа не дожидаясь решения суда.
В случае, если глава муниципального образования совершил противоправное деяние - данный факт необходимо установить в судебном порядке и досрочно прекратить его полномочия.
Необходимо отметить, что современная организация местного самоуправления в России, при которой глава муниципального образования избирается не прямыми выборами, а на основании конкурсных процедур среди депутатов представительного органа власти, граждане лишаются такого важного инструмента волеизъявления, как отзыв главы муниципального образования. Полагаем, что необходимо предоставить населению возможность инициировать отзыв главы муниципального образования.




1. Адамоков Б.Б. Уставы муниципальных образований. Проблемы правового регулирования в субъектах Российской Федерации. Монография / Б.Б. Адамоков. М.: Проспект, 2017. 322 c.
2. Азизова А. И. Основные модели местного самоуправления // Актуальные проблемы права: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). Казань: Молодой ученый, 2019. С. 3-6.
3. Алексеев И.А. Муниципально-правовая ответственность главы муниципального образования // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Приложение. 2005. № 4. С. 76-82.
4. Амусова Л.С. Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации: на примере краев: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 231 с.
5. Бегларян Г.М. Некоторые аспекты наступления ответственности главы муниципального образования и главы местной администрации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 8. С.112-115.
6. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем - критический обзор // Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / Общ. ред. и вст. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969. С. 23-82.
7. Большой юридический словарь: под. ред. А. В. Малько. – М.: Проспект, 2009. 702 с.
8. Бурова А.Ю. Проблемы законодательного закрепления правового статуса главы местной администрации и пути их решения // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 28-30.
9. Бутырина М. В. Зарубежные модели местного самоуправления // Вестник ИГЭУ. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnye modeli-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 21.03.2021).
10. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1457.
11. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 16. Ст. 267.
12. Витрук В. Н. Правовой статус личности в СССР. М., 1985. 175 с.
13. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. 229 с.
14. ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст.1010.
15. Гарнер Д. Великобритания: Центр. и мест. управление / Д. Гарнер; Перевод с англ. Н. А. Шульженко, В. Л. Энтина. - М. : Прогресс, 1984. 367 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ