Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические основы организации сбытовой деятельности предприятий на основе логистики 6
1.1 Понятие сбытовой деятельности предприятий и логистический подход в ее управлении 6
1.2 Показатели эффективности сбытовой деятельности предприятий на основе логистики 10
2 Анализ эффективности сбытовой деятельности ООО «МАКС» 15
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 15
2.2 Оценка эффективности сбытовой деятельности предприятия 21
3 Разработка мероприятий по оптимизации сбытовой деятельности ООО «МАКС» на основе логистики 39
3.1 Мероприятия по оптимизации сбытовой деятельности предприятия на основе логистики 39
3.2 Экономическая эффективность разработанных мероприятий 43
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение А Организационная структура управления отдела сбыта ООО «МАКС» 53
Приложение Б Оценка действующей ассортиментной политики в ООО «МАКС» 54
Приложение В Оценка системы ценообразования в ООО «МАКС» 55
Приложение Г Оценка эффективности организации сбыта ООО «МАКС» за 2020 г 56
Приложение Д SWOT-анализ деятельности ООО «МАКС» 57
В условиях усиления конкурентной среды, на фоне продолжения кризиса в России и снижения покупательской способности предприятию требуется эффективно вести сбытовую деятельность. Все реализуемые товары должны быть оптимальным образом проданы: то есть, с учетом всех предпочтений и пожеланий покупателей, и с получением наибольшей выгоды. Поэтому главная задача любого предприятия - идеальным образом совместить желания клиентов и собственные цели. В этом случае у предприятия будет возможность доказать покупателю неоспоримые преимущества своего товара.
«В настоящее время в логистической системе повышается значимость и роль оценки логистических операций, которые должны осуществляться с высокой степенью эффективности, что обеспечит тем самым непрерывный рост уровня качественной оценки функционирования логистической системы» [16]. Именно по этой причине большое значение имеют анализ и оценка эффективности функционирования логистической системы. Одной из важных составляющих логистических систем является сбытовая деятельность предприятия.
Эффективная сбытовая деятельность предприятия обеспечивает приток финансовых средств и величина данного притока, именуемого выручкой, показывает, насколько результативно работает предприятие.
Количественные показатели сбыта, включая выручку, прибыль, рентабельность, являются ключевыми контрольными параметрами при проведении внутрифирменного системного и ситуационного анализа положения предприятия.
Выбранная тема актуальна, поскольку от эффективности продаж в логистической системе зависит увеличение ряда экономических показателей, в частности оборота торговли, прибыли, рентабельности, рыночной доли и конкурентоспособности.
Цель данной работы состоит в оптимизации сбытовой деятельности предприятий на основе логистики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• рассмотреть теоретические основы организации сбытовой деятельности предприятий на основе логистики;
• проанализировать эффективность сбытовой деятельности ООО «МАКС»;
• разработать мероприятия по оптимизации сбытовой деятельности ООО «МАКС» на основе логистики.
Объектом исследования в данной работе является предприятие ООО «МАКС».
Предмет исследования - сбытовая деятельность предприятия.
Теоретической и методической основой данного исследования послужили работы таких авторов, как Г.В. Маклакова, Л.Т. Снитко, О.В. Пигунова, Э.В. Минько, Р.И. Бунеева, И.М. Синяевой, Г.Г. Левкина и других.
Нормативные и законодательные акты: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Конституция РФ, Закон о защите прав потребителя.
Информационной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, а также материалы предприятия ООО «МАКС».
Методы анализа: сравнительный, статистико-экономический, вертикальный, горизонтальный, факторный.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников и приложений.
Важное значение в торговле должно быть отведено логистической системе.
«Логистическая система - это сложная, открытая, устойчивая, управляемая, координируемая экономическая система с определенными целями элементов (подсистем), функционирование которой должно обеспечить достижение определенного результата» [13].
Развитие деятельности предприятия, реализующего товарную продукцию, зависит от эффективности сбытовой деятельности.
«Сбыт представляет собой комплекс организационных, плановых и оперативно-управленческих мероприятий, связанных с поставкой, реализацией и продвижением продукции от поставщика к потребителю» [6]. Управление сбытовой деятельностью на предприятии включает в себя следующие направления: планирование ассортимента и сбыта продукции, формирование портфеля заказов, планирование сбытовой политики, разработку планов-графиков отгрузки готовой продукции, приемку ее от цехов-изготовителей, подготовку продукции к отгрузке, т.е. упаковку.
Эффективное управление сбытовой деятельностью позволяет предприятию повысить результативность всей финансово-хозяйственной деятельности.
В работе проведен анализ сбытовой деятельности ООО «МАКС». Основным видом деятельности ООО «МАКС» является: торговля оптовая металлами и металлическими рудами.
Положительными сторонами сбытовой деятельности являются: ежегодное обновление ассортимента; большая часть товаров относится к тем товарам, на которые покупательский спрос является максимальным и товары по ним не залеживаются на складе; большая доля сбыта товарной продукции через прямой канал сбыта.
Отрицательными сторонами сбытовой деятельности являются: снижение выручки (объемов сбыта товарной продукции) в 2020 году по сравнению с 2019 годом; снижение прибыли и рентабельности продаж в 2020 году по сравнению с 2019 годом; снижение сбыта товарной продукции по всему ассортименту в 2020 году по сравнению с 2019 годом; за весь анализируемый период наблюдается нарушение стабильности сбыта по некоторым товарным группам, что приводит к затовариванию склада готовой продукции; увеличение дебиторской задолженности.
Для решения перечисленных проблем руководству предприятия рекомендуется:
• введение для сотрудников отдела продаж системы KPI;
• мероприятия по сокращению дебиторской задолженности.
За счет реализации мероприятия по внесению в договор на оказание услуг штрафных санкций за просрочку платежей размер дополнительной прибыли составит 5,93 млн. р. За счет реализации мероприятия по страхованию дебиторской задолженности размер прибыли составит 1,96 млн. р.
Так, реализация предложенных мероприятий позволит повысить эффективность сбытовой деятельности предприятия.
1. Астраханцева А. С. Проблемы сбытовой деятельности компаний, реализующих непродовольственные товары [Текст] / А. С. Астраханцева, В. С. Москвитина // Молодая наука Сибири. - 2020. - № 3(9). - С. 429-434.
2. Башкиров А. А. Тенденции развития сбытовой деятельности в России и за рубежом [Текст] / А. А. Башкиров, О. Г. Кабакова // Роль аграрной науки в устойчивом развитии сельских территорий: Сборник V Всероссийской (национальной) научной конференции, Новосибирск, 18 декабря 2020 года. - Новосибирск: Издательский центр Новосибирского государственного аграрного университета «Золотой колос», 2020. - С. 11361138.
3. Больших К. А. Современный подход к повышению эффективности сбытовой деятельности предприятия [Текст] / К. А. Больших, О. А. Рыжова // Поколение будущего: взгляд молодых ученых 2020: Сборник научных статей 9-й Международной молодежной научной конференции: в 5-и томах, Курск, 12-13 ноября 2020 года / Юго-Западный государственный университет. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. - С. 46-49.
4. Васильева В. В. Управление сбытовой деятельностью и пути ее совершенствования на примере коммерческого торгового предприятия [Текст] / В. В. Васильева, К. Е. Шаповалова // Финансы. Учет. Банки. - 2019. - № 1 - 2(26-27). - С. 22-28.
5. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] / Г.Я Гольдштейн. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2019. - 94 с.
6. Гайсина Р.Р. Электронная коммерция: стратегия сбытовой деятельности для малого предприятия [Текст] / Р.Р. Гайсина, А.И. Хисаева // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2019. - №1. - С. 105-110.
7. Гаджинский А.М. Логистика [Текст] / А.М. Гаджинский. - М.: Дашков и К, 2017. - 484 с.
8. Гальченко С.А. Оптимизация маркетинговой стратегии предприятия в кризисных условиях [Текст] / С.А. Гальченко, А.С. Согачева // Приоритеты экономического роста страны в период постпандемии. - 2020. - С. 116-120.
9. Зоркальцева А.С. Сущность логистической системы и её роль в производственно-сбытовом цикле [Текст] / А.С. Зоркальцева // Актуальные вопросы современной экономики. - 2020. - №10. - С. 561-565.
10. Ильмурзина Э.М. Логистика в интернет-бизнесе [Текст] / Э.М. Ильмурзина, Е.Н. Парина, К.А. Кавтасьева // Вопросы студенческой науки. - 2019. - №4. - С. 25-32.
11. Карапетян А. Г. Сбытовая деятельность как важный фактор развития предприятия в современных условиях [Текст] / А. Г. Карапетян // Информация и инновации. - 2021. - Т. 16. - № 1. - С. 56-59.
12. Карпов Л.А. Выстраиваем логистику для интернет-магазина: пошаговый план действия [Текст] / Л.А. Карпов // Экономика и бизнес. - 2020. - №4. - С. 112-118.
13. Квасникова В.В. Оценка эффективности сбытовой деятельности организации по производству швейных изделий: методика и апробация [Текст] / В.В. Квасникова, Н.В. Мацкевич // Вестник Витебского технологического университета. - 2018. - №1. - С. 104-108.
14. Кондратьев С. С. Формирование логистической системы в электронной коммерции [Текст] / С. С. Кондратьев // Молодой ученый. - 2019. - № 2 (240). - С. 221-223.
15. Корокошко Ю. В. Стратегическое планирование сбытовой деятельности в системе конкурентоспособности предприятия [Текст] / Ю. В. Корокошко, Т. И. Рузманова, Е. И. Сероглазова // Финансовый бизнес. - 2020. - № 7(210). - С. 159-162.
...