Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа 9
1.1 Содержание понятийного поля «культура», «национальная
культура», «русская национальная культура» 9
1.2 Использование устного народного творчества в формировании у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа 14
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей
6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа посредством устного народного творчества 22
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
представлений о национальной культуре русского народа 22
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа средствами устного народного творчества 38
2.3 Выявление динамики уровня сформированности
у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа 46
Заключение 56
Список используемой литературы 59
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 63
Приложение Б Протоколы результатов констатирующего эксперимента и контрольного среза 64
Приложения В Тематическое планирование программы 66
Выбор данной темы работы обоснован её актуальностью, поскольку в настоящее время наблюдается отторжение подрастающего поколения от русской культуры и от общественно-исторического опыта народа. Для того чтобы восстанавливать связь поколений, осознавать ценность культурного наследия, необходимо приобщать молодое поколение к национальной культуре, помогать изучать им историю Российского государства и воспитывать в них духовность на основе традиций русского народа.
В свою очередь, Д.С. Лихачёв отмечал, что «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойного завоёванного русским искусством, литературой... Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Время движется вперёд, на смену одним целям и задачам приходят другие, изменяется жизнь вокруг, прогресс не стоит на месте, а вместе с развитием меняются идеи человека, этническое и духовное самосознание. Богатый накопленный опыт народа имеет огромное социокультурное значение - без прошлого нет будущего, дальнейшего развития и становления человека. Поэтому необходимо передавать культурный опыт, накопленный веками, приобщать к культурным ценностям уже с дошкольного возраста. Таким образом, возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление дошкольного образования, а также развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста.
Проблемой формирования у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре занимались такие авторы как: В.П. Аникин, А.Н. Афанасьев, В.Г. Белинский, М.И. Богомолова, Т.Н. Бузаева, Е.Н. Водовозова, В.А. Сухомлинский, А.П. Усова, К.Д. Ушинский и другие ученые.
Устное народное творчество - это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также часто называют одним словом - фольклор.
Сказка - абстрагированная форма местного предания, представленная в более сжатой и кристаллизованной форме: Сказка, как художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера, является одним из основных жанров устного народного творчества.
В.П. Аникин и А.Н. Афанасьев исследовали русский фольклор и его влияние на приобщение детей к национальной многовековой культуре народа. В.Г. Белинский исследовал сказки, а также их вклад в национальное воспитание. Т.Н. Бузаева в своих работах анализировала сказку как средство знакомства детей старшего дошкольного возраста с русской национальной культурой. Е.Н. Водовозова исследовала народные сказки и описывала какие сказки нужно выбирать в соответствии с возрастом детей. В.А. Сухомлинский, А.П. Усова исследовали народный фольклор и его влияние на развитие личности ребёнка. К.Д. Ушинский отводил большую роль сказкам, как средству народной педагогики, благодаря которому дети усваивают элементы народной культуры и национального самосознания.
Теоретический анализ проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа позволил выявить противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа и отсутствием у детей интереса к национальной культуре русского народа и недостаточным использованием потенциала устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности устного народного творчества в формировании у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить роль устного народного творчества как ведущего средства по формированию у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа.
Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о национальной культуре русского народа.
Предмет исследования: устное народное творчество, как средство формирования у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа средствами устного народного творчества будет возможным, если:
- обогатить развивающую предметно-игровую среду группы наглядным материалом, отражающим специфику устного народного творчества: иллюстрациями малых фольклорных жанров, народными игрушками, предметами старины;
- разработать содержание программы по формированию у детей представлений о национальной культуре русского народа средствами устного народного творчества;
- реализовать содержание программы в ходе организации совместной деятельности педагога и детей.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о национальной культуре русского народа.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа.
3. Определить и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа посредством устного народного творчества.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта;
- эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента, наблюдение, беседа, опрос;
- методы обработки результатов: качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования.
Теоретической основой исследования явились:
- теоретические положения Г.И. Батуриной о значении народной педагогики в современном образовательном процессе;
- теоретические положения О.Л. Князевой о приобщении дошкольников к русской народной культуре;
- теоретические положения М.С. Сысоевой о духовном воспитании подрастающего поколения.
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности устного народного творчества в формировании у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа; определены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обосновано содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа посредством устного народного творчества.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа средствами устного народного творчества может быть использовано воспитателями (проведение мероприятий, организация образовательной деятельности и досуга) в работе по формированию у детей старшего дошкольного возраста соответствующих представлений и передаче им идей, накопленных народом в ходе многовековой истории его развития.
Экспериментальная база исследования. МКОУ Новопогореловская СШ имени Л.И. Буинцева МКДОУ Детский Сад «Берёзка» с. Сухой Карсун Ульяновская область. В исследовании принимали участие 26 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (38 источников), 3 приложения. Работа иллюстрирована 10 рисунками и 11 таблицами.
На основании проведённой исследовательской работы можно сделать ряд выводов.
По мнению таких ученых, как Е.Н. Водовозова, Е.А. Флерина, А.П. Усова, М.М. Конина, фольклор влияет на формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных чувств и оценок, норм поведения, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас, поэтическим словарным запасом, образными выражениями, помогает ребенку выразить свое отношение к слушаемому, используя готовые языковые формы. Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров: сказки, скороговорки, игровые и танцевальные песни, загадки, игры и танцы с мелодиями, театрализованные представления и народные гуляния и тому подобное.
Результаты констатирующего этапа нашей экспериментальной работы показали, что у детей 6-7 лет преобладает низкий и средний уровень представлений о национальной культуре русского народа.
Целью формирующего эксперимента явилось: разработать содержание и организовать работу по формированию у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа посредством устного народного творчества.
Мы предположили, что формирование у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа возможно, если:
- обогатить развивающую предметно-игровую среду группы наглядным материалом, отражающим специфику устного народного творчества:
- разработать содержание программы по формированию у детей представлений о национальной культуре русского народа средствами устного народного творчества;
- реализовать содержание программы в ходе организации совместной деятельности педагога и детей.
На первом этапе мы обогатили развивающую предметно-игровую среду группы наглядным материалом, отражающим специфику устного народного творчества. Был организован мини музей «Русская изба», который представляет собой воспроизведение жилого деревенского помещения. В музее собраны подлинные предметы быта и прикладного искусства.
В группе мы расположили следующие наглядные материалы:
- альбомы, иллюстрирующие поговорки и пословицы о русском народном быте, русском народе, гостеприимстве, труде, народной мудрости, русских мастерах;
- книга с былинами: «Добрыня и змей», «Святогор-богатырь»;
- альбомы с иллюстрациями на темы: «Русские народные промыслы», «Дымковская игрушка», «Хохломские узоры», «Народные новогодние игрушки», «Народные музыкальные инструменты».
На втором этапе мы разработали содержание программы по формированию у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа средствами устного народного творчества.
Целевыми ориентирами программы стали:
- формирование у детей 6-7 лет представлений об элементах национальной русской культуры и нравственных ценностях русского народа;
- формирование у детей 6-7 лет интереса к национальной культуре русского народа;
- формирование у детей 6-7 лет умения отражать элементы национальной культуры русского народа в практической деятельности.
На третьем этапе мы реализовали содержание программы по формированию у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа средствами устного народного творчества в ходе организации совместной деятельности педагога и детей.
Результаты контрольного среза позволили нам выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа:
- количество детей, условно отнесенных к низкому уровню, уменьшилось на 20%;
- количество детей, условно отнесенных к среднему уровню, увеличилось на 5%;
- количество детей, условно отнесенных к высокому уровню, увеличилось на 15%.
В целом можно сделать вывод, что специально организованная работа в рамках программы по формированию у детей представлений о национальной культуре русского народа средствами устного народного творчества позволила повысить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о национальной культуре русского народа. Предложенная программа позволила не только познакомить детей с элементами национальной русской культуры, нравственными ценностями русского народа и средствами устного народного творчества, но и сформировать интерес к национальной культуре русского народа.
Это подтвердили результаты, полученные на этапе контрольного среза. Задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор : учебно-метод. пособие. М. : Учпедгиз, 1987. 240 с.
2. Арзуманян, Л. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории // Дошкольное воспитание. 2015. № 11. С. 87.
3. Бабынина Т. Ф. Традиции национальных культур : учебно. метод. пособ. Казань: РИЦ Школа, 2013. 188 с.
4. Батурина Г. И., Кузина Г. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники) : учебно-метод. пособие. М. : Школьная пресса, 2013. 144 с.
5. Бацких А. В. Русское устное народное творчество в формировании развития личности ребенка дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 408-410.
6. Бударина Т. А. Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством : методическое пособие. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2011. 189 с.
7. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры : учебно-методическое пособие. Волгоград : Учитель, 2017. 181 с.
8. Волкова Г. Ф. Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре // Справочник старшего воспитателя. 2011. № 4. С. 29-35.
9. Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре // Справочник старшего воспитателя. 2014. № 4. С. 29 -35.
10. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду : учебно-методическое пособие. СПб. : Детство-Пресс, 2017. 160 с.
11. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебно-метод. пособие. СПб. : Питер, 2015. 464 с.
12. Ельцова О. М. Воспитание духовности через приобщение к русской народной культуре : учебно-метод. пособие. СПб. : Детство-Пресс, 2013. 336 с.
13. Зуева Т. В. Русский фольклор : учебно-метод. пособие. М. : Флинта, 2012. 400 с.
14. Калякина И. В. Роль устного народного творчества в развитии речи детей // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2018. № 7. С. 353-355.
15. Капица Ф. С. Русский детский фольклор : учебно-метод. пособие. М. : Флинта, 2013. 320 с.
16. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-метод. пособие. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 363 с.
17. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : учебно-метод. пособие. СПб. : Детство-Пресс, 2012. 304 с.
18. Коломийченко Л. В. Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. Пермь : ПГПУ, 2013. 50 с.
19. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей : учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2015. 256 с.
20. Косарева В. Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет : учебно-методическое пособие. Волгоград: Учитель, 2013. 166 с.
21. Куприна Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством : учебно-методическое пособие. СПб. : Детство-Пресс, 2011. 304 с.
22. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста : практическое пособие. М. : Айрис-пресс, 2013. 387 с.
23. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры : учебно-методическое пособие. СПб. : Центр гуманитарной литературы, 2015. 125 с.
24. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М. : Карапуз-Дидактика, 2007. 421 с.
25. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников : учебно-методическое пособие. М. : Сфера, 2009. 96 с.
26. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : словарь. М. : Мир и Образование, Оникс, 2015. 736 с.
27. Мельникова Л. И. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. М. : Гном-Пресс, 2013. 286 с.
28. Первова Г. М., Божок А. Л., Койвистойнен И. Ю. Использование произведений малых фольклорных жанров в учебно-воспитательном процессе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.
2012. № 6 (110). С. 176-181.
29. Погосян О. А. Роль фольклора в развитии личности детей младшего дошкольного возраста // Преемственность в образовании. 2018. № 17. С. 525-529.
30. Разина Т. М. Русское народное творчество : монография. М. : Изобразительное искусство, 1998. 255 с.
31. Рыбакова В. А. Развитие связанной речи старших дошкольников средствами устного народного творчества // Студенческая наука и XXI век. 2018. № 1-2 (16). С. 277-279.
32. Сорокина А. И. Развитие дошкольников. М. : Просвещение, 2014. 261 с.
33. Аникина В. П. Старинные русские пословицы и поговорки. 2-е изд. перераб. и доп. М. : Детская литература. 1984. 425 с.
34. Тарасенко Т. В., Нестерова О. Н. Проблемы и направления работы ДОУ и семьи при использовании фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста // Общество и образование в XXI веке: опыт, традиции, перспективы (Седьмые Лозинские чтения) Материалы Международной научно-методической конференции. 2017. С. 59-67.
35. Тихонова М. В. Красна изба : знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом : учебно-методическое пособие. СПб. : Детство-Пресс, 2014. 208 с.
36. Шаламова Е. И. Организационно-методическая работа по ознакомлению детей с русской народной культурой // Дошкольная педагогика. 2009. № 7. С. 49.
37. Шурмина Т. В. Музыкально-педагогическая деятельность в фольклор в детском саду // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 9 (39). С. 174-177.
38. Яковлева Н. Н. Использование фольклора в развитии дошкольника : учебно-методическое пособие. СПб. : Детство-Пресс, 2014. 128 с.