Участие органов местного самоуправления в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1 Общая характеристика органов местного самоуправления 11
1.1 Понятие, особенности и структура органов местного
самоуправления 11
1.2 Классификации органов местного самоуправления 23
1.3 Принципы организации и деятельности органов местного
самоуправления 32
Глава 2 Особенности участия органов местного самоуправления в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в российской федерации 39
2.1 Права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации 39
2.2 Полномочия местного самоуправления в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 46
Глава 3 Проблемы участия органов местного самоуправления в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в российской федерации и пути их решения 60
3.1 Особенности участия органов местного самоуправления в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 60
3.2 Пути совершенствования участия органов местного
самоуправления в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 69
Заключение 79
Список используемой литературы и используемых источников 84
Глава 1 Общая характеристика органов местного самоуправления 11
1.1 Понятие, особенности и структура органов местного
самоуправления 11
1.2 Классификации органов местного самоуправления 23
1.3 Принципы организации и деятельности органов местного
самоуправления 32
Глава 2 Особенности участия органов местного самоуправления в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в российской федерации 39
2.1 Права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации 39
2.2 Полномочия местного самоуправления в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 46
Глава 3 Проблемы участия органов местного самоуправления в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в российской федерации и пути их решения 60
3.1 Особенности участия органов местного самоуправления в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 60
3.2 Пути совершенствования участия органов местного
самоуправления в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 69
Заключение 79
Список используемой литературы и используемых источников 84
Актуальность темы и проблемы работы определяется сохраняющейся в современной Российской Федерации стратегической направленности на постепенное внедрение и реализацию принципов демократического правового государства, и формирование развитого гражданского общества. Все это, с одной стороны, предполагает поиск эффективных каналов диалога, обратной связи и общественного контроля, обеспечивающих взаимодействие народа и власти; с другой стороны, требует выработки и развития средств правовой защиты интересов и прав граждан на основе принципов равенства, открытости, объективности.
Одним из таких средств правовой защиты граждан и механизмов взаимодействия народа и власти является институт обращений граждан.
Осознание значимости права на обращение способствовало его закреплению в законодательстве различных государств, в том числе в Российской Федерации. Статья 33 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления [19].
Обращение гражданина - это не только средство защиты его нарушенного права и законного интереса, но также инструмент, указывающий на недостатки власти, несовершенства сложившейся системы.
Поэтому, с функциональной точки зрения реализация данного правомочия обеспечивает дисциплинированность должностных лиц, актуализирует реальную правовую практику, в которой проверяется действенность принятых законов. Заявляя свое обращение, граждане стремятся изменить сложившееся положение, предупредить развитие событий по негативному для себя сценарию. Вместе с тем, сам факт обращения и его содержание выступают значимым источником информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов государственного, экономического и социокультурного развития. Следовательно, в наиболее общем виде обращение можно рассматривать в качестве релевантной информации, являющейся необходимой составляющей обретения или защиты интересов граждан, совершенствования правовой системы. Другими словами, реализация права граждан на обращение позволяет получать взаимообратную связь в диаде государство - общество, корректировать имеющиеся недочеты, пресекать злоупотребления, разрабатывать мероприятия, способствующие росту удовлетворенности общества деятельностью государственных органов.
Объективной тенденцией современности становится рост информационной открытости и доступности органов государственной власти и местного самоуправления во взаимоотношениях с гражданами. «Не прятаться в служебных кабинетах, не бояться диалога с людьми - идти навстречу, честно и открыто разговаривать с людьми, поддерживать их инициативы - таково послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации» [32].
В этом контексте право граждан на обращение - это реальный факт учёта мнения конкретного гражданина, его участия в управлении делами государства. Однако, несмотря на то, что увеличивается количество обращающихся граждан, реалии отечественного правового пространства таковы, что в общественном мнении все ещё сохраняется оценка «бесполезности» обращений граждан к государству. В частности, согласно данным одного из исследований ВЦИОМ такого мнения придерживается каждый пятый гражданин [27, с. 15-17].
Вероятно, это объясняется низкой правовой культурой граждан в целом, высокой степенью недоверия государственным органам, отсутствием знаний об институте обращений в принципе, а также недостатками и проблемами функционирования самого института права на обращение.
На расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации Владимир Путин подводя итоги работы ведомства за 2020 год также подчеркнул важность обращений и приема граждан, обозначил задачи по укреплению законности и правопорядка на 2021 год на данном направлении.
Глава государства отметил что необходимо принять меры по совершенствованию работы по рассмотрению обращений и приёму граждан, отметил, что при рассмотрении обращений, особое внимание должно быть уделено фактам нарушения прав социально незащищённых категорий граждан. Указал на необходимость личного контроля со стороны руководства при решении наиболее существенных проблем людей [14].
В свою очередь, прямая связь между информированностью и качественными ответами на обращения с формированием чувства защищенности и справедливости у граждан и их удовлетворенностью актуализирует взаимодействие права на обращение с правом на доступ к информации. Информационная открытость и высокий уровень информированности граждан о деятельности руководящих органов обусловливает качественный скачек в развитии гражданского общества, формирование гражданина, который понимает стратегические цели и задачи, методы и средства их реализации, способен чётко определить свою позицию и откликнуться на призывы властей. Кроме того, актуальная информация и качественные ответы на поступающие обращения помогают людям лучше разобраться в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Наоборот - недостаточная информированность обусловливает усиливающуюся неуверенность, подозрительность, пассивность гражданских масс, а также их потенциальное противодействие.
Опасность информационной закрытости также состоит в том, что она позволяет скрывать провалы в работе, лоббировать частные интересы и, как следствие, вымогать взятки.
Кроме того, в настоящее время все обращения граждан к органам власти обрабатываются с помощью электронных информационных систем, что обусловливает серьезные проблемы, связанные с информационной безопасностью. В этом контексте необходим научный анализ использования ресурсов сети Интернет для подачи обращений в органы государственной власти и местного самоуправления.
Действительно считаем, что тем самым повышается ответственность, в том числе и глав местных администраций, за качество проверок по заявлениям граждан, упрощаются процедуры обжалования таких решений. И это, конечно, важно и значимо. Нужно, чтобы люди чувствовали свою связь с государственными органами и органами местного самоуправления и понимали, что это тот уровень власти, где люди могут получить защиту своих интересов.
«Исключить формализм, добиваться полной проверки всех доводов, окончательного завершения каждого обращения с понятным для заявителей результатом и в конечном итоге повысить доверие людей, такая цель данных мероприятий - таково напутствие главы государства» [14].
Таким образом, право граждан на обращение и доступ к информации - это сущностные характеристики современного демократического правового государства, обеспечивающие существование развитого гражданского общества. Установление обратной связи посредством права на обращение и высокий уровень информированности населения посредством права на доступ к информации - «залог успешной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления» [32].
Обзор использованных источников. Степень научной разработанности проблемы права граждан на обращения (доступ к информации) в органы государственной власти и местного самоуправления отражена в многочисленных трудах представителей юридической науки, а также философии, социологии, истории, психологии и др.
Комплексный характер поставленной проблемы предполагает необходимость обращения к исследованиям по различным направлениям юридической науки, а также к трудам в иных сферах человеческих знаний.
Большой вклад в разработку института местного самоуправления, его природы и специфики внесли такие ученые, как П.А. Астафичев, Н.С. Бондарь, Т.М. Бялкина, В.И. Васильев, И.В. Выдрин, Е.В. Гриценко, А.Р. Еремин, B.B. Еремян, A.A. Замотаев, H.A. Игнатюк, А.Н. Кокотов, O.E. Кутафин, В.И. Мокрый, Т.Г. Морщакова, А.Н. Нифанов, JI.A. Нудненко, Н.С. Тимофеев, В.И. Фадеев, Т.Я. Хабриева, Е.С. Шугрина и др.
Среди ученых, которые занимались разработкой проблем охраны и защиты прав человека, можно указать С.А. Авакьяна, Д.А. Авдеева, П.В. Анисимова, Д.С. Велиеву, Н.В. Витрука, В.Д. Зорькина, В.М. Капицына, С.Н. Кожевникову, М.В. Мархгейм, B.C. Шадрина, К.Д. Шаймарданова, Б.С. Эбзеева др.
Отдельными вопросами правообеспечительного потенциала органов местного самоуправления занимались В.Ю. Варламов, К.Д. Гасников, С.П. Гришаев, О.Н. Доронина, М.Н. Малеина, Н.В. Мелащенко, Д.С. Михеев, A.A. Кирилловых, В.В. Пылин, P.C. Рыжов, С.Н. Шевердяев и др.
Таким образом, несмотря на наличие исследований по теме работы, по мнению автора, степень изученности тематики права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления не является достаточной. Имеется множество проблемных вопросов о понятии, сущности и содержании данного права, формах, механизме и проблемах его реализации. Накопленный опыт требует системного обобщения с применением методов анализа, синтеза, сравнения, индуктивного и дедуктивного вывода, классификации.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления.
Предметом исследования данной работы являются особенности формирования, развития и функционирования института обращений граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также актуальные проблемы и нарушения в реализации права граждан на обращение (доступ к информации) на практике.
Цель данной работы видится как всесторонний анализ законодательства в сфере права граждан на обращение (доступ к информации) в органы государственной власти и местного самоуправления, его соотношение с реальной практической деятельностью.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- проанализировать место органов местного самоуправления в системе органов государственного управления, а также выявить теоретико-правовые и методологические проблемы, связанные с пониманием сущности местного самоуправления, его структуры и видов;
- исследовать правовую природу принципов, характеризующих организацию и деятельность органов местного самоуправления;
- установить взаимосвязи и взаимозависимости местного самоуправления с правом граждан на обращение;
- описать исторические особенности развития гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ и соотнести их с полномочиями органов местного самоуправления в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в РФ;
- определить возможности влияния граждан путем реализации права на обращение (на доступ к информации) на местное самоуправление;
- раскрыть актуальное содержание понятия «право граждан на обращение» в органы государственной власти и местного самоуправления, его критерии, функции и принципы реализации;
- проанализировать проблемы реализации правовых норм Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», выявить закономерности их возникновения и способы их разрешения. В рамках чего проследить взаимосвязь права граждан на обращение с правом на доступ к информации. Определить понятие «ответственность в сфере обращений граждан (доступа к информации)»;
- проанализировать судебную практику рассмотрения споров, связанных с рассмотрением обращений граждан в РФ. Выявить и сформулировать актуальные проблемы и нарушения в реализации права на обращение (на доступ к информации) в Российской Федерации на современном этапе развития. Предложить практические рекомендации по устранению проблем реализации законодательства, регулирующего рассмотрение обращений граждан органами местного самоуправления.
Методологическая основа исследования. Право на обращение (на доступ к информации) рассматривается как субъективное право гражданина и межотраслевой правовой институт, выполняющий общественно значимые функции. В основе анализа проблематики выступает персоноцентричная парадигма в отношениях между личностью и государством.
Изучение права граждан на обращение (доступ к информации) с использованием формально-юридического и диалектического методов позволяет определить его социокультурные функции и отразить те социальные ценности и идеалы, которые необходимо достичь. Поскольку адекватная оценка сложившейся ситуации на основе фундаментальных правовых норм и правил юридической деятельности предопределяет деятельность правовых субъектов, постольку она должна задавать направления функционирования права граждан на обращения (на доступ к информации) в органы государственной власти и местного самоуправления.
Эмпирическая основа исследования представлена доступными полнотекстовыми решениями судов, экспертными мнениями представителей юридической науки, а также статистической информацией. Доклад Верховного комиссара по правам человека в Российской Федерации позволил оценить масштабы и тенденции по обращениям граждан. Данные исследований ВЦИОМ позволили оценить уровень гражданской активности россиян, готовность граждан обращаться в органы государственной власти при защите своих прав и свобод. Анализ дел позволил выявить ряд правовых проблем и нарушений, сопутствующих реализации права на обращение и доступ к информации. Также оценивалась реальная практика функционирования института обращений граждан.
Научно-теоретическая значимость исследования права граждан на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления состоит в раскрытии актуального содержания функциональной сущности института обращений граждан, его действительного места в системе общественных отношений с учетом современных тенденций общественного развития, законодательного и правого регулирования.
Научная новизна работы состоит в комплексном теоретическом и практическом исследовании права на обращение во взаимосвязи с существующей судебной практикой и принятием других нормативно - правовых актов, регулирующих данную сферу, в частности законов об информации. В результате обозначены некоторые теоретические проблемы в интерпретации сущности права на обращение.
Практическая значимость работы определяется недостаточной на сегодняшний день степенью проработанности и урегулированности некоторых вопросов подачи, классификации, процедуры рассмотрения обращений, а также мер юридической ответственности должностных лиц, государственных органов и местного самоуправления. В практике реализации права на обращение все это нередко приводит к нарушению права граждан на получение мотивированного и обоснованного ответа, создает проблемы в самих государственных органах и органах местного самоуправления в процессе работы с обращениями. В данной работе описан ряд актуальных проблем и сформулированы соответствующие рекомендации для совершенствования института обращений граждан.
Одним из таких средств правовой защиты граждан и механизмов взаимодействия народа и власти является институт обращений граждан.
Осознание значимости права на обращение способствовало его закреплению в законодательстве различных государств, в том числе в Российской Федерации. Статья 33 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления [19].
Обращение гражданина - это не только средство защиты его нарушенного права и законного интереса, но также инструмент, указывающий на недостатки власти, несовершенства сложившейся системы.
Поэтому, с функциональной точки зрения реализация данного правомочия обеспечивает дисциплинированность должностных лиц, актуализирует реальную правовую практику, в которой проверяется действенность принятых законов. Заявляя свое обращение, граждане стремятся изменить сложившееся положение, предупредить развитие событий по негативному для себя сценарию. Вместе с тем, сам факт обращения и его содержание выступают значимым источником информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов государственного, экономического и социокультурного развития. Следовательно, в наиболее общем виде обращение можно рассматривать в качестве релевантной информации, являющейся необходимой составляющей обретения или защиты интересов граждан, совершенствования правовой системы. Другими словами, реализация права граждан на обращение позволяет получать взаимообратную связь в диаде государство - общество, корректировать имеющиеся недочеты, пресекать злоупотребления, разрабатывать мероприятия, способствующие росту удовлетворенности общества деятельностью государственных органов.
Объективной тенденцией современности становится рост информационной открытости и доступности органов государственной власти и местного самоуправления во взаимоотношениях с гражданами. «Не прятаться в служебных кабинетах, не бояться диалога с людьми - идти навстречу, честно и открыто разговаривать с людьми, поддерживать их инициативы - таково послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации» [32].
В этом контексте право граждан на обращение - это реальный факт учёта мнения конкретного гражданина, его участия в управлении делами государства. Однако, несмотря на то, что увеличивается количество обращающихся граждан, реалии отечественного правового пространства таковы, что в общественном мнении все ещё сохраняется оценка «бесполезности» обращений граждан к государству. В частности, согласно данным одного из исследований ВЦИОМ такого мнения придерживается каждый пятый гражданин [27, с. 15-17].
Вероятно, это объясняется низкой правовой культурой граждан в целом, высокой степенью недоверия государственным органам, отсутствием знаний об институте обращений в принципе, а также недостатками и проблемами функционирования самого института права на обращение.
На расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации Владимир Путин подводя итоги работы ведомства за 2020 год также подчеркнул важность обращений и приема граждан, обозначил задачи по укреплению законности и правопорядка на 2021 год на данном направлении.
Глава государства отметил что необходимо принять меры по совершенствованию работы по рассмотрению обращений и приёму граждан, отметил, что при рассмотрении обращений, особое внимание должно быть уделено фактам нарушения прав социально незащищённых категорий граждан. Указал на необходимость личного контроля со стороны руководства при решении наиболее существенных проблем людей [14].
В свою очередь, прямая связь между информированностью и качественными ответами на обращения с формированием чувства защищенности и справедливости у граждан и их удовлетворенностью актуализирует взаимодействие права на обращение с правом на доступ к информации. Информационная открытость и высокий уровень информированности граждан о деятельности руководящих органов обусловливает качественный скачек в развитии гражданского общества, формирование гражданина, который понимает стратегические цели и задачи, методы и средства их реализации, способен чётко определить свою позицию и откликнуться на призывы властей. Кроме того, актуальная информация и качественные ответы на поступающие обращения помогают людям лучше разобраться в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Наоборот - недостаточная информированность обусловливает усиливающуюся неуверенность, подозрительность, пассивность гражданских масс, а также их потенциальное противодействие.
Опасность информационной закрытости также состоит в том, что она позволяет скрывать провалы в работе, лоббировать частные интересы и, как следствие, вымогать взятки.
Кроме того, в настоящее время все обращения граждан к органам власти обрабатываются с помощью электронных информационных систем, что обусловливает серьезные проблемы, связанные с информационной безопасностью. В этом контексте необходим научный анализ использования ресурсов сети Интернет для подачи обращений в органы государственной власти и местного самоуправления.
Действительно считаем, что тем самым повышается ответственность, в том числе и глав местных администраций, за качество проверок по заявлениям граждан, упрощаются процедуры обжалования таких решений. И это, конечно, важно и значимо. Нужно, чтобы люди чувствовали свою связь с государственными органами и органами местного самоуправления и понимали, что это тот уровень власти, где люди могут получить защиту своих интересов.
«Исключить формализм, добиваться полной проверки всех доводов, окончательного завершения каждого обращения с понятным для заявителей результатом и в конечном итоге повысить доверие людей, такая цель данных мероприятий - таково напутствие главы государства» [14].
Таким образом, право граждан на обращение и доступ к информации - это сущностные характеристики современного демократического правового государства, обеспечивающие существование развитого гражданского общества. Установление обратной связи посредством права на обращение и высокий уровень информированности населения посредством права на доступ к информации - «залог успешной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления» [32].
Обзор использованных источников. Степень научной разработанности проблемы права граждан на обращения (доступ к информации) в органы государственной власти и местного самоуправления отражена в многочисленных трудах представителей юридической науки, а также философии, социологии, истории, психологии и др.
Комплексный характер поставленной проблемы предполагает необходимость обращения к исследованиям по различным направлениям юридической науки, а также к трудам в иных сферах человеческих знаний.
Большой вклад в разработку института местного самоуправления, его природы и специфики внесли такие ученые, как П.А. Астафичев, Н.С. Бондарь, Т.М. Бялкина, В.И. Васильев, И.В. Выдрин, Е.В. Гриценко, А.Р. Еремин, B.B. Еремян, A.A. Замотаев, H.A. Игнатюк, А.Н. Кокотов, O.E. Кутафин, В.И. Мокрый, Т.Г. Морщакова, А.Н. Нифанов, JI.A. Нудненко, Н.С. Тимофеев, В.И. Фадеев, Т.Я. Хабриева, Е.С. Шугрина и др.
Среди ученых, которые занимались разработкой проблем охраны и защиты прав человека, можно указать С.А. Авакьяна, Д.А. Авдеева, П.В. Анисимова, Д.С. Велиеву, Н.В. Витрука, В.Д. Зорькина, В.М. Капицына, С.Н. Кожевникову, М.В. Мархгейм, B.C. Шадрина, К.Д. Шаймарданова, Б.С. Эбзеева др.
Отдельными вопросами правообеспечительного потенциала органов местного самоуправления занимались В.Ю. Варламов, К.Д. Гасников, С.П. Гришаев, О.Н. Доронина, М.Н. Малеина, Н.В. Мелащенко, Д.С. Михеев, A.A. Кирилловых, В.В. Пылин, P.C. Рыжов, С.Н. Шевердяев и др.
Таким образом, несмотря на наличие исследований по теме работы, по мнению автора, степень изученности тематики права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления не является достаточной. Имеется множество проблемных вопросов о понятии, сущности и содержании данного права, формах, механизме и проблемах его реализации. Накопленный опыт требует системного обобщения с применением методов анализа, синтеза, сравнения, индуктивного и дедуктивного вывода, классификации.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления.
Предметом исследования данной работы являются особенности формирования, развития и функционирования института обращений граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также актуальные проблемы и нарушения в реализации права граждан на обращение (доступ к информации) на практике.
Цель данной работы видится как всесторонний анализ законодательства в сфере права граждан на обращение (доступ к информации) в органы государственной власти и местного самоуправления, его соотношение с реальной практической деятельностью.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- проанализировать место органов местного самоуправления в системе органов государственного управления, а также выявить теоретико-правовые и методологические проблемы, связанные с пониманием сущности местного самоуправления, его структуры и видов;
- исследовать правовую природу принципов, характеризующих организацию и деятельность органов местного самоуправления;
- установить взаимосвязи и взаимозависимости местного самоуправления с правом граждан на обращение;
- описать исторические особенности развития гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ и соотнести их с полномочиями органов местного самоуправления в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в РФ;
- определить возможности влияния граждан путем реализации права на обращение (на доступ к информации) на местное самоуправление;
- раскрыть актуальное содержание понятия «право граждан на обращение» в органы государственной власти и местного самоуправления, его критерии, функции и принципы реализации;
- проанализировать проблемы реализации правовых норм Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», выявить закономерности их возникновения и способы их разрешения. В рамках чего проследить взаимосвязь права граждан на обращение с правом на доступ к информации. Определить понятие «ответственность в сфере обращений граждан (доступа к информации)»;
- проанализировать судебную практику рассмотрения споров, связанных с рассмотрением обращений граждан в РФ. Выявить и сформулировать актуальные проблемы и нарушения в реализации права на обращение (на доступ к информации) в Российской Федерации на современном этапе развития. Предложить практические рекомендации по устранению проблем реализации законодательства, регулирующего рассмотрение обращений граждан органами местного самоуправления.
Методологическая основа исследования. Право на обращение (на доступ к информации) рассматривается как субъективное право гражданина и межотраслевой правовой институт, выполняющий общественно значимые функции. В основе анализа проблематики выступает персоноцентричная парадигма в отношениях между личностью и государством.
Изучение права граждан на обращение (доступ к информации) с использованием формально-юридического и диалектического методов позволяет определить его социокультурные функции и отразить те социальные ценности и идеалы, которые необходимо достичь. Поскольку адекватная оценка сложившейся ситуации на основе фундаментальных правовых норм и правил юридической деятельности предопределяет деятельность правовых субъектов, постольку она должна задавать направления функционирования права граждан на обращения (на доступ к информации) в органы государственной власти и местного самоуправления.
Эмпирическая основа исследования представлена доступными полнотекстовыми решениями судов, экспертными мнениями представителей юридической науки, а также статистической информацией. Доклад Верховного комиссара по правам человека в Российской Федерации позволил оценить масштабы и тенденции по обращениям граждан. Данные исследований ВЦИОМ позволили оценить уровень гражданской активности россиян, готовность граждан обращаться в органы государственной власти при защите своих прав и свобод. Анализ дел позволил выявить ряд правовых проблем и нарушений, сопутствующих реализации права на обращение и доступ к информации. Также оценивалась реальная практика функционирования института обращений граждан.
Научно-теоретическая значимость исследования права граждан на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления состоит в раскрытии актуального содержания функциональной сущности института обращений граждан, его действительного места в системе общественных отношений с учетом современных тенденций общественного развития, законодательного и правого регулирования.
Научная новизна работы состоит в комплексном теоретическом и практическом исследовании права на обращение во взаимосвязи с существующей судебной практикой и принятием других нормативно - правовых актов, регулирующих данную сферу, в частности законов об информации. В результате обозначены некоторые теоретические проблемы в интерпретации сущности права на обращение.
Практическая значимость работы определяется недостаточной на сегодняшний день степенью проработанности и урегулированности некоторых вопросов подачи, классификации, процедуры рассмотрения обращений, а также мер юридической ответственности должностных лиц, государственных органов и местного самоуправления. В практике реализации права на обращение все это нередко приводит к нарушению права граждан на получение мотивированного и обоснованного ответа, создает проблемы в самих государственных органах и органах местного самоуправления в процессе работы с обращениями. В данной работе описан ряд актуальных проблем и сформулированы соответствующие рекомендации для совершенствования института обращений граждан.
В современном мире одной из важнейших проблем публично-правовых отношений является реализация принципа обеспечения прав человека, поскольку именно в этой сфере сформирован эффективный механизм имплементации как по ряду международных договоров универсального и регионального характера, ратифицированных подавляющим большинством стран, так и через систему контрольных и правоохранительных органов, а также правозащитных организаций. В широком понимании права человека - это неотъемлемые свойства, природные возможности развития, которые определяют степень человеческой свободы, поскольку права человека слишком сложное, многогранное, философское, этическое, политологическое понятие. В то же время права человека - научная категория, характеризующая правовой статус человека по отношению к государству, его институтов, должностных лиц, квазигосударственных образований, политических групп, возможности и способности человека в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Поэтому в современных условиях важно исследовать место и роль органов государственного управления по обеспечению конституционных прав и свобод граждан.
Именно термин «обеспечение» наиболее полно отражает сущность деятельности государства, направленной предоставить правам и свободам граждан реальный смысл, включающий в себя такие понятия, как «честь», «уважение», «признание», «соблюдение», а также «гарантирование». Необходимость охраны (защиты) прав и свобод возникает в случаях их нарушения, существования препятствий в их использовании или спора о самом праве. Поэтому термин «обеспечение», по нашему мнению, наиболее полно характеризует изучаемую государственную деятельность. Под обеспечением прав и свобод человека и гражданина органами исполнительной власти понимаем процесс создания условий, необходимых для осуществления использования прав человека, включающих в себя такие элементы государственной деятельности, как содействие реализации прав человека, охрана прав человека и защита прав и свобод человека. Первым шагом для решения этой задачи было закрепление главной направленности деятельности РФ.
Следовательно, органы государственной власти занимают центральное место в сфере обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Однако главный вопрос относительно средств достижения этой цели не решен; признание государством своего долга «не снимает вопроса о совершенствовании процедур и механизмов, призванных защищать права и свободы граждан, о создании развитой системы гарантий, с помощью которых реализуется эта задача».
В современных условиях целый ряд конституционных прав и свобод гражданина остается декларативными или нереализованными, поэтому существование должным образом функционирующего механизма просто необходимо.
Важная роль в обеспечении реализации гражданами конституционных прав и свобод принадлежит органам государственного управления. Поэтому разработка научной модели механизма обеспечения реализации конституционных прав и свобод в контексте исследования государственно - управленческой деятельности приобретает особый смысл и актуальность.
Эффективность реализации государственной политики зависит от наличия системы соответствующего эффективно действующего механизма как реальной организационной силы, воплощения воли государства. Существует много различных мнений относительно понятия механизма государственного управления, но по определению его основного предмета споров почти нет. Основой единодушно признается система органов исполнительной власти (органы государственного управления). Органы государственного управления являются инструментом реализации задач, которые ставит государство в процессе своего развития в рамках правового поля. То есть существует непосредственная связь между органами государственного управления как инструмента реализации политики государства, и правовыми нормами, которые определяют цели, задачи и правовую среду деятельности этих органов. Таким образом, эффективность деятельности органов государственного управления по обеспечению реализации конституционных прав и свобод зависит от качества нормативно - правового обеспечения.
Институт прав человека - это неотъемлемые свободы и права личности, которые составляют основу естественного права, любого права в целом. Права человека охватывают гражданские права и политические свободы, экономические, социальные и культурные права, а также права социальных страт - детей, национальных меньшинств. В известной степени можно говорить и о правах человеческого сообщества в целом.
Особое место субъектов обеспечения прав и свобод человека и гражданина занимают органы местного самоуправления, являющиеся важным институтом гражданского общества. Их значение состоит в том, что развитая система органов местного самоуправления позволит реально осуществлять управление для жителей определенной общины, тем самым, максимально способствуя реализации их частных интересов с учетом интересов государства. Важно, что передача тех или иных собственных полномочий местным органам позволяет в некоторой степени избежать чрезмерной концентрации власти на центральном уровне, обеспечить перегрузки центрального правительства исключительно местными делами.
Кроме того, местное управление представляет населению дополнительные возможности участия в политическом процессе путем реализации права на обращение. Благодаря ему, механизм управления современным государством, способствует преодолению отчуждения личности от государства, приближению последней к правовому гражданскому обществу.
Однако, существует и ряд других проблем, которые усложняют систему реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Да, в общем, можно отметить, что отсутствие системного и согласованного видения общего развития органов местного самоуправления, недостаточная прозрачность их деятельности и низкая эффективность системы профессиональной ответственности, недостаточное финансирование органов местного самоуправления, неэффективность системы исполнения муниципальных актов, все это вместе привело к существующей ситуации в сфере государственной организации власти и требует срочных мер, направленных на решение указанных проблем.
Необходимо обозначить проблемы, связанные с обеспечением гарантий права граждан на обращение в органы местного самоуправления.
Одной из важных, но неразрешенных проблем является законодательная незакрепленность функциональной сущности обращений граждан во взаимоотношениях между населением и властью, обусловленная акцентом на обобщенном перечислении видов и форм обращений. Возможно одним из вариантов разрешения создавшейся ситуации, может стать законодательное закрепление сущности обращения, а также выделения запроса на доступ к информации (на предоставление информации) как разновидности обращения. Для реализации которого, необходимо определить понятие «запроса на предоставление информации» как деятельность, направленную на своевременное и полное обеспечение обращающегося информацией, с конкретизацией показателей объема и критериев отбора.
Также до настоящего времени не разрешена проблема недоверия граждан к государству, «бесполезности» обращений, при росте числа обращающихся граждан. Как видится инструментом повышения доверия граждан к органам местного самоуправления может стать механизм личного приема руководителем органа. Аналогичным образом на доверие граждан сказывается разъяснения порядка приема граждан, в средствах массовой информации.
Важно отметить также и проблемы связанные с игнорированием разграничения мотива и цели в качестве значимых элементов обращения, позволяющих отделять обращения от иных видов волеизъявлений, а также выявлять факты злоупотребления данным правом. Следует отметить, что процедуры рассмотрения обращений органами местного самоуправления должны четко регламентировать сроки отказов в рассмотрении обращений в соответствие со спецификой различных видов обращений. К необходимым признакам устного обращения, по которому дается мотивированный ответ, добавить идентификацию личности обращающегося, чтобы отделить их от анонимных обращений. Ограничить право «массовых заявителей» по количеству и периодичности одновременно направляемых обращений.
Не решена проблема приоритета пассивной гласности органов местного самоуправления при обеспечении доступа к информации перед значимостью и возможностями активных форм реализации права на информацию посредством обращений. С целью решения данной проблемы рациональным представляется наращивать информационно-аналитическую составляющую работы с обращениями граждан. Учитывать динамику обращений и соответственно ей оптимизировать деятельность отделов с обращениями граждан. Не забывать, что рассмотрение обращений затрагивает права не только заявителей, но и должностных лиц, подготавливающих ответ на обращения.
Проблемы, возникающие в этой сфере, требуют к себе особого внимания, поскольку существенно влияют на эффективность функционирования всего института местного самоуправления в целом. В настоящий момент еще есть возможность решить указанные проблемы, поскольку реформа местного самоуправления не завершена, однако дальнейшая ее реализация осложнит их решение.
Именно термин «обеспечение» наиболее полно отражает сущность деятельности государства, направленной предоставить правам и свободам граждан реальный смысл, включающий в себя такие понятия, как «честь», «уважение», «признание», «соблюдение», а также «гарантирование». Необходимость охраны (защиты) прав и свобод возникает в случаях их нарушения, существования препятствий в их использовании или спора о самом праве. Поэтому термин «обеспечение», по нашему мнению, наиболее полно характеризует изучаемую государственную деятельность. Под обеспечением прав и свобод человека и гражданина органами исполнительной власти понимаем процесс создания условий, необходимых для осуществления использования прав человека, включающих в себя такие элементы государственной деятельности, как содействие реализации прав человека, охрана прав человека и защита прав и свобод человека. Первым шагом для решения этой задачи было закрепление главной направленности деятельности РФ.
Следовательно, органы государственной власти занимают центральное место в сфере обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Однако главный вопрос относительно средств достижения этой цели не решен; признание государством своего долга «не снимает вопроса о совершенствовании процедур и механизмов, призванных защищать права и свободы граждан, о создании развитой системы гарантий, с помощью которых реализуется эта задача».
В современных условиях целый ряд конституционных прав и свобод гражданина остается декларативными или нереализованными, поэтому существование должным образом функционирующего механизма просто необходимо.
Важная роль в обеспечении реализации гражданами конституционных прав и свобод принадлежит органам государственного управления. Поэтому разработка научной модели механизма обеспечения реализации конституционных прав и свобод в контексте исследования государственно - управленческой деятельности приобретает особый смысл и актуальность.
Эффективность реализации государственной политики зависит от наличия системы соответствующего эффективно действующего механизма как реальной организационной силы, воплощения воли государства. Существует много различных мнений относительно понятия механизма государственного управления, но по определению его основного предмета споров почти нет. Основой единодушно признается система органов исполнительной власти (органы государственного управления). Органы государственного управления являются инструментом реализации задач, которые ставит государство в процессе своего развития в рамках правового поля. То есть существует непосредственная связь между органами государственного управления как инструмента реализации политики государства, и правовыми нормами, которые определяют цели, задачи и правовую среду деятельности этих органов. Таким образом, эффективность деятельности органов государственного управления по обеспечению реализации конституционных прав и свобод зависит от качества нормативно - правового обеспечения.
Институт прав человека - это неотъемлемые свободы и права личности, которые составляют основу естественного права, любого права в целом. Права человека охватывают гражданские права и политические свободы, экономические, социальные и культурные права, а также права социальных страт - детей, национальных меньшинств. В известной степени можно говорить и о правах человеческого сообщества в целом.
Особое место субъектов обеспечения прав и свобод человека и гражданина занимают органы местного самоуправления, являющиеся важным институтом гражданского общества. Их значение состоит в том, что развитая система органов местного самоуправления позволит реально осуществлять управление для жителей определенной общины, тем самым, максимально способствуя реализации их частных интересов с учетом интересов государства. Важно, что передача тех или иных собственных полномочий местным органам позволяет в некоторой степени избежать чрезмерной концентрации власти на центральном уровне, обеспечить перегрузки центрального правительства исключительно местными делами.
Кроме того, местное управление представляет населению дополнительные возможности участия в политическом процессе путем реализации права на обращение. Благодаря ему, механизм управления современным государством, способствует преодолению отчуждения личности от государства, приближению последней к правовому гражданскому обществу.
Однако, существует и ряд других проблем, которые усложняют систему реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Да, в общем, можно отметить, что отсутствие системного и согласованного видения общего развития органов местного самоуправления, недостаточная прозрачность их деятельности и низкая эффективность системы профессиональной ответственности, недостаточное финансирование органов местного самоуправления, неэффективность системы исполнения муниципальных актов, все это вместе привело к существующей ситуации в сфере государственной организации власти и требует срочных мер, направленных на решение указанных проблем.
Необходимо обозначить проблемы, связанные с обеспечением гарантий права граждан на обращение в органы местного самоуправления.
Одной из важных, но неразрешенных проблем является законодательная незакрепленность функциональной сущности обращений граждан во взаимоотношениях между населением и властью, обусловленная акцентом на обобщенном перечислении видов и форм обращений. Возможно одним из вариантов разрешения создавшейся ситуации, может стать законодательное закрепление сущности обращения, а также выделения запроса на доступ к информации (на предоставление информации) как разновидности обращения. Для реализации которого, необходимо определить понятие «запроса на предоставление информации» как деятельность, направленную на своевременное и полное обеспечение обращающегося информацией, с конкретизацией показателей объема и критериев отбора.
Также до настоящего времени не разрешена проблема недоверия граждан к государству, «бесполезности» обращений, при росте числа обращающихся граждан. Как видится инструментом повышения доверия граждан к органам местного самоуправления может стать механизм личного приема руководителем органа. Аналогичным образом на доверие граждан сказывается разъяснения порядка приема граждан, в средствах массовой информации.
Важно отметить также и проблемы связанные с игнорированием разграничения мотива и цели в качестве значимых элементов обращения, позволяющих отделять обращения от иных видов волеизъявлений, а также выявлять факты злоупотребления данным правом. Следует отметить, что процедуры рассмотрения обращений органами местного самоуправления должны четко регламентировать сроки отказов в рассмотрении обращений в соответствие со спецификой различных видов обращений. К необходимым признакам устного обращения, по которому дается мотивированный ответ, добавить идентификацию личности обращающегося, чтобы отделить их от анонимных обращений. Ограничить право «массовых заявителей» по количеству и периодичности одновременно направляемых обращений.
Не решена проблема приоритета пассивной гласности органов местного самоуправления при обеспечении доступа к информации перед значимостью и возможностями активных форм реализации права на информацию посредством обращений. С целью решения данной проблемы рациональным представляется наращивать информационно-аналитическую составляющую работы с обращениями граждан. Учитывать динамику обращений и соответственно ей оптимизировать деятельность отделов с обращениями граждан. Не забывать, что рассмотрение обращений затрагивает права не только заявителей, но и должностных лиц, подготавливающих ответ на обращения.
Проблемы, возникающие в этой сфере, требуют к себе особого внимания, поскольку существенно влияют на эффективность функционирования всего института местного самоуправления в целом. В настоящий момент еще есть возможность решить указанные проблемы, поскольку реформа местного самоуправления не завершена, однако дальнейшая ее реализация осложнит их решение.
Подобные работы
- Защита конституционных прав и свобод человека и гражданина органами
судебного конституционного контроля в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5100 р. Год сдачи: 2023 - Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека РФ (на примере Республики Татарстан)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2016 - ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Конституционно-правовая защита прав и свобод граждан Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - Институт правоохранительной деятельности в механизме защиты конституционных прав и свобод граждан в РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 750 р. Год сдачи: 2021 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
РОССИИ: СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2018



