Организационно-педагогические условия формирования у педагогов готовности использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии деятельностного типа
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у педагогов дошкольного образования готовности к использованию образовательных технологий деятельностного типа 13
1.1 Проблема использования образовательных технологий деятельностного типав работе с дошкольниками в современных исследованиях 13
1.2 Формирование готовности педагогов дошкольного образования к использованию современных образовательных технологий деятельностного типа как психолого-педагогическая проблема 24
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию у педагогов дошкольного образования готовности к использованию образовательных технологий деятельностного типа 34
2.1 Изучение уровня сформированности у педагогов дошкольного образования готовности к использованию образовательных технологий деятельностного типа 34
2.2 Реализацияв дошкольном образовательном учреждении организационно-педагогических условий формирования у педагогов дошкольного образования готовности к использованию образовательных технологий деятельностного типа 46
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности у педагогов дошкольного образования готовности к использованию образовательных технологий деятельностного типа 58
Выводы по второй главе 64
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Цель исследования: определить, охарактеризовать и апробировать организационно-педагогические условия формирования у педагогов дошкольного образования готовности к использованию образовательных технологий деятельностного типа.
Объект исследования: процесс формирования у педагогов
дошкольного образования готовности к использованию образовательных технологий деятельностного типа.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования у педагогов дошкольного образования готовности к использованию образовательных технологий деятельностноготипа.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования.
1. На основе анализа исследований, научной и методической литературы раскрыть степень ее разработки на современном этапе, определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Определить диагностический инструментарий по изучению готовности педагогов дошкольного образования к использованию образовательных технологий деятельностного типа и соответствующих организационно-педагогических условий.
3. Определить иреализовать в дошкольной образовательной организации организационно-педагогические условия формирования у педагогов готовности к использованию образовательных технологий деятельностного типа.
4. Выявить динамику в уровне сформированности у педагогов готовности к использованию образовательных технологий деятельностного типа.
В ходе нашего исследования мы выяснили, что современные образовательные технологии деятельностного типа требуют подготовки педагога, способного к деятельности в условиях преобразования современного образования. Проанализировав научную литературу, мы сделали вывод о том, что понятие «образовательные технологии деятельностного типа» неполно, формирование готовности к использованию образовательных технологий деятельностного типа обеспечивает формирования детей как субъектовдеятельности.
В своем исследовании мы выделили компоненты готовности, такие как: мотивоционно-ценностный (осознание необходимости реализации образовательных технологий деятельностного типа; стремление к освоению и реализации технологий деятельностного типа; восприимчивость к
нововведениям); когнитивный (знание специфики образовательных технологий деятельностного типа, педагогического инструментария технологий деятельностного типа, особенностей планирования этапов образовательной работы с детьми при реализации технологий); деятельностный (умение выбирать технологии деятельностного типа для решения различных задач обучения; умение выбирать и планировать педагогический инструментарий для решения различных задач обучения при реализации технологий деятельностного типа; умение проектировать поэтапные бинарные действия педагога и детей в образовательных технологиях деятельностного типа; умение реализовывать технологии деятельностного типа в работе с детьмитехнологий деятельностного типа). Результаты диагностики педагогов показали необходимость проведения методической работы по повышению уровня их готовности к реализации образовательных технологий деятельностного типа в образовательном процессе ДОО. Большинство педагогов находились на пороговом уровне готовности к использованию образовательных технологий деятельностного типа, а именно 50%.
В формирующем эксперименте мы поэтапно (мотивационный, информационно-теоретический, деятельностно-практический) реализовали следующие организационно-педагогические условия:
- определение банка технологий деятельностного типа, отражающих специфику дошкольного образования, овладение которыми обеспечивает эффективность образовательной деятельности воспитателей;
- использование воспитателями при планировании технологических карт по реализации технологий деятельностного типа, отражающих специфику детских видов деятельности и этапов образовательной работы с детьми;
- организация работы творческой группы по разработке и внедрению методического обеспечения реализации технологий деятельностного типа;
- реализация комплекса форм методической работы, обеспечивающих формирование у педагогов компонентов готовности к использованию образовательных технологий деятельностного типа с учетом результатов диагностики.
Вследствие проведения формирующего эксперимента уровень готовности к использованию образовательных технологий деятельностного типау педагогов стал значительно выше по всем, выделенным нами компонентам. Это позволило сделать вывод о том, что все задачи исследования выполнены, разработанные условия эффективны, выдвинутая гипотеза верна.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12 – ФЗ.
2. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь [Текст] / М. : – ИПК Издательство стандартов. – 2001. – 26 с.
3. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241,от 22 сентября 2011 г. № 2357
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
5. Алексеева, Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента [Текст] / Л.Н. Алексеева // Учитель. – 2004. – № 3. – С. 26-28.
6. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст] / К.Ю. Белая. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.
7. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы [Текст] /К.Ю. Белая. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
8. Виленский, М.Я. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе [Текст] / М.П. Образцов, А.И. Уман. – М. : 2004. – 234с.
9. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие [Текст] / Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 126с.
10. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст] / Л.М. Волобуева – М.: ТЦ Сфера. – 2009. – 104 с.
11. Голицина, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н.С. Голицына. – М. : Скрипторий, 2009.– 80 с.
12. Гирба, Е.Ю. Методическая работа как механизм управления качеством образования / [Текст] / Е.Ю. Гирба. – Серпухов : МОУДПО «Учебно-методический центр», 2010. – 100 с.
13. Гриценко, Л.И. Теория и практика обучения: интегративный подход. [Текст] /Л.И. Гриценко. – М. : Издательский Центр «Академия», 2004. – 368с.
14. Гусарова, Е.Н. Современные педагогические технологии [Текст] / Е.Н. Гусарова. – М.: АПК и ППРО, 2005. – 176 с.
15. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст] / Л.А. Кандыбович. – Минск : БГУ, 1976. – 256 с.
...