ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….....3–5
1. Глава 1. Исследование российского рынка продуктов питания. ООО «Гринвайз» и производство альтернативного мяса, как один из перспективных путей развития……6-16
1.1 Общая характеристика рынка продуктов питания в России, анализ основных трендов и потребительских предпочтений, наиболее перспективных и востребованных направлений, барьеры развития рынка……………………………………………………………………..6-10
1.2 Перспективные сегменты рынка и анализ его ключевых игроков.10-12
1.3 Вывод культивированного мяса на рынок продуктов питания как решение глобальных проблем. Выявление предпринимательских возможностей на российском рынке и описание бизнес-идеи……..12-14
1.4 ООО «Гринвайз» как один из субъектов рынка продуктов питания. Анализ положения ООО «Гринвайз» на рынке и обоснование исследовательского вопроса. Влияние производства культивированного мяса на конкурентоспособность и дальнейшую деятельность компании14-16
2. Глава 2. Деятельность ООО «Гринвайз» по внедрению нового вида культивированного мяса на рынок продуктов питания России и основные этапы реализации бизнес-идеи…17-36
2.1. Маркетинговое обоснование бизнес - идеи: стратегия, тактика, реклама и прогноз продаж нового продукта………17-23
2.2. Производственное обоснование бизнес - идеи: влияние нового проекта на организационную структуру ООО «Гринвайз», используемые технологии, персонал. Процесс производства искусственного мяса…23-33
2.3. Финансовое обоснование предпринимательской идеи………....33-35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….......36-37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ) И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ…38-39
Рынок продуктов питания удивительно велик и многообразен. Многие люди любят вкусно покушать, но как часто вы задумываетесь о том, что вы едите, почему вы выбрали продукты именного этого производителя, почему вы пошли в этот ресторан или магазин, несмотря на то, что на таком же расстоянии от вас находился и другой. Могли бы вы раньше представить себе «мясо без мяса»? Научно технический прогресс дошел до того, что в лабораторных условиях ученые научились создавать котлеты из растительного сырья. Спрашивается, зачем создавать аналог обычному животному мясу, если его употребляли в пищу на протяжении многих лет, и это не приводило к проблемам глобального характера? Но всё не так просто.
Акселератор «ProVeg» составил отчёт «Food&Pandemics Report», согласно которому 75% инфекционных заболеваний передаются от животных. Подобные заболевания каждый год становятся причиной 2,7 млн смертей во всем мире, а иногда приводят к глобальному кризису (2020 год). «Хотя COVID-19 возник не на промышленных фермах, он проник в них, и это продемонстрировало глубокую уязвимость и хрупкость животноводческой отрасли», — заключают авторы отчета . Кроме того, при изготовлении различных продуктов питания создается около 26% мировых выбросов парниковых газов. Рыболовные и животноводческие фермы выбрасывают 31% из этого количества. Как это происходит? Работа различной техники, обслуживающей рыбные фермы и обычные пастбища, сопровождается вредными топливными выбросами. Также в процессе пищеварения скота выбрасывается большое количество метана. В итоге такая ситуация спровоцировала особый интерес к растительным альтернативам как со стороны потребителей, так и инвесторов.
Что касается российского рынка растительного мяса, то он только развивается и еще не успел хорошо заявить о себе. «Мы отстаем от европейского рынка примерно на пять лет, поэтому полномасштабного осознания важности этого направления в нашей стране еще не произошло. При этом мы видим, что в последние несколько лет российский рынок растительного мяса растет на 50% в год», — рассказывает Марсель, основательница компании «Гринвайз» . Потенциал российского рынка растительного мяса, предпринимательские возможности на нём, как и само растительное мясо могут послужить интересным объектом исследования, так как прогнозы его развития звучат достаточно многообещающе.
Прогноз развития рынка альтернативных мясных продуктов и оценка его состояния, выявление бизнес - возможностей для одного из участников рынка – ООО «Гринвайз» – основная цель данного исследования.
Задачи необходимые к выполнению для достижения главной цели:
- проведение анализ отечественного рынка обычных и искусственных мясных продуктов;
- определение потребительские предпочтения и выявление основных потребителей искусственного мяса;
- определение предпринимательских возможностей для ООО «Гринвайз» по созданию нового продукта «растительное мясо», формулировка предпринимательской идеи и обоснование Проекта;
- проведение оценки организационной структуры Общества, анализ влияния нового проекта на организационную структуру;
- обоснование структуры и численность персонала для реализации Проекта;
- проведение поиска и изучения различных источников белка;
- расчёт потенциальной прибыли и возможных расходов при реализации Проекта
В работе нужно выяснить, какое влияние окажет реализация предложенного Проекта по выводу нового искусственного мяса на ООО «Гринвайз» и его чистую прибыль.
Представленная работа составлена на основе анализа таких источников информации, как новостные электронные издания, специализированные базы ЕГРЮЛ, ГИР БО, Контур.Фокус, СПАРК и др. Также было проведено детальное изучение документации компаний-участниц как широкого рынка продуктов, так и его узкой направленности – рынка растительного мяса.
Структура работы. В первой главе представлен анализ российского рынка продуктов питания, содержится обзор потребительских предпочтений и перспективных направлений развития на данном рынке, описана текущая ситуация на отечественном рынке растительного мяса и его основные игроки, выявлены основные барьеры развития рынка. Представлены предпринимательские возможности для одного из игроков рынка - ООО «Гринвайз». Проведена оценка деятельности Общества и показано влияние предлагаемого Проекта на деятельность Компании. Обоснована необходимость реализации Проекта «растительное мясо».
Во второй главе исследования представлено обоснование реализации предпринимательской идеи - Проект «растительное мясо», включающий обоснование маркетингового, производственного и финансового плана, а также расчет экономической эффективности Проекта.
Основные результаты исследования. Отмечается, что предложенный Проект позволит Компании перейти на новый вид сырья и снизить высокую стоимость продукции на 20 %, а также увеличить возможную чистую прибыль к 2024 году на 62%.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что реализация данного Проекта поможет компании «Гринвайз» укрепить своё положение на рынке искусственного мяса.
За счёт стабильного увеличения чистой прибыли компания сможет накапливать резервы, увеличивать объем имущества и расходовать средства на спонтанно возникающие нужды из собственных фондов, не обращаясь к помощи кредиторов и отдаляясь от теоретического банкротства. Помимо этого, использование Компанией люпина в качестве основного сырья позволит не только снизить издержки при производстве, но также поможет развитию данной культуры в России и улучшению процесса импортозамещения.
ООО «Гринвайз» благодаря Проекту сможет увеличить свою долю на рынке альтернативного мяса, а также повысить свою конкурентоспособность как к российским, так и иностранным фирмам, занимающимся аналогичным производством. Ранний переход к новым, более дешевым, но не менее качественным источникам альтернативного белка, гарантирует «Гринвайз» успех в достижении поставленных целей по «захвату» рынка и увеличению прибыли. Ускоренное развитие Компании поспособствует привлечению больших инвестиций не в деятельность конкурентов, а непосредственно в усовершенствование «Гринвайз» как предприятия, бренда и инноватора в области исследования и производства растительного мяса.
Снижение себестоимости растительного мяса – один из ключевых моментов реализации данного Проекта. Снова обращаясь к конкуренции, стоит сказать, что благодаря этому факту продукция «Гринвайз» повысит свою возможность противостоять таким брендам как «WellDone», «HI!» и «BeyondMeat». Сокращение ценовой разницы альтернативного мяса Компании с обычным мясом станет для его потребителей стимулом к увеличению спроса на продукцию этой фирмы, что положительно скажется на её дальнейшей деятельности.
Прогнозируемое учеными-экспертами и ведущими экономистами развитие рынка искусственного мяса происходит уже сейчас. Ускорить же его поможет внедрение различных инновационных проектов в деятельность ведущих компаний по производству культивированного мяса. Данный Проект может стать не только помощником в развитии компании «Гринвайз», но также и стать стимулом к активной разработке новых технологий и новых источников белка, а также поиску качественных путей развития человечества и гармонизации отношений с природой.
1. Корпоративный сайт «ProVeg»: Доклад о продовольствии и пандемиях [Электронный ресурс]. URL: https://corporate.proveg.com/report/market-consumer-reports/ (Дата обращения: 03.05.2022).
2. РБК-тренды: эко-номика [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/5f05e5b89a7947df0fab0a3c (Дата обращения: 03.05.2022).
3. Rb.ru: Растительное мясо: как сегмент развивается в России [Электронный ресурс]. URL: https://rb.ru/longread/rastitelnoe-myaso/ (Дата обращения: 03.05.2022).
4. Федеральная служба государственной статистики: информационно-аналитические материалы [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13278 (Дата обращения 03.05.2022)
5. The DairyNews: ТОП-5 глобальных трендов пищевой промышленности 2021 года [Электронный ресурс]. URL: https://dairynews.today/news/top-5-globalnykh-trendov-pishchevoy-promyshlennost.html (Дата обращения 03.05.2022)
6. MegaResearch: На рынок растительного мяса в России приходят крупные производители [Электронный ресурс]. URL: https://www.megaresearch.ru/news_in/na-rynok-rastitelnogo-myasa-v-rossii-prihodyat-krupnye-proizvoditeli (Дата обращения 03.05.2022)
7. Vс.ru: Кто в России производит растительное мясо [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/food/272194-kto-v-rossii-proizvodit-rastitelnoe-myaso-i-skolko-privlekaet-deneg (Дата обращения 04.05.2022)
8. Агроинвестор [Электронный ресурс]. URL: https://www.agroinvestor.ru/column/anastasiya-plokhikh/37774-u-lyupina-poyavilsya-shans-zamenit-soyu-na-rossiyskom-rynke/ (Дата обращения 04.05.2022)
9. Руководство для производителей растительных альтернатив мясу [Электронный ресурс]. URL: https://eatingbetter.ru/ebooks/guidebook-plant-based-meat (Дата обращения 04.05.2022)
10. Forbes: Как стартап по производству искусственного мяса Greenwise осваивает новый для России рынок [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/biznes/422529-kak-startap-po-proizvodstvu-iskusstvennogo-myasa-greenwise-osvaivaet-novyy-dlya-rossii (Дата обращения 04.05.2022)
11. Корпоративный сайт компании «Партнер-М» [Электронный ресурс]. URL: https://partnermk.ru/ (Дата обращения 04.05.2022)
12. TestFirm: Сравнительный анализ ООО «Гринвайз» по данным ФНС [Электронный ресурс]. URL: https://www.testfirm.ru/result/4011031618_ooogrinvayz?utm_source=auditit&utm_medium=contragents&utm_campaign=contragent_button (Дата обращения 04.05.2022)
13. NielsenIQ: Развивающийся тренд: как устроен рынок растительного мяса? [Электронный ресурс]. URL: https://nielseniq.com/global/ru/insights/education/2021/razvivayushchijsya-trend-kak-ustroen-rynok-rastitelnogo-myasa/ (Дата обращения 05.05.2022)
14. Опрос от «MIGEL AGENCY»: как людям нравится покупать продукты, [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/marketing/316578-tret-rossiyan-predpochitaet-pokupat-produkty-onlayn-issledovanie-migel-agency (Дата обращения 05.05.2022)