Влияние психологической незащищенности на девиантное поведение подростков
|
Проведено эмпирическое исследование.
Базы исследования: Московская средняя общеобразовательная школа №199.
Выборка: 60 учеников от 12 до 13 лет (34 девочки и 26 мальчиков).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗАЩИЩЕННОСТИ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Основные подходы к определению понятия и структуры психологической незащищенности 6
1.2. Понятие и виды девиантного поведения в современной зарубежной и отечественной психологии 14
1.3. Девиантное поведение и психологическая незащищенность в подростковом возрасте 19
1.4. Психологическая незащищённость у подростков, склонных к 26
девиантному поведению 26
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗАЩИЩЕННОСТИ НА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 33
2.1. Описание эмпирической выборки и методик исследования. 33
2.2. Анализ результатов исследования.37
Выводы по главе 2. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ………………63
Базы исследования: Московская средняя общеобразовательная школа №199.
Выборка: 60 учеников от 12 до 13 лет (34 девочки и 26 мальчиков).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗАЩИЩЕННОСТИ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Основные подходы к определению понятия и структуры психологической незащищенности 6
1.2. Понятие и виды девиантного поведения в современной зарубежной и отечественной психологии 14
1.3. Девиантное поведение и психологическая незащищенность в подростковом возрасте 19
1.4. Психологическая незащищённость у подростков, склонных к 26
девиантному поведению 26
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗАЩИЩЕННОСТИ НА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 33
2.1. Описание эмпирической выборки и методик исследования. 33
2.2. Анализ результатов исследования.37
Выводы по главе 2. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ………………63
Проблема изучения подростков с девиантным поведением является одной из важных научно-практических проблем, поскольку современные условия жизни наполнены разнообразными соблазнами и противоречиями, которые могут располагать еще несформировавшуюся личность к демонстрации различных форм отклонений в поведении.
К девиантному поведению относится поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Подростки с девиантным поведением отличаются неустойчивостью, импульсивностью, впечатлительностью, часто проявляют агрессию и враждебность. На девиантное поведение подростка в целом имеет влияние неблагоприятная социокультурная среда, которая затрудняет его личностное становление. [Я.И. Гилинский, В.В. Делибалт, Ю.А. Клейберг, Р. Мертон, Ж. Фишер и др.].
Одним из перспективных в современных исследованиях является изучение психологической защищенности человека от негативных воздействий со стороны социальной среды. Интерес к нему обусловлен радикальными изменениями в мире, которые часто приводят к росту социальной напряженности, конфликтности и насилия [Л.Н. Антилогова, И.А. Баева, Е.В. Кузнецова, Г.В. Семья и др.].
Актуальность темы исследования. На фоне резких перемен в жизни происходит возрастание нагрузки на психику, изменение ценностей и стереотипов сознания, усиление насильственных и агрессивных форм взаимодействия в различных институтах социума. Особенно опасны данные проявления в подростковом возрасте, т.к. дети в этот период наиболее уязвимы и внушаемы.
Взаимосвязь психологической незащищённости с девиантным поведением является достаточно редким направлением для исследования в психологии. Поэтому изучение роли психологической защищенности в формировании девиантного поведения может служить основой для более глубокого его понимания.
Анализ множества научных работ показал, что у данной проблемы множество аспектов: психологический, социологический, педагогический, философский.
Цель исследования: провести теоретическое изучение и эмпирическое исследование психологической незащищенности и девиантного поведения у подростков.
Объект исследования: психологическая незащищённость в подростковом возрасте.
Предмет исследования: особенности психологической незащищенности подростков склонных к девиантному поведению.
Гипотезы исследования:
1.У подростков, склонных к девиации в большей мере выражены признаки психологической незащищенности, чем у подростков, не склонных к девиации.
2.Существует взаимосвязь между склонностью к девиации и параметрами психологической незащищенности.
Задачи:
1. Изучить проблему девиантного поведения в подростковом возрасте;
2. Проанализировать понятие и составляющие психологической незащищенности в психологический литературе;
3. Описать специфику девиантного поведения и психологической незащищенности в подростковом возрасте.
4. Подобрать методики для диагностики психологической незащищенности и девиантного поведения подростков.
5. Провести эмпирическое исследование и выявить специфику психологической незащищенности подростков с девиантным поведением.
6. Определить специфику взаимосвязи психологической незащищенности подростков и склонности к девиантному поведению.
Методы и методики исследования.
1. Теоретические методы анализа данных: изучение и анализ научно-психологической литературы, монографий и периодики, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы анализа данных, методики исследования:
3. Методы математической статистики: критерий Краскела Уоллиса, метод корреляционного анализа по Спирмену.
Методологическая основа исследования: концепция психологической безопасности Дэниэля Бар-Таля, концепция компонентов психологической безопасности с точки зрения субъектов взаимодействия (И.А. Баева, М.Ю. Михайлина).
Характеристика выборки исследования.
Исследование проходило на свободной выборке подростков школьного возраста 7 класса Московской средней общеобразовательной школы №199, давших добровольное согласие на участие в исследовании в количестве 60 человек: 34 девочек и 26 мальчиков.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы в работе детских психологов и школьных психологов.
К девиантному поведению относится поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Подростки с девиантным поведением отличаются неустойчивостью, импульсивностью, впечатлительностью, часто проявляют агрессию и враждебность. На девиантное поведение подростка в целом имеет влияние неблагоприятная социокультурная среда, которая затрудняет его личностное становление. [Я.И. Гилинский, В.В. Делибалт, Ю.А. Клейберг, Р. Мертон, Ж. Фишер и др.].
Одним из перспективных в современных исследованиях является изучение психологической защищенности человека от негативных воздействий со стороны социальной среды. Интерес к нему обусловлен радикальными изменениями в мире, которые часто приводят к росту социальной напряженности, конфликтности и насилия [Л.Н. Антилогова, И.А. Баева, Е.В. Кузнецова, Г.В. Семья и др.].
Актуальность темы исследования. На фоне резких перемен в жизни происходит возрастание нагрузки на психику, изменение ценностей и стереотипов сознания, усиление насильственных и агрессивных форм взаимодействия в различных институтах социума. Особенно опасны данные проявления в подростковом возрасте, т.к. дети в этот период наиболее уязвимы и внушаемы.
Взаимосвязь психологической незащищённости с девиантным поведением является достаточно редким направлением для исследования в психологии. Поэтому изучение роли психологической защищенности в формировании девиантного поведения может служить основой для более глубокого его понимания.
Анализ множества научных работ показал, что у данной проблемы множество аспектов: психологический, социологический, педагогический, философский.
Цель исследования: провести теоретическое изучение и эмпирическое исследование психологической незащищенности и девиантного поведения у подростков.
Объект исследования: психологическая незащищённость в подростковом возрасте.
Предмет исследования: особенности психологической незащищенности подростков склонных к девиантному поведению.
Гипотезы исследования:
1.У подростков, склонных к девиации в большей мере выражены признаки психологической незащищенности, чем у подростков, не склонных к девиации.
2.Существует взаимосвязь между склонностью к девиации и параметрами психологической незащищенности.
Задачи:
1. Изучить проблему девиантного поведения в подростковом возрасте;
2. Проанализировать понятие и составляющие психологической незащищенности в психологический литературе;
3. Описать специфику девиантного поведения и психологической незащищенности в подростковом возрасте.
4. Подобрать методики для диагностики психологической незащищенности и девиантного поведения подростков.
5. Провести эмпирическое исследование и выявить специфику психологической незащищенности подростков с девиантным поведением.
6. Определить специфику взаимосвязи психологической незащищенности подростков и склонности к девиантному поведению.
Методы и методики исследования.
1. Теоретические методы анализа данных: изучение и анализ научно-психологической литературы, монографий и периодики, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы анализа данных, методики исследования:
3. Методы математической статистики: критерий Краскела Уоллиса, метод корреляционного анализа по Спирмену.
Методологическая основа исследования: концепция психологической безопасности Дэниэля Бар-Таля, концепция компонентов психологической безопасности с точки зрения субъектов взаимодействия (И.А. Баева, М.Ю. Михайлина).
Характеристика выборки исследования.
Исследование проходило на свободной выборке подростков школьного возраста 7 класса Московской средней общеобразовательной школы №199, давших добровольное согласие на участие в исследовании в количестве 60 человек: 34 девочек и 26 мальчиков.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы в работе детских психологов и школьных психологов.
Целью исследования было проведение теоретического и эмпирического исследования психологической незащищенности и девиантного поведения у подростков.
В ходе работы была проанализирована проблема девиантного поведения в подростковом возрасте. Было определено, что девиантное поведение – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам) и разрушающее сложившуюся систему межличностных взаимодействий и общения в социуме.
В ходе анализа понятия психологической незащищенности удалось определить, что психологическая защищенность - это устойчивый личностный феномен, она формируется в условиях стабильности и определенности. В свою очередь психологическая незащищенность складывается на фоне негативных переживаний в ситуациях, воспринимаемых как угрожающие, на фоне оценивания собственных личностных ресурсов как недостаточных для преодоления данной ситуации.
Была определена специфика девиантного поведения и психологической незащищенности в подростковом возрасте. Подростки с девиантным поведением отличаются неустойчивостью, импульсивностью, впечатлительностью, часто проявляют агрессию и враждебность. На девиантное поведение подростка в целом имеет влияние неблагоприятная социокультурная среда, которая затрудняет его личностное становление.
Эмпирическое исследование было проведена на двух выборках подростков- склонных к девиации и не склонных к девиации. Оказалось, что у подростков, склонных к девиации все признаки психологический незащищённости: тревожность, фрустрация, ригидность, низкая самооценка, ориентация на избегание, эмоциональная ориентация, низкие адаптивные способности, низкая нервно-психическая устойчивость, низкий уровень моральной нормативности, хороший уровень развития коммуникативных способностей.
Были выявлены различия в когнитивном, эмоциональном, поведенческом параметрам психологической незащищенности у подростков, склонных и не склонных к девиации, что полностью подтвердило гипотезу исследования о том, что у подростков, склонных к девиации в большей мере выражены признаки психологической незащищенности, чем у подростков, не склонных к девиации.
Также была выявлена взаимосвязь между склонностью к аутоагрессии и ригидностью, копингом, ориентированным на эмоцию, т.е. существует взаимосвязь между склонностью к девиации и параметрами психологической незащищенности.
Таким образом, задачи исследования были решены, цель достигнута, а гипотезы полностью подтверждены.
В ходе работы была проанализирована проблема девиантного поведения в подростковом возрасте. Было определено, что девиантное поведение – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам) и разрушающее сложившуюся систему межличностных взаимодействий и общения в социуме.
В ходе анализа понятия психологической незащищенности удалось определить, что психологическая защищенность - это устойчивый личностный феномен, она формируется в условиях стабильности и определенности. В свою очередь психологическая незащищенность складывается на фоне негативных переживаний в ситуациях, воспринимаемых как угрожающие, на фоне оценивания собственных личностных ресурсов как недостаточных для преодоления данной ситуации.
Была определена специфика девиантного поведения и психологической незащищенности в подростковом возрасте. Подростки с девиантным поведением отличаются неустойчивостью, импульсивностью, впечатлительностью, часто проявляют агрессию и враждебность. На девиантное поведение подростка в целом имеет влияние неблагоприятная социокультурная среда, которая затрудняет его личностное становление.
Эмпирическое исследование было проведена на двух выборках подростков- склонных к девиации и не склонных к девиации. Оказалось, что у подростков, склонных к девиации все признаки психологический незащищённости: тревожность, фрустрация, ригидность, низкая самооценка, ориентация на избегание, эмоциональная ориентация, низкие адаптивные способности, низкая нервно-психическая устойчивость, низкий уровень моральной нормативности, хороший уровень развития коммуникативных способностей.
Были выявлены различия в когнитивном, эмоциональном, поведенческом параметрам психологической незащищенности у подростков, склонных и не склонных к девиации, что полностью подтвердило гипотезу исследования о том, что у подростков, склонных к девиации в большей мере выражены признаки психологической незащищенности, чем у подростков, не склонных к девиации.
Также была выявлена взаимосвязь между склонностью к аутоагрессии и ригидностью, копингом, ориентированным на эмоцию, т.е. существует взаимосвязь между склонностью к девиации и параметрами психологической незащищенности.
Таким образом, задачи исследования были решены, цель достигнута, а гипотезы полностью подтверждены.
Подобные работы
- Деятельность специалистов по социальной работе с подростками
девиантного поведения
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В МОЛОДЕЖНОМ ЦЕНТРЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическое сопровождение подростков, воспитывающихся в ситуации материнской депривации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020 - ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция агрессивного поведения подростков с помощью социально-психологического тренинга
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ПРОЯВЛЕНИЯ СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024



