Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста посредством логических блоков 8
1.1 Развитие представлений о множестве у детей младшего дошкольного возрасте в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Логические блоки как средства развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста 12
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста 19
2.1 Выявление уровня развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста 19
2.2 Развитие представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста посредством логических блоков 34
2.3 Влияние логических блоков на развитие представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста 44
Заключение 61
Список используемой литературы 62
Приложение А Фото выполнения упражнений 1 этапа детьми 64
Приложение Б Фото выполнения упражнений 2 этапа детьми 65
Приложение В Фото выполнения упражнений 3 этапа детьми 67
Актуальность проведенного исследования. В процессе взросления ребенка, он сталкивается с новыми для себя понятиями, которые, повторяясь изо дня день, осваиваются ребенком и закрепляются. Одним из таких понятий является - представление о множестве. Знакомясь с данным понятием, дети осваивают практические действия, которые направлены на то, чтобы развивать численность множества предмета.
Множество представляет собой совокупность элементов, воспринимаемых как единое целое. Именно в ознакомлении детей с представлением о понятии множества заключается главная задача математического развития детей.
При этом, дети младшего дошкольного возраста изучают множество с точки зрения понимание множества предметов (один или много); сравнивания множества предметов, путем использования наложения, приложения, графического соотнесения. В результате занятий, проводимых в детском саду, дети обучаются способности различать множества предметов, ориентируясь на тот или иной критерий
С развитием общества, развиваются и подходы к обучению детей определенному понятию. Отметим, что развитию представлений о множестве еще до недавнего времени не придавалось достаточное внимания. Как следствие, в научных исследованиях практически отсутствуют материалы по заданной тематике. Лишь некоторыми исследователями затрагивается данная проблема. Данной проблемой занимались такие исследователи, как: B. Н. Белкина, Л.Р. Болотина, О.О. Гонина, П.С. Гуревич, К.В. Дрозд, C. А. Козлова, В.Г. Крысько, В.В. Лукашевич, А.М. Руденко, Е.О. Смирнова, Е.А. Носова.
Согласно обозначенным выше исследователям, для развития представлений о множестве лучше всего использовать логические блоки. Именно в изучении данного утверждения заключается актуальность проведенного исследования. Актуальность исследования позволила нам выделить следующее противоречие между необходимостью развития представления о множестве у детей младшего дошкольного возраста и отсутствием эффективных средств для этого. Выделенное противоречие позволило нам выделить проблему исследования: каковы возможности логических блоков для развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста?
Цель - обосновать и апробировать возможности применения логических блоков для развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - логические блоки как средство развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста посредством логических блоков будет возможно, если:
• будет осуществлен подбор игр с применением логических блоков;
• игр выстроено поэтапно, на первом этапе развивается представление о множестве и способов действий с ними; на втором этапе развивается у детей представлений о множестве, как о структурно - целостном единстве; на третьем этапе развивается представление об однородном составе элементов.
Задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста посредством логических блоков;
2) выявить уровень развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста;
3) апробировать содержание работы по развитию представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста посредством логических блоков.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
• исследования, направленные на изучение возможностей применения блоков в работе с дошкольниками (А.Г. Бермус, П.С. Гуревич, К.В. Дрозд, Н.И. Захарова);
• положения о теории множеств (М.Я. Выгодский, А.А. Столяр и другие).
Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение, анализ собранных данных);
• эмпирические (педагогический эксперимент, который включает констатирующий, формирующий, контрольный этапы; беседа, наблюдение, анализ педагогических ситуаций);
• методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных результатов).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в государственном казенном дошкольном образовательном учреждении детском саду №17 «Сказка». В исследование приняли участие 20 детей.
Новизна исследования заключается в том, что выявлены возможности логических блоков для развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста; определены показатели и уровни развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы возможности логических блоков для развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы на практике в деятельности дошкольного образовательного учреждения для развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста.
Структура ВКР: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников) и 3 приложений. Текст работы иллюстрирован 18 таблицами, 17 рисунками.
Анализ теоретической части показал, что работа со множествами заключается в умении практически установить взаимно однозначное соответствие между элементами двух групп и определить их равенство и неравенство. Логические блоки представляют собой уникальную методику интеллектуального развития дошкольников, знакомят с числами, счетом, способствуют развитию речи. В процессе разных действий с логическими блоками дети младшего дошкольного возраста вначале изучают возможность обнаруживать и абстрагировать в вещах одно свойство (толщина, цвет, размер, форма), сопоставлять, группировать, рассматривать детально вещи по одному из данных свойств. Затем, дети получают умение анализа и синтеза, сравнения, систематизации и группировки вещей сразу по нескольким свойствам, например: форма и размер, размер и толщина, цвет и форма.
В рамках данной выпускной квалификационной работы исследование проведено на базе государственного казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада №17 «Сказка». Цель проведенного исследования - определить уровень развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 20 детей младшего дошкольного возраста (3-4 года): 10 детей - контрольная группа; 10 детей - экспериментальная группа. Для проведения исследования уровня развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста были использованы следующие методики: «Помоги мишке»; «Собери матрешку»; «Посади елочку». Основываясь на данные, полученные в результате проведенного анализа, нами обусловлена необходимость проведения мероприятий, направленных на развитие представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста, принявших участие в проведенном исследовании.
Направления развития представлений о множестве: с детьми экспериментальной группы были проведены следующие упражнения, направленные на развитие представлений о множестве: упражнение на подборку фигур, наиболее соответствующую представленному изображению; упражнение по подборке фигур соответствующего цвета и формы; упражнение по подборке фигур по предложенной схеме (по форме и цвету); упражнение по выстраиванию разнообразных картин при помощи цветных элементов; упражнение по выстраиванию фигур по предложенной картине, а затем повтор данного изображения без схемы; игра «Магазин»; игра «Покорми животное»; игра «Украсим елочку»; игра «Области»; игра «Садовник»; игра «Архитекторы»; игра «Кошки — мышки.
Общий результат на контроле с выходом на перспективы исследования: после проведения эксперимента, с детьми обеих групп было проведено повторное исследование. Полученные в результате проведенного анализа данные, позволяют нам выявить динамику роста уровня развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста посредством логических блоков.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.
1. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. - М.: Юрайт, 2020. - С.53.
2. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2020. - С.27.
3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. - М.: Юрайт, 2020. - С.49.
4. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО. - М.: Юрайт, 2018. - С.81.
5. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. - М.: Юрайт, 2020. - С.106.
6. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста. - М.: Юрайт, 2020. - С.217.
7. Григорян Э. Г. Психолого-педагогические особенности внимания детей дошкольного возраста. - М.: Сфера, 2020. - С.59.
8. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. - М.: Юрайт, 2019. - С.251.
9. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2019.- С.118.
10. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика. - М.: Юрайт, 2020. - С.62.
11. Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс.- Детство- Пресс, 2020. - С.95.
12. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебник для академического бакалавриата. • М.: Юрайт, 2019. - С.42.
13. Земцовская Е.А. Учебно - методическое пособие «Умные игры». • М.: ИНФРА - пресс, 2020. - С.38.
14. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. - М.: Юрайт, 2019. - С.312.
15. Козлова С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО. - М.: Юрайт, 2019. - С.68.
...