Конституционное право гражданина на образование в Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1 Право на образование и гарантии его реализации 8
1.1 Право на образование и его место в системе конституционных
прав 8
1.2 Понятие и содержание конституционного права на
образование 11
1.3 Гарантии реализации права на образование в Российской
Федерации 18
Глава 2 Государство и образование: направления и перспективы
развития 32
2.1 Закрепление права на образование в международных правовых
актах и в законодательстве Российской Федерации 32
2.2 Государственная политика в сфере образования в РФ 39
2.3 Защита конституционного права на образование 51
Глава 3 Проблемы реализации права на образование 59
3.1 Доступность образования для социально незащищенных групп
населения и других категорий граждан 59
3.2 Право на получение профессионального образования 73
Заключение 81
Список используемых источников и литературы 84
Глава 1 Право на образование и гарантии его реализации 8
1.1 Право на образование и его место в системе конституционных
прав 8
1.2 Понятие и содержание конституционного права на
образование 11
1.3 Гарантии реализации права на образование в Российской
Федерации 18
Глава 2 Государство и образование: направления и перспективы
развития 32
2.1 Закрепление права на образование в международных правовых
актах и в законодательстве Российской Федерации 32
2.2 Государственная политика в сфере образования в РФ 39
2.3 Защита конституционного права на образование 51
Глава 3 Проблемы реализации права на образование 59
3.1 Доступность образования для социально незащищенных групп
населения и других категорий граждан 59
3.2 Право на получение профессионального образования 73
Заключение 81
Список используемых источников и литературы 84
Актуальность исследования. Российская Федерация провозглашает себя гарантом конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также социальным государством. Одним из социальных обязательств нашего государства является предоставление гражданам права на образование, гарантия его общедоступности и бесплатности [32].
В своем Послании Федеральному собранию от 01.03.2018 г. Президент РФ подчеркнул: «Современное, качественное образование должно быть доступно для каждого ребенка. Равные образовательные возможности - мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости». В.В. Путин поставил перед Правительством задачи по модернизации образовательных учреждений, формированию профессиональных педагогических кадров, оказанию поддержки талантливой молодежи. Из Послания следует, что на данном этапе самая явная цель преобразований в образовательной системе - это улучшение его качества [43].
Но уже через год в Послании 2019 года, Президент РФ заявляет, что в образовательной сфере существуют серьезные проблемы: «...порядка 200 тысяч ребят всё ещё ходят в школы, где нет нормального отопления, водопровода и канализации» [44]. Конечно, это касается прежде всего отдаленных местностей, небольших поселений и деревень.
Отсюда можно сделать вывод о несостоятельности муниципальных властей реализовывать государственные программы в сфере социальной политики, в частности в области реализации конституционного права на образование в РФ. Следовательно, возникает необходимость рассмотреть проблемы взаимодействия федеральной власти и органов местного самоуправления в сфере образования, а также противоречия в вопросах исполнения законодательства органами исполнительной власти на всех уровнях.
Актуальность исследования также обусловлена изменениями в законодательстве в области образования. После принятия Федерального закона «Об образовании в РФ» в 2012 году, по-прежнему продолжается реформирование системы образования, которая должна создавать условия общедоступности образовательной среды. В связи с этим появились новые термины, такие как «инклюзивное образование» и «дистанционные технологии в образовании», которые требуют дополнительного толкования.
Президент РФ обозначил приоритеты в сфере образования и определил его как национальный проект страны, что подчеркивает всю важность этого явления для нашего общества.
Степень разработанности темы. В общенаучной литературе по конституционному праву право на образование как одно из самых значимых направлений в государственной политике было рассмотрено в научных работах С.А. Авакьяна, А.О. Ооржак, Н.С. Вечкановой, А.Н. Дубровой.
В данных работах дается толкование понятия «право на образование», обозначены главные аспекты этого явления, такие как общедоступность, равноправие, определены способы реализации этого права гражданами в соответствии с современным законодательством. Но стоит отметить, что в качестве основной проблемы рассматривается реформирование системы образования и сближение его с международными стандартами.
Проблемы реформирования системы законодательства государственной политики в сфере образования также рассматриваются в работах Е.В. Добреньковой, И.Ю. Зерновой, Л.О. Курышевой, А.И. Рожкова, А.В. Соложина.
Проблемы конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в России были рассмотрены Е.Н. Хазовым, а в области гарантии права на образование - Е.А. Каштановой.
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть сущность понятия «право на образование» и определить основные проблемы его реализации, дать оценку результатов реформирования современной системы образования в вопросах повышения общедоступности образования на всей территории Российской Федерации.
Достижение поставленных целей предполагает решение ряда научных и практических задач исследования:
1) определить понятие и содержание конституционного права на образование;
2) рассмотреть проблемы гарантий реализации права на образование в Российской Федерации;
3) определить и проанализировать нормативно-правовое акты в сфере образования;
4) исследовать принципы государственная политики в сфере образования и обозначить основные проблемы в этой области;
5) проанализировать существующие механизмы и способы защиты конституционного права на образование;
6) обозначить основные проблемы реализации права на образование, такие как общедоступность и бесплатность получения образования для социально незащищенных групп населения и других категорий граждан, а также возможность получения профессионального образования.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере управления образованием.
Предметом исследования является процесс реализации права на образование в Российской Федерации.
Методологическая основа исследования. В данной работе применялись общенаучные и специальные методы познания, такие как дедуктивный, который строится на выделении закономерностей частного характера, свойственных правовой сфере регулирования образования. Формально-юридический метод состоит в том, чтобы определить содержание понятия субъективного права на образование, а анализ нормативных актов позволил выстроить структуру законодательства в сфере образования.
Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу магистерской диссертации составляют работы отечественных ученых в области конституционного права С.А. Авакьяна, М.В. Баглая и В.Е. Чиркина, а также труды по конституционному праву в области прав и свобод человека и гражданина Е.Н. Хазова, В.Я. Неказакова, в сфере нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности - В.К. Довгяло, К.Б. Егорова, М.А. Лариновой, А.И. Рожкова, Д.А. Ягофарова, А.В. Соложнина, в сфере реализации конституционного права на образование, права на высшее образование - Н.А. Бобровой, Н.С. Бондаря, О.И. Басса, Н.В. Вечкановой, Е.А. Каштановой, В.В. Лихобабиной.
Нормативную основу исследования составляют международные правовые акты, такие как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года и другие нормативно-правовые акты, регулирующие сферу образования.
Эмпирическая база исследования основывается на материалах судебной практики по вопросам реализации права на образования в Российской Федерации, а также на основании данных, полученных другими исследователями и опубликованных в печати.
Научная новизна исследования состоит в том, что анализируются новейшие нормативные акты (указы Президента РФ, постановления профильного министерства и др.), а также на основе исследований предлагается аргументированный анализ различных подходов и точек зрения по вопросу определения понятий, затрагивающих право на образование, выделяются проблемы, связанные с его реализацией в Российской Федерации, выявляются противоречия в законодательстве, и даются рекомендации для его совершенствования.
На защиту диссертантом выносятся следующие основные положения, отражающие научную новизну проведенного исследования:
1) гарантии права на образование в Российской Федерации должны обеспечиваться на всех уровнях власти; разграничение полномочий между уровнями публичной власти в сфере образования должно строится на согласованности действий, что приведет к отсутствию «перегибов на местах»;
2) существуют определенные социальные категории граждан, для которых реализация права на образования связана с определенными трудностями, и несмотря на то, что на уровне законодательства данная проблема решается, встает вопрос о работе органов местного самоуправления для приведения законов в действие.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем рассматривается такие понятия как «право на образование», «доступность образования», «государственные гарантии права на образование», которые не имеют единого подхода в определении среди ученых-исследователей; даже законодатель часто не дает четкой формулировки данным терминам. На основе изученных точек зрения делается попытка дать определения данным понятиям с учетом норм современного законодательства РФ.
Практическая значимость исследования. Сформулированные и обоснованные в работе предложения можно использовать для совершенствования законодательства в сфере образования.
Структура работы определена предметом, объектом исследования, ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка используемых источников, в том числе на английском языке.
В своем Послании Федеральному собранию от 01.03.2018 г. Президент РФ подчеркнул: «Современное, качественное образование должно быть доступно для каждого ребенка. Равные образовательные возможности - мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости». В.В. Путин поставил перед Правительством задачи по модернизации образовательных учреждений, формированию профессиональных педагогических кадров, оказанию поддержки талантливой молодежи. Из Послания следует, что на данном этапе самая явная цель преобразований в образовательной системе - это улучшение его качества [43].
Но уже через год в Послании 2019 года, Президент РФ заявляет, что в образовательной сфере существуют серьезные проблемы: «...порядка 200 тысяч ребят всё ещё ходят в школы, где нет нормального отопления, водопровода и канализации» [44]. Конечно, это касается прежде всего отдаленных местностей, небольших поселений и деревень.
Отсюда можно сделать вывод о несостоятельности муниципальных властей реализовывать государственные программы в сфере социальной политики, в частности в области реализации конституционного права на образование в РФ. Следовательно, возникает необходимость рассмотреть проблемы взаимодействия федеральной власти и органов местного самоуправления в сфере образования, а также противоречия в вопросах исполнения законодательства органами исполнительной власти на всех уровнях.
Актуальность исследования также обусловлена изменениями в законодательстве в области образования. После принятия Федерального закона «Об образовании в РФ» в 2012 году, по-прежнему продолжается реформирование системы образования, которая должна создавать условия общедоступности образовательной среды. В связи с этим появились новые термины, такие как «инклюзивное образование» и «дистанционные технологии в образовании», которые требуют дополнительного толкования.
Президент РФ обозначил приоритеты в сфере образования и определил его как национальный проект страны, что подчеркивает всю важность этого явления для нашего общества.
Степень разработанности темы. В общенаучной литературе по конституционному праву право на образование как одно из самых значимых направлений в государственной политике было рассмотрено в научных работах С.А. Авакьяна, А.О. Ооржак, Н.С. Вечкановой, А.Н. Дубровой.
В данных работах дается толкование понятия «право на образование», обозначены главные аспекты этого явления, такие как общедоступность, равноправие, определены способы реализации этого права гражданами в соответствии с современным законодательством. Но стоит отметить, что в качестве основной проблемы рассматривается реформирование системы образования и сближение его с международными стандартами.
Проблемы реформирования системы законодательства государственной политики в сфере образования также рассматриваются в работах Е.В. Добреньковой, И.Ю. Зерновой, Л.О. Курышевой, А.И. Рожкова, А.В. Соложина.
Проблемы конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в России были рассмотрены Е.Н. Хазовым, а в области гарантии права на образование - Е.А. Каштановой.
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть сущность понятия «право на образование» и определить основные проблемы его реализации, дать оценку результатов реформирования современной системы образования в вопросах повышения общедоступности образования на всей территории Российской Федерации.
Достижение поставленных целей предполагает решение ряда научных и практических задач исследования:
1) определить понятие и содержание конституционного права на образование;
2) рассмотреть проблемы гарантий реализации права на образование в Российской Федерации;
3) определить и проанализировать нормативно-правовое акты в сфере образования;
4) исследовать принципы государственная политики в сфере образования и обозначить основные проблемы в этой области;
5) проанализировать существующие механизмы и способы защиты конституционного права на образование;
6) обозначить основные проблемы реализации права на образование, такие как общедоступность и бесплатность получения образования для социально незащищенных групп населения и других категорий граждан, а также возможность получения профессионального образования.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере управления образованием.
Предметом исследования является процесс реализации права на образование в Российской Федерации.
Методологическая основа исследования. В данной работе применялись общенаучные и специальные методы познания, такие как дедуктивный, который строится на выделении закономерностей частного характера, свойственных правовой сфере регулирования образования. Формально-юридический метод состоит в том, чтобы определить содержание понятия субъективного права на образование, а анализ нормативных актов позволил выстроить структуру законодательства в сфере образования.
Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу магистерской диссертации составляют работы отечественных ученых в области конституционного права С.А. Авакьяна, М.В. Баглая и В.Е. Чиркина, а также труды по конституционному праву в области прав и свобод человека и гражданина Е.Н. Хазова, В.Я. Неказакова, в сфере нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности - В.К. Довгяло, К.Б. Егорова, М.А. Лариновой, А.И. Рожкова, Д.А. Ягофарова, А.В. Соложнина, в сфере реализации конституционного права на образование, права на высшее образование - Н.А. Бобровой, Н.С. Бондаря, О.И. Басса, Н.В. Вечкановой, Е.А. Каштановой, В.В. Лихобабиной.
Нормативную основу исследования составляют международные правовые акты, такие как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года и другие нормативно-правовые акты, регулирующие сферу образования.
Эмпирическая база исследования основывается на материалах судебной практики по вопросам реализации права на образования в Российской Федерации, а также на основании данных, полученных другими исследователями и опубликованных в печати.
Научная новизна исследования состоит в том, что анализируются новейшие нормативные акты (указы Президента РФ, постановления профильного министерства и др.), а также на основе исследований предлагается аргументированный анализ различных подходов и точек зрения по вопросу определения понятий, затрагивающих право на образование, выделяются проблемы, связанные с его реализацией в Российской Федерации, выявляются противоречия в законодательстве, и даются рекомендации для его совершенствования.
На защиту диссертантом выносятся следующие основные положения, отражающие научную новизну проведенного исследования:
1) гарантии права на образование в Российской Федерации должны обеспечиваться на всех уровнях власти; разграничение полномочий между уровнями публичной власти в сфере образования должно строится на согласованности действий, что приведет к отсутствию «перегибов на местах»;
2) существуют определенные социальные категории граждан, для которых реализация права на образования связана с определенными трудностями, и несмотря на то, что на уровне законодательства данная проблема решается, встает вопрос о работе органов местного самоуправления для приведения законов в действие.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем рассматривается такие понятия как «право на образование», «доступность образования», «государственные гарантии права на образование», которые не имеют единого подхода в определении среди ученых-исследователей; даже законодатель часто не дает четкой формулировки данным терминам. На основе изученных точек зрения делается попытка дать определения данным понятиям с учетом норм современного законодательства РФ.
Практическая значимость исследования. Сформулированные и обоснованные в работе предложения можно использовать для совершенствования законодательства в сфере образования.
Структура работы определена предметом, объектом исследования, ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка используемых источников, в том числе на английском языке.
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы.
Право на образование является сложным по содержанию понятием. Все правоведы сходятся в том, что это естественное право человека и классифицируется как социально-экономическое. Оно имеет тесную связь с другими личными и политическими правами, так как оказывает влияние на возможности самоопределения, формирования личности, гражданской позиции.
Однако дефиниция данного понятия не имеет четкого и единого определения в нормативно-правовых актах, нет единодушия и в понимании этого явления в работах ученных. Были рассмотрены различные подходы к определению понятия «право на образование» и выделены характеристики, являющиеся основополагающим для применения его в законотворчестве.
В процессе исследования проблематики, были выделены гарантии реализации права на образование в Российской Федерации как с позиции нормативных источников, так и с точки зрения теоретического аспекта. Обобщая вышесказанное, можно отметить, что Российская Федерация добилась больших успехов по обеспечению и гарантированию прав человека в сфере образования.
Прежде всего, были ратифицированы международные правовые акты. Было разработано фундаментальное законодательство, в котором сформулированы базовые принципы и гарантии права на образование в нашей стране. Правда, многие ученые и практики считают, что ратификация некоторых международных актов (например, присоединение к так называемому «болонскому процессу») нанесла непоправимый удар российскому образованию, его качеству, а также воспитательной функции.
Также важно отметить, что тема данной работы встречается в трудах многих исследователей, но некоторые аспекты по-прежнему нуждаются в обобщении, переосмыслении и дополнениях.
Право на образование находит закрепление во многих международных правовых актах, таких как «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования», а также в законодательстве Российской Федерации. Основополагающими документами выступают Конституция РФ и Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В них отражены все принципы защиты права на образования в соответствии с международными соглашениями.
Кроме того, обеспечения права на образование входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципалитетов. На сегодняшний день разграничение полномочий между различными уровнями публичной власти имеет массу противоречий и недоработок. Часто несовершенство законодательства приводит к «перекладыванию» обязанностей друг на друга, что приводит к тому, что проблемы, существующие в системе, остаются на неразрешенными.
Образование обозначено правительством как приоритетное направление государственной политики. Политика в сфере образования учитывает особенности нашей страны: огромная территория, многонациональность и многоконфессиональность. Создана программа национального проекта «Образование», в рамках которого разрабатываются мероприятия, целью которых является создание беспрепятственного получения образования для всех категорий граждан.
Вместе с тем, несмотря на то, что данная государственная программа действует более пятнадцати лет и имеет внушительное финансирование, остается большое количество нерешенных вопросов. В частности, граждане регулярно обращаются в надзорные органы для проведению проверок в отношении нарушения их прав.
Для разрешения большинства конфликтов, а также конфликтогенных и коррупциогенных ситуаций необходимо устранить противоречия в законодательстве и в самой системе образования.
В данной работе затрагиваются такие актуальные проблемы, как реализация права на образование для социально незащищенных категорий граждан, таких как инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ, пенсионеров и представителей коренных малочисленных народов. Были рассмотрены нормативно-правовые акты, затрагивающие гарантии данных групп населения не только на федеральном уровне, но уровне субъекта РФ Сахалинской области.
Другой важной проблемой является право на профессиональное образование. Несмотря на проводимую государством политику повышения доступности профессионального образования, доступность к качественному профессиональному образованию резко снизилась. В то время как ведущие вузы заручаются весомой поддержкой государства, региональные вынуждены решать большинство проблем самостоятельно. Много противоречий вызывает применение дистанционных технологий в профессиональном образовании.
С одной стороны, экономическая ситуация демонстрирует и диктует целесообразность такой формы обучения, с другой, отсутствие всеобщей компьютеризации и методик обучения перечеркивает эффективность такой формы обучения. Кроме того, реформирование высшего образования приводит к некоторым потерям. Так присоединение к Болонскому процессу позволило повысить престиж отечественного образования, но при этом принижает успехи и заслуги российских преподавателей высших учебных заведений.
В работе затрагивается и вопрос о том, насколько пострадало российское образование от того, что сфера образования в соответствии с действующим законодательством отнесена теперь к сфере услуг.
Право на образование является сложным по содержанию понятием. Все правоведы сходятся в том, что это естественное право человека и классифицируется как социально-экономическое. Оно имеет тесную связь с другими личными и политическими правами, так как оказывает влияние на возможности самоопределения, формирования личности, гражданской позиции.
Однако дефиниция данного понятия не имеет четкого и единого определения в нормативно-правовых актах, нет единодушия и в понимании этого явления в работах ученных. Были рассмотрены различные подходы к определению понятия «право на образование» и выделены характеристики, являющиеся основополагающим для применения его в законотворчестве.
В процессе исследования проблематики, были выделены гарантии реализации права на образование в Российской Федерации как с позиции нормативных источников, так и с точки зрения теоретического аспекта. Обобщая вышесказанное, можно отметить, что Российская Федерация добилась больших успехов по обеспечению и гарантированию прав человека в сфере образования.
Прежде всего, были ратифицированы международные правовые акты. Было разработано фундаментальное законодательство, в котором сформулированы базовые принципы и гарантии права на образование в нашей стране. Правда, многие ученые и практики считают, что ратификация некоторых международных актов (например, присоединение к так называемому «болонскому процессу») нанесла непоправимый удар российскому образованию, его качеству, а также воспитательной функции.
Также важно отметить, что тема данной работы встречается в трудах многих исследователей, но некоторые аспекты по-прежнему нуждаются в обобщении, переосмыслении и дополнениях.
Право на образование находит закрепление во многих международных правовых актах, таких как «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования», а также в законодательстве Российской Федерации. Основополагающими документами выступают Конституция РФ и Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В них отражены все принципы защиты права на образования в соответствии с международными соглашениями.
Кроме того, обеспечения права на образование входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципалитетов. На сегодняшний день разграничение полномочий между различными уровнями публичной власти имеет массу противоречий и недоработок. Часто несовершенство законодательства приводит к «перекладыванию» обязанностей друг на друга, что приводит к тому, что проблемы, существующие в системе, остаются на неразрешенными.
Образование обозначено правительством как приоритетное направление государственной политики. Политика в сфере образования учитывает особенности нашей страны: огромная территория, многонациональность и многоконфессиональность. Создана программа национального проекта «Образование», в рамках которого разрабатываются мероприятия, целью которых является создание беспрепятственного получения образования для всех категорий граждан.
Вместе с тем, несмотря на то, что данная государственная программа действует более пятнадцати лет и имеет внушительное финансирование, остается большое количество нерешенных вопросов. В частности, граждане регулярно обращаются в надзорные органы для проведению проверок в отношении нарушения их прав.
Для разрешения большинства конфликтов, а также конфликтогенных и коррупциогенных ситуаций необходимо устранить противоречия в законодательстве и в самой системе образования.
В данной работе затрагиваются такие актуальные проблемы, как реализация права на образование для социально незащищенных категорий граждан, таких как инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ, пенсионеров и представителей коренных малочисленных народов. Были рассмотрены нормативно-правовые акты, затрагивающие гарантии данных групп населения не только на федеральном уровне, но уровне субъекта РФ Сахалинской области.
Другой важной проблемой является право на профессиональное образование. Несмотря на проводимую государством политику повышения доступности профессионального образования, доступность к качественному профессиональному образованию резко снизилась. В то время как ведущие вузы заручаются весомой поддержкой государства, региональные вынуждены решать большинство проблем самостоятельно. Много противоречий вызывает применение дистанционных технологий в профессиональном образовании.
С одной стороны, экономическая ситуация демонстрирует и диктует целесообразность такой формы обучения, с другой, отсутствие всеобщей компьютеризации и методик обучения перечеркивает эффективность такой формы обучения. Кроме того, реформирование высшего образования приводит к некоторым потерям. Так присоединение к Болонскому процессу позволило повысить престиж отечественного образования, но при этом принижает успехи и заслуги российских преподавателей высших учебных заведений.
В работе затрагивается и вопрос о том, насколько пострадало российское образование от того, что сфера образования в соответствии с действующим законодательством отнесена теперь к сфере услуг.
Подобные работы
- Конституционное право на образование в Российской Федерации: понятие, содержание, гарантии, проблемы реализации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Конституционное право граждан на образование и проблемы его реализации в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2019 - КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАНИНА НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ, ЛИЧНУЮ И СЕМЕЙНУЮ ТАЙНУ ПРИ ОБРАБОТКЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Конституционное право граждан на образование и проблемы его реализации в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2019 - Конституционное право граждан на образование: проблемы реализации и защиты (Тема 27, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина)
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Конституционное право на жилище (Нижневартовский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 1400 р. Год сдачи: 2019 - Конституционное регулирование права на жизнь
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2023 - КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА ЖИЛИЩЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Конституционное право граждан на образование
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2022



