Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения психолого-педагогических условий предупреждения агрессии детей 4-5 лет 8
1.1 Характеристика понятия «агрессия детей» в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий
предупреждения агрессии детей 4-5 лет 14
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению психолого-педагогических условий предупреждения агрессии детей 4-5 лет 20
2.1 Выявление у детей 4-5 лет уровня агрессии 20
2.2 Содержание и организация работы по реализации психолого-
педагогических условий предупреждения агрессии детей 4-5 лет 36
2.3 Оценка динамики уровней агрессии детей 4-5 лет 50
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложение А Список детей в экспериментальной и контрольной группах
Агрессия, агрессивное поведение - термины, которые мы слышим с каждым годом все чаще. Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Агрессия - это агрессивное поведение, направленность которого против какого-то человека или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии. Проявление агрессии, агрессивного поведения связана со многими факторами: непрочной социальной, экономической, природной обстановкой, сформировавшаяся в данный момент в нашем мире, которые и обуславливают возрастание разнообразных отклонений в развитии и поведении не только взрослых, но и детей.
Проблемой исследования детской агрессивности занимались такие исследователи, как: Р.В. Овчарова, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, И.А. Фурманов, А.В. Антонов, Г. Левин, Б. Флейшман и другие.
По мнению большинства специалистов, одним из источников проявления агрессивности у детей, как формы отклоняющегося поведения, является семья. Формы проявления агрессии в семейных отношениях весьма разнообразны и включают в себя прямое физическое насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное неприятие ребенка.
Наличие агрессии в поведении ребенка очень часто создает сложности в общении с ними родителей и сверстников. Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно прогнозировать его поведение в зрелом возрасте.
Проблемой социализации агрессии занимались Р.С. Сирс, Е.Е. Маккоб, К. Левин и другие исследователи. Корректировать агрессию можно и нужно - это необходимо для того, чтобы из простой реакции на жизненные сложности она не превратилась в будущем в стабильную модель поведения, не укоренилась в характере. Следовательно, коррекция ранних проявлений агрессивности, обучение адекватным социальным навыкам межличностного общения - одна из важнейших задач практической психологии.
Это определяет актуальность изучения проблемы психолого-педагогических условий предупреждения агрессии детей 4-5 лет.
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие между необходимостью формирования психолого-педагогических условий предупреждения агрессии детей 4-5 лет и недостаточной разработанностью форм, методов, приёмов и средств работы для решения данной задачи в условиях дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия предупреждения агрессии детей 4-5 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия предупреждения агрессии детей 4-5 лет».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия предупреждения агрессии детей 4-5 лет.
Объект исследования: процесс предупреждения у детей 4-5 лет агрессии.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия предупреждения у детей 4-5 лет агрессии.
Гипотеза исследования: мы предположили, что уровень агрессии детей 4-5 лет снизится, если будут организованы следующие психолого-педагогические условия:
- разработаны и реализованы занятия с педагогом-психологом,
обеспечивающие предупреждение у детей 4-5 лет агрессии;
- организовано консультирование родителей воспитанников по
вопросам предупреждения у детей 4-5 лет агрессии.
Задачи исследования
1. Изучить теоретические основы психолого-педагогических условий предупреждения агрессии детей 4-5 лет.
2. Выявить у детей 4-5 лет уровень агрессии.
3. Разработать и апробировать содержание работы по реализации психолого-педагогических условий предупреждения у детей 4-5 лет агрессии.
4. Выявить динамику у детей 4-5 лет в уровне агрессии.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова).
- психолого-педагогические исследования проблемы детской агрессивности Р.В. Овчаровой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, И.А. Фурманова, А.В. Антонова, Г. Левина, Б. Флейшман;
- теория социального научения, которая трактует агрессию как усвоение поведения в процессе социализации через наблюдение определенного образа действий (А. Бандура);
- исследования по проблеме социализации агрессии (Р.С. Сирса, Е.Е. Маккоби и К. Левина).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- психолого-педагогический эксперимент: констатирующий,
формирующий и контрольный этапы;
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ № 30 г. Сызрань ДОО № 2. В исследование приняли участие 24 ребенка 4-5 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание занятий, обеспечивающее предупреждение агрессии детей 4-5 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована последовательность и использование выделенных форм работы на каждом из этапов занятий по предупреждению агрессии детей 4-5 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по реализации психолого-педагогических условий предупреждения агрессии детей 4-5 лет может быть использовано в образовательном процессе других дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Для иллюстрации текста используется 10 таблиц и 9 рисунков. Основной текст работы изложен на 61 странице.
С каждым днем растает количество дошкольников с агрессивными действиями. Простые реакции детей на жизненные сложности, в будущем, могут превратиться в стабильную модель поведения, укореняясь в характере. Наличие агрессии в поведении ребенка очень часто создает сложности в общении с ними родителей и сверстников.
Теоретический анализ исследований по проблеме возникновения агрессии детей дошкольного возраста позволил: выделить основные показатели агрессии детей 4-5 лет (импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация ребенка, отсутствие или ограниченность осознанности своих действий), а также охарактеризовать психолого-педагогические условия, способные её предупредить.
Экспериментальная работа по изучению психолого-педагогических условий предупреждения агрессии детей осуществлялась с детьми контрольной и экспериментальной группы в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе высокий уровень агрессии зафиксировали у 6 (50 %) детей контрольной и 7 (58 %) экспериментальной групп, средний уровень - у 5 (42 %) контрольной и у 3 (25 %) экспериментальной группы, низкий - 1 (8 %) и 2 (17 %) соответственно.
С целью оптимизации уровня агрессии детей 4-5 лет был проведен формирующий эксперимент, который проходил на базе структурного подразделения, именуемое ГБОУ СОШ № 30 детский сад № 2 и строился на гипотезе, что уровень агрессии детей 4-5 лет снизится, если будут организованы следующие психолого-педагогические условия:
- разработаны и реализованы занятия с педагогом-психологом,
обеспечивающие предупреждение у детей 4-5 лет агрессии;
- организовано консультирование родителей воспитанников по вопросам предупреждения у детей 4-5 лет агрессии.
Контрольный этап эксперимента, осуществляли после формирующего этапа, по тем же методикам, что и констатирующий этап. В ходе контрольного этапа эксперимента нам удалось установить, что в экспериментальной группе количество детей 4-5 лет с высоким уровнем агрессивности снизилось на 33 % (с 58 % на этапе констатации до 25 % на контрольном срезе), со средним - количество детей стало больше на 8 % (с 25 % до 33 %), что произошло за счет увеличения количества детей на 25 % (с 17 % до 42 %) с низким уровнем агрессии. В контрольной группе результаты констатирующего и контрольного этапов исследования не изменили своих значений. Что доказывает эффективность формирующего этапа нашей работы.
Таким образом, можно сделать вывод, что предотвращение агрессивного поведения у детей 4-5 лет возможно благодаря разработанным и реализованным психолого-педагогическим условиям. Гипотеза - подтверждена. Задачи решены, а цель исследования достигнута.
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н. М. Платоновой. СПб.: Речь, 2004. 336 с.
2. Башкайкина С. В. Изучение негативных реакций и проявлений агрессивности у младших школьников // Сборники конференций НИЦ социосфера. 2016. № 22. С. 112-116.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 2008. 364 с. 3
4. Долгова А. Г. Агрессия в младшем школьном возрасте : диагностика и коррекция. Москва : Генезис, 2009. 215 с.
5. Заостровцева М. Н. Агрессивность дошкольников: коррекция поведения: Учебное пособие. Москва : ТЦ Сфера, 2013. 112 с. 4
6. Зинченко В. П. Большой психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М. : ПраймЕврознак, 2003. 16 с.
7. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. Учеб. пос. М. : Академия, 2014. 288 с. 6
8. Ипполитова Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация» // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14.
9. Ковалева И. В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. М. : Айрис-пресс, 2008. 48 с. 9
10. Косякова О. О. Психолого-педагогический практикум по детской психологии. Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. 160 с. 10
11. Кравченко А. И. Психология и педагогика. Учебник. М. : Проспект, 2016. 400 с. 11
12. Лебедева К. А. Комплексный подход в решении проблемы агрессивности подростков с психоневрологическими нарушениями // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 6-2. С. 185-190.
13. Ломоносов О. Б. Психолого-педагогические условия преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 13
14. Пасечник Л. И. Агрессивное поведение дошкольника // Дошкольное воспитание. 2008. № 6. С. 84-89.
15. Профилактика агрессивных форм поведения в подростковом и юношеском возрасте [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/(Дата обращения: 20.04.2022).
16. Смирнова Е. О., Абдулаева Е. А. Организация игровой
деятельности. Учебное пособие. Ростов-на-Дону : Феникс, 2016.
17. Смирнова П. Психологическая коррекция агрессивного
поведения детей. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 160 с.
18. Франсуаз Леглоэк Сказки о феях: сборник. Москва : РОСМЭН- ПРЕСС, 2008. 96 с.
19. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения. М. : Владос, 2008. 31 с.
20. Шконда Н. Н. Преодоление агрессивного поведения детей дошкольного возраста как педагогическая задача // Международная студенческая научная конференция. 2015. № 7. С. 13-16.