Проведена опытно-практическая работа.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Красночикойская средняя общеобразовательная школа».
Выборка: 19 учеников 2 «Б» класса (10 девочек и 9 мальчиков).
Есть приложения.
Введение……………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования вариативного мышления у младших школьников на уроках изобразительного искусства на основе декоративно-прикладного искусства….6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников……….6
1.2 Специфические особенности уроков изобразительного искусства в начальной школе….11
1.3 Особенности вариативного мышления……16
Выводы к 1 главе………20
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию вариативного мышления у младших школьников на уроках изобразительного искусства на основе декоративно-прикладного искусства……22
2.1 Организация констатирующего этапа опытно-практической работы…...22
2.2 Организация формирующего этапа опытно-практической работы…..…27
2.3 Организация контрольного этапа опытно-практической работы……......32
Выводы к 2 главе…………36
Заключение………………………………………………………………….……37
Список использованной литературы…39
Приложения…………………………………………………………………..….42
В психологии под вариативным мышлением понимается сформированная установка мыслительной деятельности на отыскание различных способов достижения цели в отсутствии о них непосредственного указания, способность осуществлять мысленное преобразование объекта, находить различные его черты. Развитый вариативный компонент в мышлении – это показатель его гибкости, самостоятельности, творческих возможностей и умения генерировать новые знания.
В настоящее время чрезвычайно востребованы навыки поиска новых, с первого взгляда неочевидных путей выхода из какой‐либо проблемы, сравнения возможных вариантов действий, анализа их последствий, умение принимать оптимальное решение в условиях множественного выбора. В современном обществе с ситуациями, требующими всего перечисленного, приходится сталкиваться представителям самых разных профессий – инженеру, управленцу, врачу, юристу, страховому агенту, общественному деятелю. Привычка и способность к широкому и многоплановому восприятию действительности открывают новые горизонты как в профессиональной деятельности, так и в личном мировосприятии всякого человека. Определяется эта способность как раз уровнем сформированности вариативного мышления.
Понятна важность целенаправленного развития данного типа мышления, особенно если учесть, как мало внимания обычно уделяется этому в школе в процессе учебной деятельности, где нередко безраздельно властвует и навязывается ученику единообразный образ мыслей и действия – «делай, как было показано», «решай по заданному образцу».
И только на уроках изобразительного искусства ребёнку в большей степени предоставляется возможность самостоятельно придумывать собственный продукт, опираясь только на личные мыслительные и творческие способности.
Всё вышесказанное послужило основанием для выбора темы выпускной квалификационной работы. На основании сформулированной темы исследования мы определили цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель: дать теоретическое обоснование работы по формированию вариативного мышления у учащихся на уроках изобразительного искусства на основе декоративно-прикладного искусства и выявить ее динамику в условиях опытно-практической работы по теме исследования.
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи:
- с точки зрения психологии и педагогики рассмотреть характеристику младшего школьного возраста;
- выявить специфические особенности уроков изобразительного искусства в начальной школе;
- изучить особенности вариативного мышления;
- в процессе констатирующего этапа опытно-практической работы определить уровень сформированности вариативного мышления учащихся;
- организовать и провести работу по формированию вариативного мышления у учащихся на уроках изобразительного искусства на основе декоративно-прикладного искусства в условиях формирующего этапа опытно-практической работы;
- провести диагностику и выявить динамику данной работы в процессе контрольного этапа опытно-практической работы.
Объект исследования: процесс формирования вариативного мышления у младших школьников.
Предмет исследования: формирование вариативного мышления у учащихся на уроках изобразительного искусства на основе декоративно-прикладного искусства.
Гипотеза исследования: в процессе проведения уроков изобразительного искусства на основе декоративно-прикладного искусства с условием специально подобранных заданий у младших школьников формируется вариативное мышление.
В выпускной квалификационной работе мы использовали такие методы исследования, как: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; культурно-образовательный; сравнение, аналогия, систематизация, классификация; беседа с учащимися и наблюдение за их деятельностью; обобщение и конкретизация; изучение нормативных, инструктивно-методических материалов; педагогическое наблюдение; анализ и синтез; изучение, анализ и обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент.
Теоретическая и практическая значимость данной выпускной квалификационной работы будет заключаться в том, что при определенной доработке тема настоящего исследования может послужить источником для написания сообщений, рефератов, докладов и т.д. Разработанный и обобщенный материал может найти применение в теоретической и практической деятельности учителей начальных классов, а также учителей, преподающих в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Проведя подробный анализ психологической и методической литературы, мы пришли к следующим выводам.
В настоящее время чрезвычайно востребованы навыки поиска новых, с первого взгляда неочевидных путей выхода из какой‐либо проблемы, сравнения возможных вариантов действий, анализа их последствий, умение принимать оптимальное решение в условиях множественного выбора.
Привычка и способность к широкому и многоплановому восприятию действительности открывают новые горизонты как в профессиональной деятельности, так и в личном мировосприятии всякого человека. Определяется эта способность как раз уровнем сформированности вариативного мышления.Именно на уроках изобразительного искусства учащимся представляется реальная возможность проявления нестандартных решений проблемы в процессе творчества.
На основании вышеизложенного мы нашли необходимость в проведении опытно-практической работы по теме данного исследования.
. Работа состоялась из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Работа проводилась в МОУ «Красночикойская средняя общеобразовательная школа». Всего в исследовании участвовали 19 учеников.
При проведении констатирующего этапа нашей опытно-практической работы мы выявляли первоначальный уровень сформированности вариативного мышления у учащихся на начало исследования. При проведении диагностического исследования мы применяли методики выявления уровня сформированности вариативного мышления Л.А. Ясюковой «Визуальный анализ -синтез», «Визуальные аналогии», «Визуальные классификации».
На основании анализа данных, полученных на первом этапе, мы разработали и провели комплекс комплекс уроков изобразительного искусства на основе декоративно-прикладного искусства по следующим темам:
1. «Мой новый мир».
2. «Мой герой».
3. «Воображение – начало создания».
4. «Жар птица».
Далее мы перешли к контрольному этапу, на котором провели повторную диагностику учащихся с целью выявления эффективности проделанной работы. Из результатов диагностического исследованиям мы выявили, что уровень сформированности вариативного мышления у учащихся превысил свои первоначальные показатели. Следовательно, наша гипотеза, получила подтверждение, а проведенное исследование доказало возможность ее применения в профессионально-педагогической деятельности
1. Акимова М.К. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. - 2016. - № 1. – 21с.
2. Брушлинский А.В. Мышление и общение. - Минск: Изд-во Минского гос. ун-та, 2016. – 68с.
3. Вергеймер М.Продуктивное мышление. – М.: Прогресс,2016.-336 с.
4. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. -2016.-№ 5
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений в шести томах. Том 3.– М.: Педагогика, 2018. – 369 с.
6. Выготский Л.C. Избранные психологические исследования. - М., 2015.-448 с.
7. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. – М., 2017. – 288 с.
8. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - с.28.
9. Каплунович И.Я. Показатели развития пространственного мышления школьников // Вопросы психологии, 2016.-27 с.
10. Костюк, Г.С. Принцип развития в психологии / Г.С. Костюк // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие / Сост. Л.М. Семенюк. - М.; Воронеж, 2017. — 21-25 с.
11. Лебедева, Е.А. Логические ошибки младших школьников и некоторые причины их возникновения. Дидактика начального обучения. / Е.А. Лебедева - М.: Интерпресс, 2016.
12. Максимов, Л. К. Формирование вариативного мышления у младших школьников/ Л. К. Максимов. ‒ М.: Просвещение, 2017. – 96 с.
13. Моргунова, А. К. Нетрадиционные задания на уроках ИЗО в начальной и основной школе / А. К. Моргунова // Начальная школа плюс до и после. – 2016. ‒ № 9. – 13-17 с.
14. Останина, Е.Е. Развитие вариативности мышления у младших школьников/ Останина, Е.Е.//Начальная школа,-2019,№4
15. Перькова, О.И. Выявление способности ребенка анализировать, сравнивать, обобщать. / О.И. Перькова, Л.И. Сазанова // Начальная школа. -2016, № 9.
16. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника. / Поддьяков, Н.Н. -М.:2017- 272 c.
17. Петрова, В.И. Развитие мышления при решении задач. / В.И. Петрова // Начальная школа - № 1 - 23-25 с.
18. Психология мышления. Хрестоматия. / под ред. Гипенрейтер Ю.Б., Петухова В.В., Леонтьев А.Н. -М.: МГУ,2017-87 с.
19. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии» СПб. 2018. - с.713
20. Семенов И. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2016. – 64 с.
21. Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. - М: Наука -2014. – 444 с.
22. Трусова П.В. Введение в математическое моделирование. – М., 2015.
23. Тимофеева Н.Б., Филиппова Ю.С./Развитие вариативности мышления младших школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-1. – 92-93 с.
24. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Академия, 2015. - с.288 с
25. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 2015. - 368 с.
26. Щедровицкий Г. П. Путеводитель по методологии организации, руководства и управления: хрестоматия. – М.: Дело, 2018. – 160 с.
27. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования: статьи и лекции. – М.: Эксперимент, 2017. – 154 с.
28. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно‐модульного обучения. – М.: Народное образование, 2016. – 160 с.
29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 2019. - 554 с.
30. Якиманская И. С. Разработка технологии личностноориентированного обучения // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – 31–42 с.
31. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 2014. 240 с.