Введение 3
Глава 1 Право на образование и гарантии его реализации 8
1.1 Право на образование и его место в системе конституционных
прав 8
1.2 Понятие и содержание конституционного права на
образование 11
1.3 Гарантии реализации права на образование в Российской
Федерации 18
Глава 2 Государство и образование: направления и перспективы
развития 32
2.1 Закрепление права на образование в международных правовых
актах и в законодательстве Российской Федерации 32
2.2 Государственная политика в сфере образования в РФ 39
2.3 Защита конституционного права на образование 51
Глава 3 Проблемы реализации права на образование 59
3.1 Доступность образования для социально незащищенных групп
населения и других категорий граждан 59
3.2 Право на получение профессионального образования 73
Заключение 81
Список используемых источников и литературы 84
Актуальность исследования. Российская Федерация провозглашает себя гарантом конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также социальным государством. Одним из социальных обязательств нашего государства является предоставление гражданам права на образование, гарантия его общедоступности и бесплатности [32].
В своем Послании Федеральному собранию от 01.03.2018 г. Президент РФ подчеркнул: «Современное, качественное образование должно быть доступно для каждого ребенка. Равные образовательные возможности - мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости». В.В. Путин поставил перед Правительством задачи по модернизации образовательных учреждений, формированию профессиональных педагогических кадров, оказанию поддержки талантливой молодежи. Из Послания следует, что на данном этапе самая явная цель преобразований в образовательной системе - это улучшение его качества [43].
Но уже через год в Послании 2019 года, Президент РФ заявляет, что в образовательной сфере существуют серьезные проблемы: «...порядка 200 тысяч ребят всё ещё ходят в школы, где нет нормального отопления, водопровода и канализации» [44]. Конечно, это касается прежде всего отдаленных местностей, небольших поселений и деревень.
Отсюда можно сделать вывод о несостоятельности муниципальных властей реализовывать государственные программы в сфере социальной политики, в частности в области реализации конституционного права на образование в РФ. Следовательно, возникает необходимость рассмотреть проблемы взаимодействия федеральной власти и органов местного самоуправления в сфере образования, а также противоречия в вопросах исполнения законодательства органами исполнительной власти на всех уровнях.
Актуальность исследования также обусловлена изменениями в законодательстве в области образования. После принятия Федерального закона «Об образовании в РФ» в 2012 году, по-прежнему продолжается реформирование системы образования, которая должна создавать условия общедоступности образовательной среды. В связи с этим появились новые термины, такие как «инклюзивное образование» и «дистанционные технологии в образовании», которые требуют дополнительного толкования.
Президент РФ обозначил приоритеты в сфере образования и определил его как национальный проект страны, что подчеркивает всю важность этого явления для нашего общества.
Степень разработанности темы. В общенаучной литературе по конституционному праву право на образование как одно из самых значимых направлений в государственной политике было рассмотрено в научных работах С.А. Авакьяна, А.О. Ооржак, Н.С. Вечкановой, А.Н. Дубровой.
В данных работах дается толкование понятия «право на образование», обозначены главные аспекты этого явления, такие как общедоступность, равноправие, определены способы реализации этого права гражданами в соответствии с современным законодательством. Но стоит отметить, что в качестве основной проблемы рассматривается реформирование системы образования и сближение его с международными стандартами.
Проблемы реформирования системы законодательства государственной политики в сфере образования также рассматриваются в работах Е.В. Добреньковой, И.Ю. Зерновой, Л.О. Курышевой, А.И. Рожкова, А.В. Соложина.
Проблемы конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в России были рассмотрены Е.Н. Хазовым, а в области гарантии права на образование - Е.А. Каштановой.
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть сущность понятия «право на образование» и определить основные проблемы его реализации, дать оценку результатов реформирования современной системы образования в вопросах повышения общедоступности образования на всей территории Российской Федерации.
Достижение поставленных целей предполагает решение ряда научных и практических задач исследования:
1) определить понятие и содержание конституционного права на образование;
2) рассмотреть проблемы гарантий реализации права на образование в Российской Федерации;
3) определить и проанализировать нормативно-правовое акты в сфере образования;
4) исследовать принципы государственная политики в сфере образования и обозначить основные проблемы в этой области;
5) проанализировать существующие механизмы и способы защиты конституционного права на образование;
6) обозначить основные проблемы реализации права на образование, такие как общедоступность и бесплатность получения образования для социально незащищенных групп населения и других категорий граждан, а также возможность получения профессионального образования.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере управления образованием.
Предметом исследования является процесс реализации права на образование в Российской Федерации.
Методологическая основа исследования. В данной работе применялись общенаучные и специальные методы познания, такие как дедуктивный, который строится на выделении закономерностей частного характера, свойственных правовой сфере регулирования образования. Формально-юридический метод состоит в том, чтобы определить содержание понятия субъективного права на образование, а анализ нормативных актов позволил выстроить структуру законодательства в сфере образования.
Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу магистерской диссертации составляют работы отечественных ученых в области конституционного права С.А. Авакьяна, М.В. Баглая и В.Е. Чиркина, а также труды по конституционному праву в области прав и свобод человека и гражданина Е.Н. Хазова, В.Я. Неказакова, в сфере нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности - В.К. Довгяло, К.Б. Егорова, М.А. Лариновой, А.И. Рожкова, Д.А. Ягофарова, А.В. Соложнина, в сфере реализации конституционного права на образование, права на высшее образование - Н.А. Бобровой, Н.С. Бондаря, О.И. Басса, Н.В. Вечкановой, Е.А. Каштановой, В.В. Лихобабиной.
Нормативную основу исследования составляют международные правовые акты, такие как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года и другие нормативно-правовые акты, регулирующие сферу образования.
Эмпирическая база исследования основывается на материалах судебной практики по вопросам реализации права на образования в Российской Федерации, а также на основании данных, полученных другими исследователями и опубликованных в печати.
Научная новизна исследования состоит в том, что анализируются новейшие нормативные акты (указы Президента РФ, постановления профильного министерства и др.), а также на основе исследований предлагается аргументированный анализ различных подходов и точек зрения по вопросу определения понятий, затрагивающих право на образование, выделяются проблемы, связанные с его реализацией в Российской Федерации, выявляются противоречия в законодательстве, и даются рекомендации для его совершенствования.
На защиту диссертантом выносятся следующие основные положения, отражающие научную новизну проведенного исследования:
1) гарантии права на образование в Российской Федерации должны обеспечиваться на всех уровнях власти; разграничение полномочий между уровнями публичной власти в сфере образования должно строится на согласованности действий, что приведет к отсутствию «перегибов на местах»;
2) существуют определенные социальные категории граждан, для которых реализация права на образования связана с определенными трудностями, и несмотря на то, что на уровне законодательства данная проблема решается, встает вопрос о работе органов местного самоуправления для приведения законов в действие.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем рассматривается такие понятия как «право на образование», «доступность образования», «государственные гарантии права на образование», которые не имеют единого подхода в определении среди ученых-исследователей; даже законодатель часто не дает четкой формулировки данным терминам. На основе изученных точек зрения делается попытка дать определения данным понятиям с учетом норм современного законодательства РФ.
Практическая значимость исследования. Сформулированные и обоснованные в работе предложения можно использовать для совершенствования законодательства в сфере образования.
Структура работы определена предметом, объектом исследования, ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка используемых источников, в том числе на английском языке.
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы.
Право на образование является сложным по содержанию понятием. Все правоведы сходятся в том, что это естественное право человека и классифицируется как социально-экономическое. Оно имеет тесную связь с другими личными и политическими правами, так как оказывает влияние на возможности самоопределения, формирования личности, гражданской позиции.
Однако дефиниция данного понятия не имеет четкого и единого определения в нормативно-правовых актах, нет единодушия и в понимании этого явления в работах ученных. Были рассмотрены различные подходы к определению понятия «право на образование» и выделены характеристики, являющиеся основополагающим для применения его в законотворчестве.
В процессе исследования проблематики, были выделены гарантии реализации права на образование в Российской Федерации как с позиции нормативных источников, так и с точки зрения теоретического аспекта. Обобщая вышесказанное, можно отметить, что Российская Федерация добилась больших успехов по обеспечению и гарантированию прав человека в сфере образования.
Прежде всего, были ратифицированы международные правовые акты. Было разработано фундаментальное законодательство, в котором сформулированы базовые принципы и гарантии права на образование в нашей стране. Правда, многие ученые и практики считают, что ратификация некоторых международных актов (например, присоединение к так называемому «болонскому процессу») нанесла непоправимый удар российскому образованию, его качеству, а также воспитательной функции.
Также важно отметить, что тема данной работы встречается в трудах многих исследователей, но некоторые аспекты по-прежнему нуждаются в обобщении, переосмыслении и дополнениях.
Право на образование находит закрепление во многих международных правовых актах, таких как «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования», а также в законодательстве Российской Федерации. Основополагающими документами выступают Конституция РФ и Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В них отражены все принципы защиты права на образования в соответствии с международными соглашениями.
Кроме того, обеспечения права на образование входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципалитетов. На сегодняшний день разграничение полномочий между различными уровнями публичной власти имеет массу противоречий и недоработок. Часто несовершенство законодательства приводит к «перекладыванию» обязанностей друг на друга, что приводит к тому, что проблемы, существующие в системе, остаются на неразрешенными.
Образование обозначено правительством как приоритетное направление государственной политики. Политика в сфере образования учитывает особенности нашей страны: огромная территория, многонациональность и многоконфессиональность. Создана программа национального проекта «Образование», в рамках которого разрабатываются мероприятия, целью которых является создание беспрепятственного получения образования для всех категорий граждан.
Вместе с тем, несмотря на то, что данная государственная программа действует более пятнадцати лет и имеет внушительное финансирование, остается большое количество нерешенных вопросов. В частности, граждане регулярно обращаются в надзорные органы для проведению проверок в отношении нарушения их прав.
Для разрешения большинства конфликтов, а также конфликтогенных и коррупциогенных ситуаций необходимо устранить противоречия в законодательстве и в самой системе образования.
В данной работе затрагиваются такие актуальные проблемы, как реализация права на образование для социально незащищенных категорий граждан, таких как инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ, пенсионеров и представителей коренных малочисленных народов. Были рассмотрены нормативно-правовые акты, затрагивающие гарантии данных групп населения не только на федеральном уровне, но уровне субъекта РФ Сахалинской области.
Другой важной проблемой является право на профессиональное образование. Несмотря на проводимую государством политику повышения доступности профессионального образования, доступность к качественному профессиональному образованию резко снизилась. В то время как ведущие вузы заручаются весомой поддержкой государства, региональные вынуждены решать большинство проблем самостоятельно. Много противоречий вызывает применение дистанционных технологий в профессиональном образовании.
С одной стороны, экономическая ситуация демонстрирует и диктует целесообразность такой формы обучения, с другой, отсутствие всеобщей компьютеризации и методик обучения перечеркивает эффективность такой формы обучения. Кроме того, реформирование высшего образования приводит к некоторым потерям. Так присоединение к Болонскому процессу позволило повысить престиж отечественного образования, но при этом принижает успехи и заслуги российских преподавателей высших учебных заведений.
В работе затрагивается и вопрос о том, насколько пострадало российское образование от того, что сфера образования в соответствии с действующим законодательством отнесена теперь к сфере услуг.
1. Авакьян, С.А. Конституционное право России. Учебный курс : учеб. пособие : в 2 т. Том 1 / С. А. Авакьян. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма : ИНФРА-М, 2014.
2. Агаркова, Д.А. Принципы реализации государственной политики в сфере образования в рамках нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник государственного и муниципального управления. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-realizatsii- gosudarstvennoy-politiki-v-sfere-obrazovaniya-v-ramkah-novogo-federalnogo- zakona-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy(дата обращения: 09.06.2019).
3. Айзикова, Л.В. К вопросу об обучении на протяжении жизни //
Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2012. №1 (9). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/k-voprosu-ob-obuchenii-na-protyazhenii-zhizni(дата обращения: 15.11.2020).
4. Апелляционное определение Астраханского областного суда от 04 июня 2014 г. № 33-1843/2014 // URL: http://www.lexed.ru
5. Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 22 мая 2014 г. по делу № 33-2365/2014 // URL: http://www.lexed.ru
6. Апелляционное определение Московского областного суда от 29.09.2014 по делу № 33-21526/2014 // URL: http://www.lexed.ru
7. Апелляционное определение Омского областного суда от 25 декабря 2013 г. по делу № 33-8570/2013 // URL: http://www.lexed.ru
8. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2002. - 800 с.
9. Баулина, Е. Е. Разграничение полномочий в сфере образования между уровнями публичной власти в Российской Федерации // Новый юридический вестник. — 2020. — № 4 (18). — C. 1-10.
10. Боброва Н.А. Девальвация юридического образования: общетеоретический аспект // образование и право. 2018. №8. С.179-181.
11. Боброва Н.А. О вредоносности современных критериев оценки научных достижений // Мир политики и социологии. 2019. № 3-4. С. 889-93.
12. Боброва Н.А. О неконституционности критериев оценки научной деятельности вузов, установленных в 2013 году // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 6. С.42-46.
13. Боброва, Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм: [моногр.]. Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1984. 161 с.
14. Боброва, Н.А. Причины девальвации магистерского образования
// Проблемы науки. 2018. №5 (29). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/prichiny-devalvatsii-magisterskogo-obrazovaniya(дата обращения: 21.04.2020).
15. Вечканова, Н.В. Право на образование в Российской Федерации:
Конституционный аспект // Теория и практика общественного развития. 2017. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-na-obrazovanie-v-
rossiyskoy-federatsii-konstitutsionnyy-aspekt (дата обращения: 02.06.2019).
16. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Консультант плюс: справочно-правовая
система.
17. Гайнов, И.Д. Некоторые аспекты прокурорского надзора за соблюдением конституционного права на дошкольное образование // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2019. №1 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-prokurorskogo-nadzora- za-soblyudeniem-konstitutsionnogo-prava-na-doshkolnoe-obrazovanie
18. Гладков, Д.В. Правовые гарантии в области образования детей-
инвалидов // Вестник науки и образования. 2017. №12 (36). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-garantii-v-oblasti-obrazovaniya-detey- invalidov(дата обращения: 17.11.2020).
19. Добренькова Е. В. Российское образование и болонский процесс
// Социология власти. 2005. №6. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/rossiyskoe-obrazovanie-i-bolonskiy-protsess(дата обращения: 14.11.2020).
20. Дуброва, А.Н. Право на образование как одно из
конституционных прав человека // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 909-911. — URL https://moluch.ru/archive/90/18183/(дата обращения:
02.06.2019).
21. Дьяченко, Т.С. Типичные нарушения принципа доступности и
бесплатности образования / Т. С. Дьяченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5.1 (139.1). — С. 19-20. — URL:
https://moluch.ru/archive/139/39322/(дата обращения: 05.11.2020).
22. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Консультант плюс: справочно¬правовая система.
23. Ежегодный доклад Правительства о реализации государственной
политики в сфере образования в 2019 году URL:
http://government.ru/news/39866/
24. Енгибарян, Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник / Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян. - М: Юристъ, 2000. - 492с.
25. Зелинская, Е.В. Прокурорский надзор за соблюдением прав
детей-инвалидов в образовательной сфере // Таврический научный обозреватель. 2016. №12-2 (17). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-za-soblyudeniem-prav-detey- invalidov-v-obrazovatelnoy-sfere(дата обращения: 05.11.2020)
26. Зернова, И. Ю. Основные направления государственного регулирования образовательной деятельности / И. Ю. Зернова // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2017. - № 1. - С. 16.
27. Зуйкова, Н.И. К характеристике социологического содержания понятия «Реализация права на образование» // Известия АлтГУ. 2012. №2 (74). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/k-harakteristike-sotsiologicheskogo- soderzhaniya-ponyatiya-realizatsiya-prava-na-obrazovanie(дата обращения: 17.01.2020).
28. Каштанова, Е.А. О гарантии реализации права на образование //
Вестник ОмЮА. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/articleZnZo-garantii-
realizatsii-prava-na-obrazovanie (дата обращения: 08.06.2019).
29. Каштанова, Е.А. Право на образование в системе
конституционных ценностей // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ruZarticleZnZpravo-na-
obrazovanie-v-sisteme-konstitutsionnyh-tsennostey (дата обращения:
15.01.2020).
30. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования [рус.] (Заключена в г. Париже 14.12.1960) URL: https:ZZbase.garant.ruZ2540455Z
31. Конвенция о правах ребенка (одобрена Г енеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
32. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). - Москва : Проспект, 2020. - 64 с.
33. Курышева, Л.О. Болонский процесс и закон Российской Федерации об образовании // Проблемы экономики и юридической практики. 2011. №3. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZbolonskiy-protsess-i-zakon- rossiyskoy-federatsii-ob-obrazovanii (дата обращения: 14.11.2020).
34. Лихобабина, В.В. Конституционное право на образование в Российской Федерации // Достижения науки и образования. 2016. №5 (6).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnoe-pravo-na-obrazovanie-v-
rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 15.01.2020).
35. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
36. Неказаков, В.Я. Конституционные права и свободы человека и гражданина в XXI веке [Электронный ресурс] : проблемы теории и правоприменительной практики / В. Я. Неказаков. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Юридический центр Пресс, 2014. — 320 c. — 978-5-94201-678-4. — Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/36719.html
37. Образовательное право (общая часть) : учебное пособие / В. К.
Довгяло, К. Б. Егоров, М. А. Ларинова [и др.] ; под редакцией Н. В. Новиковой. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно¬
педагогический университет, 2017. — 165 c. — ISBN 978-5-85218-907-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86372.html(дата обращения: 15.01.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
38. Образовательное право: учебник для академического
бакалавриата / по общ. Ред. А.И. Рожкова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 349 с.
39. Ооржак, А.О. Конституционное право гражданина Российской
Федерации на образование // Концепт. 2016. №6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnoe-pravo-grazhdanina-rossiyskoy- federatsii-na-obrazovanie(дата обращения: 02.06.2019).
40. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://genproc.gov.ru/
41. Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/
42. По делу о проверке конституционности положений статьи 153
Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы: Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 № 5-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. № 3.
43. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957
44. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59863
45. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2017 г. № 18-П // URL: http://www.lexed.ru
46. Постановление Правительства Сахалинской области от 28 июня № 331 Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие образования в Сахалинской области"
47. Постановление президиума Приморского краевого суда от 10 февраля 2014 г. № 44г-6 // URL: http://www.lexed.ru
48. Приказ Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области от 14.11.2016 №48 Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность .
49. Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-139
"Об утверждении методических рекомендаций по созданию детских технопарков "Кванториум" в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" и признании утратившим силу распоряжение Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. N Р-27 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум". //
Консультант плюс: справочно-правовая система.
50. Распоряжение Правительства РФ от 26 марта 2020 г. № 742-р Об утверждении Специальной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста на период до 2024 г., плана мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста на период до 2024 г. и утрате силы некоторых актов Правительства РФ. // Консультант плюс: справочно¬правовая система.
51. Сидорчук, Т.А. Образовательные программы для пожилых людей
// Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-
programmy-dlya-pozhilyh-lyudey (дата обращения: 16.11.2020).
52. Соложнин, А.В. Новый закон об образовании: проблемы, которые
нам придется решать // Экономика образования. 2014. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-zakon-ob-obrazovanii-problemy-kotorye- nam-pridetsya-reshat(дата обращения: 09.06.2019).
53. Старкова, Е.А. Проблемы реализации приоритетного национального проекта «Образование» // Science Time. 2014. №11 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-realizatsii-prioritetnogo-natsionalnogo- proekta-obrazovanie(дата обращения: 15.01.2020).
54. Федеральный закон от 01.03.2020 N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и статью 37 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". // Консультант плюс: справочно-правовая система.
55. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". // Консультант плюс: справочно-правовая система.
56. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". // Консультант плюс: справочно-правовая система.
57. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". // Консультант плюс: справочно-правовая система.
58. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". // Консультант плюс: справочно-правовая система.
59. Хазов, Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. Теоретические основы и проблемы реализации [Электронный ресурс] : монография / Е. Н. Хазов. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 342 с. — 978-5-238-02038-9. — Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/71095.html
60. Черепкова, Н.В., Смуглиенко А.В. Инклюзивное образование //
Science Time. 2015. №11 (23). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie(дата обращения: 17.11.2020).
61. Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран.
Учебник / В. Е. Чиркин. — М.: Юристъ, 1997. —568с.
62. Чичкин, А.В.. Обеспечение конституционного права на
образование сельских жителей // Известия ОГАУ. 2010. №25-1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-konstitutsionnogo-prava-na- obrazovanie-selskih-zhiteley(дата обращения: 15.01.2020).
63. Ягофаров Д.А. Правовое регулирование системы образования. Учебное пособие /Д.А. Ягофаров. - М.: ГОУ Московский педагогический государственный университет, 2004. - С. 211.
64. Bolshakova, Oksana Gennadievna et al. Right of Minors to Education
and its Implementation in the National Legislation of the Russian Federation. Journal of Advanced Research in Law and Economics, [S.l.], v. 8, n. 5, p. 1496-1502, feb. 2018. ISSN 2068-696X. Available at:
https://j ournals.aserspublishing. eu/j arle/article/view/1702
65. Greenspahn, Daniel S. A Constitutional Right to learn: The Uncertain
Allure of Making a Federal Case out of Education. South Carolina Law Review: Vol. 59, 2008: Iss. 4, Article 6. [Электронный ресурс]
https://scholarcommons.sc.edu/sclr/vol59/iss4/6(дата обращения 05.11.2020)
66. Orlandi, R., Capelin, P.T.C., Garcia, R.A.G. and de Oliveira, A.S.
(2018) Education and Ethnic-Racial Relations: Altering Encounters between University and Community. Open Journal of Social Sciences, 6, 76-87.
[Электронный ресурс] https://doi.org/10.4236/jss.2018.612008(дата обращения 05.11.2020)
67. Romanova, Svetlana A.; Gulaya, Tatyana M.; Gerasimenko, Tatyana
L. Legal Regulation of Educational Activities in Public Schools. Journal of Advanced Research in Law and Economics, [S.l.], v. 9, n. 1, p. 265-277, sep. 2018. ISSN 2068-696X. Available at: . Date accessed: 15 nov. 2020. doi: https://doi.org/10.14505//jarle.v9.1(31).32.
68. Semenova, N. S. Ban on hijabs in Russian schools: traditional values
and the realization of the right to education // European journal of law and political sciences. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ban-on-hijabs-in-
russian-schools-traditional-values-and-the-realization-of-the-right-to-education (дата обращения: 16.11.2020).