Введение………………………………………………………….………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………7
1.1 Сущность понятия «моторика», «мелкая моторика» в психолого-педагогической литературе ……………………………………...………………7
1.2 Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста………………………………………………………………………..….12
1.3 Возможности занятий по лепке для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..20
Выводы по первой главе……………………………………………...…………28
Глава 2. Экспериментальное исследование развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке………………...……..30
2.1 Выявление начального уровня развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста……………………..………………………...30
2.2 Реализация комплекса занятий по лепке для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста………………………..……38
2.3 Выявление динамики уровня развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..47
Выводы по второй главе………………………………………………………...56
Заключение……………………………………………….……………………...59
Список литературы………………………………………………………………62
Приложение
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
Мелкая моторика рассматривается учеными как двигательные действия, выражающиеся в мелких и точных действиях руки. Онавзаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Такие исследователи, как Н.М. Аксарина, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, М.М. Кольцова, Э.Р. Пилюгина, доказали влияние моторного развития на умственное развитие ребенка. Они пришли к выводу, что началу развития мышления дает рука. Педагоги и психологи, такие как В.А. Крутецкий, B.C. Мухина, А.В. Петровский, Е.А. Флерина и др. отмечают, что ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, что обеспечивает правильную подготовку его к школе.
Большое значение в развитии мелкой моторики у дошкольников имеет лепка. При работе с пластическим материалом массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребенка. Дети осваивают различные технические способы и приёмы работы с пластическими материалами, у них развивается организованность, целеустремленность, настойчивость и самодисциплина, благотворно влияет на нервную систему в целом. Существуют разные виды лепки, такие как декоративная, предметная и сюжетная. Лепить дети могут как из глины, так и из пластилина.
Решение проблемы, связанной с развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста в лепке, нашло свое отражение в трудах Н.А. Курочкиной, Г.В. Пантюхиной, Н.Б. Халезовой, и др. Ими были выявлены особенности различных видов лепки, обуславливающие эффективное развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, а также содержание, методы и приемы обучению лепке в дошкольном возрасте и, что особенно значимо на наш взгляд, устанавливают зависимость уровня овладения лепкой от уровня развития мелкой моторики.
Однако в практике ДОУ недостаточно используют развивающие возможности занятий по лепке в качестве средства развития мелкой моторики.
Это позволило выявить противоречие: между задачей развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием возможностей занятий по лепке для решения данной задачи.
Наличие противоречия позволяет определить проблему: каковы и как использовать возможности занятий по лепке для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста?
Актуальность исследования и определила выбор темы работы: «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности занятий по лепке как средства развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: возможности занятий по лепке как средства развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: лепка будет эффективным средством развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, если:
- будет разработан и реализован комплекс занятий лепкой, включающий действия пальцев рук на растяжение, сжатие, скручивание (скатывание шариков; раскатывание столбиков; сплющивание или расплющивание; прищипывание или вытягивание; вытягивание отдельных частей из целого куска; скручивание двух одинаковых столбиков в «косу»; вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы; соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения; приплющивание нижней части формы; использование стеки).
- будет стимулироваться эмоциональный настрой и интерес к замыслу, процессам и результату лепки;
- при работе с пластическими материалами будут массироваться определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы проблемы развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
2. Выявить начальный уровень развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и провести комплекс занятий по лепке и экспериментально проверить их эффективность для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение, педагогический эксперимент, наблюдение, анализ продуктов деятельности детей, статистическая обработка результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении сущности понятия «мелкая моторика»; определении особенностей развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на занятиях по обучению лепке; выявлении возможности занятий лепкой для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении начального уровня развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, разработке и экспериментальной проверке эффективности комплекса занятий по лепке, направленной на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста, который может быть использован в практике современного ДОУ.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, позволил нам сформулировать следующие выводы.
Нами были рассмотрены разные точки зрения авторов, таких как, Л.С. Выготский, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский, С. Прищепа, В.М. Бехтерев др., которые раскрыли понятия «моторика», «мелкая моторика» с разных сторон. Также в ходе изучения теоретической части нами было рассмотрено значение развития мелкой моторики и характеристика мелких моторных движений.
Определено, что движение пальцев руки оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности. Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно развивать у ребёнка мелкую моторику уже с самого раннего возраста.
Выделены особенности развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрено, как развивается кисть, какая должна проводиться работа по развитию мелкой моторики. Также установлено, что от уровня развития двигательных качеств руки ребенка во многом зависит эффективность его дальнейшего обучения.
Раскрыты возможности занятий по обучению лепке для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. Выявлено, что наиболее эффективным средством развития мелкой моторики является обучение лепке. Рассмотрели, какие существуют техники и приёмы лепки, как в данном изобразительном виде деятельности используется цвет, какие используются материалы, а также определили значение лепки для развития мелкой моторики.
Мы предположили, что для развития мелкой моторики в лепке эффективными являются такие приемы: скатывание шариков; раскатывание столбиков; сплющивание или расплющивание; прищипывание или вытягивание; вытягивание отдельных частей из целого куска; скручивание двух одинаковых столбиков в «косу»; вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы; соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения; приплющивание нижней части формы; использование стеки.
Для подтверждения гипотезы проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБДОУ «Детский сад № 175» г. Новокузнецка с ноября 2019 г. по апрель 2020 г. в три взаимодополняющих этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В эксперименте принимали участие 16 детей старшего дошкольного возраста.
На констатирующем этапе для выявления уровняразвития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста мы выбрали методики: наблюдение за детьми и методики Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревич, Е.В. Колесниковой. Результаты констатирующего этапа показали, что уровни развития мелкой моторики у детей в основном средний и низкий, что послужило основанием для проведения формирующего этапа, на котором занятия лепкой были основным средством развития мелкой моторики детей.
Мы использовали на занятиях лепкой: игру; беседу; рассматривание готовых образцов; лепку под руководством педагога; самостоятельную деятельность; выставки детских работ; фотоальбом детских поделок. По содержанию лепку использовали предметную, сюжетную, декоративную, комплексную. По способу организации детей и характеру их деятельности - индивидуальную, коллективную, комплексную, когда лепка сочеталась с другими видами деятельности, играми.
Для развития мелкой моторики использовали такие приемы, как скатывание шариков; раскатывание столбиков; сплющивание или расплющивание; прищипывание или вытягивание; вытягивание отдельных частей из целого куска; скручивание двух одинаковых столбиков в «косу»; вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы; соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения; приплющивание нижней части формы; использование стеки. При этом дети получали эстетическое наслаждение от пластичности, объёмности, от форм, которые получались в процессе лепки, развивалась координация движений, моторика пальцев рук, лепка способствовала большей свободе и раскованности всей руки, а также лучшему освоению пространства, объёма, глубины.
С целью определения эффективности проведения эксперимента проведен контрольный этап, который показал, что у 7 детей (44%) отмечена положительная динамика,
Таким образом, экспериментальным путем подтверждена выдвинутая нами гипотеза. Цель исследования достигнута.
1. Богатеева, З.А. Занятия лепки в детском саду / З.А. Богатеева.– Москва: Просвещение, 2009. – с. 224.
2. Бельтюкова, Н. Учимся лепить / Н. Бельтюкова, С. Петров, В. Кард. – Москва: Академия, 2011. –224 с.
3. Бехтерев, В.М. Мозг и его деятельность / В.М. Бехтерев. – Москва: Госиздат, 2000. – 327 с.
4. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, Е.Г. Пилюгина.– Москва: Просвещение , 2010. – 312 с.
5. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – Москва : Просвещение, 2001. – 500 с.
6. Веракса, Н.Е. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под общ. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
7. Детское изобразительное творчество: взгляды исследователей на проблему // Дошкольное воспитание. − 2010. − № 5. − С. 56-64.
8. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.И. Логинова, О.В. Солнцева и др. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 288 с.
9. Ермакова, И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей / И.А. Ермакова. – Санкт-Петербург.: Детство-Пресс, 2014. – 48 с.
10. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. – Москва: Астрель, 2005. – 320 с.
11. Исследование развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста / –Режим доступа:http://www.newreferat.com/ref-47191-2.html (Дата обращения: 20.09.2019).
12. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Т.Г. Казакова. – Москва: Просвещение, 2009. – 176 с.
13. Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой / диаг¬ностический журнал. Подготовительная группа / авт.-сост. Н.Б. Вершинина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 35 с. (подготовительная к школе группа, старший дошкольный возраст).
14. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. – Москва: Педагогика, 2003. –193 с.
15. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию в детском саду. / Т.С. Комарова – Москва, 2013 – 35 с.
16. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т.С. Комарова. – Москва: Просвещение, 2011. – 191 с.
17. Мелкая моторика / –Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1388362 (Дата обращения: 20.09.2019).
18. Мелкая моторика рук: что это и рекомендации по развитию моторики / –Режим доступа: http://fb.ru/article/258490/melkaya-motorika-ruk-chto-eto-i-rekomendatsii-po-razvitiyu-motoriki (Дата обращения: 20.09.2019).
19. Мелкая моторика в психологии и педагогике / –Режим доступа:https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/06/30/teoreticheskie-voprosy-razvitiya-melkoy-motoriki-v. (Дата обращения: 20.09.2019).
20. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. – Москва : Академия, 2015. – 456 с.
21. Некрасова, А.А. Развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства / А.А. Некрасова // Справочник старшего воспитателя Дошкольного учреждения. − 2009. − № 11. − С. 52-59.
22. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – Москва: АСТ, 2016. – 479 с.
23. Петров, А.В. Игротека – Ловкие ручки обучает и воспитывает: Методическое пособие / А.В. Петров.– Новосибирск: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. – 44 с.
24. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей /С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2015. - №1. –С. 60-64.
25. Пименова, Е.П. Пальчиковые игры / Е.П. Пименова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 84 с.
26. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования./ / С.В. Погодина – Москва: «Академия», 2012. – 352 с.
27. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 5-е изд.испр.и доп. – Москва: Мозаика-Синтез, 2014. – 208 с.
28. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. «Об утверждении ФГОС ДО - основные положения». – Москва, 2013. – С. 3-5.
29. Развитие мелкой моторики: понятие и основные характеристики /–Режим доступа:http://studbooks.net/1829115/pedagogika/razvitie_melkoy_motoriki_ponyatie_osnovnye_harakteristiki. (Дата обращения: 20.09.2019).
30. Сакулина, Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой– Москва: Просвещение, 2001. – 128 с.
31. Сенсорное воспитание / Под ред. Н.Н. Подъякова, В.Н. Аванесовой. – Москва: Просвещение, 2001. – 192 с.
32. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина– Москва: Просвещение, 1995. – 312 с.
33. Фомина, Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка / Проблемы речи и психолингвистики / Л.В. Фомина.– Москва: МГПИИЯ, 2000. – С.36-40.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования − Москва: Просвещение, 2015. − 34 с.