Введение 3
Глава 1 Общая характеристика органов местного самоуправления 11
1.1 Понятие, особенности и структура органов местного
самоуправления 11
1.2 Классификации органов местного самоуправления 23
1.3 Принципы организации и деятельности органов местного
самоуправления 32
Глава 2 Особенности участия органов местного самоуправления в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в российской федерации 39
2.1 Права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации 39
2.2 Полномочия местного самоуправления в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 46
Глава 3 Проблемы участия органов местного самоуправления в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в российской федерации и пути их решения 60
3.1 Особенности участия органов местного самоуправления в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 60
3.2 Пути совершенствования участия органов местного
самоуправления в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 69
Заключение 79
Список используемой литературы и используемых источников 84
Актуальность темы и проблемы работы определяется сохраняющейся в современной Российской Федерации стратегической направленности на постепенное внедрение и реализацию принципов демократического правового государства, и формирование развитого гражданского общества. Все это, с одной стороны, предполагает поиск эффективных каналов диалога, обратной связи и общественного контроля, обеспечивающих взаимодействие народа и власти; с другой стороны, требует выработки и развития средств правовой защиты интересов и прав граждан на основе принципов равенства, открытости, объективности.
Одним из таких средств правовой защиты граждан и механизмов взаимодействия народа и власти является институт обращений граждан.
Осознание значимости права на обращение способствовало его закреплению в законодательстве различных государств, в том числе в Российской Федерации. Статья 33 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления [19].
Обращение гражданина - это не только средство защиты его нарушенного права и законного интереса, но также инструмент, указывающий на недостатки власти, несовершенства сложившейся системы.
Поэтому, с функциональной точки зрения реализация данного правомочия обеспечивает дисциплинированность должностных лиц, актуализирует реальную правовую практику, в которой проверяется действенность принятых законов. Заявляя свое обращение, граждане стремятся изменить сложившееся положение, предупредить развитие событий по негативному для себя сценарию. Вместе с тем, сам факт обращения и его содержание выступают значимым источником информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов государственного, экономического и социокультурного развития. Следовательно, в наиболее общем виде обращение можно рассматривать в качестве релевантной информации, являющейся необходимой составляющей обретения или защиты интересов граждан, совершенствования правовой системы. Другими словами, реализация права граждан на обращение позволяет получать взаимообратную связь в диаде государство - общество, корректировать имеющиеся недочеты, пресекать злоупотребления, разрабатывать мероприятия, способствующие росту удовлетворенности общества деятельностью государственных органов.
Объективной тенденцией современности становится рост информационной открытости и доступности органов государственной власти и местного самоуправления во взаимоотношениях с гражданами. «Не прятаться в служебных кабинетах, не бояться диалога с людьми - идти навстречу, честно и открыто разговаривать с людьми, поддерживать их инициативы - таково послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации» [32].
В этом контексте право граждан на обращение - это реальный факт учёта мнения конкретного гражданина, его участия в управлении делами государства. Однако, несмотря на то, что увеличивается количество обращающихся граждан, реалии отечественного правового пространства таковы, что в общественном мнении все ещё сохраняется оценка «бесполезности» обращений граждан к государству. В частности, согласно данным одного из исследований ВЦИОМ такого мнения придерживается каждый пятый гражданин [27, с. 15-17].
Вероятно, это объясняется низкой правовой культурой граждан в целом, высокой степенью недоверия государственным органам, отсутствием знаний об институте обращений в принципе, а также недостатками и проблемами функционирования самого института права на обращение.
На расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации Владимир Путин подводя итоги работы ведомства за 2020 год также подчеркнул важность обращений и приема граждан, обозначил задачи по укреплению законности и правопорядка на 2021 год на данном направлении.
Глава государства отметил что необходимо принять меры по совершенствованию работы по рассмотрению обращений и приёму граждан, отметил, что при рассмотрении обращений, особое внимание должно быть уделено фактам нарушения прав социально незащищённых категорий граждан. Указал на необходимость личного контроля со стороны руководства при решении наиболее существенных проблем людей [14].
В свою очередь, прямая связь между информированностью и качественными ответами на обращения с формированием чувства защищенности и справедливости у граждан и их удовлетворенностью актуализирует взаимодействие права на обращение с правом на доступ к информации. Информационная открытость и высокий уровень информированности граждан о деятельности руководящих органов обусловливает качественный скачек в развитии гражданского общества, формирование гражданина, который понимает стратегические цели и задачи, методы и средства их реализации, способен чётко определить свою позицию и откликнуться на призывы властей. Кроме того, актуальная информация и качественные ответы на поступающие обращения помогают людям лучше разобраться в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Наоборот - недостаточная информированность обусловливает усиливающуюся неуверенность, подозрительность, пассивность гражданских масс, а также их потенциальное противодействие.
Опасность информационной закрытости также состоит в том, что она позволяет скрывать провалы в работе, лоббировать частные интересы и, как следствие, вымогать взятки.
Кроме того, в настоящее время все обращения граждан к органам власти обрабатываются с помощью электронных информационных систем, что обусловливает серьезные проблемы, связанные с информационной безопасностью. В этом контексте необходим научный анализ использования ресурсов сети Интернет для подачи обращений в органы государственной власти и местного самоуправления.
Действительно считаем, что тем самым повышается ответственность, в том числе и глав местных администраций, за качество проверок по заявлениям граждан, упрощаются процедуры обжалования таких решений. И это, конечно, важно и значимо. Нужно, чтобы люди чувствовали свою связь с государственными органами и органами местного самоуправления и понимали, что это тот уровень власти, где люди могут получить защиту своих интересов.
«Исключить формализм, добиваться полной проверки всех доводов, окончательного завершения каждого обращения с понятным для заявителей результатом и в конечном итоге повысить доверие людей, такая цель данных мероприятий - таково напутствие главы государства» [14].
Таким образом, право граждан на обращение и доступ к информации - это сущностные характеристики современного демократического правового государства, обеспечивающие существование развитого гражданского общества. Установление обратной связи посредством права на обращение и высокий уровень информированности населения посредством права на доступ к информации - «залог успешной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления» [32].
Обзор использованных источников. Степень научной разработанности проблемы права граждан на обращения (доступ к информации) в органы государственной власти и местного самоуправления отражена в многочисленных трудах представителей юридической науки, а также философии, социологии, истории, психологии и др.
Комплексный характер поставленной проблемы предполагает необходимость обращения к исследованиям по различным направлениям юридической науки, а также к трудам в иных сферах человеческих знаний.
Большой вклад в разработку института местного самоуправления, его природы и специфики внесли такие ученые, как П.А. Астафичев, Н.С. Бондарь, Т.М. Бялкина, В.И. Васильев, И.В. Выдрин, Е.В. Гриценко, А.Р. Еремин, B.B. Еремян, A.A. Замотаев, H.A. Игнатюк, А.Н. Кокотов, O.E. Кутафин, В.И. Мокрый, Т.Г. Морщакова, А.Н. Нифанов, JI.A. Нудненко, Н.С. Тимофеев, В.И. Фадеев, Т.Я. Хабриева, Е.С. Шугрина и др.
Среди ученых, которые занимались разработкой проблем охраны и защиты прав человека, можно указать С.А. Авакьяна, Д.А. Авдеева, П.В. Анисимова, Д.С. Велиеву, Н.В. Витрука, В.Д. Зорькина, В.М. Капицына, С.Н. Кожевникову, М.В. Мархгейм, B.C. Шадрина, К.Д. Шаймарданова, Б.С. Эбзеева др.
Отдельными вопросами правообеспечительного потенциала органов местного самоуправления занимались В.Ю. Варламов, К.Д. Гасников, С.П. Гришаев, О.Н. Доронина, М.Н. Малеина, Н.В. Мелащенко, Д.С. Михеев, A.A. Кирилловых, В.В. Пылин, P.C. Рыжов, С.Н. Шевердяев и др.
Таким образом, несмотря на наличие исследований по теме работы, по мнению автора, степень изученности тематики права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления не является достаточной. Имеется множество проблемных вопросов о понятии, сущности и содержании данного права, формах, механизме и проблемах его реализации. Накопленный опыт требует системного обобщения с применением методов анализа, синтеза, сравнения, индуктивного и дедуктивного вывода, классификации.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления.
Предметом исследования данной работы являются особенности формирования, развития и функционирования института обращений граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также актуальные проблемы и нарушения в реализации права граждан на обращение (доступ к информации) на практике.
Цель данной работы видится как всесторонний анализ законодательства в сфере права граждан на обращение (доступ к информации) в органы государственной власти и местного самоуправления, его соотношение с реальной практической деятельностью.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- проанализировать место органов местного самоуправления в системе органов государственного управления, а также выявить теоретико-правовые и методологические проблемы, связанные с пониманием сущности местного самоуправления, его структуры и видов;
- исследовать правовую природу принципов, характеризующих организацию и деятельность органов местного самоуправления;
- установить взаимосвязи и взаимозависимости местного самоуправления с правом граждан на обращение;
- описать исторические особенности развития гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ и соотнести их с полномочиями органов местного самоуправления в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в РФ;
- определить возможности влияния граждан путем реализации права на обращение (на доступ к информации) на местное самоуправление;
- раскрыть актуальное содержание понятия «право граждан на обращение» в органы государственной власти и местного самоуправления, его критерии, функции и принципы реализации;
- проанализировать проблемы реализации правовых норм Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», выявить закономерности их возникновения и способы их разрешения. В рамках чего проследить взаимосвязь права граждан на обращение с правом на доступ к информации. Определить понятие «ответственность в сфере обращений граждан (доступа к информации)»;
- проанализировать судебную практику рассмотрения споров, связанных с рассмотрением обращений граждан в РФ. Выявить и сформулировать актуальные проблемы и нарушения в реализации права на обращение (на доступ к информации) в Российской Федерации на современном этапе развития. Предложить практические рекомендации по устранению проблем реализации законодательства, регулирующего рассмотрение обращений граждан органами местного самоуправления.
Методологическая основа исследования. Право на обращение (на доступ к информации) рассматривается как субъективное право гражданина и межотраслевой правовой институт, выполняющий общественно значимые функции. В основе анализа проблематики выступает персоноцентричная парадигма в отношениях между личностью и государством.
Изучение права граждан на обращение (доступ к информации) с использованием формально-юридического и диалектического методов позволяет определить его социокультурные функции и отразить те социальные ценности и идеалы, которые необходимо достичь. Поскольку адекватная оценка сложившейся ситуации на основе фундаментальных правовых норм и правил юридической деятельности предопределяет деятельность правовых субъектов, постольку она должна задавать направления функционирования права граждан на обращения (на доступ к информации) в органы государственной власти и местного самоуправления.
Эмпирическая основа исследования представлена доступными полнотекстовыми решениями судов, экспертными мнениями представителей юридической науки, а также статистической информацией. Доклад Верховного комиссара по правам человека в Российской Федерации позволил оценить масштабы и тенденции по обращениям граждан. Данные исследований ВЦИОМ позволили оценить уровень гражданской активности россиян, готовность граждан обращаться в органы государственной власти при защите своих прав и свобод. Анализ дел позволил выявить ряд правовых проблем и нарушений, сопутствующих реализации права на обращение и доступ к информации. Также оценивалась реальная практика функционирования института обращений граждан.
Научно-теоретическая значимость исследования права граждан на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления состоит в раскрытии актуального содержания функциональной сущности института обращений граждан, его действительного места в системе общественных отношений с учетом современных тенденций общественного развития, законодательного и правого регулирования.
Научная новизна работы состоит в комплексном теоретическом и практическом исследовании права на обращение во взаимосвязи с существующей судебной практикой и принятием других нормативно - правовых актов, регулирующих данную сферу, в частности законов об информации. В результате обозначены некоторые теоретические проблемы в интерпретации сущности права на обращение.
Практическая значимость работы определяется недостаточной на сегодняшний день степенью проработанности и урегулированности некоторых вопросов подачи, классификации, процедуры рассмотрения обращений, а также мер юридической ответственности должностных лиц, государственных органов и местного самоуправления. В практике реализации права на обращение все это нередко приводит к нарушению права граждан на получение мотивированного и обоснованного ответа, создает проблемы в самих государственных органах и органах местного самоуправления в процессе работы с обращениями. В данной работе описан ряд актуальных проблем и сформулированы соответствующие рекомендации для совершенствования института обращений граждан.
В современном мире одной из важнейших проблем публично-правовых отношений является реализация принципа обеспечения прав человека, поскольку именно в этой сфере сформирован эффективный механизм имплементации как по ряду международных договоров универсального и регионального характера, ратифицированных подавляющим большинством стран, так и через систему контрольных и правоохранительных органов, а также правозащитных организаций. В широком понимании права человека - это неотъемлемые свойства, природные возможности развития, которые определяют степень человеческой свободы, поскольку права человека слишком сложное, многогранное, философское, этическое, политологическое понятие. В то же время права человека - научная категория, характеризующая правовой статус человека по отношению к государству, его институтов, должностных лиц, квазигосударственных образований, политических групп, возможности и способности человека в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Поэтому в современных условиях важно исследовать место и роль органов государственного управления по обеспечению конституционных прав и свобод граждан.
Именно термин «обеспечение» наиболее полно отражает сущность деятельности государства, направленной предоставить правам и свободам граждан реальный смысл, включающий в себя такие понятия, как «честь», «уважение», «признание», «соблюдение», а также «гарантирование». Необходимость охраны (защиты) прав и свобод возникает в случаях их нарушения, существования препятствий в их использовании или спора о самом праве. Поэтому термин «обеспечение», по нашему мнению, наиболее полно характеризует изучаемую государственную деятельность. Под обеспечением прав и свобод человека и гражданина органами исполнительной власти понимаем процесс создания условий, необходимых для осуществления использования прав человека, включающих в себя такие элементы государственной деятельности, как содействие реализации прав человека, охрана прав человека и защита прав и свобод человека. Первым шагом для решения этой задачи было закрепление главной направленности деятельности РФ.
Следовательно, органы государственной власти занимают центральное место в сфере обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Однако главный вопрос относительно средств достижения этой цели не решен; признание государством своего долга «не снимает вопроса о совершенствовании процедур и механизмов, призванных защищать права и свободы граждан, о создании развитой системы гарантий, с помощью которых реализуется эта задача».
В современных условиях целый ряд конституционных прав и свобод гражданина остается декларативными или нереализованными, поэтому существование должным образом функционирующего механизма просто необходимо.
Важная роль в обеспечении реализации гражданами конституционных прав и свобод принадлежит органам государственного управления. Поэтому разработка научной модели механизма обеспечения реализации конституционных прав и свобод в контексте исследования государственно - управленческой деятельности приобретает особый смысл и актуальность.
Эффективность реализации государственной политики зависит от наличия системы соответствующего эффективно действующего механизма как реальной организационной силы, воплощения воли государства. Существует много различных мнений относительно понятия механизма государственного управления, но по определению его основного предмета споров почти нет. Основой единодушно признается система органов исполнительной власти (органы государственного управления). Органы государственного управления являются инструментом реализации задач, которые ставит государство в процессе своего развития в рамках правового поля. То есть существует непосредственная связь между органами государственного управления как инструмента реализации политики государства, и правовыми нормами, которые определяют цели, задачи и правовую среду деятельности этих органов. Таким образом, эффективность деятельности органов государственного управления по обеспечению реализации конституционных прав и свобод зависит от качества нормативно - правового обеспечения.
Институт прав человека - это неотъемлемые свободы и права личности, которые составляют основу естественного права, любого права в целом. Права человека охватывают гражданские права и политические свободы, экономические, социальные и культурные права, а также права социальных страт - детей, национальных меньшинств. В известной степени можно говорить и о правах человеческого сообщества в целом.
Особое место субъектов обеспечения прав и свобод человека и гражданина занимают органы местного самоуправления, являющиеся важным институтом гражданского общества. Их значение состоит в том, что развитая система органов местного самоуправления позволит реально осуществлять управление для жителей определенной общины, тем самым, максимально способствуя реализации их частных интересов с учетом интересов государства. Важно, что передача тех или иных собственных полномочий местным органам позволяет в некоторой степени избежать чрезмерной концентрации власти на центральном уровне, обеспечить перегрузки центрального правительства исключительно местными делами.
Кроме того, местное управление представляет населению дополнительные возможности участия в политическом процессе путем реализации права на обращение. Благодаря ему, механизм управления современным государством, способствует преодолению отчуждения личности от государства, приближению последней к правовому гражданскому обществу.
Однако, существует и ряд других проблем, которые усложняют систему реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Да, в общем, можно отметить, что отсутствие системного и согласованного видения общего развития органов местного самоуправления, недостаточная прозрачность их деятельности и низкая эффективность системы профессиональной ответственности, недостаточное финансирование органов местного самоуправления, неэффективность системы исполнения муниципальных актов, все это вместе привело к существующей ситуации в сфере государственной организации власти и требует срочных мер, направленных на решение указанных проблем.
Необходимо обозначить проблемы, связанные с обеспечением гарантий права граждан на обращение в органы местного самоуправления.
Одной из важных, но неразрешенных проблем является законодательная незакрепленность функциональной сущности обращений граждан во взаимоотношениях между населением и властью, обусловленная акцентом на обобщенном перечислении видов и форм обращений. Возможно одним из вариантов разрешения создавшейся ситуации, может стать законодательное закрепление сущности обращения, а также выделения запроса на доступ к информации (на предоставление информации) как разновидности обращения. Для реализации которого, необходимо определить понятие «запроса на предоставление информации» как деятельность, направленную на своевременное и полное обеспечение обращающегося информацией, с конкретизацией показателей объема и критериев отбора.
Также до настоящего времени не разрешена проблема недоверия граждан к государству, «бесполезности» обращений, при росте числа обращающихся граждан. Как видится инструментом повышения доверия граждан к органам местного самоуправления может стать механизм личного приема руководителем органа. Аналогичным образом на доверие граждан сказывается разъяснения порядка приема граждан, в средствах массовой информации.
Важно отметить также и проблемы связанные с игнорированием разграничения мотива и цели в качестве значимых элементов обращения, позволяющих отделять обращения от иных видов волеизъявлений, а также выявлять факты злоупотребления данным правом. Следует отметить, что процедуры рассмотрения обращений органами местного самоуправления должны четко регламентировать сроки отказов в рассмотрении обращений в соответствие со спецификой различных видов обращений. К необходимым признакам устного обращения, по которому дается мотивированный ответ, добавить идентификацию личности обращающегося, чтобы отделить их от анонимных обращений. Ограничить право «массовых заявителей» по количеству и периодичности одновременно направляемых обращений.
Не решена проблема приоритета пассивной гласности органов местного самоуправления при обеспечении доступа к информации перед значимостью и возможностями активных форм реализации права на информацию посредством обращений. С целью решения данной проблемы рациональным представляется наращивать информационно-аналитическую составляющую работы с обращениями граждан. Учитывать динамику обращений и соответственно ей оптимизировать деятельность отделов с обращениями граждан. Не забывать, что рассмотрение обращений затрагивает права не только заявителей, но и должностных лиц, подготавливающих ответ на обращения.
Проблемы, возникающие в этой сфере, требуют к себе особого внимания, поскольку существенно влияют на эффективность функционирования всего института местного самоуправления в целом. В настоящий момент еще есть возможность решить указанные проблемы, поскольку реформа местного самоуправления не завершена, однако дальнейшая ее реализация осложнит их решение.
1. Аминов И.Р. Государственная национальная политика как способ поддержания этнополитической стабильности в современной России // Правовое государство: теория и практика. - 2014. - № 4 (38). - С. 26-28.
2. Аминов И.Р. Государственно-правовые проблемы модернизации Российских регионов // Правовое государство: теория и практика. - 2016. - Т. 1, № 43. - С. 57-60.
3. Аминов И.Р. Конституционно-правовое обеспечение
самоопределения народов Российской Федерации // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). - 2014. - № 4 (25). - С. 69¬71.
4. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. 304 с.
5. Беляев А.В. Гражданин и государство: актуальные вопросы
правового и организационно-методологического обеспечения работы с обращениями граждан в государственных органах (ч. 1) // Сводный
реферативный сборник журнала Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2003. - № 4-6. - С. 27.
6. Беляков П.А. Правовое регулирование порядка рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации и ее субъектах // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2014. - № 2 (40). - С. 62-66.
7. Бессарабов В.Г. Деятельность Прокуратуры России по реализации конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти и органов местного самоуправления // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2015. Т. 21. № 2. С. 154-159.
8. Бондаренко М.В. Реализация конституционного права граждан на обращение: историко-правовой аспект // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. - 2016. - № 3 (68). - С. 13-16.
9. Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении: Учебное пособие. М.: Городец, 2004.
10. Бондарь Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. Ростов-на-Дону: 1998.
11. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.un. org/ru/universal-declaration-human-rights/index.html. - Дата
обращения: 23.10.2020.
12. Григорян Л.А. Советы-органы власти
и местного самоуправления. М.: Политиздат, 1965. 204 с.
13. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (подписана в 1950 году и вступила в силу 3 сентября 1953 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.echr.coe.int. - Дата обращения: 17.10.2020.
14. Заседание коллегии Генпрокуратуры 17 марта 2021 года // http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/65165(дата обращения: 17.03.2021).
15. Калашников В.В. О некоторых вопросах административной ответственности за нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан // Право в Вооруженных Силах. 2014. № 12. С. 19 - 22.
16. Калинина С.В. Право граждан РФ на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления // Вестник экономической безопасности. - 2009. - № 6. - С. 99-102.
17. Колобаева Н.Е. Право на доступ к информации о деятельности органов власти // Российское право: образование, практика, наука. - 2015. - № 1 (85). - С. 16-22.
18. Конституции зарубежных государств: учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003.
19. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // «Российская газета» от 4 июля 2020 г. № 144.
20. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 15 октября 2020 г. N 341-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть 1) ст. 1.
21. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.В. Лазарева. М.: ООО «Новая правовая культура», 2009. 593 с.
22. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 672 с.
23. Лиц М.О., Соколова М.А. Законодательное и международное регулирование права граждан на обращение в органы публичной власти // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. Том 1. № 1 (1). С. 106-113.
24. Майорова С.А. К вопросу о реализации конституционного права граждан на обращение в государственные органы // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. - № 1 (25). - С. 334-335.
25. Мещерягина В.А. К вопросу о возможности признания правотворческой инициативы граждан разновидностью конституционного права на обращение в российской федерации // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2015. - № 13-2. - С. 87-89.
26. Мещерягина В.А. Конституционное право на обращение как элемент поддержания баланса интересов личности, общества и государства // Административное и муниципальное право. 2015. № 9. С. 891 - 897.
27. Морукова А.А., Калинина С.В. К вопросу о порядке рассмотрения обращений граждан в Федеральной миграционной службе Российской Федерации // Миграционное право. 2015. N 1. С. 15 - 17.
28. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония. Учеб. пособие. 8 изд., исправл. и доп. М.: Инфотропик Медиа, 2012. 640 с.
29. Определение Конституционного Суда РФ от 19.10.2010 № 1268- О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сударева Ивана Михайловича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
30. Определение Верховного Суда РФ от 09.04.2008 № 61-Г08-1 Об отмене решения суда Корякского автономного округа от 11 января 2008 года, которым отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Корякского автономного округа от 17 июля 2006 года № 201-ОЗ «О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципальных образований в Корякском автономном округе» // СПС Консультант Плюс.
31. О структуре Администрации города Тюмени: решение
Тюменской городской Думы от 20.03.2008 № 818 // Тюменский курьер. - № 53. - 29.03.2008.
32. Послание Президента Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года //http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/53379 (дата обращения: 22.03.2021).
33. Примакова Т.О. Российская общественная инициатива: проблемы формирования и функционирования новой формы непосредственной демократии // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 7. С. 69 - 74.
34. Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. - 2012, 6 февр.
35. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 октября 2002 г. № 41 ст. 3995.
36. Разметаева Ю. С. Права человека как основа институций гражданского общества / Ю. С. Разметаева //Юридический вестник. - 2006. - № 1. - С. 109-112.
37. Риэккинен М.А. Право на обращение в органы публичной власти: судебная защита в действии // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2015. - № 4 (105). - С. 213-218.
38. Савоськин А.В. Конституционное право граждан на обращение: к вопросу о содержании субъективной стороны волеизъявления / А.В. Савоськин, В.А. Мещерягина // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2015. - № 3. - С. 45-47.
39. Трепель В.Г., Полинская Т.А., Шишов М.А., Шумилина Е.В. К вопросу о порядке рассмотрения административным органом обращений граждан // Административное право и процесс. 2011. N 6. С. 12 - 15.
40. Третьяков И.А. Место конституционного права на обращения в системе основных прав и свобод человека и гражданина // Юристъ- Правоведъ. - 2010. - № 2. - С. 14-18.
41. Устав города Тюмени Тюменской области: решением Тюменской
городской Думы от 17.11.1995 № 65 // Тюменский курьер. - № 115. -
21.08.2001.
42. Устав городского округа город Сургут Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры: решение городской Думы от 18.02.2005 № 425¬III ГД // Сургутская трибуна («Официально», выпуск № 2). - № 49. -
22.03.2005.
43. Федеральный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (Принят Гос. Думой 25.12.96 г.) (Одобрен Советом Федерации 12.02.97 г.) (в ред. Федеральных конституционных законов от 16.10.2006 № 4-ФКЗ, от 10.06.2008 № 3-ФКЗ) // Российская газета, 1997. 04.03., № 43-44.
44. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 24 февраля 2021 г. № 22-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 августа 1996 г. № 34 ст. 4029.
45. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 27 декабря 2018 г. № 528-ФЗ) // Собрание законодательства Российской
Федерации от 8 мая 2006 г. № 19 ст. 2060.
46. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. № 30 ст. 3032.
47. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // «Российская газета» от 1 октября 1997 г. № 190.
48. Федеральный закон от 6 октября 2003 года. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
49. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 6 июня 2019 г. № 122-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. № 7 ст. 900.
50. Хафизова А.И. Право граждан на обращения // Символ науки. - 2015. - № 6. - С. 239-242.
51. Хабриева Т.Я. Муниципальная реформа в правовом измерении // Журнал российского права 2008. № 3.
52. Царик А.А. К вопросу о реализации правомочий граждан в сфере доступа к информации о деятельности государственных органов в Российской Федерации // Инновационная экономика и право. - 2016. - № 4 (5). - С. 132-138.
53. Широбоков С.А. Универсальность конституционного права на обращение // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2015. - № 3. - С. 6-9.
54. Шишова М.Н. Право граждан на обращение в органы публичной власти: проблемы законодательного регулирования и реализации // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 4 (8). - С. 312-316.
55. B. Grant, J. Drew Local Government in Australia. History, Theory and Public Policy, 2017. - 445 р.
56. ByHarry M. Scoble, Laurie S. Wiseberg Problems of Comparative Research on Human Rights // Global Human Rights: Public Policies, Comparative Measures, and NGO Strategies, 2019. 171 p.
57. Erdem Hareket Classroom Teachers’ Awareness of their Civil and Professional Rights and Freedoms in Context of Educational Law Literacy // International Journal of Education and Literacy Studies. Vol 9, № 1 (2021).
58. Human Rights Education for the 21st century / ed. by Andreopoulos G. J., Claude R. P. - Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1997. - 636 p.
59. Kay Ruge and Klaus Ritgen Local Self-Government and Administration / Public Administration in Germany. 2021 - 123 p.
60. Lingen, Leo von. Juristisches Worterbuch : Deutsch-Russisch / L. Lingen. - Leipzig : VEB Verlag Enzyklopadie, 1972. - 370 S.
61. Local self-government in Europe / editors: Bostjan Brezovnik, Istvan Hoffman, Jaroslaw Kostrubiec. Maribor : Institute for Local Self-Government Maribor, 2021. p. 277-324.