ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 Теоретические основы исследования технологий формирования внутреннего имиджа компании 9
РАЗДЕЛ 2 Исследование внутреннего имиджа компании на примере ООО «Решения Бош в сфере услуг» 30
РАЗДЕЛ 3 Разработка стратегии формирования внутреннего имиджа ООО «Решения Бош в сфере услуг» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 1
Актуальность темы исследования. В современном мире имидж компании играет не последнюю роль при восприятии внешней и внутренней общественностью её деятельности, продукции или услуг. В условиях рыночной конкуренции многие компании активно работают над созданием положительного имиджа в глазах своих клиентов и широкой общественности в целом, а также акционеров и партнеров. Компания, которая плохо управляет своим имиджем или позволяет ему формироваться стихийно, может столкнуться с множеством проблем. Неполноценное формирование и управление имиджем может привести к определённым проблемам, например, потере крупных клиентов, падению стоимости акций и ухудшению деловых отношений с ключевыми поставщиками. В настоящее время большинство российских и зарубежных организаций уже начали активно изучать и внедрять технологии по формированию внешнего имиджа, однако внутреннему имиджу некоторые организации, особенно российские, не уделяют должного количества внимания, позволяя ему формироваться стихийно. Однако, если не поддерживать внутренний имидж организации возрастает текучесть кадров, увеличивается срок закрытия вакансий, что плохо отражается на процессе производства товара и оказания услуг, а, следовательно, влияет и на внешний имидж.
По сей день имиджевая деятельность в отечественных компаниях сводится только к работе по организации труда внутри коллектива, тогда как западные компании, в том числе и существующие на российском рынке, в последние десятилетия активно разворачивают полноценные, стратегически продуманные имиджевые кампании. При том, что теоретические труды, в том числе российских исследователей, находятся в открытом доступе, практически внутренний корпоративный имидж не получает должного развития. В связи с этим наблюдается противоречие между практической деятельностью и теоретической базой. Поскольку в настоящее время конкурентная борьба осуществляется не только между конечным продуктом или результатом деятельности, сколько между мнениями об образе организации, управление имиджем является важнейшей стратегической управленческой задачей. Если корпоративная идентичность выстроена четко, все остальные элементы гармонично дополняют и перекликаются с ядерной ценностью компании и ее бренда.
Согласно исследованиям Harvard Business Review, компании, не развивающие внутренний имидж, тратят на одного нового сотрудника на 10% больше, чем их успешные конкуренты. Сегодня развитый имидж работодателя важен не только для привлечения топ-менеджеров, но и при найме массового и линейного персонала. Конкуренция между работодателями растет, и поиск массовых специалистов становится непростым и дорогостоящим занятием, более того, сотрудника не менее важно удержать. Для удержания сотрудников в качестве нематериальных мотиваций в свою очередь применяются технологии формирования внутреннего имиджа. Исследования показывают, что более половины респондентов, изучая работодателя, обращают внимание на положительные и отрицательные отзывы сотрудников и изучают, как долго задерживаются люди в компании в целом, нет ли в компании текучести кадров.
Хорошо развитый внутренний имидж помогает быстрее и дешевле привлекать сотрудников и укрепляет компанию на рынке. Чтобы создать такой образ, нужно тщательно продумать все этапы, через которые проходит сотрудник, — от трудоустройства до увольнения. Внутренний имидж, безусловно влияет на сотрудников организации, в то же время сотрудники транслируют сформированный образ вовне. Поэтому существует тесная взаимосвязь между внутренним и внешним имиджем, а теоретическое разделение этих понятий весьма условно.
Положительно сформированный внутренний имидж организации предполагает внутреннюю стабильность, обеспечивает слаженную работу всех внутриорганизационных процессов, необходимых для эффективной деятельности и создает прочный фундамент для построения внешнего имиджа, что безусловно влияет на конкурентоспособность в условиях современного рынка. Имидж затрагивает все сферы осуществления работы предприятия, что обуславливает актуальность выбранной темы.
Степень изученности проблемы.
Анализ источников по теме исследования свидетельствует, о том, что, несмотря на большое количество работ непосредственно связанных с различными аспектами формирования внутреннего имиджа организаций, данная тема не слишком популярна для практической реализации на территории постсоветского пространства и не все организации видят необходимость в построении внутреннего имижда, не говоря уже о реализации заранее спланированного и комплексного подхода при его создании. Следовательно, данная тема не исчерпала себя и требует дальнейшего прикладного осмысления.
Для написания теоретической части исследовательской работы были изучены работы, описывающие понятие имидж, его классификацию и основные технологии его формирования. Теоретической основой послужили исследовательские работы зарубежных авторов: Ф. Матса и А. Альвесона , Г. Даулинга . В изучении технологий формирования имиджа взяты работы Н.Л. Рогалевой , И. В. Гончаровой , В.А. Самковой , Д.Р. Фатыховой и Е. Б. Перелыгина. Что касается внутреннего имиджа организации, в ходе написания работы были изучены труды А. О. Блинова , И. И. Решетниковой.
Также, тема исследования находит преломление во многих работах на тему внутреннего имиджа организации и внутрикорпоративных отношений, в том числе в практическом пособии И. А. Шуваловой, в котором описываются основные компетенции и характеристики отношений в коллективе .
Актуальность темы работы, степень ее научной разработанности обуславливают выбор объекта и предмета исследования, определения его цели и задач.
Объектом данного исследования является внутренний имидж организации.
Предмет исследования — технологии формирования внутреннего имиджа организации.
Цель исследования — разработка проекта по формированию внутреннего имиджа организации «Решения Бош в сфере услуг».
Исходя из сформулированной выше цели, можно обозначить следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия внутреннего имиджа организации;
2. Исследовать основные технологии, использующиеся при формировании внутреннего имиджа организации;
3. Дать общую характеристику существующего внутреннего имиджа компании «Решения Бош в сфере услуг» и проанализировать технологии, использованные при его формировании;
4. Разработать в рамках проектного подхода план мероприятий и систему рекомендаций, направленных на формирование комплексного имиджа компании «Решения Бош в сфере услуг».
Теоретическая база исследования определена его объектом, предметом, а также поставленными задачами. В ходе проведения исследования теоретической̆ основой послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области связей с общественностью и имиджмейкинга, а также работы, посвященные проблеме формирования и поддержания внутреннего имиджа организации.
Методологическая база исследования. При написании научной работы были использованы следующие инструменты научного познания: системный метод, включающий в себя изучение способов формирования и поддержания имиджа организации; абстрактно-логический метод, который позволил углубиться в сущность феномена имиджа организации, а также восприятия его целевыми группами общественности; сравнительный метод, использованный для систематизации положительных и негативных моментов, сопутствующих формированию внутреннего имиджа, а также для проведения конкурентного анализа компании. Дополнительно в ходе исследования было использовано онлайн-анкетирование, интервью и SWAT-анализ.
Эмпирической базой исследования стали результаты анализа основных компонентов внутреннего имиджа организации «Решения Бош в сфере услуг» – данные открытой общедоступной и внутренней документации, первичные данные по опросам, официальный внутренний и внешний сайты компании, проводимые мероприятия и корпоративные ивенты, изучение внутрикорпоративных отношений, оценка корпоративной жизни компании её действующими и бывшими сотрудниками методом опроса и интервью.
Практическая значимость заключается в применении данных, полученных в ходе теоретического исследования при создании и внедрении проекта для организации «Решения Бош в сфере услуг», направленного на решение конкретной задачи коммерческой компании.
Таким образом, по результатам проведенного исследования технологий формирования внутреннего имиджа организации «Решения Бош в сфере услуг» можно сделать следующие выводы:
1. Технологии формирования имиджа организации представляют собой инструментарий по созданию имиджа объекта. Сам же имидж компании представляет собой целенаправленно формируемый организацией посредством разных технологий образ, целью которого является влияние на аудиторию (внешнюю и внутреннюю). В современном мире, где временные и материальные ресурсы ограничены, имидж представляет собой эффективным инструментом общения с массовым сознанием. Имидж с одной стороны требует намеренных, физических действий со стороны компании, а с другой апеллирует к символическому миру человека.
2. Основными инструментами формирования внутреннего имиджа организации являются: связи с общественностью (PR), социальные сети, сайт компании, корпоративная раздатка («мерч»), «сарафанное» радио, мероприятия, кадровая политика и поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Технологии формирования имиджа организации – сложный, комплексный, все время корректирующийся процесс, который требует задействования большого сектора коммуникаций фирмы как для взаимодействия внутри организации, так и для налаживания контакта с внешней аудиторией. Выделяют 10 основных составляющих построения имиджа организации: история компании; имидж основателя и составленная история в умах аудитории о нем; оценка качества предоставляемого товара или услуги; рекламные кампании и известность бренда; КСО (корпоративная социальная ответственность) организации; экономическое состояние компании; стиль управления компанией; фирменный стиль; деловая этика; отношение руководства с персоналом.
3. Организация «Решения Бош в сфере услуг» представляет собой подразделение крупнейшей транснациональной компании Bosch, оказывающую услуги аутсорсинга услуг в области клиентского сервиса, у которой уже сформирован определённый имидж и есть позиционирование. Используемые технологии формирования внутреннего имиджа: сайт компании, корпоративная раздаточная продукция, развитая кадровая политика, в меньшей мере специальные мероприятия. Однако, в ходе исследования были выделены элементы внутреннего имиджа, благодаря которым можно будет улучшить имиджевую составляющую: запуск Телеграм канала, серии тренингов для сотрудников, полноценная серия мероприятий. Также в связи с тем, что от руководства организации поступил запрос на усовершенствование дизайна внутреннего сайта и создания личных брендов менеджерского состава площадки в рамках данной исследовательской работы были задействованы и данные инструменты формирования внутреннего имиджа организации.
4. В рамках проектного подхода, был разработан план мероприятий и система рекомендаций, направленных на формирование комплексного внутреннего имиджа организации «Решения Бош в сфере услуг». Проект разделялся на две основные составляющие: общие рекомендации, которые были внедрены в компанию и план технологий по усовершенствованию внутреннего имиджа компании. Полноценная реализация проекта занимает 11 месяцев (февраль – декабрь 2022 года). На данный момент проект находится в процессе реализации, однако промежуточные результаты по отдельным составляющим доказывают свою эффективность. Окончательную эффективность проекта можно будет выявить путём повторного анкетирования сотрудников на тему развития корпоративной культуры после реализации всего плана мероприятий – в начале января 2023 года.
1. Булыко А. Н. Современный словарь иностранных слов. — М.: Мартин., 2005. — С. 215.
2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога — М.: Харвест, 2001. — С. 800.
3. Ланда Н. М. и др. Современный словарь иностранных слов — 4. изд., стер. — М.: Рус. яз., 2001. — С. 606.
4. Рогалева Н. Л. Современная концепция имиджа организации. Управление персоналом, 2013. — № 8. С. 39.
5. Гончарова И. В. Имидж и бренд как инструменты повышения прибыльности бизнеса. — Вестник Воронежского Госуниверситета, 2008. — №2. — С. 3-7.
6. Беляева М. А., Смакова В. А. Азы имиджелогии: имидж личности, организации, территории. Учебное пособие для вузов / под ред. М. А. Беляевой, В. А. Самковой. — Екатеринбург, 2016. — C. 10–250.
7. Фатыхова Д. Р. Технологии формирования имиджа женщины-политика в современной России (на материалах Республики Татарстан) / Д. Р. Фатыхова; науч. ред. Г.В. Морозова. — Казань: Казан. ун-т, 2016. — C. 83.
8. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: Учебник / Е. Б. Перелыгина. — М.: Аспект Пресс, 2002. — С. 11–23.
9. Блинов А. О. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности — М.: Менеджмент в России и за рубежом, 2013. — С. 35–44.
10. Решетникова И. И. Формирование и развитие делового имиджа фирмы — М.: Экономика, 2017. — С. 574.
11. Шувалова И. А. Психология отношений на работе: практическое пособие для работника — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2021. — С. 176.
12. Мякотина О. В. Имидж политического лидера: тенденции становления и изменения — М.: Московский государственный областной университет, 2008. — С. 207.
13. Почепцов Г. Г. Имиджеология. — К.: Ваклер, 2004. — С. 574.
14. Гончарова И. В. Имидж и бренд как инструменты повышения прибыльности бизнеса. — Воронеж: Вестник Воронежского Госуниверситета, 2008. — №2. — С. 3-7.
15. Рогалева Н. Л. Современная концепция имиджа организации. Управление персоналом, 2013. — № 8. — С. 39.
16. Рябова Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований / Личность. Культура. Общество, 2003 — Вып. 1 – 2 —С. 120–123.
17. Кладиева Т. Б. Технологии продвижения модного бренда. Сборник статей XI международной научно-практической конференции. — М.: «Научно-издательский центр «Актуальность РФ», 2017. — С. 244–247.
18. Рожков И. Я. Бренды и имиджы. — М.: РИП-холдинг, 2006. — С. 256.
19. Андреева Ю. В. Психология имиджа и рекламы: концепции, технологии, стратегии эффективности. Инновационный учебный курс. — Казань: Центр инновационных технологий, 2006. — С. 356.
20. Филимонова Н. Г, Гаврилюк А. А. Особенности формирования имиджа организации — Красноярск: «Социально-экономический журнал Красноярского ГАУ 2019 №2» — С. 51.
21. Депелян Р. А. Виды имиджа современной организации. М.: Власть, 2018. №7. — С. 16.
22. Лысикова О. В. Имиджелогия и паблик рилейшнз в социокультурной сфере: учеб. пособие — М.: Флинта, 2006 — С. 166.
23. Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности; [пер. с англ. А. В. Кузнецова]. — М.: ИМИДЖ-Контакт: ИНФРА-М, 2003. — С. 366.
24. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. — М.:Аспект-Пресс, 2002 — С. 173.
25. Шевченко Д. А. Реклама, Маркетинг, PR. — М.: РГГУ, 2014. — С. 86.
26. Панюкова В. В. Реализация стратегии омниканального маркетинга торговыми организациями // Торгово-экономический журнал, 2015 — №4.
27. Харитонова Е. В. Имидж организации – миссия выполнима. — М.:Со-Общение, 2007 — С. 24.
Электронные ресурсы:
28. Нестеров А. К. PR-технологии. Энциклопедия Нестеровых [Электронный ресурс] URL: http://sites.reformal.ru/odiplom.ru/ (дата обращения 19.04.2022)
29. Жуков А. Р. Логика строения бренда [Электронный ресурс]. URL: http://yellowdog.ru/blog/i/logoka_stroenia_brenda (дата обращения: 09.11.2021).
30. Доктори Д., Бордон Р. Как повлиять на принятие решений: девять работающих стратегий. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr-russia.ru/karera/kommunikatsii/kak-povliyat-na-prinyatie-resheniy-devyat-rabotayushchikh-strategiy/ (дата обращения 15.05.2022)
31. Tadviser – портал выбора технологий и поставщиков [Электронный ресурс] URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Компания:Bosch (дата обращения 18.02.2022)
32. Официальный сайт компании Bosch. Наша история [Электронный ресурс] URL: https://www.bosch.ru/our-company/our-history/ (дата обращения 18.02.2022)
33. Официальный сайт компании Bosch. Продукция и услуги [Электронный ресурс] URL: https://www.bosch.ru/products-and-services/ (дата обращения 18.02.2022)
34. Официальный сайт компании Bosch. Kazan Bosch Service Solutions [Электронный ресурс] URL: https://www.bosch.ru/our-company/bosch-in-russia/kazan-bosch-service-solutions/ (дата обращения 18.02.2022)
35. Официальный сайт подразделения Bosch Service Solutions [Электронный ресурс] URL: https://www.boschservicesolutions.com/ru/ (дата обращения 26.02.2022)
36. Fireseo – интернет –агентство. Поколения в маркетинге: узнайте, чего хочет ваша целевая аудитория [Электронный ресурс] URL: https://fireseo.ru/blog/pokoleniya-v-marketinge/ (дата обращения 29.03.2022)
37. RB — независимое издание о технологиях и бизнесе. Названы наиболее популярные приложения для общения у разных поколений [Электронный ресурс] URL: https://rb.ru/news/social-app/ (дата обращения 29.03.2022)
38. HeadHunter — портал по поиску работы и сотрудников. Психотерапия на работе: результаты опроса соискателей и работодателей [Электронный ресурс] URL:https://kazan.hh.ru/article/30075?from=article_30138&hhtmFrom=article_30138 (дата обращения 16.04.2022)
39. VC - интернет-издание. Как уследить за ментальным здоровьем сотрудника: мнение психолога [Электронный ресурс] URL: https://vc.ru/hr/93290-kak-usledit-za-mentalnym-zdorovem-sotrudnika-mnenie-psihologa (дата обращения 17.04.2022)
40. Неськина М.В, Барашкина О.А, Черкасова О.В «Роль корпоративной культуры в развитии организации» [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-korporativnoy-kultury-v-razvitii-organizatsii/viewer (дата обращения 17.04.2022)
41. Harvard Business Review - сетевое издание. «Сила мягких навыков» [Электронный ресурс] URL: https://hbr-russia.ru/karera/lichnye-kachestva-i-navyki/sila-myagkikh-navykov/ (дата обращения 04.05.2022)
42. HeadHunter — портал по поиску работы и сотрудников. 10 эффективных способов нематериальной мотивации сотрудников [Электронный ресурс] URL: https://kazan.hh.ru/article/29843 (дата обращения 04.05.2022)
Материалы на иностранных языках:
43. Ceohangout - networking organization.18 Statistics That Prove Personal Branding Is Necessary [Электронный ресурс] URL: https://ceohangout.com/personal-branding-statistics/ (дата обращения 02.05.2022)
44. Друтейкене O., Марчинскас P. Имидж бренда. [Электронный ресурс] URL: https://www.lb.lt/uploads/documents/docs/publications/druteikiene.pdf (дата обращения: 09.12.2021).
45. Alvesson А., Mats F. Organization: From Substance to Image? Organization Studies. [Электронный ресурс] URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Organization%3A-From-Substance-to-Image-Alvesson/aaacd667dc73b6beb7da2c63df801f43ac9c541e (дата обращения 02.05.2022)